Историки и физики разглядели прижизненный портрет ивана грозного

Сотрудники Института и Исторического музея космических изучений РАН при помощи мультиспектральной съемки, которая употребляется для изучения космоса, «показали» единственный прижизненный портрет Ивана IV.

Историки и физики разглядели прижизненный портрет ивана грозного

Портрет Ивана Грозного на переплете подносного экземпляра «Апостола»
Ивана Фёдорова, фотосъемка в узкополосном диапазоне спектра (протяженность волны 730 нм).
©А.В. Андреев, М.Н. Жижин, Е.В. Уханова, 2017

Единственный настоящий прижизненный портрет Ивана Грозного был вытиснен на переплете первопечатного «Апостола» 1564 года, — первой датированной напечатанной в Российской Федерации книги, — в технике картины на меди и оттиснут на ее верхней крышке. Но изображение русского царя считается угасшим: вытисненное на кожаном переплете, оно со временем разгладилось: в десятнадцатом веке его было чуть видно, а на данный момент и вовсе нереально различить невооруженным глазом.

Для восстановления изображения исследователи применяли способ мультиспектральной съемки: они взяли множество цифровых изображений в разных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного, и под различными углами освещения. После этого снимки обработали посредством особых методов, созданных сотрудниками ИКИ РАН и их сотрудниками.

«Поверхность переплета освещалась боковым светом, а азимут и высота положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — говорит основной эксперт Университета космических изучений РАН Александр Андреев.

По окончании обработки снимков на изображениях «проступили» очертания лица Ивана Грозного. Считается, что это единственный точный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на особом подносном экземпляре «Апостола» — в качестве благодарности за помощь печатного дела от создателя книги, одного из первых книгопечатников России Ивана Федорова.

«Кто создатель этого портрета, еще предстоит установить. Быть может, им мог быть единственный знакомый нам русский живописец, освоивший в середине XVI века западную технику картины на меди — Феодосий Изограф, сын известного художника Дионисия», — говорит научный сотрудник Национального исторического музея Елена Уханова, слова которой приводятся в сообщении пресс-центра ИКИ РАН.

Источник: chrdk.ru

Опричнина Ивана Грозного (рассказывает историк Андрей Фурсов)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: