Как устроен мяччм 2014

Как устроен мяччм 2014
    Разработка мяча заняла 2,5 года, в программе опробований учавствовали более 600 игроков из 30 разных команд десяти государств

До середины XIX века мячи делали из надутых свиных либо овечьих мочевых пузырей, по окончании изобретения процесса вулканизации каучука, в 1855 году, мяч стал резиновым, а чуть позднее резиновая надувная камера обросла оболочкой, сшитой из двух десятков (от 18 до 24 в зависимости от конструкции) прямоугольных полос коричневой кожи. Такими мячами игрались и во дворах, и на чемпионатах мира до 1960-х годов.

Звезда экрана

Мировой чемпионат 1970 года в Мексике стал особым событием. Его аудитория не исчерпывалась счастливчиками, каковые смогли приобрести билет на стадион. Матчи в первый раз транслировались в прямом эфире, что породило значительную проблему: было сложно не только смотреть за полетом мяча, но кроме того хотя бы разглядеть его расположение на мелких экранах черно-белых телевизоров тех лет. Решить эту проблему смогла германская компания adidas.

Сшитый из двенадцати тёмных пятиугольников и двадцати белых кожаных шестиугольников мяч Telstar (Television Star) благодаря контрастной расцветке был превосходно заметен на экранах и затем чемпионата стал общемировым футбольным знаком.

Кожаные мячи имели большой недочёт. Они впитывали воду и в дождливую погоду становились скользкими и тяжелыми, что очень неблагоприятно сказывалось на точности ударов. Исходя из этого во второй половине 80-ых годов двадцатого века (что весьма интересно, также для мирового чемпионата в Мексике), был создан новый мяч Azteca, в конструкции которого уже не было натуральной кожи: она была заменена на синтетические материалы, не впитывавшие влагу (не смотря на то, что вода все еще проникала вовнутрь через швы).

Чемпионат 1990 года, проходивший в одной из самых футбольных государств Европы, Италии, был похожим позиционную войну: команды ушли «в оборону», что стало причиной появлению миллионов разочарованных зрителей. Следующее мировое первенство 1994 года должно было пройти в совсем нефутбольных США, и Интернациональная футбольная федерация (FIFA) столкнулась с важной угрозой утраты интереса среди зрителей, и, что не менее важно, среди рекламодателей.

Федерация FIFA обратилась к adidas прося, в следствии чего в первой половине 90-ых годов двадцатого века компания представила мяч Questra, в конструкции которого обширно употреблялись синтетические материалы, а также слой пенополистирола. Мяч оказался более легким, мягким, отзывчивым и результативным. И не пришолся по нраву он лишь одной немногочисленной категории — футбольным вратарям.

От плоскости к количеству

В 2006 году adidas произвела настоящую революцию. По окончании 36 лет доминирования хорошей 32-панельной схемы конструкция мяча кардинально изменилась. Мяч +Teamgeist складывался из 14 панелей сложной формы — шести «пропеллеров» и восьми «турбин», каковые соединялись между собой посредством разработки термосклейки по сложным контурам, в следствии чего мяч удалось сделать более круглым, уменьшив количество угловых стыков, и на 15% сократить неспециализированную длину швов.

Помимо этого, +Teamgeist — первый мяч мирового чемпионата, на котором была применена разработка underglass («под стеклом»): вся графика была покрыта прозрачным износостойким слоем, что снабжал однообразные фрикционные особенности для всей поверхности мяча.

Но игрокам мяч не через чур понравился. Ведущие вратари и игроки жаловались на его «непредсказуемость», и скоро стало известно, что обстоятельство — в аэродинамике. На боковых поверхностях ветхих 32-панельных мячей было множество швов, каковые содействовали образованию пограничного слоя, играющего роль смазки между воздухом и мячом на протяжении полета.

А на поверхности ровного мяча +Teamgeist пограничного слоя нет, и происходит ранний срыв потока — образуется турбулентность, которая тормозит боеприпас. Исходя из этого в программу разработок мяча Jabulani для чемпионата 2010 года в ЮАР был введен ответственный пункт — аэродинамика.

Мяч, в первый раз собранный из восьми трехмерных, а не плоских панелей, был снабжен совокупностью аэродинамических канавок Grip n Groove, каковые являются аэродинамическими «заменителями швов», удерживая пограничный слой для более стабилизации срыва мяча и позднего потока в полете. Начиная с Jabulani, продувка в аэродинамической трубе стала необходимой частью разработки официального мяча для мирового первенства. Однако по результатам чемпионата стало ясно, что Jabulani все-таки остался несовершенным — через чур стремительным и не до конца предсказуемым.

Самый-самый

Мяч чемпионата 2014 года в Бразилии — adidas Brazuca — собран всего из шести трехмерных панелей, имеющих форму «четырехлучевых морских звезд». Такая схема разрешила добиться более равномерного распределения швов, а особая микротекстура покрытия усиливает сцепление и аэродинамику с бутсами в любую погоду.

По словам Энтони Зи, директора подразделения разработки футбольных мячей adidas, Brazuca — не только самый круглый, самый послушный, самый устойчивый в полете и самый правильный мяч, но и самый проверенный: «Правила FIFA предписывают для официального мяча определенные параметры — массу, длину окружности, отклонение от сферической формы, утрату давления, отскок и поглощение влаги. За 2,5 года разработок мы совершили пара сотен разных опробований — больше, чем с любым прошлым мячом».

Разработчики уверены, что мяч обязан понравиться всем — и зрителям, и игрокам. А разве не в этом состоит основная цель футбола?

adidas Brazuca в цифрах

1. Масса: 437 г

2. Протяженность окружности: 69 см

3. Высота отскока (при падении с 2 м на металлическую плиту): 134 см

4. Падение давления в течение 72 часов: 7%

5. Поглощение воды (по окончании 250 сжатий в воде слоем 2 см): 0,2%

Статья «Эволюция мяча» размещена в издании «Популярная механика» (№141, июль 2014).

Изготовление мяча Brazuca 2014.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: