Этот день в истории: 1878 год — первая успешная торпедная атака — «технологии»

Этот день в истории: 1878 год — первая успешная торпедная атака - «технологии»

25 января 1878 года в ходе русско-турецкой войны (1877 — 1878) русскими миноносными катерами была осуществлена первая в мире успешная торпедная атака — на рейде Батума двумя торпедами была потоплена турецкая канонерская лодка «Интибах».

Незадолго до войны Российская Федерация пребывала в непростом положении. Это было связано с тем, что по окончании поражения в Крымской войне (1853–1856) русского флота на Черном море фактически не было. Выстроить за маленький срок новый броненосный флот было нереально; единственным наступательным средством против турок имели возможность стать мины-торпеды.

Летом 1875 года в Морском министерстве произошло заседание адмиралов флота, на котором решалась будущее торпедного оружия России. Рассматривались два варианта: приобрести за огромные деньги торпеды Уайтхеда либо довести до полной готовности торпеды инженера Александровского, изобретенные им на год раньше англичан.

Изобретатель первой самодвижущейся мины-торпеды русский инженер Иван Федорович Александровский больше известен в истории как создатель проекта подлодки. Торпеда же появилась как необычная копия изобретенной им субмарины. В 1865 году проект мины-торпеды, трудящейся на сжатом воздухе и управляемой на глубине, был представлен И.Ф.

Александровским в морском министерстве, но тогдашние начальники отклонили его «как преждевременный».

Вот что писал об этом сам Иван Федорович: «Осмеливаюсь подметить, что в это время во многих из стран делались попытки дать добро возможность устройства самодвижущегося торпедо, но все попытки в этом роде были бесплодны, за исключением Уайтхеда. В это же время, торпедо Уайтхеда, приобретённое перед тем правительством Австрии, за 200 тыс. гульденов и британским за 15 тыс. фунтов, имело всего лишь 7 узлов хода, уступая так в скорости хода торпедо, придуманному мною (скоростью от 9 до 10 узлов). Несмотря, но на результаты, достигнутые моим торпедо, все мои просьбы об устройстве механической мастерской покинуты без последствий… Не давая мне средств усовершенствовать появлявшееся во всяком случае годным торпедо, изобретенное мною, морское министерство сочло нужным приобрести за 9 тыс. фунтов секрет торпедо Уайтхеда, заплатив ему сверх того до миллиона рублей за изготовленные им экземпляры».

Торпеды Александровского изготавливались им за собственный счет кустарно в слесарной мастерской, в то время как на Уайтхеда трудился его личный громадный механический завод в Фиуме (сейчас порт Риека в Хорватии), щедро финансируемый австрийским флотом.

История закончилась тем, что в 1876 году Российская Федерация подписала договор на поставку в течение двух лет 100 австрийско-английских торпед. Отечественная первая серийная боевая торпеда, при ярком участии того же Александровского, была изготовлена в осеннюю пору 1878 года по примеру уайтхедской. Она всецело соответствовала техническим требованиям и была в полтора раза дешевле заграничной.

В начале русско-турецкой войны превосходство турок на море было подавляющим. В громадной степени обстановку спасла приписка ко флоту коммерческих пароходов, кое-какие из которых после этого были переделаны в минные крейсера. Таким минным крейсером стал «Князь Константин».

его капитаном и Автором идеи был будущий адмирал, а тогда еще лейтенант Степан Осипович Макаров. Мысль Макарова заключалась в том, дабы пароход нес на себе четыре маленьких топредных катера водоизмещением по шесть тысячь киллограм, каковые после этого рядом от объекта атаки спускались бы на воду.

В то время, когда Макаров взял торпеды, «Князь Константин» отправился в поход на Батум. Приблизившись к Батуму на 4–5 миль, крейсер спустил на воду катера-миноноски «Чесма» и «Синоп». 25 января 1878 года катера приблизились на тридцать либо сорок сажен (прибл. 70–80 метров) к турецкой канонерской лодке «Интибах» и выпустили по цели собственный новейшее оружие — самодвижущиеся мины. Обе торпеды взорвались в один момент.

Взявшая критические повреждения канонерка легла на правую сторону и скоро отправилась на дно с большей частью собственного экипажа (из 35 турок утонуло 23). Катера же благополучно возвратились на собственный пароход. Успешная атака на канонерскую лодку «Интибах» стала историческим событием — в первый раз в истории корабль был потоплен торпедой.

Будущее родоначальника русского подводного флота Александровского сложилась безрадосно. По окончании смерти Александра II, Ивана Федоровича выгнали с работы из флота. Остаток собственной жизни изобретатель провел в нищете, тщетно пробуя доказать госслужащим собственную правоту и моля о выплате ему долга.

Иван Фёдорович Александровский погиб в 1894 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Преображенском кладбище.

В 1902 году в Петербурге соорудили субмарину «Дельфин», которая была приписана к Русскому флоту. При ее создании были использованы разработки Александровского.

Данный сутки в истории

27.01 Данный сутки в истории: 1945 год — освобождение Освенцима

26.01 Данный сутки в истории: 1340 год — Эдуард III заявлен королём Франции

24.01 Данный сутки в истории: 1935 год — в продажу поступило первое баночное пиво

23.01 Данный сутки в истории: 1556 год — Великое землетрясение Цзяцзина

22.01 Данный сутки в истории: 1905 год — «Кровавое воскресенье»

Технологии древних цивилизаций. Корабли античности. Древнее кораблестроение.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: