Корабли под южным крестом

Австралия XIX века представляла собой содружество английских колоний, каковые быстро развивались и богатели. К середине столетия на месте довольствовавшихся поселений выросли большие города, показалась промышленность, была создана денежная совокупность. И в то время, когда появилась необходимость защиты с моря, правительства Виктории, Квинсленда и других колоний стали заказывать в метрополии современные боевые суда.

Эта статья поведает о том, как австралийские колонисты строили собственные ВМС, позднее ставшие Королевским Австралийским ВМФ.

В середине XIX века австралийские колонии Англии были в состоянии устойчивого роста поизводства. «Золотая лихорадка», много свободной почвы – всё это создало предпосылки для стремительного накопления капиталов. Количество иммигрантов возрастало из года в год, росли большие города, а потому остро встал вопрос безопасности колоний, в особенности актуальный в свете того, что в 1853–1856 годах Англия воевала с Россией. Ещё одним возможным соперником, владевшим важными силами, считалась Франция.

Вопреки обширно распространённому точке зрения, английской колонии «Австралия» ни при каких обстоятельствах не существовало. В десятнадцатом веке на континенте был целый конгломерат колоний, каковые объединились в Австралийский Альянс только в 1901 году – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Тасмания, Южная Австралия, Западная Австралия.

Потому, что большинство населения этих территорий имела английское происхождение, колонии пользовались широкими правами самоуправления – а также, и в столь серьёзном вопросе, как оборонная политика. Это разрешало им содержать личные вооружённые силы, выстроенные на добровольческой «милиционной» базе. Любопытно, что колонисты были в праве и материальные возможности содержать не только сухопутные, но и морские силы, нужные для обороны подступов к большим городам.

Конечно же, на континенте находились вооружённые силы метрополии, среди них и флотские – так называемая Австралийская станция, организованная во второй половине 50-ых годов XIX века. Вместе с тем отдельные колонии иногда заказывали у Англии боевые суда для собственных потребностей. Кое-какие из них имели важную боевую сокровище и хорошо смотрелись бы кроме того в составе флотов свободных стран.

самоё примечательным стал флот колонии Виктория, разбогатевшей на «золотой лихорадке» 1850–1860 годов. К концу XIX века Викторианские морские силы (Victorian Naval Forces) владели отнюдь не символическим корабельным составом, собственной бригадой морской пехоты и береговой артиллерией.

Корабли под южным крестом

Шлюп «Victoria» – первый австралийский боевой корабль, выстроенный по заказу колонии Виктория в 1855 году
Источник: awm.gov.au

Мы не будем разглядывать совокупности береговой обороны Мельбурна, Сиднея и других больших австралийских городов – эта тема требует отдельного повествования. За пределами внимания останутся и суда английского Королевского ВМФ, проходившие службу в составе Австралийской станции. В данной статье мы разглядим только суда, которыми владели морские силы колоний.

ВМС колонии Виктория

Первенцем Викторианского флота стал выстроенный в Англии шлюп, носивший простое наименование «Victoria» и введённый в строй во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века. Любопытно, что он стал первым боевым кораблём, строившимся в Британии для колоний.

Шлюп имел водоизмещение в 580 т, его паровая машина была дополнена парусной оснасткой, а оружие складывалось из нескольких 32-фунтовых пушек. «Victoria» стала первым австралийским кораблём, принявшим участие в военных действиях – в 1860–1861 годах шлюп ходил к берегам Новой Зеландии для борьбы с мятежными маори. Ещё одним броским событием в «карьере» этого корабля стало участие в отыскивании пропавшей экспедиции Бёрка и Уиллса в 1861–1862 годах (отряд под их управлением пробовал пересечь Австралию с юга на север, но погиб в пути). Работа шлюпа закончилась в первой половине 80-ых годов XIX века, в то время, когда он был перевоплощён в гражданское судно.

Древесный линкор «Nelson» в роли учебного судна. На переднем замысле – миноноска «Childers»
Источник: navy.gov.au

Следующее пополнение Викторианского флота выяснилось очень неожиданным. Англия передала колонии древесный линкор «Nelson», построенный ещё в 1814 году, и после этого сорок лет простоявший в резерве (водоизмещение – 2617 т, оснащён паровой машиной, вооружён пятью десятками пушек разных калибров). Тяжело отделаться от эмоции, что британцы «сплавили» в далёкую колонию не весьма нужную и безнадёжно устаревшую боевую единицу.

Ветеран прибыл в Австралию во второй половине 60-ых годов XIX века и до 1879 года употреблялся в береговой обороне Мельбурна, по окончании чего его переоборудовали в учебное судно. Древний корабль дожил до XX века, превратившись в угольщик, и был неспешно разобран (частично – уничтожен природой) лишь в 1920-е годы.

Но чуть позднее Викторианские морские силы пополнились новейшей боевой единицей, талантливой украсить любой флот собственного времени. В 1867–1870 годах британцы выстроили монитор «Cerberus», а в апреле 1871 года он прибыл в Мельбурн. Корабль имел водоизмещение в 3340 т, развивал скорость в 9 узлов, а его основной калибр составляли четыре 10-дюймовых (254-мм) орудия, размешавшиеся в двух башнях.

Корпус защищала броня толщиной до 280 мм на поясе и до 250 мм – на башнях. В целом, на момент ввода в строй «Cerberus» являлся самым замечательным кораблём в сопредельных водах и Австралии, заслуженно став гордостью обитателей колонии Виктория. Один из очевидцев так обрисовывал появление монитора в Мельбурне:

«Огромное количество лодок, заполненных пассажирами, сохранявшими надежду подняться на борт, отчалили от берега. Капитан Пантер [первый капитан корабля – прим. автора] решил не разочаровывать любопытную публику, не смотря на то, что корабль не готовься к осмотру. Он дал нужные распоряжения и отправился подтверждать почтение губернатору. Всю вторую половину дня валили толпы визитёров и, должно быть, пара тысяч гостей поднялись на борт, дабы познакомиться с работой башен и конструкцией корабля»

Монитор «Cerberus» приближается к Мельбурну, 9 апреля 1871 года (картина по рисунку современника)
Источник: slv.vic.gov.au

Но, внешний вид новинки знатоки оценивали достаточно скептично:

«В то время, когда он [монитор] показался, он привёл к величайшему интересу. Как и возможно было ожидать, его не было возможности назвать прекрасным кораблем ни в каком смысле. Он казался громадной, как и должно быть, долгой прямоугольной коробкой, обрубленной с обоих боков и увенчанной куцыми мачтами, трубой и башнями»

Монитор «Cerberus», затопленный у Мельбурна – современное состояние. Видна верхняя часть надстройки, барбеты башен, труба. Фото автора

Тихоходный «Cerberus» не легко дошёл из Англии в Австралию, по окончании чего полвека не покидал залив Порт-Филипп, снабжая береговую оборону столицы колонии (позднее – штата) Виктория. Единственными утратами экипажа за эти десятилетия стали шесть человек, погибшие при подрыве шлюпки на собственной мине на протяжении учений 1881 года. В 1911 году ветхий монитор был включён в состав только что образованного Королевского Австралийского ВМФ, став скромной плавбазой.

Во второй половине 20-ых годов XX века, по окончании пятнадцатилетней работы в новом качестве, списанный «Cerberus» был затоплен у Мельбурна и перевоплощён в волнолом (лежащий на мелководье корпус сохранился до наших дней). У публичного фонда, что занимается сохранением ветхого корабля, имеется замыслы его превращения и полной реконструкции в музей, но на это никак не удаётся собрать средства.

Приближаться к корпусу ветхого монитора не разрещаеться на грани большого штрафа, потому его осмотр вблизи неосуществим для посторонних. Быть может, когда-нибудь «Cerberus» всё-таки станет музейным кораблём
Источник: cerberus.com.au

Заметное усиление Викторианского флота, сделавшее его боеспособным соединением (пускай и маленьким), случилось в середине 1880-х годов. Полезным приобретением стали канонерские лодки «Victoria» и «Albert», прибывшие в Австралию в первой половине 80-ых годов XIX века. Канонерка «Albert» имела водоизмещение в 350 т, развивала скорость в 10 узлов и была вооружена одной 203-мм и одной 152-мм пушками. «Victoria» была больше (500 т), быстроходнее (12 узлов) и владела более замечательным главным калибром – 254 мм.

Но, уже в 1895 году, на протяжении финансового кризиса, обе канонерки реализовали частным обладателям, по окончании чего они тридцать лет являлись гражданскими судами.

В 1884–1886 годах в распоряжение колонии поступили миноноски британской постройки – «Childers» (водоизмещение – 62 т, скорость – 18 узлов), «Lonsdale», «Nepean» и «Gordon» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов). В первой половине 90-ых годов XIX века отряд лёгких сил пополнился миноноской «Countess of Hopetown» (водоизмещение – 75 т, скорость – 24 узла). Эти предки торпедных катеров были вооружены самодвижущимися минами Уайтхэда (по 2–3 торпедных трубы на корабле).

Они были очень успешными по конструкции и помогали впредь до появления в составе австралийского флота современных миноносцев. Достаточно заявить, что «Countess of Hopetown» вывели из состава морских сил лишь в первой половине 20-ых годов XX века.

Миноноски Викторианского флота «Childers» и «Countess of Hopetown» в базе Вильямстаун
Источник: navy.gov.au

Появление в составе флота новых судов было встречено мельбурнцами с громадным энтузиазмом. К примеру, крестной матерью миноноски «Countess of Hopetown» стала леди, в честь которой он был назван – супруга тогдашнего губернатора Виктории графиня Алиса Эвели-де-Мулен. Вот как одна из газет того времени писала о любопытной церемонии крещения корабля:

«Крещение корабля методом разбития бутылки шампанского о борт было выполнено методом, привёдшим к самому горячему горячему зрителей. Бутылку закрепили у передней торпедной трубы, соединенной с гальванической батареей на берегу. Вместо того дабы разбить бутылку самой, леди Хоуптаун всего лишь запустила батарею, благодаря чего бутылка была без промедлений разбита торпедой на атомы, оросив своим содержимым шнобель корабля. Зрители весело кричали, оркестр начал играться «Правь, Британия»

На пике собственного развития, в начале девяностых годов девятнцадцатого века, Викторианский флот насчитывал в собственном составе 1 монитор, 2 канонерских лодки, 5 вооружённых судов 9 и миноносок. Как уже упоминалось выше, это делало его сильнейшим среди колониальных флотов Австралии.

ВМС вторых колоний

Среди вторых колониальных флотов Австралии необходимо подчеркнуть морские силы Квинсленда. Они появились в первой половине 80-ых годов XIX века и сразу же вооружились парой однотипных канонерских лодок «Gayundah» и «Paluma» (водоизмещение – по 360 т, скорость хода – 10 узлов, оружие – по одной 203-мм и одной 152-мм пушке).

Обе канонерки пребывали в составе флота три десятка лет, по окончании чего в качестве гражданских судов дожили до 1950-х годов. «Gayundah» была затоплена как волнолом у города Брисбен, и её корпус частично сохранился (не смотря на то, что и в весьма нехорошем состоянии). Кроме этого Квинсленд обзавёлся миноносками «Mosquito» и «Midge» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов, оружие – по два торпедных аппарата). Всего к 1890-м годам морские силы колонии имели следующий состав: 2 канонерских лодки, 2 миноноски, 7 вооружённых судов.

Канонерская лодка «Gayundah»
Источник: navy.gov.au

Так, Квинсленд располагал вторым по численности и боевой силе флотом по окончании Виктории. Морские силы вторых колоний смотрелись несоизмеримо скромнее. Западная Австралия собственных судов не имела по большому счету – её противокорабельная защита состояла только из береговой артиллерии гавани Фримантл.

Тасмания располагала только одной 12-тонной миноноской TB 191, купленной в первой половине 80-ых годов XIX века и вооружённой двумя торпедными аппаратами.

Колония Новый Южный Уэльс не нуждалась в собственных морских силах, потому, что в Сиднее базировались английские суда Австралийской станции. Дело ограничилось только постройкой во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века миноносок «Avernus» и «Acheron», любая из которых была вооружена двумя торпедными аппаратами (водоизмещение – по 16 т, скорость – 15 узлов).

Тремя годами позднее Англия передала колонии корвет «Wolverine» 1863 года постройки (водоизмещение – 1700 т, скорость – 11 узлов), вооружённый ветхими дульнозарядными пушками и оборудованный паровой машиной. До 1892 года «Wolverine» употреблялся в качестве учебного судна.

офицеры и Матросы австралийского колониального флота (экипаж канонерской лодки «Gayundah»)
Источник: navy.gov.au

Южная Австралия заказала себе всего один боевой корабль, но очень замечательный (по колониальным меркам). Канонерская лодка «Protector» английской постройки, вошедшая в строй в первой половине 80-ых годов XIX века, имела водоизмещение в 920 т, развивала скорость в 14 узлов и владела сильным оружием – одной 203-мм и пятью 152-мм пушками.

В сентябре-ноябре 1900 года канонерка действовала в акватории Китая на протяжении подавления Боксёрского восстания – то был второй (и последний) боевой поход корабля австралийского колониального флота по окончании участия шлюпа «Victoria» в войне с маори. Контактов с соперником «Protector» не имел, но его экипаж хорошо продемонстрировал себя в дальнем походе и был удостоен медалей «За войну в Китае 1900 года» (China War Medal 1900). Один из офицеров канонерки вспоминал:

«Мой первый взор на корабельную команду продемонстрировал, что с этими людьми возможно идти куда угодно. События продемонстрировали, что я был прав. Я видел, что данный поход не был приятным круизом для людей. С того дня, как я взошел на борт, и до возвращения к себе матросы и офицеры неустанно занимались боевой учебой – артиллерийской и стрелковой подготовкой, лодочными учениями, борьбой за живучесть и тушением пожаров»

В 1914 году канонерка «Protector» (уже под флагом Королевского Австралийского ВМФ) принимала участие в захвате германской колонии Рабаул. Помимо этого, корабль ходил в Индийский океан и, в целом, достаточно деятельно действовал в годы Первой Мировой. «Protector» стал единственным кораблём колониального флота, удостоенным боевых отличий (Battle honour – приз для корабля за участие в конкретной боевой операции) «Китай 1900» и «Рабаул 1914». Ветерана вывели из состава флота лишь в первой половине 20-ых годов XX века.

Любопытно, что в качестве несамоходного плавучего склада «Protector» принял символическое участие во Второй мировой. В первой половине 40-ых годов двадцатого века бывшая канонерка разбилась на горах, её корпус стал волноломом у побережья Квинсленда и в полуразрушенном состоянии сохранился до наших дней.

1914 год – будущее и прошлое австралийского флота в одном строю. «Protector» идёт к Рабаулу в сопровождении подлодки AE. Рисунок живописца Джона Форда
Источник: navy.gov.au

Флотилии австралийских колоний были малы и не сыграли заметной роли во всемирной истории. Однако, они воображают интерес как хороший пример создания ВМС «с нуля» в условиях XIX века. Колонии, пребывавшие на краю земли, взяли современные для собственного времени суда и смогли подготовить военно-морские кадры, создать соответствующую инфраструктуру, организовать традиции флотской работы.

В 1901 году, по окончании образования доминиона Австралия, морские силы колоний слились в единый флот, что в 1911 году официально начал именоваться Королевским Австралийским ВМФ. Начало Первой Мировой Австралия встретила, владея линейным крейсером, современными эсминцами и лёгкими крейсерами, подводными лодками. Первым же шагом к созданию ВМС мирового уровня стали маленькие колониальные флотилии.

Перечень источников:

  1. slv.vic.gov.au (сайт Национальной библиотеки штата Виктория)
  2. awm.gov.au (сайт Австралийского Военного мемориала)
  3. navy.gov.au/history (исторический раздел сайта Королевского Австралийского ВМФ)
  4. navyhistory.org.au (сайт Морского исторического общества Австралии)
  5. cerberus.com.au (сайт общества по сохранению монитора «Cerberus» и центра изучения истории Викторианского флота)

Аргентина. Танго под Южным крестом. Часть 1


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: