Корабль с тремя именами

Первые лёгкие крейсера Русского флота, заложенные по окончании Цусимского разгрома, должны были стать сильнейшими судами в собственном классе. Но в строй они вошли с пятнадцатилетним опозданием, уже в другом стране и под новыми именами. Об одном из этих крейсеров, правильно отслужившем родной стране практически три десятка лет, с честью прошедшем Великую Отечественную войну и заслужившем гвардейское звание, и отправится рассказ в данной статье.

«Светлана»: история создания

По окончании поражения России в русско-японской войне состояние русского флота было плачевным – он лишился практически всех собственных кораблей ВМФ главных классов. Из бессчётных крейсерских сил на Тихом океане и Балтике осталось всего девять боеспособных судов (ещё два крейсера имелось на Чёрном море). Новые ВМС предстояло выстроить практически с нуля, но нужная для этого чёткая концепция и судостроительная программа применения флота отсутствовали.

Только в 1912 году Морскому министру удалось добиться отчисления в размере 500 млн рублей, нужных для постройки полноценного флота. Кроме других судов, программа предусматривала строительство четырёх лёгких крейсеров для Балтийского моря и двух – для Тёмного (позднее число лёгких крейсеров для Черноморского флота кроме этого довели до четырёх).

Главными задачами лёгкого крейсера являлись разведка, дозорная работа, помощь собственных миноносцев и уничтожение вражеских, минные постановки во вражеских водах. Лёгкие крейсера должны были нести вооружение и защиту, каковые разрешали бы им вступать в бой с неприятельскими судами подобного класса.

Начальное задание на проект лёгкого крейсера предусматривало оружие из одного 203-мм орудия и четырёх-шести 120-мм орудий, установленных в башнях, но со временем от для того чтобы состава оружия отказались, предпочтя перейти на единый калибр. Отказались и от башенного размещения артиллерии из-за более низкой скорострельности таких установок если сравнивать с казематными и палубными.

По окончании окончательного утверждения характеристик будущего крейсера в апреле 1912 года совершили конкурс, на котором лучшим был признан проект Путиловского завода. В сентябре 1912 года на совещании Технического совета Главного управления кораблестроения было решено поручить Путиловскому и Ревельскому фабрикам создать окончательный проект крейсера и представить его на утверждение Морскому министерству. Тактико-технические характеристики крейсера указаны в таблице, приведённой в конце статьи.

Главными отличительными изюминками новых крейсеров стали броневая защита корпуса, складывавшаяся из двух поясов (закрывавших солидную часть надводного борта) большой толщиной в 75 мм, что снабжало защиту от немецких крейсеров и орудий эсминцев до их перевооружения на артиллерию калибра 150 мм. Пятнадцать новых 130-мм орудий Обуховского завода отличались высокой скорострельностью (до 15 выстрелов в 60 секунд) и громадной дальностью стрельбы.

Каждое орудие имело собственный личный защищённый бронёй подъёмник для снарядов, так что заявленная скорострельность в полной мере могла быть достижимой не только на бумаге. Свободная компоновка агрегатов и узлов, и высокое водоизмещение снабжали кораблю хорошую живучесть под артиллерийским огнём. Паротурбинная силовая установка разрешала развивать высокую скорость (до 30 узлов), большинство паровых котлов имела нефтяное отопление, остальные – смешанное (угольно-нефтяное).

В целом, для собственного времени проект был очень успешным, и если бы крейсер вступил в строй, как было запланировано (в 1915–1916 годах), то стал бы одним из сильнейших в собственном классе.

Два крейсера – «Светлана» (взявшего имя в честь бронепалубного крейсера, героически погибшего в Цусимском сражении) и «Адмирал Грейг» – строились на Руссо-Балтийском заводе в Ревеле, ещё два – «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Бутаков» – на Путиловском заводе в Петербурге. Цена каждого крейсера без вооружения и брони составляла 8,3 млн рублей.

Корабль с тремя именами

Внешний вид крейсера «Светлана»
Источник: navy.su

Крейсер «Светлана» (позднее по его имени была названа вся серия) был заложен на Ревельском заводе в ноябре 1913 года, а планировавшийся срок готовности был установлен на осень 1915 года. Увы, строительство самого завода ещё не было закончено, исходя из этого фактическая постройка началась только в апреле 1914 года. Паротурбинная установка крейсера создавалась при помощи германской компании «Вулкан».

С началом войны сотрудничество с немцами закончилось, что сказалось на сроках ввода крейсера в строй. К концу 1914 года готовность «Светланы» составляла 31,9%, остальных судов серии – в среднем, около 10%. 28 ноября 1915 года крейсер «Светлана» был построен, через год на него установили турбины и котлы.

В конце 1916 года степень готовности «Светланы» составляла 81% по корпусу и 75% – по механизмам.

«Светлана» на достройке в Ревеле, февраль 1916 года. На переднем замысле – корпус эсминца «Гавриил»
Источник: kreiser.unoforum.pro

В конце 1916 года на «Светлану» прибыли часть и командир экипажа, началось освоение техники. Ввод в строй планировался на осень 1917 года, но эти сроки были сорванными. Немецкое наступление на Ригу и Моонзундские острова создало угрозу захвата Ревеля. Дабы избежать захвата недостроенных судов немцами, было решено перевести их в Петроград.

К 13 ноября на «Адмирала» и «Светлану Грейга» загрузили изготовленные для них подробности, и самоё ценное оборудование заводских цехов, по окончании чего суда отбуксировали на петроградский Адмиралтейский завод. Сейчас готовность «Светланы» по корпусу составляла 85%. По окончании Октябрьской революции работы по достройке крейсера какое-то время длились, но в марте 1918 года закончились (к тому времени неспециализированная готовность корабля составляла 80%).

Достройка крейсера

Продолжительных семь лет крейсер простоял в бассейне Адмиралтейского завода. Наконец, в первой половине 20-ых годов XX века были выделены средства на его достройку. Первоначально планировалось перевооружить корабль новыми орудиями калибра 180–203 мм, размещёнными в башнях, но достройка в таком виде "настойчиво попросила" бы важного вмешательства в конструкцию уже полностью готового корпуса.

Исходя из этого было решено достроить «Светлану» по начальному проекту, но заменить 63-мм зенитные пушки на 75-мм орудия совокупности Меллера, увеличив их число до девяти, а на верхней палубе установить три строенных 450-мм торпедных аппарата. Кроме этого, крейсер приспособили для приема двух гидросамолётов, взлетавших с воды. Для их подъёма на борт между второй и третьей дымовыми трубами были установлены две грузовые стрелы грузоподъёмностью по 1,5 т.

5 февраля 1925 года «Светлана» поменяла имя на «Профинтерн». В октябре 1926 года крейсер перевели в Кронштадт для осмотра и докования подводной части. 26 апреля 1927 года начались приёмные опробования, на которых корабль развил скорость более чем 29 узлов.

1 июля 1928 года крейсер «Профинтерн» был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря (МСБМ) и поднял военно-морской флаг.

«Профинтерн» практически сразу после вступления в строй, 1929 год
Источник: kreiser.unoforum.pro
Походы, учения, модернизации

Уже в августе «Профинтерн» вместе с другими судами принимал участие в походе в юго-западную часть Балтийского моря. Через год (в августе 1929 года) он отправился в собственный первый заграничный поход, прибыв вместе с эсминцами «и» крейсером Аврора в германский порт Свинемюнде.

«Профинтерн» на протяжении визита в Свинемюнде
Источник: tsushima.su

Дабы продолжить период практического плавания (в последних числах Ноября Финский залив уже покрывался льдом), было решено послать часть судов с Балтики в дальний заграничный поход до Неаполя без захода в другие зарубежные порты. Для этого в ноябре 1929 года «Профинтерн» вместе с линкором «Парижская коммуна» был включён в состав Практического отряда МСБМ, начальником которого был назначен Л. М. Галлер. Для заправки и сопровождения кораблей их горючим было выделено пара транспортов.

На протяжении похода, начавшегося 22 ноября, моряки столкнулись с непредвиденными трудностями. По окончании того как суда вышли в Северное море, из-за неточности механиков, не забравших в расчёт отличие в уровне солёности воды на Балтике и Северном море, на судах вскипели котлы. Появились трудности и с бункеровкой в открытом море – из-за волнения и сильного ветра эта операция заняла двое дней. В Бискайском заливе суда встретил сильный шторм.

От ударов волн на «Профинтерне» разошлись швы корпуса, и в котельное отделение начала поступать вода. Осознав, что совладать с этими повреждениями самостоятельно не удастся, Л. М. Галлер решил зайти во французский порт Брест. 4 декабря советские суда поднялись на внешнем рейде Бреста, где начали ремонт собственными силами. Завершив ремонт, 7 декабря суда опять вышли в море.

Но, не выдержав очередной схватки со стихией (ветер достигал 12 баллов, высота волн – 10 м), 10 декабря они возвратились в Брест. В этом случае ремонт потребовался линейному кораблю «Парижская коммуна» – на нём, не выдержав ударов волн, разрушилась носовая наделка. Ремонт занял 14 дней, но из-за длившегося шторма отряд вышел в море лишь 26 декабря, забрав курс на Гибралтар.

Попутная волна за кормой крейсера «Профинтерн», Бискайский залив
Источник: tsushima.su

Новый, 1930 год советские моряки встречали в городе Кальяри (остров Сардиния). 6 января было получено разрешение сойти на берег, и моряки в первый раз за полтора месяца почувствовали под ногами жёсткую почву. 8 января суда прибыли в Неаполь – конечную цель похода.

Но у руководства отрядом появилось опасение, что потрёпанные штормом суда не выдержат ещё одного штормового опробования в Атлантике, и оно запросило разрешения перейти в Севастополь, дабы в том месте переждать зиму и отремонтироваться. Такое разрешение было получено, и 18 января суда прибыли в Севастополь, пройдя за 57 дней 6269 миль. Позднее было решено не возвращать крейсер и линкор на Балтику, а включить их в состав морских сил Чёрного моря (МСЧМ).

В марте 1930 года «Профинтерн» вместе с крейсерами «Червона Красный» и «Украина Кавказ» был включён в состав дивизии крейсеров (с 1932 года – бригады) МСЧМ. Последующее десятилетие прошло для крейсера в плаваниях, освоении и учениях Черноморского театра действий.

«Профинтерн» в начале 30-х годов
Источник: kreiser.unoforum.pro

В 1935–1938 годах «Профинтерн» прошёл капремонт и модернизацию на Севморзаводе, на протяжении которых его котлы были полностью переведены на нефтяное отопление, а угольные ямы ликвидированы. Устаревшие 75-мм орудия демонтировали, вместо них на крейсере установили три спаренные установки 100-мм зенитных орудий «Минизини» производства итальянской компании «ОТО». Одна установка стояла на полубаке (перед носовым 130-мм орудием), две – на юте, вместо снятых торпедных аппаратов.

Помимо этого, на крейсере были установлены шесть 45-мм пушек 21-К и семь 12,7-мм пулемётов ДК-32 (позднее заменены на ДШК). Торпедное оружие перенесли в среднюю часть корабля, установив побортно два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата (наряду с этим подводные траверзные аппараты демонтировали). Перед началом ВОВ крейсер утратил шанс нести гидросамолёт – с него сняли авиационные краны.

направляться подчернуть, что зенитное оружие крейсера на протяжении войны всегда усиливалось – к 1944 году на нём находились (кроме 100-мм и 45-мм зениток) десять 37-мм автоматов и два четырёхствольных крупнокалиберных пулемёта «Виккерс». Некое время (с зимы 1941 по 1942 год) крейсер нёс четыре 20-мм автомата «Эрликон».

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века «Профинтерн» приобрел новое имя – «Красный Крым» – и был включён в состав бригады крейсеров Чёрного моря вместе с крейсерами «Червона Красный» и «Украина Кавказ».

«Красный Крым» во второй половине 30-ых годов двадцатого века
Источник: forums.airbase.ru
«Севастопольский экспресс»

22 июня 1941 года крейсер встретил в Севастополе, пребывав на текущем ремонте, что закончился только в августе. 21 августа «Красный Крым» вместе с эсминцами «Фрунзе» и «Железняков» вышел из Севастополя и через дни прибыл в Одессу – его задачей был обстрел вражеских позиций на берегу. 23 августа «Красный Крым» выпустил по целям 462 боеприпаса, по окончании чего, приняв на борт работников мешков филиала и Одесского 60 Госбанка с деньгами, возвратился в Севастополь.

18–19 сентября «Красный Крым» принимал участие в охранении транспортов с десантом, высаживавшимся у Григорьевки под Одессой. 21 сентября крейсер принял на борт более чем 1100 человек десанта, каковые кроме этого были доставлены к Григорьевке. Высадка с борта «Красного Крыма» прошла 22 сентября, наряду с этим орудия крейсера вели пламя по берегу.

Высадив десант, «Красный Крым» возвратился в Новороссийск, откуда ушёл в Туапсе. 2 октября крейсер высадил в Феодосии десант – 263 бойца, 36 пулемётов и два 45-мм орудия.

28 октября бригада крейсеров была расформирована, и её суда перешли в яркое подчинение командующего эскадрой ЧФ.

30 октября крейсер высадил очередной десант в Севастополе – 600 человек с боеприпасами и оружием. Высадив людей на подошедшие буксиры, «Красный Крым» остался в Севастополе для артиллерийской помощи его гарнизона. 2 ноября крейсер нападала тройка бомбардировщиков Ju-88 – бомбы в цель не попали, но осколками от родных разрывов на крейсере были ранены пять человек.

3 ноября крейсер покинул город вместе с другими судами Черноморского флота, эвакуировав 350 раненых, 100 гражданских, документы штаба ЧФ, запасные торпеды, и полезные механизмы и оборудование.

9 ноября «Красный Крым» возвратился в Севастополь, взяв задачу уничтожить дальнобойную батарею соперника недалеко от Качи. 10 ноября по батарее был выпущен 81 боеприпас. 11 ноября орудия крейсера обстреляли скопление германской пехоты.

12 ноября корабль пережил сильный налёт германской авиации, на протяжении которого был потоплен крейсер «Червона Украина», повреждены эсминцы «Идеальный» и «Безжалостный» (из-за интенсивного зенитного огня германские самолёты не смогли совершенно верно скинуть бомбы на «Красный Крым»). 13 и 14 ноября налёты повторились, но никаких повреждений крейсер снова не взял.

«Красный Крым» в Севастополе. Слева виден дым от разорвавшихся авиабомб
Источник: tsushima.su

14 ноября, приняв на борт курсантов учебного отряда ЧФ, персональный состав управления НК ВМФ, прокуратуры ЧФ, команды погранвойск, команды НКВД с трибуналом и прокуратурой Крыма, разведотдела ЧФ, и семьи солдатах, «Красный Крым» вышел из Севастополя. 17 ноября он прибыл в Туапсе.

28 ноября крейсер высадил 1000 человек пополнения для гарнизона Севастополя. С 29 ноября по 3 декабря он принимал участие в обстреле армий соперника, а 5 декабря вышел из Севастополя с ранеными красноармейцами и эвакуируемыми гражданскими на борту.

10–14 декабря корабль принимал участие в конвоировании транспортов с армиями из Новороссийска в Севастополь. 20 декабря, приняв на борт 1680 воинов, совместно с крейсером «Красный Кавказ», фаворитом «Харьков», эсминцами «Бодрый» и «Незаможник» он снова вышел в Севастополь. Высадив войска, крейсер в течение трёх дней обстреливал германские позиции, а 23 декабря прибыл в Туапсе.

Участие в Керченско-Феодосийской операции

В конце 1941 года советское руководство решило высадить большие десанты в Феодосии и Керчи с целью овладеть Керченским полуостровом, после этого деблокировать осаждённый Севастополь и всецело очистить Крым от немцев. Участие в высадке десанта в Феодосии принял и «Красный Крым». Первоначально ему ставилась задача обстрелять город, засечь огневые точки немцев, по окончании чего держать под обстрелом дорогу Керчь-Феодосия с целью не разрешить немцам перебросить подкрепления к Керчи.

26 декабря «Красный Крым» обстрелял Феодосию, но распознать вражеские батареи не смог. 27 декабря он возвратился в Новороссийск. На следующий сутки, приняв десант (2000 офицеров и солдат 9-го стрелкового корпуса), «Красный Крым» вышел в Феодосию.

Прибыв к месту назначения 29 декабря, крейсер поднялся неподалеку от берега и открыл огонь по немецким позициям в порту, тогда как катера и баркасы перевозили десант. миномёты и Немецкие орудия открыли огонь в ответ, и более чем двух часов крейсер был под обстрелом. За это время в корабль попали 8 снарядов и 3 мины – из десанта и состава экипажа было убито 18 и ранено 45 человек, вышли из строя три 130-мм орудия и 45-мм пушка.

На крейсере пара раз вспыхивал пожар, но пламени не позволяли распространиться грамотные действия аварийных партий. Ответным огнём крейсера было разбито две батареи и стёрто с лица земли пара пулемётных гнёзд на берегу (артиллеристы «Красного Крыма» израсходовали 318 130-мм и 680 45-мм снарядов).

По окончании высадки десанта крейсер снялся с начал и якоря отходить на юг, вглубь Феодосийского залива. Сейчас его нападала германская авиация. Из-за умелого маневрирования и массированного зенитного огня прямых попаданий авиабомб удалось избежать, но родными разрывами была нарушена герметичность корпуса. Вода начала поступать в кормовые балластные цистерны – но, повреждения были неопасными.

30 декабря «Красный Крым» маневрировал в Феодосийском заливе, отражая атаки германской авиации. Всего в тот сутки на крейсер было совершено 15 авианалётов группами по 2–3 самолёта. Атаки отражались с применением всех вероятных средств, среди них и стрельбой шрапнельными боеприпасами из орудий главного калибра. Интенсивный активное маневрирование и зенитный огонь разрешили избежать попаданий (только пара бомб упали вблизи крейсера).

31 декабря «Красный Крым» возвратился в Туапсе.

Десант на борту крейсера «Красный Крым», 1942 год
Источник: tsushima.su

1, 4 и 8 января 1942 года «Красный Крым» доставлял в район Феодосии подкрепления, попутно поддерживая огнём войска СССР. 15 января с борта крейсера был удачно высажен отвлекающий десант недалеко от Судака (560 человек из состава 226-го горнострелкового полка). 24 января в этом же районе, действуя в сложных метеоусловиях, «Красный Крым» высадил 1450 человек из состава 554-го горнострелкового полка.

В феврале крейсер сделал два рейса в Севастополь, доставив в том направлении подкрепления. По окончании высадки армий он остался на пара дней в осаждённом городе, ведя пламя по германским позициям. В очередной раз успех не поменяла кораблю: 22 февраля зенитчики «Красного Крыма» отбили очередной авианалёт (бомбы упали совсем рядом с крейсером, но повреждений не нанесли).

«Красный Крым» под огнём соперника
Источник: tsushima.su

В марте «Красный Крым» совершил ещё два рейса в Севастополь, вывезя тела 305-мм орудий для линейного корабля «Парижская коммуна».

Всего с февраля по июнь 1942 года «Красный Крым» восемь раз прорывался в Севастополь, доставляя подкрепления и снаряды, вывозя раненых и полезное оборудование. За безукоризненное несение боевой работы 18 июня 1942 года крейсер был удостоен звания гвардейского.

Последний послевоенная служба и этап войны

В последних числах Июля немцы перешли в наступление на Северном Кавказе, создав угрозу Новороссийску. В августе «Красный Крым» принимал участие в эвакуации гражданских и частей Красной армии из Новороссийска в Поти и Батуми. По окончании прохождения текущего ремонта, в октябре «Красный Крым» перевёз из Поти в Туапсе более чем 3000 человек личного состава 8-й гвардейской и 10-й стрелковой бригад.

В феврале 1943 года «Красный Крым» совместно с крейсером «Красный Кавказ», фаворитом «Харьков», эсминцами «Безжалостный» и «Сообразительный» принимал участие в десантной операции у поселка Южная Озерейка. Роль крейсера заключалась в подавлении германской обороны на берегу – было израсходовано 598 130-мм снарядов и 200 100-мм снарядов.

По окончании ужасной смерти фаворита «Харьков» и эсминцев «Безжалостный» и «Талантливый» от авианалёта (6 октября) Главное руководство СССР перевело все большие суда в Резерв Ставки, что практически означало запрет на их участие в военных действиях. В октябре 1943 года «Красный Крым» был поставлен на ремонт в Батуми, продлившийся до конца лета 1944 года. Как мы знаем, что на опробованиях, состоявшихся по окончании ремонта, крейсер смог развить большую скорость всего в 22 узла.

В апреле 1944 года А. И. Зубков, руководивший «Красным Крымом» с 1940 года, был назначен начальником крейсера «Мурманск» на Северном флоте. Новым начальником «Красного Крыма» стал капитан 1-го ранга П. А. Мельников, ранее руководивший дивизионом эсминцев.

5 ноября «Красный Крым» первым из судов советского флота празднично вошёл в высвобожденный Севастополь.

«Красный Крым» возвращается в Севастополь, 1944 год
Источник: kreiser.unoforum.pro

Во второй половине 40-ых годов XX века «Красный Крым» был переведён в состав отряда учебных судов ЧФ, в первой половине 50-ых годов XX века – переквалифицирован в учебный крейсер, во второй половине 50-ых годов XX века – разоружён и переквалифицирован в опытовое судно ОС-20, а во второй половине 50-ых годов двадцатого века стал плавказармой ПКЗ-144. 7 июля 1959 года бывший «Красный Крым» был исключён из перечней флота и передан на разделку.

Заключение

За войну крейсер «Красный Крым» выполнил 58 боевых заданий – совершил 52 артиллерийские стрельбы по позициям германских армий (стёрши с лица земли 4 батареи, 3 склада с снарядами и до полка пехоты), перевёз более 20 000 человек личного состава, раненых бойцов и эвакуируемых обитателей Севастополя, высадил на берег около 10 000 человек в составе десантов, отразил более чем двухсот авианалётов. Не обращая внимания на то что крейсер чаще вторых больших судов ЧФ привлекался к исполнению боевых задач, он избежал не только смерти, но и важных повреждений.

без сомнений, главную роль в этом сыграли высокая выучка и грамотное командование экипажа. Ветхий крейсер, заложенный ещё до Первой мировой, с честью прошёл опробование войной в новых условиях, в очередной раз доказав, что сражаются не суда, а люди.

Тактико-технические характеристики крейсера «Светлана» («Профинтерн», «Красный Крым»)

«Светлана» (проект)

«Профинтерн», 1928 год

«Красный Крым», 1944 год

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка средняя, м

Водоизмещение обычное/полное, т

Бронирование борта, мм

Палубы верхняя/нижняя, мм

Боевая рубка, мм

Щиты 130-мм орудий, мм

кожухи и Элеваторы боезапаса дымовых труб, мм

Мощность энергетической установки, л. с.

Большая скорость, уз

Дальность плавания экономическим ходом, миль

Артиллерийское оружие, количество орудий – калибр, мм

Торпедное оружие, количество аппаратов – калибр, мм

Авиационное оружие

Экипаж, чел

158,4

158,4

158,4

15,35

15,35

15,35

5,58

5,65

5,77

6950/-

6887/8170

7190/8000

25–75

25–75

25–75

20/20

20/20

20/20

125

125

125

20

20

20

25

25

25

50 000

59 200

46 300

29,5

29

22

3750

3350

1230

15?1 130-мм

4?1 63-мм

15?1 130-мм

9?1 75-мм

4 пулемёта Максим

15?1 130-мм

3?2 100-мм

10?1 37-мм

2?4 12,7-мм

2?1 457-мм

2?1 457-мм

3?3 457-мм

2?3 533-мм

2 гидросамолёта

600

630

852

литературы и Список источников:

  1. Чернышев А. А. Гвардейские крейсера Сталина – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013
  2. Балакин С. А. «Профинтерн» и «Червона Украина»: внешние различия и конструктивные особенности. «Морская компания» № 5/2008 г. – М.: Коллекция, 2008
  3. Боевая летопись ВМФ (1941–1942). – М.: Воениздат МО СССР, 1983
  4. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С., Барабанов М. С., Егоров К. В. Крейсера Второй мировой войны – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014

Stand Up: Алексей Щербаков — О выборе имени ребёнку и странных именах


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: