Как делают медали для олимпийских игр

Как делают медали для олимпийских игр
    Олимпийские медали Зимних игр в Сочи выполнены из латуни, серебра и позолоченного серебра (золотые медали). В четыре окна врезаны кристаллы из поликарбоната.
    Медали Зимних паралимпийских игр по габаритам аналогичны олимпийским, но количество окон для кристаллов тут больше — их восемь.

Ювелирным обрамлением спортивного успеха занялась компания «Адамас», победившая конкурс среди потенциальных производителей медалей для зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи-2014. «Адамас» на русском ювелирном рынке трудится в далеком прошлом, опыт ее работников велик, но так как и задача из разряда неповторимых. Тут требовалось и национальный колорит выделить, и в грязь лицом не ударить, в особенности с учетом того, что организаторы прошлой зимней Олимпиады в Ванкувере «выпендрились» по полной.

Канадцы сделали вывод, что плоские медали — это скучно, и по каждой из них девять раз ударили пресс-молотом весом под 2000 т. Оказалось что-то авангардно-волнистое, отражающее особенности американских ландшафтов. В Российской Федерации ничего гнуть и штамповать не стали, но придумали собственную фишку: медали у нас не цельнометаллические, а с громадными прозрачными вставками, заключающими в себе узоры в русском стиле. В следствии данной задумки изделие оказалось сложным, а изготовление его потребовало самого технологических операций и 25 современного оборудования.

Рубим и сверлим

Медные медали делались из латуни, серебряные из серебра 999-й пробы, а золотые также из серебра плюс 6 г позолоты. Для ювелирной индустрии привычна разработка литья, но при изготовлении заготовок для медалей ограничиться ею выяснилось нереально: высокопробные сплавы серебра через чур мягки, и, дабы медаль держала форму, слитки требовалось для начала обработать способом холодного проката. Вышедшую из прокатного стана полосу рубили на квадраты толщиной 12 мм и площадью 120 х 120 мм, после этого нагревали в печи до 180 °C и медлительно охлаждали.

Так в металла снимались внутренние напряжения. Дальше в дело вступали токарные станки: первый вырезал из квадратов круглые «шайбы», а второй создавал финишную обработку будущей медали, приводя размеры железного диска к строгим 100 мм в поперечнике и 10 мм по толщине.

Происходящее потом на взгляд непосвященного имело возможность бы показаться кощунственной порчей изделия из драгметалла: прямо в диске на сверлильном станке проделывались два отверстия. Оказывается, ничего ужасного — отверстия технологические и помогали только для крепления заготовки к оснастке. В то время, когда медаль готова, от отверстий не остается и следа: участок, на котором они сделаны, вырезается под прозрачную вставку.

Но сперва на прецизионных станках способом скоростного фрезерования на реверс и аверс медали наносили все нужные картинки: узоры, знаки олимпиады, наименование олимпийских дисциплин. На гурте фрезеровали наименование олимпийских игр на трех языках и, наконец, вытачивали карман под крепление ленты.

Искра — ваятель и резчик

    Рождение медали Производство олимпийских и паралимпийских медалей включает в себя 25 технологических операций. Среди них вытачивание диска медали на токарном станке, фрезерование узора, надписей и кармана под крепление ленты, электроэрозионная резка окон для поликарбонатных кристаллов, галтовка, шлифование аверса и полировка гурта и реверса.

В целом изготовление железной части медали возможно было бы вычислять законченным — сейчас ее нужно подготовить к встрече с прозрачными вставками, прорезав в металле пара сквозных «окон». В паралимпийской медали окон восемь, но они имеют маленькой размер, а вот в олимпийской одно из четырех окон занимает процентов тридцать неспециализированной поверхности приза.

Причем вытачивать эти отверстия, имеющие острые внутренние углы, нужно с немыслимой точностью, в противном случае вставка либо не влезет, либо будет выпадать. При исполнении данной операции было нужно кроме того отказаться от классического фрезерования и применить разработку электроэрозионной резки.

Сущность разработке в том, что на проволоку, передвигающуюся между двумя барабанами, подается высокочастотный электрический импульс. Проволока движется вблизи обрабатываемого участка заготовки, не вступая с ней в механический контакт. Но появляющиеся между заготовкой и проволокой искровые разряды понемногу выжигают металл, а окружающая жидкость вымывает продукты эрозии.

Под управлением аккуратного механизма с ЧПУ заготовка перемещается, «подставляя» проволоке необходимый участок, и ход за шагом на ней формируется требуемый профиль.

По окончании лазерного клеймения изделия с установкой пробы и реверса и предварительной шлифовки аверса наступает время еще одной увлекательной технологической операции. Дело в том, что хоть борозды на металле, создаваемые фрезой при гравировке, весьма поверхностны, на их краях остаются заусенцы. Эти заусенцы так мелки, что убрать их вручную посредством какого-либо механического инструмента (без повреждения рисунка) фактически нереально. Для этого используется виброгвалтовочный барабан.

В барабане — «каша» из большого количества и мыльной жидкости мелких металлических шариков. В том направлении и помещается заготовка медали: в течение нескольких часов под действием вибрации шарики медлено счищают заусенцы с рисунка, делая его линии кристально четкими и ровными.

Завершают работы по металлу шлифования и операции полировки. Гурт, на котором, как мы не забываем, нанесено наименование соревнований на трех языках, полируется до блеска, а вот реверс и аверс шлифуются, причем так, дабы по окончании шлифования на поверхности остался еле заметный, направленный в одну сторону микрорельеф: это элемент дизайна медали.

Монтаж на морозе

Прозрачные вставки, как возможно додуматься, должны символизировать собой утонченность и красоту русских зимних пейзажей. Как поведали нам в компании «Адамас», первоначально рассматривался вопрос об применении неестественного кварца, но конструкторы предвидели неприятности, каковые имели возможность бы появиться при сопряжении фактически несжимаемого кварца с металлом.

В итоге решили остановиться на поликарбонате — продукте органического синтеза. Сделанные на базе поликарбоната монолитные пластики отличаются большой механической прозрачностью и прочностью.

Из страницы поликарбонатного пластика кристаллы для вставок вырезали особой фрезой, охлаждаемой сжатым воздухом. Следующая важная операция — создание в вставок затейливых узоров по русским мотивам. Хитрость заключалась в том, что рисунок должен был появляться не на поверхности поликарбоната, а внутри его толщи.

Для этого используется дорогостоящее оборудование, разрешающее сфокусировать лазерный луч с широкой апертурой в определенной точке в прозрачного пластика. От нагрева происходит испарение материала и появляются маленькие пузырьки, принимаемые как «замутнение». Из таких точек по команде компьютера и в соответствии с 3D-модели лазер формирует картину, но наряду с этим на ровной поверхности кристалла никакого рельефа не проступает.

Скрепление железной и поликарбонатных подробностей происходит, очевидно, без участия каких-либо крепежных элементов либо клея. Употребляется только трение. Дело в том, что поликарбонат имеет более большой коэффициент теплового расширения, чем металл.

Исходя из этого подробности будущей медали сперва охлаждались до -35°С в холодильных камерах, в том месте монтировались между собой, а после этого медлительно нагревались до комнатной температуры. Поликарбонат расширяется больше, и прозрачные вставки «распирает» в предназначенных им отверстий. Выпасть оттуда (само собой разумеется, при отсутствии аномального мороза) они уже не смогут.

Отечественный рассказ о технологии изготовления олимпийских медалей для Сочи-2014 был весьма кратким — дабы не утомлять читателя, описание некоторых достаточно рутинных процессов было нужно опустить. Упомянем разве что еще один интересный факт: надписи на медалях для паралимпийцев дублируются шрифтом Брайля, причем выпуклости, из которых формируются символы для чтения незрячими, не гравируют, не штампуют, а набирают из особых штифтов, каковые вставляют в заблаговременно подготовленные отверстия.

Ну и наконец, не следует забывать, что и латунь, и серебро отнюдь не всегда выглядят так весело и сияюще, как на свежеобработанных поверхностях. Со временем металлы окисляются, а изделия из них тускнеют. Дабы на долгое время сохранить блеск олимпийских призов, ювелиры применили еще одну мелкую хитрость: железные части медалей покрыты узким слоем прозрачного диэлектрического лака.

Борьба за оригинальность

История олимпийских медалей по большому счету и медалей зимних Олимпиад в частности — это история перемещения от лаконичности и простоты к неестественному дизайну. Медали первых трех зимних Олимпиад имели всего-то 50 мм в поперечнике и были чисто железными. Сначала установилось правило, что медные медали делаются из латуни, серебряные — из серебра, а золотые — из серебра с позолотой.

Было кроме этого решено, что на медалях зимних Олимпиад не должно быть изображения греческой богини Ники, как на призах летних Игр.

Примечательно, что далеко не сходу появилась традиция крепить медали на ленту, которую вешали на шею спортсмену. Таковой метод чествования победителей отправился с летних Игр в Риме 1960 года. Первые медали с поперечником 100 мм были сделаны для Игр в Гармиш-Партенкирхене 1936 года, а важные «вольности» с формой призов начались в Саппоро в 1972-м. Но подлинный разгул дизайнерской фантазии берет начало в 1990-х, с зимней Олимпиады в Альбервиле.

Тогда в первый раз при изготовлении призов не считая металла применили вставку из прозрачного стекла.

Статья «Разработка приза» размещена в издании «Популярная механика» (№136, февраль 2014).

Как делают Олимпийские медали


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: