Королевский ковчег

За время собственной боевой карьеры английский авианосец «Арк Ройял» («Королевский ковчег») участвовал в операциях в Средиземноморье и Атлантике, успел отличиться в битвах у норвежского побережья и при проводке конвоев на Мальту. Его звёздным часом по праву считается известная охота английского флота за «Бисмарком», в которой авианосец сыграл решающую роль. Как раз взлетевшие с его палубы торпедоносцы повредили германский линейный корабль, по окончании чего тот стал лёгкой добычей для линейных кораблей английских.

Сначала войны геббельсовская пропаганда систематично «топила» авианосец, но «Королевский ковчег» снова и снова «восставал из мёртвых». Но везение было не нескончаемым. 13 ноября 1941 года успех всё-таки отвернулась от «Арк Ройяла»: торпедированный германской подводной лодкой на подходе к Гибралтару, он затонул на следующий сутки, не дотянув до базы всего 25 миль.

Определив о смерти этого авианосца, командующий оперативной группой Королевского ВМФ Англии в западной части Средиземного моря адмирал Джеймс Сомервилл заявил:«Без него я как слепой бедный без собственной собаки».

Рождение корабля

В начале 30-х годов английское Адмиралтейство сотрясали ожесточённые споры. В соответствии с положениям Вашингтонского морского соглашения, у Англии оставался «неосвоенный» тоннаж в размере 20 млн кг водоизмещения на постройку новых авианосных судов. Результатом долгих споров стала победа приверженцев одного громадного корабля, тем более что мелкие авианосцы у Британии уже имелись.

Для британского кораблестроения проект нового «суперавианосца» в первой половине 30-ых годов XX века по революционности был в чём-то сравним со постройкой известного «Дредноута». В корпусе, сохранившем все атрибуты простого корабля, требовалось разместить пара авиационных эскадрилий. В первый раз в Royal Navy корабль для того чтобы размера имел всецело сварной корпус, составной частью которого являлись две ангарные и полётная палубы.

Британцы не поскупились на броню: в отличие от многих современных ему авианесущих судов других государств, новый авианосец взял 114-мм бронепояс и трёхуровневую броневую палубу. В соответствии с проекту, на корабле должно было базироваться 72 самолёта, но в действительности численность авиагруппы на борту «Арка» ни разу до этого количества не дотянула. Размеры нового авианосца внушали уважение – кое-какие моряки шутили, что с носа на корму несложнее слетать на самолёте, чем дозвониться.

Стапельный период строительства продолжался 19 месяцев. Церемония спуска на воду состоялась 13 апреля 1937 г. Остаётся удивляться, как суеверные британские моряки решились проводить крестины авианосца в «чёртову дюжину»:

«При спуске всё пошло наперекосяк, что очевидно предсказывало кораблю необыкновенную судьбу… Началось с того, что леди Мод Хор, супруга Первого лорда Адмиралтейства Сэмюэля Хора, трижды бесполезно пробовала разбить бутылку шампанского о форштевень корабля. Ей удалась только четвёртая попытка».

К. Пулман, «Арк Ройял»

Летом 1938 года новый авианосец вышел на опробования, а 16 ноября, по окончании некоторых доработок, официально был включён в состав Королевского флота. Кораблю был присвоен бортовой номер 91.

Тактико-технические характеристики авианосца
(спецификация компании Cammell Laird, сентябрь 1935 г.)

Водоизмещение

22 585 т – стандартное; 27 720 т – полное

Протяженность

243,84 м – громаднейшая; 208,8 м – между перпендикулярами

221 м по ватерлинии

Ширина

34,14 — громаднейшая; 30,5-по полётной палубе

Осадка

6,94–8,54 м

Бронирование

пояс – 114 мм; траверсы – 89 мм; палуба – 63,5 мм;

Двигатели

3 турбозубчатых агрегата совокупности Парсонса;

6 паровых котлов Адмиралтейского типа

Мощность

102 000 л. с.

Скорость хода

31 узл.

Дальность плавания

4300 миль

Экипаж

1600 матрос (149 и человек 1451 офицеров)

Артиллерия

16–114-мм орудий Mk.l в установках Mk.III (8?2) (400 снар. на ствол)
32–40-мм автомата Mk.VIII в установках Mk.VI (4?8) (1800 снар. на ствол)

32 — 12,7-мм пулемёта Mk.III в установках Mk.III (8?4) (10 000 патронов на установку)

Авиационная несколько

72 самолёта

«Королевский ковчег» делает удачи

От начала работы и до ужасного финала главную ударную силу авианосца воображали Fairey Swordfish – легендарные английские «авоськи», являвшиеся торпедоносцами, разведчиками и лёгкими бомбардировщиками. Архаичные бипланы смотрелись к началу Второй мировой войны на фоне новейших «Спитфайров» без пяти мин. музейными экспонатами, но на их боевом счету выяснилось больше торпедных попаданий в суда соперника, чем у любых вторых палубников Второй мировой войны.

В мае 1941 года как раз «Суордфиши» с «Арк Ройяла» добились решающего успеха в охоте на германский суперлинкор «Бисмарк» – торпеда, запущенная с самолёта лейтенанта Годфри-Фасета, заклинила рули вражеского корабля. Это стало началом финиша лучшего в то время линейного корабля Германии – утром его настигли английские линкоры «Кинг Джордж V» и «Родней».

Королевский ковчег

Британский авианосец «Арк Ройал» под бомбами итальянских самолётов
waralbum.ru

По окончании падения Франции «Арк Ройял» вошёл в состав соединения H адмирала сэра Джеймса Сомервилла, задачей которого был контроль над западной частью Средиземного моря. В первой половине 40-ых годов двадцатого века эти слова для английских моряков означали битвы не только с итальянским флотом, но и куда более страшными соперниками – сперва итальянской, а после этого и германской авиацией. Показавшимся в Африке германским частям Роммеля требовалось регулярное снабжение, и военная база на Мальте стала костью в горле для идущих в Африку итальянских конвоев.

Британские палубные истребители Fairey Fulmar взлетают с авианосца «Арк Ройал»
waralbum.ru

Ответным ходом соперника стала охота за конвоями, шедшими на Мальту – сейчас любая попытка британцев совершить к острову транспорты преобразовывалась в сложнейшую и страшнейшую операцию. Наряду с этим истребительную часть авиагруппы «Арк Ройяла» составляли самолёты Fairey Fulmar, созданные на базе лёгкого бомбардировщика. Их боевые качества оптимальнее характеризует следующая фраза:

Но несчастные пилоты авианосца всегда терзались, видя роскошные «Харрикейны», самолёты собственной грезы.

К. Пулман, «Арк Ройял»

Увы, «Харрикейны» на авианосце были лишь «проездом». Их дальности не хватало на независимый перелёт на Мальту, и дабы восполнить утраты авиации на острове, «Арк Ройял» и более ветхий «Аргус» было нужно задействовать в роли авиационного парома. В нескольких сотнях километров от Мальты истребители взлетали с палуб и самостоятельно шли к аэропортам базы.

Первые рейсы для того чтобы «мальтийского экспресса» прошли удачно, но в ноябре 1941 года вышло в противном случае.

Затонувший непотопляемый кот и авианосец

13 ноября «Арк Ройял», завершив очередную переброску истребителей, возвращался в Гибралтар. Всю его команду к тому моменту уже возможно было назвать ветеранами, т.к большая часть её участников несло работу на корабле с самого начала. Казалось, что все неприятности уже сзади – но в первых рядах оставалась ещё одна.

Германская подлодка U-81 под руководством капитан-лейтенанта Фридриха Гуттенбергера прошла Гибралтарский пролив и по сей день пребывала прямо на пути британского соединения. В то время, когда англичане пребывали уже неподалеку от Гора, одна из трёх выпущенных с предельной дистанции германских торпед попала в правый борт авианосца.

Тонущий британский авианосец «Арк Ройал»
waralbum.ru

Не смотря на то, что при взрыве погиб только один матрос, попадание стало смертельным для корабля – хлеставшая через огромную пробоину вода уже через час лишила корабль энергии, и водоотливные помпы прекратили трудиться. Авианосец ещё недолгое время сохранял движение, но из-за усиливающейся затопления помещений и вибрации корпуса капитан Монд приказал старшему механику Энтони Оливеру остановить автомобили. Спустя 15 мин. по окончании попадания торпеды крен увеличился до 18 градусов.

Попытки завести питание с подошедших эсминцев не дали должного результата. Из-за крена спустить шлюпки на воду кроме этого не получалось. Тогда эсминец «Лиджен» подошёл с кормы к левому борту «Арка» и начал снимать людей.

За полчаса он принял 1487 человек, что существенно превышало численность его штатного экипажа.

Утром следующего дня крен достиг уже 35 градусов, и капитан Монд приказал оставшимся добровольцам, сохранявшим надежду вернуть корабль к судьбе, покинуть обречённый авианосец.

«Оскар, кот с «Бисмарка», рисунок Джорджины Шоу-Бейкер

Занимательна будущее одного из любимцев экипажа корабля, появлявшегося более «непотопляемым», чем сам авианосец. Чёрно-белый кот Оскар начинал собственную «карьеру» на линейном корабле «Бисмарк». По окончании его затопления с обломков линейного корабля кот был подобран британским эсминцем «Казак».

В октябре 41-го эсминец был торпедирован германской субмариной, но кот, взявший прозвище «Непотопляемый Сэм», опять сохранился и скоро был на борту «Арк Ройяла». Только по окончании смерти авианосца англичане решили не испытывать судьбу и не контролировать, на какое количество ещё судов хватит кошачьих судеб. По приходе в Гибралтар Вручения Оскара списали на берег. Непотопляемый Сэм погиб на берегу в 1955 году.

Пастельный рисунок смелого кота «Оскар, кот с «Бисмарка», выполненный художницей Джорджиной Шоу-Бейкер, сейчас хранится в Национальном морском музее в Гринвиче.

Источники:

  • Сергей Патянин. Авианосец «Арк Ройал». Охотник за «Бисмарком». — Москва: Яуза, Эксмо, 2011.
  • К. Пулман. «Арк Ройал» / Пер. с англ.— Первые залпы английского флота.— Москва: АСТ, 2004.
  • Германские субмарины в сражении. Воспоминания участников военных действий. 1939–1945.

Полный Мультфильм Упс ной уплыл!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: