Кого потопил пароход «ванцетти»?

Сотворение смелых мифов на протяжении войны возможно оправдано с позиций пропаганды, но, как продемонстрировала придуманная ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века история с 28 панфиловцами, многие выдумки агитпропа удачно «дожили» и до 70-летия Победы. Ещё более необычным фактом есть то, что подобные мифы возникают в наши дни, искажая историю ВОВ. Примером тому есть современная версия боя советского парохода «Ванцетти» с германской подлодкой U 553, деятельно распространяющаяся в сети на разных форумах и исторических сайтах.

Рождение легенды

В данной версии судно «Ванцетти», совершая переход через Баренцево море в Исландию в январе 1943 года, было атаковано германской подводной лодкой U 553 и на протяжении последовавшего боя потопило субмарину своим артиллерийским огнём. В частности, как раз в таком ключе излагается движение событий в статье Ю. П. Богданова «Подвиг моряков «Ванцетти», размещённой в сборнике «Северные конвои: изучения, воспоминания, документы», вышедшем в 2000 году:

«К концу дня 2 января 1943 г. судно сделало поворот и легло курсом на Исландию. Ночью небо прояснилось, и старший ассистент капитана А. Агоев по звёздам выяснил местонахождение судна. Оказалось, что оно находится существенно севернее, чем предполагалось, а курс его ведёт прямо… на остров Медвежий.

Курс судна был сходу поменян на южное направление, дабы дальше отойти от страшного района и покинуть Медвежий к северу. Пребывающий на верхнем мостике армейский ассистент капитана А. Чупанов увидел слева по траверсу судно, похожее на парусник, но оказалось, что это подлодка с обманным парусом. Стало очевидным: «Ванцетти» найден. Капитан заявил боевую тревогу.

Моряки заняли собственные места на боевых постах у кормового орудия и на верхнем мостике у крупнокалиберных зенитных пулемётов. С этого момента судно двигалось противолодочным зигзагом.

Торпеда быстро приближалась к судну. Капитан дал приказ: «Право на борт!», машина трудилась самым полным вперёд. Последовала новая команда: «Приготовиться к открытию огня!» Вот в то время, когда потребовалось оружие защиты!

Торпеда прошла на протяжении правого борта в расстоянии 8–10 м, а судно продолжало по инерции двигаться вправо. Сейчас расчёт кормового орудия нашёл вторую торпеду, но уже слева по корме. Последовала команда капитана: «Лево на борт!»

Попав в сильную струю от винта, торпеда, не дойдя до борта 15–20 метров по корме, быстро поменяла направление и прошла на протяжении левого борта. В этот самый момент в 4–5 кабельтовых по левому борту из воды на поверхности моря показался силуэт фашистской подлодки.

Все, кто сейчас был на верхнем мостике, заметили саму лодку и рубку. Мгновенно с верхнего мостика заговорили отечественные крупнокалиберные пулемёты. Метким огнём трассирующих пуль отечественный расчёт прошил корпус вражеской лодки и так осветил его силуэт, что светло читался её номер: «У-553».

А расчёт кормового орудия сумел найти цель. За считанные секунды друг за другом были выпущены по подлодке три боеприпаса, каковые пробили боевую рубку субмарины. Над поверхностью моря встал столб воды и огня.

Последние три выстрела были даны по месту погружения вражеской подлодки, которую немцы вычисляли пропавшей без вести. Это случилось 5 января 1943 г. в водах Баренцева моря. Капитан парохода сходу поменял курс на север, а судно пошло форсированным ходом.

В один момент прекратили выброс за борт шлака, дабы не демаскировать судно».

Казалось бы, всё легко и ясно: боеприпасы поразили рубку лодки, на которой «светло читался номер У-553», и лодка затонула. Какие конкретно смогут быть ещё вопросы? Но в действительности всё обстояло далеко не так, как изложено автором статьи.

При более детальном разборе информации, дешёвой на данный момент (с момента публикации статьи прошло 15 лет), возможно сделать вывод, что читателя, мягко говоря, ввели в заблуждение.

Кого потопил пароход «ванцетти»?

На фото, сделанном в 1941–1942 гг., предположительно запечатлена подлодка U 553 — по крайней мере, субмарина принадлежит к тому же типу VIIC и к тому же соединению — 7-й флотилии подводных лодок кригсмарине

Основа данной истории есть попытка выдать желаемое за настоящее и приписать пароходу «Ванцетти» победу над германской субмариной. Уверенность в том, что советское судно потопило собственного соперника, есть основной неточностью, поскольку за этим направляться уже попытка притянуть к данной «победе» какую-нибудь германскую подводную лодку, погибшую на протяжении войны. В итоге выбор пал на U 553 подводного аса корветтен-капитана Карла Турмана (Karl Thurmann), и мотивом стал тот факт, что лодка Турмана пропала без вести как раз в январе 1943 года.

Но попытка выдать U 553, принадлежавшую к типу VIIC, за жертву «Ванцетти» выглядит на сегодня нелепо: 5 января 1943 года Турман совместно со своей лодкой был во Франции и нормально подготовился к очередному походу, что вправду был для него последним. U 553 вышла в море лишь вечером 16 января из базы Ла-Паллис в Ла-Рошели, исходя из этого никак не имела возможности 5 января находиться недалеко от острова Медвежий. Эта лодка по большому счету не принимала участия в военных действиях на Арктическом ТВД и «трудилась» только в Атлантике.

Фотография, сделанная 19 июля 1941 года во французском Сен-Назере, запечатлела возвращение подлодки U 553 из собственного второго похода. Треугольные вымпелы с цифрами потопленного тоннажа — знак первых побед лодки, английского транспорта «Сьюзан Маэрск» (Susan M?rsk) и норвежского танкера «Ранелла» (Ranella)

U 553 пропала без вести по окончании 20 января. В данный сутки Турман в 19:00 встретился в квадрате BE 6113 c U 465, дабы передать навигационные документы. В тот же сутки штаб подводных сил принял последнюю радиограмму Турмана, которая гласила: «Нахожусь в квадрате BE 6661. Перископ позволяет течь.

Могу погружаться до 60 метров». Больше U 553 никто не видел и не слышал, и 31 января штаб подводных сил счёл её утрату очень возможной, о чём говорит запись в издании военных действий (ЖБД) от этого числа.

Оснований для веры автору статьи «Подвиг моряков «Ванцетти» в том, что на рубке обстреливаемой советскими артиллеристами лодки «светло читался номер У-553», нет и по второй причине. Никакого номера на рубке не было и быть не имело возможности – ещё с началом Второй мировой войны германские подводные лодки избавились от всех показателей, каковые имели возможность оказать помощь сопернику в их визуальной идентификации. В частности, были сняты таблички с номерами, расположенные на носах лодок, и закрашены номера на рубках.

Карл Турман в окружении обозревателей сразу после возвращения из похода, продолжавшегося с 19 июля по 17 сентября 1942 года. Прямо поверх свитера на шее подводника висит новенький Рыцарский крест — 18 августа U 553 потопила сходу три транспорта из состава союзного конвоя TAW-13, и 24 августа это достижение было отмечено призом начальника

Итак, нет никаких оснований вычислять U 553 потопленной пароходом «Ванцетти». Тогда что случилось у острова Медвежий 5 января 1943 года? При тщательном изучении советских и германских документов картина случившихся событий обретает ясность.

В тот сутки в Баренцевом море пароход «Ванцетти» вправду был атакован германской подводной лодкой. Вот как описывается данный случай в «Хронике ВОВ СССР на Северном морском театре», составленной «по горячим следам» на базе документов Историческим отделом народного комиссариата ВМФ СССР:

«Транспорт «Ванцетти», вышедший 29 декабря из Иоканки в Исландию, находясь недалеко от острова Медвежий, нашёл на горизонте силуэт неприятельской подлодки. Капитан отвернул от лодки с расчётом скрыться в чёрной части горизонта и с прямого курса перешёл на зигзаг. Скоро был обнаружен след шедшей в левый борт транспорта торпеды.

Увеличив обороты автомобили до больших, капитан развернул вправо, и торпеда прошла в 8–10 м от левой скулы судна. Практически в тот же момент нашли след второй торпеды. Поворотом влево она была приведена за корму и, попав в кильватерную струю, в 12–20 м от транспорта быстро поменяла собственное направление.

За этим с транспорта заметили неприятельскую лодку в позиционном положении, открыли по ней пламя из крупнокалиберных пулемётов и выпустили шесть трёхдюймовых снарядов с дистанции около 4 каб. Лодка скрылась под водой и больше не оказалась. По характеру мест и разрывов падения снарядов капитан полагал, что в случае если лодка и не была потоплена, то так повреждена, что от преследования транспорта отказалась.

При встрече с данной лодкой «Ванцетти» отправил радиограммы установленного примера на английском языках и русском. Британскими станциями радиограммы были приняты. Радиостанция Северного флота в 17 ч 05 м кроме этого приняла сигнал «атакован подлодкой соперника» с указанием координат: ш=74°00′, д=18°00′ ост; но счислимое место «Ванцетти» сейчас по расчётам штаба флота значилось в точке ш=69°36′, д=7°02′ вест (расхождение на 540 миль) (дело 2462, л.17; дело 1614, стр.92)».

В случае если сравнить это описание с германскими данными, то особенных расхождений не будет, учитывая, что участник событий 5 января 1943 года с германской стороны известен. Это U 354 капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Хербшлеба (Karl-Heinz Herbschleb). Благодаря сохранившимся изданию военных действий лодки и воспоминаниям её начальника мы можем посмотреть на тот бой глазами соперника.

Капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб (1910–1955), начальник U 354, выдающихся удач не достиг — на его счету одно потопленное и одно повреждённое судно суммарным тоннажем около 11 000 брт — но пережил войну

В канун нового 1943 года U 354 пребывала в море, поддерживая вместе с другими лодками операцию «Регенбоген» (нем. Regenbogen – «радуга»), которую силы кригсмарине проводили против союзного конвоя JW-51B, направлявшегося в Мурманск. Эта операция в истории Второй мировой войны более известна как «Новогодний бой».

Сражение, закончившееся вничью

«Ванцетти» был увиден германской лодкой U 625 поздним утром 5 января. Её начальник капитан-лейтенант Бенкер (Hans Benker) послал в штаб сообщение: «Мое судно находится в квадрате АВ 6345, главный курс 270 град. 11 узлов. Атакую ночью. Табу». Радиограмма с U 625 была принята Хербшлебом, находящимся рядом, что записал в издании военных действий: «Радио от Бенкера «Атакую ночью».

Я искренне хочу Бенкеру успеха, но на заявленный им пароход однако и я имею шанс напасть, тогда табу не должно мешать мне. Мы должны топить и топить опять. Неспешно темнеет, нагромождаются снежные шквалы.

Я подмечаю U 625 с подветренной стороны от неприятеля, которая наровне со мной держится за его кормой». Это означало, что за собственной жертвой ринулись в погоню сходу два охотника.

В соответствии с предстоящим записям из ЖБД, Хербшлеб нападал «Ванцетти» в 13:40 по берлинскому времени, дав залп тремя торпедами веером из носовых аппаратов с дистанции 600 метров. Одна из торпед была неисправной, и, не держась заданной глубины, отправилась к цели по поверхности моря – "Наверное," как раз её и увидели с «Ванцетти», по окончании чего пароход совершил манёвр уклонения.

Ответственной обстоятельством того, что случилось дальше, послужило заблуждение начальника U 354 в том, что пароход торпедирован – на лодке слышали глухой удар спустя 30 секунд по окончании залпа и приняли его за попадание. По наблюдению немцев, судно осело на правый борт, остановилось, но позже опять дало движение. Хербшлеб решил добить «подранка», но в носовом отсеке лодки кончились торпеды, и он приказал готовить к стрельбе кормовой аппарат.

Подлодка U 354 и её экипаж в норвежском порту Тронхейм, 13 июня 1943 года

Но из-за сильного снегопада Хербшлебу приходилось держаться на близком расстоянии, дабы не утратить цель из виду. «Близкая расстояние внушает тревогу и небезопасна», – писал в собственном издании начальник U 354. Его опасения не были напрасны – этот факт разрешил советским морякам переломить движение событий в собственную пользу. Сейчас на судне прекрасно видели собственного преследователя и открыли по нему пламя.

В соответствии с записи в издании лодки, сперва по ней с судна была выпущена красная осветительная ракета, которая попала прямо в рубку, но то, что немцы приняли за ракету, было трассирующими пулями из крупнокалиберного пулемёта. В 13:51 «Ванцетти» открыл огонь, и на U 354 заявили срочное погружение и тревогу.

Советские артиллеристы метко клали боеприпасы рядом с лодкой, которой чудесным образом удалось избежать попаданий. Верхняя вахта в панике бросилась в рубочный люк, где застряли два сигнальщика, пробовавших пролезть в него в один момент – появившуюся «пробку» ударом собственного сапога ликвидировал вахтенный офицер. Эти тревожные мгновения, в то время, когда лодка пребывала под обстрелом, были для германских подводников очень неприятны. Как вспоминал сам Карл-Хайнц Хербшлеб, в те секунды по их поясницам «пробежал холодок».

Успокоились немцы только тогда, в то время, когда U 354 достигла глубины 40 метров. Всплыв на поверхность в 15:20, лодка судна уже не нашла:

«18:26. Лёг на 270 градусов. Продолжаю поиск парохода. По окончании попадания в него торпеды ещё четко слышался шум его гребного винта.

Судно скрылось в снежном заряде. Шумопеленгование ничего не даёт. Значит, попали всё-таки две торпеды.

Пароход потоплен. Следую в указанный квадрат чтобы произвести обследование».

В итоге, как говорится, «обошлось без жертв», не смотря на то, что соперники разошлись в уверенности, что потопили друг друга. Но же, сам бой ничего феноменального не воображал – подлодка преследовала и неудачно атаковала вооружённое судно, небрежно приблизившись к нему, и оно загнало лодку под воду огнём пулемётов и орудия. Такие случаи на протяжении войны уникальностью не были.

Откуда в истории с «Ванцетти» взялась U 553?

Подводя итоги данной истории, стоит сообщить следующее. Нет никаких сомнений в том, что «Ванцетти» сражался с U 354, так как вторых аналогичных случаев ни германской, ни советской стороной в тот сутки не было. Нет никаких сомнений в том, что «Ванцетти» не потопил никакую германскую субмарину, поскольку ни одна германская лодка ни на одном театре боевых действий не была утрачена 5 января 1943 года. В один момент, нет никаких сомнений в том, что действия советских моряков хороши похвалы.

Мужественно отразив наступление неприятеля, они вынудили его прекратить преследование, загнав под воду и сорвав повторную атаку.

Выстроенный во второй половине 20-ых годов двадцатого века в Ленинграде на Балтийском заводе, пароход «Ванцетти» был одним из первенцев советского судостроения. Пережив Великую Отечественную войну, пароход был списан лишь в 1975 году

Само собой разумеется, жаль, что пламя с «Ванцетти» был не хватает меток чтобы пароход имел возможность стать первым в истории Битвы за Атлантику торговым судном, стёршим с лица земли подлодку своим артогнём. Советские моряки были близки к этому, но сопернику удалось уйти, превратясь на время из охотника в жертву. Однако, эпизод, возможно, показался не хватает смелым некоторым «исследователям», которым весьма хотелось, дабы «Ванцетти» всё-таки записал на собственный счёт подлодку.

Откуда же взялась версия, что пароход потопил как раз U 553 Турмана?

Случай боя советского парохода с германской подводной лодкой стал известным широкой массе читателей ещё в советское время, в то время, когда в 70–80 годах на Дальнем Востоке стали издаваться книги Г. А. Руднева, бывшего начальника радиостанции «Ванцетти». В собственных работах, посвящённых советским торговым судам в годы войны, Руднев обрисовывал данный бой много раз, но не показывал номер субмарины и ничего не писал про его наличие на рубке лодки:

«– Первый боеприпас – как пишет в собственном рейсовом донесении капитан В. М. Веронд, – дал большой всплеск и перелёт воды. Второй боеприпас, если судить по моему наблюдению с мостика … попал в низ рубки, причём всплеска воды не дал. Разрыв был с громадным числом огня и резким железным звуком.

Третий боеприпас попал в корпус подлодки под пушкой и дал кроме этого разрыв с громадным числом пламени. Четвёртый унитарный патрон дал осечку, замок открыли и боеприпас выкинули за борт. На протяжении манипуляции с четвёртым боеприпасом подлодка погрузилась под воду. Три последних боеприпаса были выпущены по месту её погружения.

Полагая предстоящую стрельбу ненужной, прекратил пламя».

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века в издании «Искатель» была напечатана повесть С. В. Чумакова «Видимость – «ноль» о событиях 5 января 1943 года, где соперником «Ванцетти» представлена как раз U 553 Турмана. Наряду с этим Чумакову нельзя отказать в знании истории – в конце повести он показывает, что эта лодка считалась пропавшей без вести руководством подводных сил Германии с 20 января 1943 года. В полной мере возможно, что именно Чумаков «виноват» в показавшейся версии с U 553, которую «потопил» «Ванцетти» – другими словами, вероятным источником, сделавшим лодку Турмана соперником парохода капитана Веронда, выяснилось художественное произведение, а не историческое изучение.

Обложка издания «Искатель» № 4/1979, в котором была напечатана повесть «Видимость — «ноль»

С одной стороны, громадного греха в данной версии нет, и не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но искажение фактов, в особенности таких, как номер на рубке лодки, «увиденный на протяжении боя», о чём пишет в собственной статье Ю. П. Богданов, является показателем их прямой подтасовки.

Любопытно подчернуть, что в 1995 году Дальневосточный университет опубликовал ещё одну книгу Г. А. Руднева «На морских дорогах войны», где случай у острова Медвежий детально разбирается посредством документов германского «Архива подлодок» (U-Boot Archiv) в Куксхафене, и в выводах указывается, что соперником «Ванцетти» была как раз U 354. Но эта информация либо не принимается, либо вовсе игнорируется разными «историками», как это видно на примере статьи Богданова.

К сожалению, подобные попытки выдать желаемое за настоящее ничего хорошего не несут и лишь додают мути в на большом растоянии ещё не прозрачную историю ВОВ. Моряки же «Ванцетти» собственными действиями доказали, что мужество, выучка и дисциплина хороши уважения независимо от того, записали ли они на собственный счёт лодку соперника либо нет…

литературы и Список источников:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. «Хроника ВОВ СССР на Северном морском театре», выпуск 4 (1 января – 30 июня 1943 г.) – М., Воениздат, 1947
  3. Богданов Ю. П. «Подвиг моряков «Ванцетти»» / «Северные конвои: изучения, воспоминания, документы», вып. 3 – М., 2000
  4. Руднев Г. А. Огненные рейсы – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
  5. Руднев Г. А. На морских дорогах войны – Владивосток: издательство Дальневосточного университета, 1995
  6. Чумаков С. Видимость – «ноль» – Издание «Искатель» №4, 1979, стр.3–38
  7. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 7. Norderstedt
  8. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  9. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  10. Herbschleb А. Vom Schiffsjungen zum U-Boot-Kommandanten – Verlagshaus Wurzburg-Flechsig, 2008
  11. Материалы сайтов http://uboat.net и http://tsushima.su

Бисмарк История гибели


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: