Короткая карьера большого корабля

Тяжёлый крейсер «Балеарес», как и его систершип «Канариас», принадлежал к классу так называемых «вашингтонских» крейсеров, чьи характеристики определялись Вашингтонским военно-морским соглашением 1922 года. Эта статья посвящена трагической гибели и истории службы этого крейсера – одного из двух самых сильных и современных судов ВМФ Испании первой половины ХХ века.

Тяжёлый крейсер «Балеарес» вместе с однотипным крейсером «Канариас» был захвачен франкистами в гавани Эль-Ферроля 18 июля 1936 года и был включён в состав их флота в самом финише года, в то время, когда гражданская война в Испании лишь разгоралась. Корабль попал в руки мятежников без половины оружия (отсутствовали кормовые башни) и не в полной мере готовым к военным действиям.

Потому, что в то время республиканцы имели превосходство в боевых судах, ввод и достройка в строй новейшего крейсера стала одной из первоочерёдных задач для восставших. Громадной успехом для мятежников стало то, что они смогли захватить артиллерийский завод «Сан-Карлос» в Кадисе, на котором по лицензии английской компании «Виккерс-Армстронг» изготавливались орудия для крейсеров. По окончании перевода «Балеареса» в Кадис франкисты активизировали работы по установке на него недостающего оружия.

Боевая работа

По окончании установки на крейсер третьей башни главного калибра, совокупности управления огнём, и части запасном артиллерии он был признан боеготовым и участвовал в собственной первой боевой операции – помощи националистических армий при взятии Малаги 4 февраля 1937 года. Появление в строю столь большого корабля наилучшим образом оказало влияние на боевой дух националистов, а замечательная огневая помощь с моря стала решающим причиной для успешных действий сухопутных сил франкистов.

Короткая карьера большого корабля

Крейсер «Балеарес»
Источник – tsushima.su

18 февраля 1937 года руководство крейсером принял капитан Рамон де Осамис-и-Ластра. По окончании Малагской операции «Балеарес» действовал недалеко от Гибралтарского пролива и западном Средиземноморье, где делал функции блокады и наблюдения республиканских портов, и защищал судоходство франкистов в этом регионе.

20 апреля 1937 года начальником крейсера был назначен капитан Мануэль де Виерна-и-Веландо. Под его руководством корабль продолжил нести эскортную и блокадную работу, обстреливал побережье, занятое республиканцами, и мешал неприятельскому рыболовству. В большинстве боевых походов спутником «Балеареса» был его систершип – крейсер «Канариас».

В июне 1937 года «Балеарес», наконец, взял четвёртую башню главного калибра, по окончании чего продолжил работу. 12 июля 1937 года у мыса Кульера случилась маленькая стычка крейсера с шестью республиканскими эсминцами, сопровождавшими два транспорта. Республиканские суда бой не приняли и смогли скрыться.

С 14 по 20 июля 1937 года крейсер продолжал операции по конвоированию действия и транспортов на неприятельских коммуникациях в районе Гибралтарского пролива и западного Средиземноморья. 20 июля 1937 года «Балеарес» отбыл из Кадиса в Эль-Ферроль для ведения патрулирования в Бискайском заливе, а с 22 по 31 июля – действовал у северной части береговой полосы Испании, пробуя прервать неприятельское судоходство в этом районе.

С 31 июля по 6 августа крейсер проходил докование в сухом доке в Эль-Ферроле, а 8 августа возвратился в Средиземноморье. Потом он продолжал ставшие уже простыми операции по эскортированию действия и конвоев на коммуникациях соперника. 7 сентября 1937 года случилось боевое столкновение с республиканскими крейсерами «Либертад» и «Мендес Нуньес», и несколькими эсминцами, каковые эскортировали конвой. Сражение случилось между мысом Черчель и североафриканским побережьем.

Обе стороны действовали очень нерешительно, не смотря на то, что стрельба республиканских моряков была более правильной – «Балеарес» взял пара попаданий, одно из которых привело к пожару в батарее 120-мм орудий. Это имело возможность привести к взрыву снарядов, но крейсер спасли самоотверженные действия нескольких участников его команды, каковые начали выбрасывать раскалённые боеприпасы за борт. Не обращая внимания на правильную стрельбу, республиканцы не смогли обезопасисть собственные транспортные суда – два из них выбросились на североафриканский берег, а два вторых поспешили отыскать убежище в бухтах.

До 2 октября «Балеарес» продолжал выполнение собственных обязанностей в Средиземном море, по окончании чего отбыл в Эль-Ферроль, дабы пройти маленький ремонт. Капитан де Виерна был произведён в адмиралы и назначен командующим дивизией крейсеров, а новым начальником «Балеареса» стал капитан Исидро Фонтенья-и-Маристани. 24 ноября 1937 года крейсер прибыл в Кадис, и до конца февраля 1938 года делал собственные простые обязанности в Средиземноморье.

Республиканский флот идёт в наступление

Во второй половине 30-ых годов XX века на протяжении гражданской войны в Испании наступил перелом. Наступление франкистов на Теруэль закончилось 22 февраля его взятием. Сейчас перед мятежниками стало возмможно разрезать позиции республиканцев надвое и выйти к Средиземному морю в регионе Валенсии.

Помимо этого, франкисты начали получать значительно громадные потоки зарубежных подкреплений – в первую очередь, из Италии. Столь важные удачи стали вероятны благодаря высокой активности флота франкистов и бездействию республиканцев. Эти события "настойчиво попросили" от республиканцев решительных шагов.

Прежде всего, необходимо было нанести франкистам поражение на море, дабы прекратить их снабжение из-за предела. В марте 1938 года эргономичный случай для этого, наконец, представился.

Авиаразведкой Республики была взята информация о том, что главные морские силы националистов в составе тяжёлых крейсеров «Канариас», «Балеарес» и лёгкого крейсера «Альмиранте Сервера» находятся в гавани порта Пальма-де-Майорка – основной базы франкистов в Средиземном море. Республиканское руководство решило атаковать неприятельские корабли в гавани при помощи трёх торпедных катеров (LT-11, LT-21 и LT-31).

Помогать катерам должна была 1-я эскадра эсминцев в составе судов «Хорхе Хуан», «Эскано», «Уллоа» и «Альмиранте Вальдес». Их, со своей стороны, должен был закрывать фактически целый боеспособный республиканский флот: лёгкий крейсер «Либертад» (шёл под флагом адмирала Луиса Гонсалеса Убиеты), лёгкий крейсер «Мендес Нуньес» и 2-я флотилия эсминцев – «Санчес Баркастеги», «Лепанто», «Альмиранте Антекьера», «Гравина» и «Ласага». 5 марта в 15:40 республиканский флот начал покидать гавань Картахены, а в 17:06 все суда пребывали в открытом море.

Крейсер «Принсипе Альфонсо» (будущий «Либертад»)
Источник – tsushima.su

Созданный замысел начал рушиться, ещё не начав осуществляться. Приблизительно через час по окончании выхода республиканский флот взял радиограмму о том, что торпедные катера были вынуждены возвратиться на базу из-за шторма, разыгравшегося к западу от Балеарских островов. Не обращая внимания на отсутствие катеров, операцию решили продолжить.

Четыре эсминца 1-й флотилии были посланы на вольный поиск неприятеля у Ибицы, а основные силы продолжили перемещение в северо-восточном направлении.

В тот же сутки из гавани Пальма-де-Майорка в море вышла франкистская эскадра, складывавшаяся из тяжёлых крейсеров «Канариас» и «Балеарес», лёгкого крейсера «Альмиранте Сервера» и трёх ветхих эсминцев итальянской постройки. Задачей этих сил было встретить и сопроводить на базу Пальма-де-Майорки конвой из транспортов «Умбе Менди» и «Аискоре Менди». Встреча с «торговцами» случилась к югу от острова Ибица, по окончании чего эскадра легла на обратный курс.

Ночью эсминцы прикрытия были посланы на базу, потому, что они были тихоходнее новейших крейсеров и замедляли их перемещение. Быть может, эта неточность стоила адмиралу Виерне жизни, потому, что сейчас его крейсеры остались без миноносного прикрытия. Обе эскадры шли навстречу друг другу в полной темноте, и никто из республиканцев и франкистов не думал, что соперник также находится в море.

Сражение у мыса Палос

В 0:38 с республиканских судов был увиден соперник, а в 0:40 с эсминца «Санчес Баркастеги» были выпущены две торпеды по крейсеру «Альмиранте Сервера». Франкисты также увидели неприятеля, но неправильно оценили его численность, насчитав только один крейсер и четыре эсминца. Сейчас расстояние между эскадрами составляло от 2 до 3 тысяч метров, они следовали контркурсом друг к другу и по окончании встречи скоро разошлись.

Выпущенные «Санчесом» торпеды в цель не попали, но наделали переполох среди франкистов, заставив их отвернуть вправо. Республиканские суда кроме этого отвернули вправо и на какое-то время визуальный контакт с соперником был потерян.

В 1:15 адмирал Убиета приказал лечь на курс 256°, ведущий обратно в Картахену, поскольку начальный приказ «вступить в бой с неприятелем, если он будет обнаружен» уже был выполнен. Эскадра франкистов, обрисовав полную окружность около тихоходных транспортов, кроме этого легла на новый курс 220°, ведущий на их базу. Возможно, адмирал Виерна в тот момент решил не вступать в ночной бой, зная, что у неприятеля имеется эсминцы.

К тому же, основной целью его эскадры было сопровождение конвоя. Быть может, франкистский адмирал кроме этого считал, что республиканская эскадра возвратилась на собственную базу сразу после утраты контакта, и, следовательно, путь к себе свободен. Это стало ещё одной его неточностью, поскольку по окончании всех совершённых манёвров направления обеих эскадр снова перекрещивались.

В 2:05 Виерна временно разворачивает собственные крейсеры на обратный курс, дабы не утратить тихоходные транспорты. Отдавая данный приказ, он воспользовался световыми сигналами, каковые были увидены на республиканских судах, по окончании чего на них начали подготавливаться к новой торпедной атаке. Республиканские эсминцы «Санчес Баркастеги», «Альмиранте Антекьера» и «Лепанто» заняли позицию с левого борта от своих крейсеров, а эсминцы «Гравина» и «Ласага» – с правого.

Визуальный контакт прошёл в 2:14 рядом от мыса Палос. Эскадры снова сходились на контркурсах, и расстояние между ними составляло не более 5000 метров. Началась артиллерийская дуэль между главными силами противоборствующих сторон.

Пламя вели все суда обеих эскадр, за исключением концевого крейсера франкистов «Альмиранте Сервера», обзор которому перегораживал «Канариас». Не обращая внимания на маленькое расстояние, стрельба была неточной. Но, артиллеристы республиканского крейсера «Либертад» потом уверяли, что им удалось добиться нескольких попаданий в «Балеарес».

Франкисты же утверждали, что попаданий в их суда не было. Но, в случае если попадания и имели место, вряд ли они имели возможность нанести важный урон тяжёлому крейсеру. В том скоротечном бою артиллеристы «Балеареса» совершили роковую неточность, воспользовавшись осветительными боеприпасами, каковые выдали расположение корабля республиканским эсминцам, пребывавшим с левого борта от своих крейсеров.

Расстояние от эсминцев до «Балеареса» в тот момент составляло около 2000 метров, и, наверное, увлекшись артиллерийской дуэлью с крейсерами соперника, франкисты просто не обратили на них внимания.

В 2:17 с «Санчеса» производят залпом четыре торпеды, в 2:18 – пять торпед с «Антекьеры», в 2:19 – ещё три с «Лепанто». Так, в общем итоге республиканцы выпустили двенадцать торпед. Столь массовый торпедный залп с маленькой дистанции поставил точку в скоротечном ночном бою.

Примерно в 2:20 в «Балеарес» попали две либо три торпеды – предположительно, с эсминца «Лепанто».

Эсминец «Лепанто»
Источник – wikiwand.com
Смерть крейсера «Балеарес»

Попадание одной из торпед стало причиной детонации боезапаса в носовом погребе, в следствии чего погибло много членов экипажа, в частности все офицеры, пребывавшие на носовом мостике, включая контр адмирала и командира-корабля Виерну. Из цистерн «Балеареса» начала вытекать нефть, которая загорелась и усугубила последствия взрыва. Руководство франкистской эскадрой принял на себя начальник крейсера «Канариас» Рафаэль Эстрада.

Он быстро поменял курс оставшихся судов, дабы избежать столкновения с горящим «Балеаресом», и эскадра франкистов вышла из боя. Многие авторы пишут о том, что и в «Канариас» попала одна торпеда, якобы заклинившая его рули, но ни один испанский источник на данный момент этого не подтверждает – по всей видимости, ошибочное сообщение о торпедировании «Канариаса» было сделано в горячке боя.

Схема боя у мыса Палос
Источник – geo-historia.com

Все оставшиеся суда франкистов не взяли повреждений и благополучно прибыли на собственную базу. Через пара часов, сопроводив конвой, они возвратились на место битвы, дабы оказать помощь гибнущему крейсеру, но выручать было уже некого, поскольку примерно в пять утра «Балеарес» затонул. Республиканский флот кроме этого отказался от преследования соперника и возвратился на базу, предварительно приведя к самолЁтам-бомбардировщики для атаки неприятельских судов.

За это адмирала Убиету позднее обвиняли в нерешительности, но, он утвержает, что на эсминцах закончились торпеды.

Последнии секунды на плаву. Корма тонущего «Балеареса». Фотография сделана с борта одного из британских эсминцев
Источник – kreiser.unoforum.ru

По окончании того как противоборствующие стороны покинули место боя, с английских эсминцев «Кемпенфелт» и «Бореас» был увиден свет пламени. Устремившись к месту сражения, в 3:50 британцы нашли пылающий крейсер, а в 4:25 начали спасательную операцию испанцев. Нужно отметить самопожертвование и мужество английских моряков, с риском для жизни доходивших к объятому пламенем крейсеру, могущему в любую 60 секунд взорваться. Всего из воды было спасено 469 человек.

788 человек погибло, включая адмирала Мануэля де Виерну и начальника крейсера Исидро Фонтенью.

В 7:20 к британским судам подошёл возвратившийся «Канариас», что начал принимать на борт спасшихся моряков.

Момент перевозки спасённых испанских моряков с британских эсминцев на «Канариас»
Источник – kreiser.unoforum.ru

Сейчас суда были атакованы (действительно, бесполезно) республиканскими бомбардировщиками СБ. Лётчики были уверены, что атакуют повреждённый «Балеарес» а также рассказали об одном попадании. К тому времени «Балеарес» уже лежал на морском дне, и в действительности самолёты нападали «Канариас». Не смотря на то, что бомбы прошли мимо, родными разрывами был убит британский моряк на эсминце «Бореас».

Примечательно, что за штурвалами самолётов (по крайней мере, части из них) были советские пилоты. На данный счёт возможно привести цитату из доклада воентехника 2-го ранга Петрова, пребывавшего в Испании на протяжении гражданской войны, размещённого на сайте pro-samolet.ru:

«В 1938 г. бомбардировщики СБ снова принимали участие в поиске крейсеров националистов. В ночь с 5 на 6 марта 1938 г. республиканский эсминец в морском бою торпедировал крейсер «Балеарес» и повредил его. Утром два СБ под управлением русского Степана Брежного и испанца Леокадио Мендиола отправились на поиски повреждённого корабля.

Прошли над островом Mallorka, пересекли Средиземное море практически до Гибралтара и нашли «Балеарес», буксируемый крейсером «Канариас». Если судить по курсу, суда торопились укрыться в одном из портов Северной Африки. По возвращении разведчиков на базу, решено было нанести бомбовый удар по повреждённому «Балеаресу».

Для решения задачи без промедлений подготовили 3 девятки бомбардировщиков, ведомые Мендиола, Лисовым и Стечишиным. Атака уже первой девятки Митрофана Лисова увенчалась успехом – «Балеарес» был поражён бомбами и не так долго осталось ждать затонул. «Канариас» наряду с этим разумно кинул буксирные финиши и отошёл в сторону. Не обращая внимания на яростный зенитный пламя, вся несколько благополучно возвратилась к себе»

Фото бомбардировки «Канариаса», сделанное с одного из республиканских бомбардировщиков. Видны оба британских эсминца, участвовавших в спасении экипажа «Балеареса»
Источник – militera.lib.ru

Дополнительную данные об участии советских лётчиков в налёте на испанские суда возможно обнаружить сайте выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного училища. В частности, на интернет-странице http://bvvaul.ru/profiles/1261.php, посвящённой биографии генерала Николая Гавриловича Серебрякова, возможно отыскать такие слова:

«Рано утром 7 марта с аэропорта была позвана авиация, и несколько самолётов СБ вылетела для нанесения удара по судам соперника. В этом полёте принимал участие и Н. Г. Серебряков. Нацисты открыли ураганный зенитный пламя, но бомбардировщики прорвались к судам и скинули на них бомбы. Главным объектом бомбометания был крейсер «Балеарес».

На него скинул бомбы и экипаж самолёта Серебрякова. Крейсер «Балеарес» был потоплен»

Вероятнее, советские лётчики «добросовестно заблуждались», выдавая желаемое за настоящее.

Итоги

Кроме смерти моряков и новейшего 700 крейсера, итогом битвы для франкистов стал удар по их боевому духу, и в течение целого месяца франкистские суда не выходили в море. Смерть «Балеареса» стала наибольшей трагедией в испанском флоте за всё время его существования, поскольку в одночасье погибло больше моряков, чем во всех морских сражениях американо-испанской войны 1898 года. Примечательно, что смерть «Балеареса» не позвала восхищения и среди республиканских моряков.

Испанский ВМФ был маленьким, и фактически все его офицеры лично знали друг друга. На протяжении гражданской войны обе стороны старались, по возможности, не топить, а повреждать либо захватывать суда соперника, замечательно осознавая, что война непременно кончится, и им опять нужно будет служить под одними флагами.

По окончании месяца бездействия франкистский флот возобновил собственную «работу» с прошлой интенсивностью. «Канариас» сейчас «трудился за двоих», помимо этого, по окончании ремонта в строй поднялся лёгкий крейсер «Наварра». Республиканцы же не смогли воспользоваться плодами собственной победы, неспешно уступив сопернику инициативу в войне на море. Но, финал гражданской войны в Испании в то время уже решался на суше.

Перечень источников:

  1. С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин, М. Барабанов, К. Егоров. «Крейсера Второй мировой войны. защитники и Охотники». Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2007 г.
  2. International Naval Journal, 2015, Vol. (5), Is. 1 pp. 35–46
  3. geo-historia.com/2012/03/16/la-batalla-de-cabo-de-palos-2/
  4. generalisimofranco.com/baleares/05.htm
  5. revistanaval.com/www-alojados/armada/batallas/palos.htm
  6. Кузнецов Н. Г., «На нулевом меридиане. Воспоминания участника национально-революционной войны в Испании» М.: Наука, 1971

САМЫЙ большой в мире круизный лайнер «Оазис морей»


Темы которые будут Вам интересны: