Кивающие мастодонты: стреловые автокраны

Кивающие мастодонты: стреловые автокраны
    Автокран с телескопической стрелой за работой. На фото прекрасно видна конструкция Y-образной оттяжки. Оттяжка разрешает повысить грузоподъемность крана и обеспечить боковую устойчивость стрелы
    Деррик-кран Одна из конструкций, снабжающих высокую грузоподъемность, именуется деррик-краном. Ее характерная изюминка — наличие второй, запасного стрелы, которая трудится как оттяжка. В деррик-кране употребляется дополнительный «плавающий» (подвесной) балласт
    Дабы обеспечить вертикальную и боковую устойчивость крана и стрелы и повысить его грузоподъемность, употребляются оттяжки, конфигурация которых может заметно различаться. К примеру, на телескопической стреле крана LTM 1400−7.1 перпендикулярно к продольной оси стрелы монтируется Y-образная конструкция, два необычных «рога» с полиспастами на финишах. Пара вант крепится к заголовку стрелы, удерживая «за голову» финиш долгого рычага.

    Потом ванты расходятся под углом, проходят через полиспасты и снова сходятся у основания стрелы, где жестко связываются с балластом. Так, с одной стороны, возрастает грузоподъемность крана, а с другой — увеличивается боковая устойчивость стрелы, которой возможно руководить, ослабляя и натягивая ванты посредством лебедки. В случае если на телескопическую стрелу устанавливается гусек-удлинитель, используются дополнительные оттяжки, лишь уже не Y-типа, а А-типа
    В сложенном виде телескопическая стрела напоминает баллистическую ракету
    Нужный элемент колесного крана — выносные опоры, аутригеры. Нагрузка на них контролируется компьютером

Реакция специалистов на просьбу поведать об автокранах со стрелами, соперничающими по длине с футбольным полем, была на уникальность прозаической: простые краны, лишь громадные. Что ж, это обычный взор специалистов, которым повседневная работа редко оставляет предлоги для удивления. Нам же остается задавать наивные вопросы, дабы узнать, как все-таки трудятся эти автомобили — простые и необыкновенные в один момент.

Где они используются?

Мобильные стреловые краны громадной грузоподъемности — инструмент своеобразный. В действительности, на постройке многоэтажных строений по большей части употребляются башенные краны, для малоэтажной стройки и, скажем, работ по прокладке труб подойдут мобильные краны грузоподъемностью 25−45 т. А вот тяжелые автокраны используются по большей части для «точечных» операций, связанных, в большинстве случаев, с монтажом промышленного оборудования.

Как раз исходя из этого такие автомобили редко приобретаются для долговременного применения, а чаще арендуются. Самое полное представление о том, куда и для чего катаются по России эти гиганты, возможно взять в компаниях, отдающих краны в аренду.

«Отечественные автомобили неизменно в дальних командировках, — говорит Олег Агафонов, помощник председателя совета директоров по технической части компании «Рентакран», базирующейся в Подмосковье. — Из недавних работ — монтаж двух мегаваттных ветрогенераторов в Калмыкии. Генератор в сборе весит 47 т, нижний цементный элемент — 50 т. Сообщите, не так уж не легко для 500-тонного крана? Да, но нужно осознавать, что только весьма замечательная машина способна нести стрелу достаточной длины, чтобы поставить ту же гондолу генератора на высоту 70 м. На постройке нового терминала аэропорта Шереметьево отечественный 500-тонный кран монтировал подробность атриума весом 18 т. Обстоятельство применения тяжелого крана та же- стрелой было нужно дотягиваться на расстояние 60 м. Подъехать на кране ближе выяснилось легко нереально».

Но неужто для кранов, талантливых поднять много тысячь киллограм груза, в Российской Федерации нет настоящей работы? «Имеется, само собой разумеется, — отвечает Олег Агафонов. — Тяжелые грузы видятся, к примеру, при монтаже оборудования для металлургического производства. Сравнительно не так давно ставили две свечи дожига на металлургическом комбинате. Любая свеча высотой 112 м. Либо вот в Липецке устанавливали воздухонагреватель Калугина — 100 т. В Невинномысске — котел-утилизатор, те же 100 т. Никакой вертолет с этими грузами не справится.

Эта работа — лишь для кранов».

Как они передвигаются?

Перед тем как поведать о технических изюминках тяжелых автокранов, нужно сходу подметить, что современные автомобили, создаваемые фаворитами отрасли (Liebherr, DeMag, Grove и др.), насыщены автоматикой и электроникой. оператору и Водителю крана стоит лишь задать машине нужную программу, и очень многое она сделает сама.

Вот пример: 400-тонный кран Liebherr LTM 1400−7.1 несет на себе телескопическую стрелу длиной от 46 до 60 м. Протяженность автомобили со сложенной стрелой — практически 19 м. Ширина — 3 м. Ясно, что руководить таковой махиной в пути либо при маневрировании- задача, не сравнимая кроме того с «пилотированием» тяжелой фуры, исходя из этого человеку нужна помощь автоматики. В распоряжении водителя имеется пара предустановленных программ «активного управления».

Это значит, что в зависимости от скорости поворота движения и угла руля все колесные мосты (их семь) трудятся так, дабы оптимизировать угол поворота. В случае если кран по дороге, то первые три моста (всего их семь) управляются неизменно. Мосты 4 и 5 «подруливают» до скорости 30 км/ч, а после этого фиксируются в положении «прямо».

Мосты 6−7 трудятся (поворачиваясь в сторону, противоположную повороту руля) до скорости 60 км/ч, а после этого кроме этого фиксируются в положении «прямо». Этим достигается устойчивость и повышенная манёвренность на громадных скоростях и понижается износ шин, цена которых для тяжелой техники очень чувствительна. Имеется программы перемещения без заноса, предусмотрен и режим маневрирования, при котором все мосты развёрнуты в одну сторону под однообразным углом.

В этом случае кран едет по диагонали.

Мобильность — одно из основных преимуществ колесного крана. Его самоходная доставка к месту работы обходится дешевле перевозки, скажем, гусеничного крана в разобранном виде на платформах.

Действительно, у нас все не так легко. «В соответствии с русскому законодательству, по дорогам неспециализированного пользования разрешается перемещение транспортных средств с нагрузкой не более 10 т на ось, — растолковывает Олег Агафонов.- Неспециализированная же масса автомобили не должна быть больше 38 т. В эти параметры самые тяжелые краны (до 100т) не вписываются, исходя из этого требуется спецразрешение ГИБДД. Беда в том, что разрешение требует продолжительных согласований, и в случае если, к примеру, клиенту кран нужен безотлагательно, мы не можем его послать из-за бюрократических препон.

Время от времени эту проблему приходится решать самому клиенту. В то время, когда отечественные краны, трудившиеся в Липецке, потребовалось перебросить в Калмыкию для монтажа ветряков, сопровождение нам отправил президент страны Кирсан Илюмжинов. Так и ехали конвоем — два автомобилей и 11 крана сопровождения».

Для чего тогда гусеничные краны?

В случае если существует техника однообразного назначения, но различной конструкции, значит, у каждой из конструкций имеется минусы и свои плюсы. До строй-площадки колесный кран добросить несложнее и дешевле (кроме того с учетом административных ограничений), но когда машина заняла исходную позицию для работы, ее тут же лишают подвижности. Дело в том, что колесные мосты не вычислены на нагрузки, каковые испытывает трудящийся с тяжелым грузом кран.

Помимо этого, у колесного крана высокая база и высоко расположен центр тяжести. Дабы придать машине громадную устойчивость, а заодно и обезопасисть от поломки ходовую часть, кран ставят на выносные опоры- аутригеры — и легко приподнимают над площадкой. По окончании установки на аутригеры кран сможет трудиться лишь в пределах территории вылета, другими словами перемещать грузы в том месте, куда добывает стрела.

Гусеничный кран таких ограничений лишен. У него более широкая и низкая база, в него уже встроен грузобалласт, и аутригеры ему не требуются. Гусеничный кран может перемещаться по стройплощадке вместе с грузом, и как раз исходя из этого такие краны значительно чаще покупают на долгий срок, а не арендуют.

В чем отличие телескопической стрелы от решетчатой?

Колесные краны с телескопической стрелой создают, пожалуй, наиболее яркое впечатление. В сложенном виде стрела напоминает баллистическую ракету, приютившуюся на пояснице тягача, а после этого, практически как та же ракета, взлетает высоко в небо. Основное преимущество складной стрелы — ее компактность, упрощающая передвижение.

Да и привести «телескоп» в рабочее положение возможно всего за пара мин.. А вот долгие решетчатые стрелы складываются из сегментов, и они путешествуют к месту работ в разобранном виде. Дабы собрать стрелу, пригодится пара часов и еще один кран.

Но решетчатая стрела, не уступая телескопической в жесткости, имеет намного меньшую массу, что, конечно, повышает грузоподъемность крана.

В действительности никакого бескомпромиссного «либо — либо» не существуют. С целью достижения большой высоты подъема телескопические стрелы комбинируют с решетчатыми конструкциями — удлинителями стрелы, каковые специалисты именуют «гусёк». Гусёк возможно жестко смонтирован со стрелой или иметь степень свободы и управляться посредством отдельной лебедки — в этом случае он именуется «качающимся гуськом».

Легко ли Сейчас крановщику?

Повторимся: современный кран — поразительно высокотехнологичная машина, и кабина крановщика выглядит не хуже пилотского кокпита. Панель устройств, ЖК-дисплей, пульт с множеством кнопок, джойстики для управления грузовой и стреловой лебедками — тут, как и в новейших самолётах, царит принцип fly-bу-wire, либо управления по проводам.

Иными словами, все, что исходит из кабины крановщика, — это цифровые команды, подаваемые по шинам данных к электронным блокам электромеханических аккуратных устройств. Каждая работа начинается с выбора предустановленных параметров, представленных на дисплее средствами графического интерфейса. Выбирается тип и вес балласта, конструкция стрелы, тип подвеса, вводятся ограничения движения поворота груза и угла стрелы.

На протяжении работ «антропогенный фактор» находится под контролем компьютера. В частности, программа «ограничитель грузового момента» гарантирует, что при обычных условиях каждые, среди них и не в полной мере корректные действия оператора крана не смогут привести к опрокидыванию автомобили. В случае если лишь не произойдёт что-то непредсказуемое и не зависящее от человека — к примеру, проседание грунта.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№96, октябрь 2010).

Мастодонт. \


Темы которые будут Вам интересны: