Эксперт: мы не должны проспать технологическую революцию! — «технологии»

Эксперт: мы не должны проспать технологическую революцию! - «технологии»

Благополучие России коренится, в большой степени, на мощности её нефтедобывающей индустрии. Но, кроме постоянной работы по обеспечению стабильности цены барреля, приходится сталкиваться и с вторыми вызовами — развитие разработок угрожает в будущем похоронить ветхую «нефтянку». Что следует сделать России, дабы не утратить, появлявшись в арьергарде научного прогресса, собственные доходы, приобретаемые сейчас с нефти?

Об этом «NOVOSTI-DNY.Ru» говорит методолог Юрий Сергеев, член наблюдательного совета Университета Шифферса.

-На ваш взор, какие конкретно ситуация будет происходить в всемирный нефтедобывающей отрасли в ближайшие годы?

-В последнее время всемирный нефтяной рынок стоит перед возможностью важного передела. Это связано с тем, что США из позиции наиболее значимого импортера нефти стремятся стать наибольшим её экспортером. Эти претензии проистекают из развития разработок, уже разрешающих сейчас добывать такие виды нефти, что ранее считались сложноизвлекаемыми и особенно в расчёт не брались.

Этих разновидностей достаточно большое количество: речь заходит, к примеру, о битуминозной канадской нефти, сланцевой нефти и т. д. Мы, Российская Федерация, эту технологическую революцию, увы, в большой мере «проспали». США в финише 2000-х и начале 2010-х в большой степени перестроили собственную инфраструктуры по добыче, переработке и транспортировке «нефти», приспособив её к требованиям сегодняшнего дня.

Американские «сланцевики» на сегодняшнем этапе представляют из себя очень много маленьких компаний, каковые всегда пробуют всё новые разработки — и фактически в нефтедобыче и в менеджменте. Потому, что цена добычи всё еще находится на высокой отметке, они весьма зависят от мировых цен на нефть. Как раз исходя из этого идёт постоянная разработка технических ответов, чтобы удешевить данный процесс.

Тут возможно привести аналогию со смартфонами, каковые когда-то дорого стоили, а сейчас дешёвы фактически всем. Однако монополию на подобные разработки запрещено, да и не требуется продолжительно удерживать — особенно в современном, скоро изменяющемся мире. Исходя из этого, на следующем этапе начнёт происходить передача данных разработок в другие страны, как уже было со сжиженным газом — это указывает, что рынок будет дальше перенасыщаться.

К примеру, довольно много битуминозной нефти в Казахстане… В этом вопросе я опираюсь на работы Михаила Исаковича Левинбука, возможно, лучшего специалиста в данной сфере в России.

-Не слишком-то оптимистичная для россиян картина вырисовывается…

-Добавлю, что одним из значимых драйверов цен на нефть являлась все эти долгие годы экономика Китая, которая уже долгий период времени обнаруживает показатели замедления. На понижение цены воздействует и упомянутый мною факт, что США «переквалифицировались» из потребителя в производителя.

Потребности они сейчас, в большой мере, снабжают самостоятельно — в силу чего арабская нефть, ранее поступавшая в США, сейчас идёт на другие рынки, начиная соперничать а также с российской. И в этом замысле арабская нефть обычно оказывается предпочтительнее российской, потому, что одно дело, в то время, когда ты доставляешь её с Ближнего Востока морем, а совсем второе — из далекой Сибири по суше.

Помимо этого, не исключено возвращение на рынок громадных количеств ливийской нефти, добыча которой упала по окончании свержения Каддафи, повышение поставок иранской нефти — в связи с вероятным снятием санкций с Ирана… Да, конечно, для России такая возможность точно не сулит ничего хорошего. Мы видим, что стоит цене встать выше пятидесяти долларов за баррель — и в Штатах сходу начинает расти количество буровых башен, с которых добывают сланцевую нефть. Наряду с этим балансирующая цена порядка 50 долларов будет понижаться — в связи с удешевлением и развитием разработок добычи, о которых мы говорили выше.

-на данный момент большое количество говорят о переходе мира на новый технологический уклад. Сохранит ли нефть собственное прошлое значение по мере развития научного прогресса?

-Все вышесказанное свидетельствует, что строить прогнозы развития страны исходя из того, что нефть продолжит оставаться дорогой, было бы неразумно. И да, классические, привычные нам методы применения нефти будут терять собственный значение. К примеру, в наше время быстро начинается электромобильный транспорт: к 2030–50 гг анонсируется полный отказ от двигателей внутреннего сгорания в автотранспорте.

В течение 2017-го имели место пара любопытных фактов: сходу последовательность государств объявили, что собираются развивать собственную отрасль как раз в этом направлении. Так, совсем сравнительно не так давно министр экономики Тайваня заявил о том, что они будут отказываться от вредных для природной среды бензиновых моторов — и что данный переход начнёт совершаться, а также, ещё и с целью экономического развития. Летом Англия и Франция объявили, что собираются запретить продажу дизельных машин.

С 2040 года в том месте собираются запретить продажу всех новых машин, трудящихся на бензине либо дизельном горючем. Подобные инициативы заявлены во многих государствах ЕС. Норвегия поставила цель постепенного прекращения применения бензиновых и дизельных машин к 2025 году.

на данный момент примерно 30% новых машин уже электрические. По окончании громких заявлений государств-членов Евросоюза информатизации министра и заместитель промышленности КНР Синь Гобинь кроме этого заявил о замыслах китайского правительства совсем отказаться от автомобильных двигателей, трудящихся на бензине — в пользу автомобилей, оснащённых электродвигателями.

-Впечатляющие перемены…

-Также, человечество будет неспешно переходить от полиэтиленовой и другой нефтехимической продукции к применению биополимерных изделий. Вот, скажем, не так в далеком прошлом огромная Индия в связи с озабоченностью тамошних правительства экологической обстановкой всецело отказалась от полиэтиленовых пакетов и объявила переход на биоразлагаемые полимеры. То же самое происходит и во многих вторых странах, куда более технологически развитых, нежели Индия.

Лишь за последнюю несколько лет рынок биополимерных изделий вырос в два раза! на данный момент, в большинстве случаев, подобные полимеры делаются на базе растительного сырья, исходя из этого нефтехмия будет уходить с этого рынка.

-Что же следует сделать России в долговременной возможности, дабы избежать негативного поворота событий?

-Речь идёт уже кроме того не о долговременной, а о среднесрочной возможности — отечественное государство может столкнуться с большим недочётом денег из-за падения доходов с нефти. Дабы цены устойчиво встали выше пятидесяти-шестидесяти долларов за баррель, обязана случиться широкомасштабная война на Ближнем Востоке либо какой-либо второй конфликт подобного рода.

По причине того, что, как я уже сказал, тут получил балансир: стоит цене скакнуть выше пятидесяти, тут же увеличивается добыча сланцевой нефти. Попытки договориться с ОПЕК о единой ценовой стратегии, они, само собой разумеется, должны иметь место — и иногда дают результаты. Но чем больше страны и Россия ОПЕК будут ограничивать у себя добычу, пробуя удержать цены на приемлемом уровне, тем посильнее на рынок начнут вторгаться другие поставщики.

Как нам в данной ситуации поддержать собственную экономику? Возможно, само собой разумеется, и вовсе ничего не делать, по крайней мере прямо на данный момент: у нашей страны накоплены достаточно приличные резервы денежной устойчивости, их хватит на долгое время. Так, прошлым летом в России началась очень заметная кампания по наращиванию внутреннего госдолга — благо, возможность имеется.

Внешний же долг на разрешённом этапе «растить» управление страны не спешит — в связи с обстановкой, сложившейся в интернациональных отношениях. Но, и данный инструмент возможно будет применять достаточно продолжительно, по причине того, что по внешним долгам Российская Федерация по большей части расплатилась ещё в 2000-х.

Но наличие у нашей страны денежных резервов и несёт в себе главный риск — риск того, что никто ничего делать не будет, что мы тупо «съедим» собственный ресурс и окажемся в весьма скверном положении, не имея возможностей выхода из обстановки. Так что, на самом деле, бездействие — это, очевидно, не вариант.

Имеется ещё один вариант действий — девальвация: неспешно снижая цена рубля, мы можем расплачиваться по внутренним национальным обязательствам, приобретая и меньшее количество долларов. Фактически, такая стратегия уже начала удачно использоваться с 2014 года — а в один момент государство ведёт активную внешнюю политику, содействующую сдерживанию падения цен на нефть.

Но внешнее кредитование, девальвация, применение внутренних инструментов денежной стабильности — меры временные, паллиативные, это не выход в долговременном замысле. Необходимо искать технологические ответы, которые связаны с переходом на тот самый новый уклад, что вы упоминали.

-А в случае если сказать более конкретно?

-В частности, как я уверен, от экспорта сырой нефти возможно и необходимо переходить к широкомасштабному экспорту водорода. Кроме этого, направляться содействовать созданию транспорта на водородных топливных элементах — это следующий ход развития энергетики по окончании повсеместного внедрения электромобилей. Некая неприятность содержится в том, что всецело нужный технологический механизм ещё не создан, но это дело времени.

Так, со стороны Японии была подана инициатива о том, дабы договориться с Россией на предмет транспортировки водорода, вырабатываемого на ГЭС на Дальнем Востоке. Это один из вариантов, с помощью которого японцы смогут закрыть дыру в энергобалансе, что у них образуется в связи с отказом от ядерной энергетики. Но у них уже появляются и постоянно улучшаются разработке, разрешающие транспортировать водород и применять его на потребности народного хозяйства.

-Заманчивое предложение!

-Да… Потом, в случае если мы ознакомимся с автомобильной индустрией США и линейкой её продукции, то определим, что следующей ступенью развития по окончании электромобиля в том месте считается автомобиль на топливных элементах (то имеется, водородный) — прототипы также уже появляются. Более того, в том месте имеется увлекательные ответы, в то время, когда автомобиль сочетает в себе привычный нам двигатель внутреннего сгорания, двигатель и электромотор на водородных элементах.

В ЕС вводится совокупность ярлыков, призванных оповещать, какого именно типа двигателями оснащён автомобиль. То имеется, направление развития обозначено достаточно четко. Потому, что у России огромный энергопотенциал, возможно попытаться «перепрыгнуть» этап электромобилей и конкретно перейти к внедрению водородного транспорта, шагнув так в следующий технологический уклад.

Развитая водородная энергетика разрешит загрузить избыточные энергомощности и начать получать на внешних рынках. К тому же, она значительно более экологична чем та энергетика, которую мы имеем на данный момент. Это формирует совсем другие возможности для действий в рамках Парижского соглашения (которое пришло на смену Киотскому протоколу).

Экспорт водорода в Азиатско-Тихоокеанский регион — перспективнейшее направление, каковые мы просто не имеем права «проморгать». Но имеется и другие варианты экономического развития сверхнового технологического уклада. Причём, ту же «нефтянку» не стоит хоронить ни в коем случае, она ещё здорово может нам понадобиться.

-Например, как?

-Например, от экспорта сырой нефти направляться максимально переходить на экспорт нефтехимических продуктов. Скажем, России не разрешат экспортировать бензин — от него легко закрываться эколого-технологическими стандартами, типа «Евро-4», «Евро-5» и т. д. Так как каждая страна заинтересована в том, дабы создавать переработку нефти в горючее собственными силами и на собственной территории.

Действительно, мы уже также начинаем подстройку под эти стандарты: не смотря на то, что появляется вопрос, для чего «Евро-5», скажем в Якутии? Но мы имели возможность реализовывать, к примеру, пропилен и метанол. Мультипликатор цены на полимеры относительно стоимости сырой нефти — 8,3.

На следующем этапе Российская Федерация может перейти к производству — биоразлагаемых полимеров на базе газа и нефтехимии. Соответствующие разработки уже показались. В соответствии с точке зрения специалистов мировое производство биопластиков увеличится с приблизительно 2,05 млн тысячь киллограм в 2017 г. до примерно 2,44 млн тысячь киллограм в 2022 г. Так, кроме того в изменяющемся мире, на новом технологическом этапе возможно зарабатывать за счет нефтяного достатка страны.

Это и будет отечественной стратегией на среднесрочную возможность, но затевать работу нужно на данный момент.

-Какую идея вы желали бы сформулировать в заключение?

-Понижение цены нефти неизбежно — в связи с трансфером и развитием разработок добычи нетрадиционных типов нефтей, развитием электромобилей, переходом к биоразлагаемым полимерам. Главный риск пребывает в том, что Российская Федерация будет сохранять в этих условиях сложившуюся структуру экономики за счет запаса прочности денежной стабильности (девальвации наращивания и возможности долга) и «прозевает» переход к новому технологическому укладу.

Альтернативой есть постепенный переход к экспорту вместо сырой нефти водорода. В нефтяной же отрасли ставка должна быть сделана на производство, экспорт и импортозамещение полимеров, а после этого и биоразлагаемых полимеров на базе нефти и газа.

Вы готовы к переменам? Четвертая промышленная революция


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: