Командир «смеющейся коровы»

Среди асов командующего германским подводным флотом Карла Дёница выделяется собственной необыкновенной карьерой начальник лодки U 69 корветтен-капитан Йост Метцлер. Не обращая внимания на то что он не имел на своём счету громадного количества потопленного тоннажа, его работа на подводных лодках складывалась весьма удачно. Метцлер есть одним из немногих начальников подлодок, каковые взяли Рыцарский крест совсем не в гонке за потопленным торговым тоннажем.

Чем же он заслужил высокую приз и как сложилась его будущее?

В первой половине 30-ых годов двадцатого века, по окончании смерти учебного военно-морского судна «Ниобе», вместе с которым ушла на дно большинство курсантов флотского призыва этого года, руководство рейхсмарине обратилось с просьбой о помощи к торговому флоту Германии. Трагедия с парусником пробила брешь в подготовке кадров для ВМФ, исходя из этого Редер поступил очень мудро, решив применять офицерский состав торгового флота. Тамошние моряки не нуждались в начальной подготовке и имели возможность восполнить утраты среди курсантов без затрат на их обучение азам морского дела.

В итоге рейхсмарине всё равняется заявили новый комплект «команды 32», но приход нескольких десятков офицеров с торговых судов и пассажирских лайнеров стал громадным подспорьем для армейского флота. Среди них были будущие известные подводники Гюнтер Прин (Gunther Prien), Вильгельм Шульц (Georg-Wilhelm Schulz), Йост Метцлер (Jost Metzler) и другие. Действительно, в подводный флот Метцлер попал только спустя восемь лет, в апреле 1940 года, до этого послужив на миноносцах и авизо «Грилле» (Grille), уже имея чин обер-лейтенанта цур Железный крест и зея II класса.

Необходимо подчеркнуть, что по окончании прохождения нужной обучения и подготовки Метцлер был сходу послан на направления начальников подводных лодок, минуя работу вахтенным офицером на субмарине, что было исключением из правила. 30 сентября 1940 года он был назначен начальником новенькой «семёрки» U 69, которая вступила в строй спустя месяц.

Как бык делается коровой

Завершив испытания и подготовку, 10 февраля 1941 года Метцлер вывел собственную лодку из Киля в первоначальный боевой поход, что продлился 20 дней и завершился 1 марта в Лориане. За это время U 69 участвовала в атаках на английские конвои и послала на дно три судна тоннажем 18 961 брт (действительно, Метцлер пара завысил собственные удачи и рассказал о 25 956 брт). Любопытно, что одвременно с этим в море пребывала U 47 Гюнтера Прина, ветхого привычного Метцлера ещё по работе в торговом флоте.

Для Прина, успевшего стать легендой, данный поход стал последним – он пропал без вести вместе с командой и лодкой по окончании 7 марта. Возможно заявить, что узнаваемый подводный ас как бы передал эстафету собственному другу, и тот её принял.

Второй поход U 69 начался 18 марта, в то время, когда Метцлер вывел её в море из Лориана. Но сейчас его преследовали неудачи. U 69 преследовала конвой ОВ-302, но из-за нехорошей погоды контакт с ним был потерян.

30 марта Метцлер доложил в штаб, что потопил одно судно на 7000 брт и имел пять промахов по обстоятельству неисправности электроторпед. Потопленным судном был английский пароход «Коултарн» (Coultarn) на 3759 брт.

Командир «смеющейся коровы»

Слева: начальник «Смеющейся коровы» капитан-лейтенант Йост Метцлер (1909–1975). Справа: U 69 на базе. На её рубке ещё нет известной коровы, но присутствует более ранняя эмблема – боевой клич и сигнальные флаги «Хорридо!»

Утром 3 апреля U 69 нашла и торпедировала отставшее от конвоя английское судно «Тилби» (Thirlby) на 4887 брт. Метцлер посчитал его потопленным и доложил в штаб, что за время похода разрешил войти на дно два судна на 14 500 брт. Но «Тилби» был лишь повреждён и остался на плаву.

Любопытно подчернуть, что данный пароход от судьбы не ушёл и был потоплен 20 января 1942 года лодкой U 109 капитан-лейтенанта Генриха Бляйхродта (Heinrich Bleichrodt), в то время, когда германские субмарины проводили у берегов США операцию «Паукеншлаг» (Paukenschlag – «Удар в литавры»).

11 апреля Метцлер привёл собственную лодку в Лориан, завершив второй поход.

Так как U 69 входила в состав 7-й флотилии подлодок, где ранее служил погибший Прин, Метцлеру и вторым начальникам из неё было нужно столкнуться с очень необыкновенной проблемой. Данный казус вызвал появление на свет известной «Смеющейся коровы». В соответствии с мемуарам Метцлера, это смотрелось так:

«Будучи старшим ассистентом у Прина, Эндрасс (Engelbert Endra? – прим.ред.) нарисовал на корпусе лодки забавную карикатуру на бережного (так в переводе А. Фроловой. Возможно, имелся в виду «разъяренный» – прим. авт.) быка. Данный монстр скоро стал известен всей флотилии как «Бык из Скапа-Флоу».

В то время, когда же подводную лодку Прина потопили, 7-я флотилия, расположенная в Сен-Назере, решила сделать быка собственной эмблемой, и приказ об этом поступил и на «U-69». Конечно, эскиз не был отправлен вместе с приказом. И, очевидно (так как закон подлости никто не отменил), все ветхие морские волки, кто видел «Быка Скапа-Флоу», на данный момент были в отпуске, исходя из этого Ауэрманну (вахтофицер U 69 – прим.авт.) было поручено каким-то образом взять его изображение на боевой рубке.

Конечно же, он имел возможность совершенно верно выяснить, как смотрелся бык Прина, от офицеров с вторых судов. Но какой офицер не побоится лишиться престижа и начнёт расспрашивать вторых об эмблеме собственной флотилии? Исходя из этого Ауэрманн сошел на берег, дабы отыскать что-то, с чего возможно срисовать подобное парнокопытное. Его личные попытки нарисовать подобное создание провалились.

В итоге, он отыскал голову смеющейся коровы на коробке прекрасно известного французского сыра. Картонный ящик от сыров данной марки, на котором искомое изображение было увеличено многократно, был принесен на борт. Коробка легко имела возможность послужить моделью для рисунка на боевой рубке. Ауэрманн передал ее рабочему с верфи, что срочно приступил к работе.

В то время, когда же он ее закончил, смеющаяся корова привела в восхищение не только старшего ассистента, но и целый экипаж. Злобный и комичный «Бык Скапа-Флоу» отыскал себе подругу – «Смеющуюся корову из Лориана». Решительный рабочий с верфи всецело скопировал изображение с коробки а также написал над картиной: «La Vache qui Rit». Эти слова срочно стали прозвищем и боевым кличем подводников германского боевого корабля.

Любой, кто видел ухмыляющуюся корову на боевой рубке, не имел возможности сдержать ухмылки».

Французский портовый рабочий рисует на рубке U 69 «Смеющуюся корову»

Сейчас, в то время, когда на рубке U 69 показалась эмблема, Метцлеру предстояло сделать её известной, и в этом ему помог следующий поход. Начальнику «Смеющейся коровы» определённо повезло, что в экипаже U 69 навигатором был его старый знакомый Ганс-Бото Баде (Hans-Botho Bade), ходивший с Метцлером на судне «Вагония» (Wagonia) ещё во время работы на торговом флоте. Метцлер именовал Баде, призванного на флот во второй половине 30-ых годов двадцатого века, не в противном случае как «ветхий морской волк», и был весьма доволен, что в его команде имеется таковой умелый моряк.

В июле 1941 года Баде возьмёт чин лейтенанта резерва, а в декабре 1942 года погибнет в Атлантике.

По окончании двух походов в Северную Атлантику Метцлер внес предложение Дёницу и главе его штаба Годту (Eberhard Godt) применять U 69 для действий у африканского побережья, в частности для операции по минированию ответственных для англичан портов Лагос и Такоради в Гвинейском заливе, где прежде не действовала ни одна германская подводная лодка. Дёниц одобрил такие действия на основания того, что Метцлер и Баде замечательно знали местные воды ещё по работе на торговых судах.

5 мая 1941 года U 69 покинула Лориан с восемью минами и 12 торпедами ТМВ на борту и забрала курс на юг. Замысел операции предусматривал установку минных полей у указанных выше портов и свободную охоту на суда по пути к ним и обратно. Так как лодки типа VIIC не владели нужным запасом горючего для для того чтобы пути, на маршруте к Гвинейскому заливу предусматривалась дозаправка с судна снабжения «Эгерланд» (Egerland), замаскированного под панамский пароход.

«Смеющаяся корова» возвратилась из африканского похода, июль 1941 года. Целый экипаж щеголяет в белых летних шляпах

U 69 замечательно справилась с поставленной задачей и стала первой «семёркой», действовавшей в южных водах Атлантики. 4 июня Метцлер послал сообщение в Дёницу о минировании портов с расходом четырёх мин на Такоради и восьми на Лагос. В тот же сутки при входе в гавань Лагоса подорвалось на минах и затонуло английское судно.

Адмиралтейство, обеспокоенное этим случаем, заявило оба порта временно закрытыми, о чём стало известно немцам. 29 июня адмирал Дёниц сделал в издании военных действий командующего подводными силами следующую запись: «В соответствии с перехваченному сообщению, два порта Такоради и Лагос были закрыты английским Адмиралтейством до особенных распоряжений. Успех действий U 69.

Предполагается, что потоплено пара судов».

От Метцлера, занявшегося охотой на вражеские суда по пути к себе, поступали сообщения о новых удачах. 27 июня германское радио упомянуло, что капитан-лейтенант Метцлер потопил пять торговых судов на 31 500 брт неподалеку от побережья Западной Африки. Всего же за данный поход Метцлером было заявлено потопление шести судов на 36 134 брт.

В действительности это смотрелось пара в противном случае: семь судов с учётом подорвавшегося на минах у Лагоса парохода на 33 868 брт.

Капитан-лейтенант Метцлер с командой на палубе «Смеющейся коровы»

Африканский поход U 69 завершился 8 июля 1941 года – она пребывала в море 65 дней и прошла 11 867 миль. Для лодки серии VIIC это был необычный рекорд по длительности нахождения в море и пройденному расстоянию. 2 августа по радио было заявлено, что Метцлер награждается Рыцарским крестом. Было упомянуто, что его неспециализированный счёт составил 11 судов на 76 170 брт, из которых практически 40 000 на данный момент были потоплены в последнем походе.

Одна из его жертв, потопленная в артиллерийском бою, была обрисована как прекрасно вооружённое судно, и его приняли за вспомогательный крейсер.

Так, Йост Метцлер стал вторым начальником подлодки по окончании Гюнтера Прина, что взял Рыцарский крест за отдельное выдающееся достижение, без комплекта заветных 100 000 брт потопленного тоннажа. Но стоит внести ясность в один из моментов африканских приключений Метцлера.

«Робин Мур»

21 мая 1941 года в 750 милях от Фритауна U 69 увидела судно, которое, согласно точки зрения Метцлера, смотрелось подозрительно – пароход нёс навигационные огни, но на его бортах не было освещённых знаков национальной принадлежности судна. На палубе был увиден груз. С субмарины запросили сигнальной лампой наименование судна, и узнали ответ: «Робин Мур».

Тогда Метцлер приказал пароходу остановиться и отправить на U 69 шлюпку с судовыми бумагами и капитаном.

Американский пароход «Робин Мур» был «возрастным» судном, выстроенным в 1919 году. Как направляться из фотоснимка, символы принадлежности к нейтральным США судно однако имело, и опознать его имело возможность помешать только отсутствие должного и тёмное время суток освещения флага и надписи

Пароход сразу же застопорил движение и спустил шлюпку, в которой бумаг не было и вместо капитана был старпом. Американец пояснил Метцлеру, что судно поменяло собственное наименование с «Эксмура» (Exmoor) на «Робин Мур» (Robin Moor) прямо в море, поскольку у него всего лишь 14 дней назад показался новый обладатель. Сейчас оно было в пути из Вашингтона в Кейптаун с грузом двигателей, запчастей к ним, других товаров и автомобильных шин.

Метцлер ответил, что американский пароход будет потоплен, поскольку его груз складывается из полностью запрещённых товаров для страны, которая будет в состоянии войны с Германией. Как писал начальник U 69 в собственном отчёте о проишествии, реакция американца его поразила:

«Старпом попросил у меня 30 мин. на подготовку шлюпок, и я предоставил ему это время. Кроме этого я передал ему, дабы капитан прибыл ко мне на борт со всеми судовыми бумагами. Старпом, как и его люди из шлюпки, встретили мои слова о потоплении их судна весьма нормально.

Это самообладание показалось мне весьма странным. По окончании возвращения шлюпки к пароходу на нем наблюдалась быстрый спуск и большая суматоха шлюпок на воду».

Спустя некое время к U 69 подошла шлюпка с капитаном судна. Метцлер изучил судовые бумаги, каковые уверили его в том, что груз есть военной контрабандой. Он заявил капитану:

«Не смотря на то, что бумаги подтверждают тот факт, что судно американское, оно должно быть потоплено. Потому, что его действия (судна – прим.авт.) оставались странными – как у судна-ловушки, я не могу разрешить пароходу, что имеет на борту запрещенные товары, направляться дальше, даже если он американец».

Предстоящее пара озадачило Метцлера:

«Я передал мало провизии, одежды и коньяк капитану. Он и его люди в шлюпке приняли это с признательностью, и в то время, когда шлюпка отошла от подлодки, они вскинули руки в приветствии и крикнули «Хайль Гитлер!» Я не осознал этого поведения, и мои подозрения лишь усилились».

Затем U 69 послала «Робин Мур» на дно. Пароход стал первым американским судном, потопленным германской подводной лодкой во Второй мировой. Его экипаж совершил в море более 14 дней, по окончании чего был подобран английским и бразильским судами.

Не обращая внимания на то что жертв не было, Метцлер кроме того не подозревал, какую кашу он заварил.

Моряки из экипажа «Робина Мура» в спасательной шлюпке. На её борту видно прошлое наименование судна — «Эксмур»

Инцидент с американским пароходом случился в разгар настоящей информационной войны около потопления германским рейдером «Атлантис» египетского лайнера «Зам Зам» (Zam Zam). Лондон, пробуя настроить американское публичное вывод против Германии, утверждал, что пребывавшие на его борту американские пассажиры были убиты немцами.

Берлин по окончании доставки американцев с «Зам Зама» во Францию яростно обосновывал, что не было жертв, и действия немцев в отношении пассажиров лайнера были актом милосердия и гуманности. В то время, когда стало известно о смерти «Робина Мура», Геббельс был поставлен этим инцидентом в сверхсложное положение. Английская пропаганда одержала победу, выставив немцев перед американцами не в лучшем свете.

Определив о потоплении американского судна, Дёниц был обижен действиями собственного подчинённого. Он трактовал произошедшее как нарушение приказа, и вместо признательности «засунул Метцлеру фитиль». К счастью для последнего, по возвращении начальника лодки ожидал не трибунал, а Рыцарский крест.

Согласно точки зрения американского историка К. Блэйра, этому поспособствовало наступление Германии на СССР, которое растворило в себе инцидент с «Робином Муром».

Заболевание во спасение

Метцлер вывел собственную «Смеющуюся корову» в новый поход спустя полтора месяца, но, пробыв в море семь дней, 27 августа U 69 возвратилась обратно на базу. Обстоятельства собственного возвращения Метцлер обрисовал так:

«Практически сразу после ухода из порта я почувствовал недомогание. Потому, что раньше для того чтобы не случалось, я решительно отказался сдаваться. Да и начальник, важный за судьбу людей, пребывав в боевом походе, просто не имеет права позволить себе заболеть.

Исходя из этого я, как и раньше, оставался на мостике днем и ночью. Но скоро терпеть было уже нереально, и мне было нужно сдать руководство Ауэрманну. Сейчас я имел возможность лишь лежать на койке, скрипя зубами от боли.

Мои офицеры сообщили BDU, что у меня воспаление почек, и я не могу больше руководить лодкой».

Стало ясно, что сейчас U 69 возьмёт другого начальника. До конца ноября 1941 года Метцлер был во Франции. Его здоровье пара улучшилось, и он был послан в Германию, где стал офицером-инструктором в 25-й, а после этого 27-й учебных флотилиях.

К февралю 1943 года Метцлер был опять признан годным по здоровью для работы на подлодках и принял под руководство проходящий опробования новый подводный крейсер U 847 (тип IXD2).

Возможно с полной уверенностью заявить, что дожить до конца войны Метцлеру разрешила его ветхая заболевание. За чемь дней до выхода в первоначальный боевой поход U 847 её начальник снова был в военного госпиталь с ухудшением заболевания почек. В следствии лодку был должен принять второй офицер, подводный ас Герберт Куппиш (Herbert Kuppisch), что погиб с ней в первом же боевом походе 27 августа 1943 года.

Марка французского мягкого сыра «La Vache qui Rit» удачно пережила Вторую мировую войну и выпускается сейчас

Метцлера выписали из военного госпиталя в середине сентября 1943 года, по окончании чего он продолжил работу на берегу, занимая административные должности в подводных флотилиях. 1 апреля 1944 года он был назначен начальником 19-й учебной подводной флотилии, в которой проходили обучение и подготовку будущие начальники боевых подлодок. Метцлер занимал эту должность до самой капитуляции Германии.

Необходимо подчеркнуть, что собственный след в истории войны Метцлер покинул не только как гениальный подводник, но и писатель. В первой половине 40-ых годов двадцатого века он по заказу ведомства Геббельса написал собственные мемуары. Книга именовалась «Перископ на юг». По окончании окончания войны, в 1955 году, Метцлер переиздал собственные воспоминания, сделав их более информативными.

В этом случае его книга была опубликована называющиеся «Смеющаяся корова. История U 69». В 2005 году она была переведена на русский язык.

Йост Метцлер скончался 29 сентября 1975 года в Германии в возрасте 66 лет.

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  5. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  6. Метцлер Й. История подлодки «U-69». «Смеющаяся корова» – М.: Центрполиграф, 2005
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Командир «Ольхон» Кино про Укропов и про Корову которую они спиздили.


Темы которые будут Вам интересны: