Как устроен цифровой рояль?

Как устроен цифровой рояль?
    В полированной поверхности GP-500BP (последние две буквы расшифровываются как Black Polish), как в зеркале, отражаются клавиши и порхающие над ними пальцы. Мелочь, а приятно. Так приятно, что и мелочью не назовешь.

Матерые пианисты-специалисты, предаваясь воспоминаниям, травят байки о том, как они набивали инструмент одеялами, дабы он звучал тише и дабы соседи из соседних квартир реже стучали по батареям. С того времени показались цифровые пианино, на которых возможно играться хоть звучно, хоть негромко, хоть в наушниках. Но студенты-музыканты в канун экзаменов, всецело игнорируя технический прогресс, так же, как и прежде набивают звуковые фортепиано постельным бельем. Из-за чего?

Да по причине того, что звучание настоящего концертного рояля — это целый мир вечно разнообразных звуков, громких и негромких, томных и броских, ласковых и неистовых. Мы забываем об этом, слушая поп-музыку по радио: современные продюсеры стремятся к ровному тону и громкости, дабы фортепиано прекрасно вписывалось в ансамбль. Но те из нас, кто иногда посещает концертные залы, дабы послушать вечную классику, ни при каких обстоятельствах не перепутают преисполненный жизни звуковой рояль с математически ограниченной «цифрой».

Быть может, все-таки перепутают? Тем более что музыканты и сами обманываться рады, поскольку цифровое пианино дешевле, компактнее, а основное, не требует обслуживания и разрешает играться негромко. Слушая, как известная Габриэла Монтеро импровизирует на цифровом Casio GP-500BP, ваш покорный слуга забылся, закрыл глаза и думал только о немыслимом мастерстве пианистки.

Другими словами перепутал, не почувствовал «подвоха». Не почувствовала его и сама Габриэла, которая легко отыскала неспециализированный язык с цифровым инструментом.

Чтобы выстроить одну из самых успешных в истории цифровых имитаций громадного концертного рояля, инженерам Casio было нужно слиться в творческом экстазе со экспертами C. Bechstein — широко известного производителя фортепиано высшего класса. На роялях родом из Берлина музицировали Эдуард Григ, Морис Равель и Александр Скрябин, а Клод Дебюсси и вовсе изрек, что фортепианная музыка обязана писаться лишь для Bechstein. И вдобавок звучание «Бехштейн» вы имеете возможность услышать в «Богемской рапсодии» Queen.

Вместе с японскими инженерами мы постарались разобраться, в чем кроется волшебство настоящего рояля и как экспертам Casio удалось ее воссоздать.

    Механизм каждой клавиши Grand Hybrid содержит три встроенных сенсора, каковые фиксируют не только скорость нажатия (простой для всех электронных инструментов параметр), но и скорость снятия клавиши. На базе этих данных функция «туше-контроллер» рассчитывает темперамент отзвуков заглушаемой демпфером струны.

Осязаемость струн

Механика хорошего рояля так правильна и щекотлива, что пианист как словно бы может касаться струн собственными руками. Быть может, вам приходилось видеть, как музыкант то чуть касается клавиш, как словно бы гладит котенка, в противном случае обрушивается на них всем весом. Наряду с этим молоточки повторяют его перемещения, ударяя по струнам с различной силой.

Клавиатура пианино Casio серии Celviano Grand Hybrid всецело копирует рояльную. 88 клавиш сделаны из отличной австрийской ели и имеют такое же покрытие, что и клавиши рояля C. Bechstein. Все клавиши различаются по форме, двух однообразных среди них не отыскать.

Правильная балансировка, соответствующий оригиналу вес и фактически аналогичный молоточковый механизм дают пианисту, играющему на Casio, такие же тактильные ощущения, как на рояле.

    Материал поверхности клавиш у Celviano Grand Hybrid совершенно верно такой же, как и у роялей C. Bechstein. чёрные клавиши и Белые легко отличаются на ощупь — это делает игру более эргономичной.

Безграничность тембра

Казалось бы, что возможно несложнее: записал звучание каждой ноты на хорошем рояле в отдельности и воспроизводи их при нажатии соответствующих клавиш, только изменяя громкость в отличие от скорости нажатия. Не тут-то было. От силы удара молоточка по струне зависит не только громкость, но и тембр, и бессчётные динамические характеристики ноты: затухание и нарастание звука, продолжительность.

При весьма сильном ударе струна на мгновение может зазвучать кроме того чуть выше собственной настройки.

Процессор AiR Grand в пианино Casio воссоздает динамики ноты и естественные колебания тембра во всем многообразии вариантов. С одной стороны, разработка расширяет диапазон ясных средств инструмента, а с другой — скрывает переходные стадии, делая звучание ровным, монолитным, единым.

Хор резонансов

Те, кто уверен в том, что при нажатии клавиши в рояля звучит струна, глубоко ошибаются. Звучит практически целый рояль: резонирует дека, дерево и, конечно же, другие струны. Вторая функция процессора AiR Grand именуется «Звуковой симулятор».

В случае если утопить несколько клавиш так медлительно, что молоточки не дотянутся до струн, а только встанут демпферы, а после этого сыграть третью ноту, то зазвучат все три струны. Данный эффект именуется струнным резонансом. Демпферный резонанс предполагает звучание всех струн, в то время, когда надавлена правая педаль и все демпферы подняты.

У струн верхнего регистра нет демпферов, и они резонируют неизменно, что именуется резонансом открытых струн.

Самый увлекательный резонанс, что также имитируется симулятором, — аликвотный. На некоторых (не на всех) роялях к струнам верхнего регистра добавляются дополнительные маленькие струны, звучащие на октаву выше. Молоточки по ним не попадают, но они резонируют вместе с главными струнами, делая звук бросче.

Могучий механизм

Концертный рояль — это могучая трехметровая машина, которая трудится отнюдь не беззвучно. В то время, когда исполнитель нажимает либо отпускает педаль, слышно, как перемещаются долгие тяги и деревянные рычаги, поднимающие демпферы. Данный эффект имитируется и в цифровом пианино Casio Grand Hybrid, и, поверьте, это создаёт замечательное чувство.

В то время, когда пианист отпускает клавишу, на струну опускается демпфер и глушит ее. Опускается он вовсе не мгновенно, а с той скоростью, с которой опускает его исполнитель. Характерный призвук заглушаемой струны имитируется в модели GP-500BP посредством функции «туше-контроллер».

Чуть слышный стук клавиш и молоточков (громкость всех механических призвуков регулируется) додаёт сольному фортепианному выполнению живого тепла.

Неповторимый голос

Звучание звукового пианино возможно настроить на собственный вкус, не смотря на то, что это достаточно непросто. Фортепианные молоточки увенчаны фетровыми подушечками. Дабы сделать звук более мягким, томным, обволакивающим, мастер протыкает фетр особыми иглами, размягчая его.

Дабы сделать звук резче и бросче, эксперт легко подплавляет фетр особым инструментом, ужесточая его. Эта операция именуется интонированием.

К счастью, цифровому пианино ни настройка, ни интонирование не требуются. В нем уже заложены различные по характеру тембры лучших роялей мира. Вариант Berlin Grand скрупулезно воссоздает звучание C. Bechstein. Умелым любителям фортепианной музыки будет очень просто додуматься, какие конкретно инструменты стоят за заглавиями Hamburg Grand и Vienna Grand.

А при жажде исполнитель может создать собственный тембр, экспериментируя с бессчётными настройками.

    По весовым и геометрическим чертям клавиатура Celviano Grand Hybrid соответствует клавиатуре звукового рояля. В отличие от многих цифровых пианино, Casio не балует начинающих исполнителей легковесными клавишами. Его клавиатура разрешает во всей своей наготе показать хорошую исполнительскую технику.

Иначе, для начала эту технику необходимо развить.

Завораживающее зрелище

Любой, кто получал образование музыкальной школе, точно не забывает, как здорово было немного открыть крышку рояля и, опершись на 300-килограммовый инструмент, замечать, как бегают и бьют по струнам молоточки, пока преподаватель играется беглый этюд. Страно, но это завораживающее зрелище доступно и пользователям Casio Grand Hybrid. У подавляющего большинства цифровых пианино крышка клавиатуры сдвигается вовнутрь корпуса, перекрывая кроме того теоретически доступ к внутренностям инструмента.

Крышка клавиатуры Grand Hybrid имеет складную конструкцию. Открыв инструмент сверху, вы заметите заветные молоточки.

Кстати, открытие крышки воздействует и на звук инструмента. Grand Hybrid хоть и зовется формально пианино, но его четырехканальная звуковая совокупность, складывающаяся из шести динамиков, имитирует звуковой рояль, направляя звук в основном вверх и вниз.

Путевка в мир

У настоящих роялей имеется еще одно чудесное свойство, дешёвое не всем исполнителям. Талантам они открывают дорогу к невиданным высотам: выступления в лучших концертных залах мира, с дирижёрами и лучшими оркестрами, нескончаемые рукоплескания и высшее общество публики.

Что из этого может сымитировать цифровой инструмент? Выясняется, не так уж и мало. Функция «игра с оркестром» разрешит умелому пианисту ощутить себя солистом.

15 известных оркестровых произведений были записаны специально для Grand Hybrid в высочайшем качестве. А дабы хорошенько отрепетировать материал, оркестр возможно ставить на паузу либо замедлять до 20%. На «первой кнопке» — конечно же, Фортепианный концерт № 1 Петра Ильича Чайковского.

Желаете выступить на сцене? Двенадцать комнат с соответствующей акустикой в вашем полном распоряжении, от камерного салона до футбольного стадиона. Забавно, но факт: симулятор звукового пространства разрешает послушать себя с первых последовательностей партера, из центра зала либо с галерки.

Статья «Обманываться рад» размещена в издании «Популярная механика» (№157, ноябрь 2015).

как сделать рояль


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: