Как устроен бобслей

Как устроен бобслей
    Пять секунд разгона
    Русские спортсмены Дмитрий Абрамович, Алексей Пушкарев, Дмитрий Степушкин и Алексей Воевода в заезде четырехместных экипажей на чемпионате мира по скелетону и бобслею в швейцарском Санкт-Морице.
    Алексей Воевода, разгоняющий русского команды по бобслею: «Этап разгона — один из самых серьёзных в бобслее.
    Хороший разгон не свидетельствует победу, но плохой практически гарантирует поражение».

Пара лет назад мне довелось попасть на олимпийскую бобслейную трассу в Турине. Сотрудникам с телевидения необходимо было заснять с нескольких точек, как боб-«четверка» пролетает по автостраде, и я вызвался оказать помощь «подержать камеру». И вот я сижу на цементном бортике, направляя объектив камеры выше по склону, в том направлении, откуда слышится скоро нарастающий далекий рокот приближающегося спортивного боеприпаса.

Сидящий рядом глава эксплуатации автострады протягивает руку и направляет камеру выше, еще выше — на верхнюю часть внешней стенки ледяного желоба. И вовремя: через пара секунд всего в метре от нас на безумном скорости с грохотом проносится что-то красное, напоминающее поезд, но лишь идущий по вертикальной стенке.

Боеприпас

Боб представляет собой закрытую углепластиковым обтекателем рамную конструкцию из двух соединенных шарнирно половинок. Шарнирное соединение позволяет бобу проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Рулевой трапеции, как в автомобиле, у боба нет, и поворотной есть вся передняя часть.

Пилот руководит посредством рулевых тяг, причем это следует сделать весьма совершенно верно и медлено — в противном случае имеется риск утратить управление.

Подбор коньков под конкретные погодные условия, температуру, состояние и конфигурацию автострады — это целая наука: существуют коньки для льда, для снега, для более либо менее крутых виражей а также для разной развесовки боба либо положения центра тяжести. Имеют значение геометрия и профиль коньков, твердость сплавов, обработки поверхности и методы закалки. Кроме того такие мелочи, как нагревание коньков на протяжении спуска, смогут сыграть собственную роль.

Это передний край спортивных разработок, и кое-какие команды уделяют им огромное внимание: скажем, в германской команде научная несколько складывается из сорока человек!

Боб — это гравитационный боеприпас, так что его масса крайне важна — чем тяжелее, тем стремительнее он будет на спуске. Но по регламенту масса боба вместе с командой ограничена 630 кг для «четверок», 340 кг для женских «двоек» и 390 кг для мужских. Но наряду с этим сам боб выгодно делать максимально легким, наращивая массу как раз за счет спортсменов.

Эта «активная масса» разрешает более действенно руководить бобом на протяжении спуска — спортсмены смогут переносить центр тяжести в нужную сторону на виражах, удерживая боб на автостраде и заставляя проходить ее стремительнее. При необходимости возможно применять маленький балласт — для улучшения развесовки и ходовых качеств, но наряду с этим безлюдный боб не должен весить менее 170 кг — в противном случае неизбежна дисквалификация.

Бывают и анекдотичные случаи. «В то время, когда мы с пилотом Александром Зубковым выступали в 2010 году в Ванкувере, взвесили боб незадолго до старта: 171 кг. Наподобие все в порядке, но решили перестраховаться — прикрутили еще 700 г. На финише взвешиваемся — 170,5! А если бы без балласта отправились? На следующий сутки снова выступаем, наподобие уже и запас имеется, в этот самый момент интуиция посоветовала: а давай-ка еще граммов 600 добавим. На финише взвешиваемся — снова 170,5!

В общем, то ли отечественный боб весы невзлюбили, то ли он худел в знак солидарности с нами!» — смеется Алексей Воевода.

С толкача

Не смотря на то, что боб движется вниз под действием гравитации, его сперва необходимо как направляться разогнать. Этап разгона — один из самых серьёзных в бобслее. Как говорит Алексей Воевода, хороший разгон не свидетельствует победу, но плохой практически гарантирует поражение. Разгонная часть продолжается меньше пяти секунд, и каждая сотая часть секунды играется громадную роль.

На дистанции 50 м команда обязана разогнать боб до скорости около 50 км/ч, к тому же и сесть в него. Первым запрыгивает пилот, позже (при «четверки») попеременно «боковики», а последним — задний разгоняющий, либо брейкмен, от британского слова brake (тормоз), потому, что как раз задний разгоняющий дергает за тормозную гребенку по окончании пересечения финишной линии, дабы снизить скорость и остановиться.

Брейкмен обязан запрыгнуть в самый последний момент и без того, дабы ни за что не затормозить боб: это приведет к утрата выходной скорости. Задача достаточно сложная: не редкость, что боб «уезжает» без зазевавшегося заднего разгоняющего (что ведет к дисквалификации команды). «Четких параметров, в то время, когда как раз наступает тот самый момент, в то время, когда дальше разгонять уже некуда и необходимо запрыгивать, нет, — говорит Алексей Воевода. — Это обязана посоветовать интуиция в каждом конкретном заезде».

На спуске бобом руководит пилот, но это не означает, что другая команда — легко пассажиры. Их задача — по договоренности с пилотом перемещать центр тяжести в проблемных виражах, удерживая боб на льду, не давая ему перевернуться (переворот не только машинально ведет к поражению, но и чреват важными травмами — вся защитная экипировка бобслеиста складывается из тонкого комбинезона и шлема). Причем делать это приходится фактически вслепую, подсчитывая повороты (автостраду видит лишь пилот), в тесноте, ориентируясь на вестибулярный аппарат и собственный опыт, и при ускорениях, достигающих 6 g.

Сила и скорость

Существуют виды спорта, где решающую роль играется сила, и другие, где во главе стоит скорость. Бобслей же требует и того и другого: разгон должен быть стремительным и сильным. Среди бобслеистов множество представителей силовых штангистов спорта — и видов борцов.

Алексей Воевода до начала собственной карьеры в бобслее был обладателем Кубка и многократным чемпионом мира мира по армрестлингу.

По его собственным словам, сперва было нужно обучаться верно бегать. Но сила и мышечная масса (около 111 кг) помогали ему разгонять боб. Но, среди бобслеистов не меньше легкоатлетов, поскольку разгон боба — не что иное, как спринт. «Причем силовой спринт, и с постоянным нарастанием темпа, — уточняет Алексей. — Опытные спринтеры привыкли скоро разгоняться и поддерживать постоянный темп, это прекрасно для «боковиков».

А задний разгоняющий обязан бежать с постоянным ускорением, не смотря на то, что и на маленькую расстояние. Ему нужно разогнать боб до высокой скорости — в конце разгонной эстакады он движется стремительнее, чем известный спринтер Усейн Болт!» К тому же ответственна не только скорость, но и протяженность шага: в случае если спортсмены побегут «не в ногу», это также может сказаться на эффективности разгона.

Непременный атрибут бобслея — особые шиповки, «бобслейки», с тремя сотнями маленьких узких иголочек в передней части подошвы. Такая конфигурация шипов меньше повреждает лед. Не обращая внимания на то что по окончании каждого заезда автостраду контролируют и очищают, повреждения льда смогут стать неприятным сюрпризом для спортсменов при разгоне в следующем заезде.

Нежелательно и наличие снега на стартовой эстакаде — дабы шипы легче очищались от льда и снега, спортсмены кроме того обрабатывают их смазкой типа WD40. Совершенная температура льда — чуть ниже нуля (-3°С), более холодный лед не легко прокалывается шипами.

Для честной борьбы

Ну и само собой разумеется, многое зависит от бобслейной автострады. Еще недавно в Российской Федерации их просто не существовало, и спортсменам приходилось для тренировок ездить за границу — в Австрию либо Швейцарию.

на данный момент обстановка изменилась — у нас появились две автострады, в подмосковном Парамоново и в Сочи. «Причем сочинская на сегодня если не лучшая в мире, то одна из лучших, — говорит Алексей Воевода. — Ее проектировали при активном участии канадца Терри Гудзовского, что считается самым умелым в мире экспертом по постройке санно-бобслейных автострад. В следствии она оказалась весьма надёжной и комфортной — с закрытой от осадков стартовой ареной и эстакадой для разогрева спортсменов над треком. На данной автостраде все будет определяться мастерством и опытом спортсменов — это будет честная, но острая борьба».

колеса и Коньки

Многие задние разгоняющие становятся пилотами, но Алексей Воевода отказался от данной идеи: «Как шофер я весьма азартный, я начинал с японских хороших гоночных дрифткаров, позднее ездил на громадных джипах, а позже перешел на пикапы. на данный момент езжу на VW Amarok, он полноприводный, но достаточно длиннобазный, дабы в поворотах возможно было вызвать контролируемый занос и вести его поазартнее. Но вот пилотом боба мне быть ни при каких обстоятельствах не хотелось.

Это не имеет ничего общего с гоночным азартом: дабы стать хорошим пилотом, необходимо быть весьма выносливым и весьма дотошным человеком, готовься к многократному повторению каждого трека.

У меня второй темперамент, я ненавижу рутину. Да и бобслей ничем не похож на поездку в автомобиле. По управлению это может показаться легко напоминающим дрифтинг, но достаточно отдаленно — боб движется в некоем коридоре, причем достаточно узком, отклонение на сантиметр может привести к падению.

На протяжении заезда боб не тормозит — торможение лишь по окончании финиша. Про комфорт я по большому счету молчу: тесно, давит, бьет, заносит — возможно, что-то подобное чувствуешь в автомобиле, съезжающем вниз на высокой скорости по достаточно крутой лестнице».

Статья «Гонки на бобах» размещена в издании «Популярная механика» (№136, февраль 2014).

Что такое такое Бобслей


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: