Калоши для гулливера: шины

Калоши для гулливера: шины
    Это легко грузовик. Действительно, громадный грузовик. Большой.
    Его задний мост в сборе по размерам побольше иного пикапа!
    Caterpillar 797B Шестиколесный самосвал с задним приводом • Высота: 7 м • Вес: 623 т • Двигатель: 24-цилиндровый V-образный дизель рабочим количеством 117 л и мощностью 3370 л. с. • Момент на валу: 16 500 Н•м • Дорожный просвет: 105 см

Понимаете, от чего зависит, как огромными будут снова создаваемые самосвалы? Отнюдь не только от жажд больших маркетинговых исследований и заказчиков производителей самосвалов. Определяющее звено — шинники.

По окончании того как во второй половине 50-ых годов двадцатого века компания Michelin выпустила первую радиальную шину для карьерных самосвалов размерностью 18.00R25 (18 — это ширина шины в дюймах), вся добывающая индустрия стала с интересом смотреть за достижениями французских инженеров. Чем больше нагрузка и шина, которую она способна принять на себя, тем выше прибыльней бизнес и грузоподъёмность самосвала. Создать долговечные шины, талантливые выдерживать нагрузки в десятки тысячь киллограм, непросто — это и было препятствием в начале пути.

По-настоящему огромные автомобили стали выходить в свет лишь в 1970-х, в то время, когда показалась подходящая «обувь».

До 1964 года самая громадная радиальная шина имела посадочный диаметр 39 дюймов, но к концу десятилетия предельный посадочный размер шин достиг 51 дюйма. Настоящий прорыв в индустрии случился во второй половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда Michelin представил 57-дюймовую шину 40.00R57. Это стало причиной всплеску гигантомании в добывающей индустрии.

Более двух десятилетий «57 дюймов» были пределом. Но в конце 1990-х компания Caterpillar решила создать карьерный самосвал невиданной ранее грузоподъемности (345 т) — модель 797B. Как раз тогда на свет показалась первая 63-дюймовая шина — разработка компании Michelin. Таковой показатель был выведен исходя из предельно вероятной полной массы автомобили — 624 т, ограниченной возможностями шин.

Большая нагрузка одной 63-дюймовой шины — 104 т, всего колес шесть, а вес между осями автомобили распределяется пропорционально. Как несложно подсчитать, 624 т — это вправду предел.

Но, по грузоподъемности Caterpillar на данный момент № 2 в мире. В 2004 году начинал самосвал Liebherr T 282 B с грузоподъемностью 363 т, что в прессе назвали «восьмым чудесным образом света». Достигнуть столь большого показателя удалось за счет понижения собственного веса автомобили: полная масса самосвала — 592 т.

Сейчас самые громадные шины имеют размерность 59/80R63. Серийно их производят лишь два производителя — концерны Michelin и Bridgestone. Шина Michelin 59/80R63 XDR имеет сверхглубокий протектор, за счет чего выделяется большим сроком работы, но, соответственно, и большой ценой ($60 000).

Шина Michelin 59/80R63 XDR весит более 5 т! Огромное колесо выдерживает нагрузку выше 100 т, и к ее прочности предъявляются особенно высокие требования. Вследствие этого в шину входит 890 кг стали! Основной материал, само собой разумеется, резина: ее в покрышке содержится 3850 кг — хватило бы для производства приблизительно 600 легковых шин.

Не так долго осталось ждать ли покажутся шины еще большего размера? Ответ — нет. «Создавать шины большего диаметра не разрешают изюминке транспортировки», — поясняет Луи-Гайоль Кайнек, директор по маркетингу подразделения Michelin по выпуску шин для большегрузной техники. Ежегодно компания отправляет в отдаленные районы планеты тысячи огромных шин — судами, самолетами, ЖД и автомобильными поездами.

В соответствии с интернациональному изучению, громаднейший вероятный диаметр шин для транспортировки посредством всех этих способов образовывает 4,3 м, а внешний диаметр самых громадных сейчас шин Michelin образовывает 4,03 м. Теоретически возможно чуть-чуть расширить шину, мало поднять выдерживаемую ею нагрузку, но это потребует громадных инвестиций, а эффект будет малым. Так что «63 дюйма» — это на сегодня предел, и нового витка гигантомании в скором времени не предвидится.

Путь мельчайшего сопротивления

Не смотря на то, что все автомобили уже многие годы ездят только на радиальных шинах, на кое-какие самосвалы БелАЗ еще недавно устанавливали шины диагональные. Такие колеса характеризуются более несложной конструкцией, дешевле в производстве, выделяются прочностью боковин, но высокое сопротивление качению (соответственно повышенный расход горючего) и меньший срок работы перечеркивают их преимущества.

Исходя из этого компания Michelin прекратила создавать диагональные шины для карьерных самосвалов еще в первой половине 80-ых годов двадцатого века, а бобруйское предприятие «Белшина», которое ранее снабжало БелАЗ диагональными шинами, на данный момент создаёт в основном радиальные (более 90% создаваемой продукции). Потому, что производство и разработка огромных шин — сложная задача, в Бобруйске производят резину для довольно маленьких самосвалов БелАЗ, а для гигантов закупают шины производства Bridgestone и Michelin.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№77, март 2009).

Путешествие Гулливера! Аудио сказка для детей. По книге Джонатана Свифта.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: