Как устроен памятник петру iцеретели?

Как устроен памятник петру iцеретели?
    Постамент изнутри напоминает декорацию к хорошей игре «лестницы и Змеи». Справа — вольно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии».

Попасть вовнутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», монумент шепетильно охраняется, и разрешение на его посещение требует печатей ряда и целого подписей. Но встретили нас в итоге радушно, совершили по всем закоулкам монумента, поделились чертежами и схемами и лишь вовнутрь парусов не разрешили войти, поскольку без альпинистской подготовки в том направлении не добраться.

Отечественными экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса в течение уже 13 лет, и Салкарбек Шамканов, начальник ИПГ по эксплуатации и надзору главного монумента ГУП «Гормост». Итак, вам очень рады на борт царского корабля!

Внешняя сторона

Монумент «В ознаменование 300-летия русского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Общероссийский Петр I (что и при жизни отличался большим ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент шепетильно охраняется.

Связано это по большей части с вандалами, каковые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета либо кроме того отпилить что-либо от медных облицовочных страниц — тем более что латунь, отправившаяся на монумент, отличная и достаточно дорогая. С древесной палубы островка конкретно на постамент попасть запрещено: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Фонтан самый обычный: под древесным настилом расположены три замечательных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная неприятность — важная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить значительно чаще, чем на простых городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную железную лестницу, мы перебираемся и через маленькую квадратную створку попадаем вовнутрь.

Сходу делается мрачно и страшно.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме монумент является консолью , защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее главные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через мощные анкера и базы колонн (диаметром по 7 см любой).

Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет большой запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же являются диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. В кольцевых площадок расположены лестничные марши.

Нагрузки, каковые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», возможно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура полностью вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с маленьким эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, появляется изгибающий момент от собственного веса мачты.

Но главные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для сооружений и зданий было нереально, конструкторы пошли по уникальному пути. Эксперты университета механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и изучили аэродинамические особенности монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль.

Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.

Имеется и еще один вид нагрузок, что было нужно предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок работы «Петра» — 100 лет (верховная категория). Соответственно, возможность оледенения за такое долгое время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной!

Для сравнения: на протяжении столичного ледяного дождя зимний период 2011 года слой достигал чуть ли 0,5 см.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не меньше серьёзный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а фактически башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в ходе расчетов стало известно, что без них не обойтись. В итоге оказалась совокупность, напоминающая трехгранную пирамиду.

Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и большое количество — порядка 110 т, у нее собственный каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами образовывает около 70 т.

К несущим конструкциям — мачте и башне — прикреплены так именуемые фахверковые элементы, на которых держатся медные подробности. Для изготовления каждого медного элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как подробности достаточно сложны, было нужно повозиться и инженерам-конструкторам, дабы вычислить фахверковые балки лично для каждого элемента.

Медные подробности, со своей стороны, не несут практически никакой нагрузки, не считая невыносимой тяжести и собственного веса художественного образа.

Увлекательна схема крепления такелажа. Тросы вант — эластичные, их нижние финиши пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. В том месте на них укреплены полуторатонные грузы, вольно болтающиеся в отведенном для них пространстве.

Такая совокупность разрешает сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Раздельно стоит упомянуть Андреевские знамёна — на монументе их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных судов, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на вершине мачты. Знамёна поворотные; сперва мы высказали предположение, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся знамёна вольно, по ветру. Представьте себе: самый замечательный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!

Требует ухода!

Дмитрий Шредер поведал нам большое количество занимательного о работах, каковые всегда приходится проводить, дабы монумент нормально функционировал. К примеру, для обеспечения вращения знамён их систематично необходимо смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в пара месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает в том направлении новую порцию смазки.

Причем в случае если к флагу на бушприте пройти достаточно легко, то дорога к остальным требует альпинистской опыта и подготовки.

Чтобы попасть в паруса либо в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а после этого спускаться на канатах. Из-за чего люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все легко: царская нога подкачала — по всей видимости, не хорошо кормили. По большому счету, для обслуживания «Петр» сложен.

Смотрителю время от времени нужен кроме того спелеологический опыт, например, дабы пробраться вовнутрь носовой части корабля для ее чистки.

Пара лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая монумент в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некое время «воронье радио» донесло данные до столичных птиц.

Монумента стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Что будет с Петром?

Данный вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в изданиях, и в блогах. Ответ несложен и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически нереально, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а после этого опять их варить на новом месте.

Причем все расчеты отправятся прахом: второе место, второй фундамент, другие цифры.

Сейчас монумент «В ознаменование 300-летия русского флота» — одно из самых высоких аналогичных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом перечне занимают статуи разных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «обычных» монументов небуддистского замысла «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый в том месте, — в основном байка. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все монументы сидящим на лошадях императорам.

Проект «Петра» разрабатывался лично, причем в конструировании учавствовали, кроме мастерской Зураба Церетели, эксперты пяти разных университетов.

Монумент возможно — и необходимо — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы имеется смотровая площадка, как и в некоторых вторых намного более низких монументах. На палубе петровского ботика хватает места, и виды оттуда раскрываются потрясающие. Смотровая площадка имела возможность бы стать прекрасным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни либо «Английского монумента» работы Кристофера Рена.

А ростры, каковые сейчас помогают только элементами облицовки, не так уж сложно перевоплотить в балконы.

Но кроме того без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия русского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да забудут обиду нас обиженные читатели — эффектный и прекрасный монумент. Отметим, что Эйфелеву башню также желали снести первые 20 лет ее существования. А позже она незаметно превратилась в знак Парижа.

Несущий элемент верхней части

скульптуры (от 33,6 м) — мачта, укрепленная дополнительными подкосами; совокупность напоминает трехгранную пирамиду. На снимке слева — один из подкосов, по которому возможно встать наверх. В нескольких местах (приблизительно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъем, исходя из этого до самого верха мы не добрались.

Преодолеть их не так и тяжело, но на это необходимо отдельное разрешение.

Тяжелый металл

Несущий элемент постамента — башня с восемью колоннами, расположенными по обрисованной окружности диаметром 6,14 м. Нижней точкой отсчета в техдокументации считается не уровень воды, а низ опорной плиты базы колонн. Это связано с двумя факторами: во-первых, приходящиеся на нижнюю часть ребер нагрузки велики, во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК им. Мельникова, занимавшийся расчетом металлоконструкций.

Соответственно, высота монумента по документам чуть ниже, чем настоящая.

Статья «У царя в голове» размещена в издании «Популярная механика» (№111, январь 2012).

Галилео. Памятник Петру I


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: