Как построить космический корабль водиночку

Как построить космический корабль водиночку

Дейв Мастен пристально наблюдает на экран собственного компьютера. Его палец на мгновение завис над кнопкой мыши. Дейв знает, что вот-вот он откроет письмо от агентства DARPA, и это письмо поменяет его жизнь независимо от того, что в том месте написано.

Он или возьмёт финансирование, или будет должен окончательно расстаться со своей мечтой.

Две новости

Это настоящая поворотная точка — так как на кону вопрос об участии в программе XS-1, финансируемой DARPA, цель которой — строительство многоразового беспилотного космоплана, талантливого выдержать десять запусков за десять дней, разгоняться до скорости более чем 10 М и посредством дополнительной ступени доставлять на низкую околоземную орбиту нужный груз весом более 1,5 т. Наряду с этим цена каждого запуска не должна быть больше $5 млн. Дейв Мастен — вечный аутсайдер, беженец из Кремниевой равнины, предприниматель-отшельник в области космической индустрии — еще ни при каких обстоятельствах не был столь близок к созданию полноценной космической совокупности, как сейчас.

В случае если его компания станет одним из трех участников проекта XS-1, Дейв тут же возьмёт грант в размере $3 млн и дополнительные денежные вливания в следующем году. А цена будущего договора может превышать $140 млн!

При отказа компания Дейва так и останется никому не известной небольшой компанией, влачащей жалкое существование и лелеющей хрупкую мечту о постройке орбитальных космических аппаратов. Но, что еще хуже, будет потеряна редкая возможность воплотить в судьбу задумку Мастена. Национальные программы космических полетов исторически отдавали предпочтение (по сути, это было требованием) космическим аппаратам, которым для посадки нужен аэропорт или громадный парашют.

Мастен внес предложение создать ракету с вертикальной посадкой и вертикальным взлётом — такую, что при возвращении на Землю ей не пригодится ни посадочная полоса, ни парашют. Программа XS-1 представила успешный шанс осуществить эту идею, но в случае если успех внезапно отвернется и шанс принимать участие в ней выпадет второму, то кто знает, откроет ли правительство новые источники финансирования в будущем.

Итак, одно Email, два совсем различных дороги, один из которых ведет прямиком в космос. Мастен кликает мышкой и начинает просматривать — медлительно, вникая в каждое слово. Завершив, он поворачивается к инженерам, собравшимся у него за спиной, и с невозмутимым выражением лица объявляет: «У меня две новости — хорошая и нехорошая.

Хорошая новость в том, что нас отобрали для принятие участия в XS-1! Нехорошая — что нас отобрали для принятие участия в XS-1».

Кластер у космопорта

Местность на севере пустыни Мохаве больше напоминает кадры из фильма-трагедии: закинутые заправочные станции, изрисованные граффити, и разрушенные дороги, на которых кое-где видятся тушки сбитых животных, только подкрепляют это чувство. Горы, красующиеся далеко на горизонте, неумолимый солнечный зной и кажущееся нескончаемым безоблачное голубое небо.

Но эта сбивающая с толку пустота обманчива: на западе Соединенных Штатов расположена авиационная база Эдвардс (R-2508) — основной испытательный полигон в стране. 50?000 квадратных километров закрытого воздушного пространства то и дело рассекают боевые самолеты. Как раз тут 68 лет назад Чак Йегер стал первым летчиком, превысившим скорость звука в управляемом горизонтальном полете.

Запрет на полеты пассажирских и частных самолетов, но, не распространяется на резидентов расположенного рядом космического порта в Мохаве, в 2004 году приобретшего статус первого коммерческого космопорта в стране. В том же году ко мне перебрался и Мастен — сразу после того, как стартап, в котором он трудился инженером-программистом, был приобретён коммуникационным гигантом Cisco Systems.

Из нескольких пустующих строений, предложенных Дейву при переезде, тот остановил собственный выбор на закинутых казармах морской пехоты, выстроенных в 1940-х годах. Строение нуждалось в важном ремонте: крыша текла, а углы и стены были близко украшены паутиной. Для Дейва это место выяснилось совершенным: благодаря высоким шестиметровым потолкам тут имели возможность уместиться все летательные аппараты, каковые он и трое его работников конструировали в то время.

Еще одним плюсом стала возможность «застолбить» пара стартовых площадок и осуществлять с них пробные пуски.

в течении нескольких лет о существовании компании Masten Space Systems знало только пара экспертов в области космических разработок и пара соседей-резидентов космопорта, среди которых числятся признанные гиганты индустрии наподобие Scaled Composites, положившей начало частным инвестициям в космос, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Vulcan Stratolaunch Systems Пола Аллена. Их просторные ангары практически напичканы сложным оборудованием, которое стоит дороже, чем вся MSS совместно забранная.

Но подобная борьба не помешала детищу Мастена в 2009 году победить $1 млн в устроенном NASA соревновании по постройке лунного посадочного модуля. Затем о компании внезапно заговорили, и Дейв начал приобретать заказы — не считая NASA, его ракеты стали пользоваться популярностью у известных университетов страны а также в минобороны — с целью проведения высотных научных исследований и экспериментов.

По окончании официального включения в программу XS-1 авторитет MSS вырос еще посильнее — в соперничестве с корпорацией Boeing и большой военно-промышленной компанией Northrop Grumman Мастен смотрелся очень солидно. Кроме этих гигантов индустрии через партнерство с Boeing в проекте задействована Blue Origin — личная космическая компания, находящеяся в собствености Джеффу Безосу, и уже упоминавшиеся Scaled Composites и Virgin Galactic, сотрудничающие с Northrop Grumman.

Сама же MSS решила консолидировать силы с еще одной маленькой компанией из Мохаве — XCOR Aerospace. Итак, в гонке по созданию многоразового космического грузовика Дейву предстояло схлестнуться с самыми маститыми и превосходно обеспеченными корпорациями. До следующего этапа — оценки промежуточных принятия и результатов ответа о предстоящем финансировании — оставалось всего лишь тринадцать месяцев.

Лучше, чем в «Боинге»

Строение MSS будет в таком же состоянии, как и тогда, в то время, когда его занял Мастен. Крыша все так же течет, и возможно случайно наткнуться на ядовитого паука. По периметру расставлены коробки с инструментами. Не считая баннеров с заглавием компании, доски, исписанной уравнениями, и американского флага на стенах ничего нет.

Центр ангара занимает ракета Xaero-B, она держится на четырех железных ножках, над которыми находятся два объемных бака сферической формы. Один из них заполняется изопропиловым спиртом, в второй заливается жидкий кислород. Чуть выше по кругу находятся дополнительные баки с гелием.

Они нужны для работы двигателей реактивной совокупности управления, предназначенной для контроля пространственного положения корабля. Двигатель в нижней части ракеты крепится в кардановом подвесе, дабы обеспечить управляемость данной необычной насекомоподобной конструкции.

Пара сотрудников заняты подготовкой Xaero-B к совместному с Университетом Колорадо (Боулдер, США) опыту, в котором планируется проверить, сможет ли корабль поддерживать сообщение с наземными телескопами и принимать участие в поиске экзопланет.

Компания Мастена завлекает определенный тип инженеров-механиков, настоящих фанатов собственного дела. «Я проходил практику в Boeing в отделе двигателей для модели 777, — говорит 26-летний инженер Кайл Ниберг. — Boeing — весьма хорошая компания. Но в случае если честно, мне не по душе сидеть в офисе днями напролет. Я представил, что следующие 40 лет моей судьбы пройдут так, и здорово перепугался.

В маленькой личной компании наподобие MSS инженеры смогут испытать всю гамму чувств при воплощении в судьбу собственных задумок — от эйфории до полного разочарования. Такое редко где встретишь».

    Компьютерный макет космического корабля XS-1 с вертикальными взлетом-посадкой, проектируемого компанией Masten Space Systems

Заправка в точке Лагранжа

Главным направлением деятельности Мастена всегда было создание ракеты, предназначенной для перевозки грузов, а не космонавтов, собственного рода «рабочей лошадки». Такие суда в обязательном порядке пригодятся, к примеру, для водорода и транспортировки кислорода с лунной поверхности до заправочной станции, которую в один раз поместят в одной из точек Лагранжа между Луной и Землёй. Как раз исходя из этого Мастен закладывает в собственные разработки принцип посадки и вертикального взлёта. «Это единственный из известных мне способов, что сработает на поверхности любого жёсткого тела в нашей системе, — растолковывает он. — Так как самолет либо шаттл на Луне не посадишь!»

Помимо этого, вертикальные взлет-посадка упрощают повторное применение космического корабля. Кое-какие ракеты Мастена уже совершили пара сотен полетов, подготовка к повторному пуску занимает не более одного дня. По условиям программы XS-1 необходимо осуществить десять стартов в течение десяти дней — для MSS это в далеком прошлом стало простым делом.

Тут Дейв очень сильно опередил собственных соперников, которым до тех пор пока что не удалось сделать это ни разу.

трудолюбие и Скромность

Итак, агентство DARPA заявило, что все три участника программы XS-1 допущены до фазы 1B, на осуществление которой любая компания возьмёт дополнительно $6 млн. Главными задачами фазы 1 были проведение проектных работ и подготовка инфраструктуры — иначе говоря нужно было показать, что компания сможет трудиться в XS-1.

В фазе 1B участники должны перейти к пробным пускам, собрать соответствующие эти и продолжить совершенствование конструкции, дабы продемонстрировать, как они собираются достичь финальной цели. Результаты фазы 1B нужно дать следующим летом, а первый полет XS-1 на орбиту запланирован на 2018 год.

Не имеет значение, каков будет результат этого соревнования, но сам факт, что Дейву удалось продвинуться так на большом растоянии, может в корне перевернуть индустрию частных космических проектов. «Это всецело меняет условия игры, — думает Ханна Кернер, исполнительный директор Space Frontier Foundation, бывший инженер NASA. — Агентство DARPA не просто предоставило частным компаниям возможность принимать участие в национальной космической программе, но и признало в сравнительно не так давно появившихся маленьких компаниях возможно важных игроков».

Кроме того в случае если на мгновение забыть об участии в XS-1, MSS все равно сложно назвать компанией-аутсайдером. В августе у нее открылся новый офис на мысе Канаверал — в космическом центре в штате Флорида, что с недавних пор начал функционировать как хаб для коммерческих запусков в космос. В этом же бизнес-центре, находящемся рядом от Космического центра Кеннеди, расположился офис компании SpaceX.

Не обращая внимания на это, у MSS так же, как и прежде не достаточно ресурсов и людей, и она все так же является группой инженеров-романтиков, каковые сверлят, долбят молотками и паяют в собственном ангаре по соседству с богатыми большими компаниями. И нечайно начинаешь за них болеть — хочется, дабы у них все оказалось.

«Я думаю, мы в обязательном порядке потягаемся с отечественными соперниками», — вот и все, что ответил Мастен на вопрос о шансах на успех в XS-1. Он не видит смысла давать слово золотые горы, не смотря на то, что у большинства его сотрудников по цеху это уже вошло в привычку. Многие получают успеха, по причине того, что могут красиво сказать.

Дейв не из их числа — он спокоен, трудолюбив, скромен, но равно как и его соперники, неистово жаждет осуществить собственные задумки.

Статья «В тени гигантов» размещена в издании «Популярная механика» (№158, декабрь 2015).

КАК СДЕЛАТЬ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ В SPACE ENGINEERS?


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: