Эфир сколес: передвижная телевизионная станция

Эфир сколес: передвижная телевизионная станция

Думается неосуществимым, что когда-то телевидение трудилось лишь в прямом эфире, а программы в записи были редки, поскольку до появления видеомагнитофонов их снимали на кинопленку, которую проявляли, монтировали и лишь позже, семь дней через две, показывали телезрителям. Первая записанная на магнитную ленту программа на русском телевидении вышла лишь в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

20 февраля в Доме звукозаписи — на улице Качалова, 24 (на данный момент Малая Никитская), где сейчас находится канал «Культура», — на видеомагнитофон был записан эстрадный концерт и позже «с видеомагнитофона» при помощи ПТС передан по ТВ. Вот это было событие!

А сейчас все напротив — зрители с нетерпением ожидают как раз «живых» эфиров, совсем заслуженно полагая их самыми занимательными, волнующими и драматическими.

Прямой эфир

В действительности и по сей день на телевидении практически любой эфир возможно назвать «живым». Так как в строгом соответствии с программой передач в эфир должны последовательно выходить фильмы, новости, погода, спорт и т. п. Причем для телезрителей не существует никаких перерывов либо пробелов в вещании (разве что ночью), а пауза кроме того в пара секунд вызывает у нас раздражение и недоумение, в противном случае и ужас — не новый ли путч? За тем, дабы программы выходили своевременно и без брака, следит эфирная бригада во главе с режиссером, что командует всем, что происходит в эфирной аппаратной.

Задача режиссера — выдать звук и картину в соответствии с так называемым монтажным страницей, в котором для каждой передачи (это возможно фильм, рекламный блок, анонс и т. п.) указан хронометраж, источник (номер кассеты) и другие сведения.

Современные цифровые разработки разрешают всецело автоматизировать процесс выдачи программ в эфир, и, к примеру, в аппаратной вещания на канале «Культура» режиссер уже стал фактически не нужен. Все материалы в цифровом виде сохраняются в базе данных и выдаются в эфир в соответствии с playлистом (как в вашем MP3плеере).

К сожалению, автоматизировать так работу при прямой трансляции концерта либо футбольного матча никак не окажется!

В первую очередь, в этих обстоятельствах у режиссера нет перед глазами монтажного страницы, расписанного по секундам, не смотря на то, что, само собой разумеется, неспециализированный порядок событий в большинстве случаев известен заблаговременно. Но в течение одной сцены спектакля либо выступления артиста события смогут развиваться с огромной скоростью!

И именно режиссер обязан выбрать, каким методом донести до зрителя происходящее так, дабы с большой точностью передать не только воздействие, но и воздух: продемонстрировать лицо крупным планом либо сцену неспециализированным, танцевальную группу, зрителей в зале и т. п. И наряду с этим нельзя забывать, что именно прямая трансляция проявляет любые ошибки и его команды и погрешности режиссёра. Хороший пример — неправильное размещение камер, способное привести к полной утрата ориентации у зрителя. Имеется шанс частично исправить это последующим монтажом, но прямой эфир таких неточностей не прощает.

Но вне стен родного телецентра большой профессионализм его помощников и режиссёра отнюдь не главная составляющая успеха «живого» эфира. Необходимо выполнить еще как минимум одно наиболее значимое условие — обеспечить эфирную бригаду оборудованием, связью и создать комфортные условия для работы. Эфирная аппаратная на канале — это огромное количество скоммутированного оборудования, приспособленного для эфира.

Как доставить его к месту съемок? Все неприятности организации выездных эфиров и съёмок решает мобильная телевизионная станция (ПТС) — по сути, полноценная эфирная аппаратная на колесах. Она включает рабочие места и необходимый набор оборудования инженеров и эфирной бригады.

ПТС

Каждая мобильная телевизионная станция делается на заказ и исходя из этого неизменно оптимизирована для ответа строго определенных задач. К примеру, большим спортивным каналам для организации трансляций спортивных соревнований требуется большая функциональность, а маленькому региональному каналу подойдет ПТС на базе микроавтобуса с парой камер и двумя видеомагнитофонами, но приспособленная для езды по пересеченной местности.

Не считая необходимых камер, видеомагнитофонов и звуко и видеомикшеров, в ПТС смогут быть установлены устройства для трехмерных эффектов, устройства замедленного воспроизведения, знакогенераторы, накопители неподвижных изображений, оборудование для монтажа видео и звука. Что из всего этого выбрать, определяется не только требуемой функциональностью, но и, не в последнюю очередь, финансами клиента.

Кстати, при работе на галаконцертах либо больших спортивных мероприятиях одной ПТС не редкость не хватает. В таких случаях создается комплекс из двух и более автомобилей, что кроме того может вырабатывать пара свободных телепрограмм.

Обслуживание

Как и простая эфирная аппаратная, ПТС обслуживается несколькими постоянными техническими и переменными творческими бригадами.

Сложность ведения прямых трансляций ведет к узкой специализации творческих бригад — в частности, режиссёров и операторов. Кто-то знает тонкости вещания с футбольных матчей, а кто-то — с концертов хорошей музыки. Настоящий «живой» эфир — это верховный пилотаж, и в таких бригадах постоянно работают специалисты экстра-класса.

Технический персонал для обслуживания ПТС подбирается никак не меньше шепетильно. Тут также главное и первое требование — высочайший профессионализм: нужно не только в короткие сроки установить и привести в рабочее состояние оборудование, но и при происхождения нештатных обстановок как возможно стремительнее отыскать оптимальное ответ.

Так что качественная прямая трансляция — итог действий слаженного коллектива, в котором любой знает собственный дело на «превосходно».

На выезде

Представьте себе в полной мере рядовую обстановку: требуется организовать съемки спектакля. Выясняется, если он начинается в семь вечера, машина обязана выехать в десять часов утра!

Работа начинается с разворачивания ПТС. Раскладывается стена, и ставятся опоры, каковые гарантируют полную неподвижность автомобиля на протяжении работы, на крыше размещается дополнительное оборудование — антенна либо камеры.

Режиссер определяет точки съемки и выбирает типы объективов, техническая бригада протягивает кабели и силовые кабели для видео и звука, устанавливает камеры и налаживает сообщение, осветители ставят дополнительный свет и т. п.

Кстати, их месторасположение и количество камер довольно часто определяются организаторами. Необходимо подметить, что иногда требования достаточно жёстки: в частности, на спортивных мероприятиях строго оговорено предельное число точек съемки. В некоторых случаях приходится задействовать дополнительное «выносное» оборудование, которое не входит в обычный комплект ПТС и привозится на отдельной машине.

Само собой, перед эфиром нужно убедиться, что аппаратура верно подключена и нормально функционирует, дабы при эфире либо записи на кассету не выяснилось внезапно, что, например, звук неправильно скоммутирован.

Все переговоры на протяжении эфира осуществляются при помощи совокупности служебной связи.

Имеется пара способов работы ПТС, и выбираются они в зависимости от требуемого результата, текущей возможностей и ситуации компании.

Для трансляции возможно организовано три типа каналов связи: спутниковый, радиорелейный и оптоволоконный — причем как по отдельности, так и в комбинации. Эти каналы смогут быть сняты в аренду у одного либо нескольких провайдеров либо являться собственностью телекомпании.

В мегаполисах в большинстве случаев не воображает труда подключиться к оптической линии связи. Но все не так легко, поскольку точки подключения вычислены на в полной мере определенный формат данных и он не всегда совпадает с тем, что применяет телекомпания (от PAL, SECAM и NTSC до HDTV и MPEG IMX). Неприятность решается применением особых совокупностей цифровой передачи видео и аудиоданных, каковые разрешают в настоящем времени кодировать и передавать данные в любом заданном формате.

Такие совокупности смогут быть встроенными, а смогут в каждом случае устанавливаться на ПТС дополнительно.

ПТС не всегда оснащена аппаратурой для радиорелейной либо спутниковой связи и может подключаться к мобильным станциям связи. Они являются маленький автомобиль с «бортовой» антенной.

Сигнал от ПТС в любом случае (не редкость, что и окольными дорогами) приходит на телецентр, что уже передает сигнал на телевизоры простым методом.

направляться еще подчернуть, что эфир практически в любое время записывается: часто бывает, что ПТС снимает на «будущее» и как такового «живого» эфира нет. Известен и «хоккейный» вариант, в то время, когда снимают и записывают первую часть, к примеру, хоккейного матча, а после этого кассету отвозят в телецентр и уже оттуда выдают в эфир, после этого так же снимают и привозят вторую часть и т. д. — и показывают, так, телезрителям матч с задержкой.

Запись может происходить и на телецентре, а не обязательно конкретно на ПТС. Тогда необязательно везти кассету с места съемок в телецентр и возможно сразу после записи выдавать материал в эфир.

Благодарим других сотрудников и Максима Евдокимова канала «Культура» за помощь в подготовке материала

Аппаратная вещания

Для организации любого эфира нужна так называемая «аппаратная вещания», оснащенная оборудованием для выдачи программ в эфир. В зависимости от решаемых задач и применяемого в телепроизводстве оборудования, в таковой аппаратной в качестве источников смогут употребляться видеомагнитофоны различных типов, твёрдые диски эфирных серверов, станции компьютерной графики, знакогенераторы (для титров), камеры, микрофоны и т. п. выходы и Входы всех устройств скоммутированы на так называемой матрице, которая управляется режиссером с эфирного видеомикшера и звукорежиссером со звукорежиссерского пульта. При помощи пульта режиссер может не только коммутировать сигналы нужным образом, вместе с тем смешивать и изменять их — к примеру, накладывать титры либо делать цветокоррекцию.

ПТС компании Qualitron для канала «Культура»

Специально для канала «Культура» финская компания Qualitron создала суперсовременную ПТС, которая ориентирована в первую очередь на освещение культурных мероприятий: пьес, концертов, фестивалей и т. п. Эта ПТС разрешает осуществлять не только съемки, но и производство материалов на DVD со звуком Dolby Digital 5.1. Само собой разумеется, для телезрителей о формате 5.1 до тех пор пока речи нет, но в ПТС предусмотрена возможность готовить программы в аналоговом формате Dolby Surround, и снабжать параллельную трансляцию на радио.

Вы точно и не сомневаетесь, что станция оснащена по окончательному слову техники, а в качестве формата записи употребляется MPEG IMX. ПТС складывается из трех отсеков: видеорежиссерского, звукорежиссерского и инженерного — и снабжена девятью камерами, четырьмя видеомагнитофонами и 32входовым видеомикшером.

В случае если пригодится приспособить ПТС для ответа нестандартной задачи, нет неприятностей скоро перекоммутировать либо поменять аппаратные средства: к примеру, добавить еще один видеомагнитофон либо устройство для обработки звука. В каждом из отсеков кондиционирования и независимая система вентиляции.

ПТС превосходно приспособлена к нашим климатическим условиям, поскольку финны знают про суровые зимы и ненастную погоду не понаслышке, так что в снег и дождь пол с подогревом избавляет от мокрых следов, а совокупность климатконтроля снабжает комфортную работу при температуре на улице до -350С. Кузов ПТС трансформируемый. Одна из стен автомобили раскладывается, и это существенно увеличивает рабочее пространство.

системы и Камеры приема и передачи смогут быть размещены на крыше, которая дополнительно усилена. Предусмотрена и возможность работы в аварийных обстановках: источник бесперебойного питания снабжает функционирование главных элементов ПТС в течение 15 мин..

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№14, декабрь 2003).

Передвижная телевизионная станция


Темы которые будут Вам интересны: