Кремниевое бессмертие: сознание

Кремниевое бессмертие: сознание
    Человечество наблюдает на роботов не только как на собственных умелых ассистентов. Кое-какие считают, что развитие вычислительной успехи и техники нейробиологии будут неспешно сближать андроидов с Homo sapiens. Быть может, в один раз люди смогут переселять собственный «я» совместно со знаниями и всем опытом в электронный мозг автомобили, и уже в этом качестве обретать бессмертие.
    До тех пор пока это фантастика, но первые шаги к данной мечте наука уже делает
    Мысль «цифрового бессмертия» в первый раз высказана в первой половине 70-ых годов двадцатого века. Нейроны мозга обмениваются электрохимическими сигналами со скоростью 150 м/с. Полная 3какое количество-карта людской мозга будет содержать 20 000 TБ информации.
    Робот Actroid-DER2 японской компании Kokoro Dreams очевидно сделан так, дабы преодолеть синдром «ужасной равнины» — чувство неприязни перед реалистичным андроидом. Actroid-DER2 излучает юность, сексуальность и красоту.

    У девушки реалистичные жесты и богатая мимика: она прирожденная хостес и фотомодель

Мозг мухи-дрозофилы имеет толщину 300 мкм. Данный маленький биологический аппарат насчитывает пара сотен тысяч нейронов, что не идет ни в какой сравнение со 100 млрд нейронов, заключенных в мозге Homo sapiens. Однако ее родня и дрозофила по мушиному племени вовсе не являются примитивными существами. Попытайтесь поймать муху, и она вероятнее ускользнет — таковой реакции позавидует любой спортсмен.

Эти насекомые могут летать, видеть в ультрафиолетовых лучах и замечательно ориентируются в пространстве без всякого GPS. Мозг мухи — ничтожная капля живой материи — трудится как идеальный электронный вычислитель и устроен значительно сложнее.

Разобрать на подробности

Человек, само собой разумеется, куда более продвинутое существо. Его интеллект создал большое количество необычных вещей, к примеру электронный микроскоп, делающий снимки с разрешением 10 млрд пикселей, либо устройство, талантливое нарезать мозг дрозофилы на узкие пленочки толщиной 50 нм. Слой за слоем микроскоп фотографирует мозг мухи. После этого ПО разбирает снимки, распознавая тело нейрона, аксоны, дендриты, синапсы.

Цель аналогичных изучений, каковые проводились, к примеру, в известной нейробиологической лаборатории Janelia Farm, находящейся в штате Виргиния (США), — создать 3D-схему всех существующих в мозге насекомого соединений.

Картографирование мозга живого существа — одно из самых занимательных направлений современной нейробиологической науки. Так как чтобы что-то чинить, хорошо бы иметь схему этого устройства и осознавать, как оно трудится. Причем разумеется, что хоть мозг той же дрозофилы на порядки несложнее, чем мозг человека, базисные правила, на которых они трудятся, аналогичны, а идти к сложному от несложного намного легче.

Чем ближе мы подходим к пониманию устройства мозга, тем скорее медицина обучится помогать страдающим от тяжелых и сейчас летальных болезней, которые связаны с поражением серого вещества. Но дело не только в этом.

Чип подражает синапсу

Мозг принято сравнивать с компьютером, но в далеком прошлом уже как мы знаем, что это подобие только очень поверхностно: под отечественной черепной коробкой идут процессы, принципиально отличающиеся от цифровых вычислений, основанных на двоичной логике. Иначе, мозг имеется природный объект, трудящийся по законам физики. А в том месте, где физика — в том месте и математика.

В случае если верно измерить все параметры мозга, численно оценить его работу в динамике, то вероятно создать математическую модель серого вещества и эмулировать ее на цифровом компьютере. Действия в этом направлении уже деятельно предпринимаются — сравнительно не так давно мы говорили о проекте Blue Brain, в рамках которого создается компьютерная модель неокортекса крысы.

В прошедшем сезоне сообщалось, что в лабораториях MIT были созданы чипы, эмулирующие работу синапсов, другими словами мест контакта между нейронами. Чипы имитируют действия ионных каналов, передающих от нейрона к нейрону электросигналы в виде ионов Na, кальция либо калия.

В отличие от простых микросхем, транзисторы которых имеют только два состояния, соответствующие логическим «1» и «0», чипы нового поколения варьируют силу сигналов в более широком диапазоне, как раз так, как это происходит в мозге. О схожих достижениях публике докладывали представители IBM. Все это указывает, что работы по собственного рода реверсивному инжинирингу физических конструкций мозга уже идут вовсю.

Соблазн сингулярности

К какому же горизонту пытается прогресс в данной области? Сейчас довольно часто говорят о технологической сингулярности (ТС) — явлении, научное обоснование которому дал узнаваемый американский эксперт по неестественному интеллекту Рэймонд Курцвейл. В общефилософском замысле под ТС знают некоторый качественный скачок в научно-техническом прогрессе, из-за которого он станет такими сложным, что прекратит быть дешёвым пониманию простым людской разумом.

Но в применении к прогрессу в вычислительной технике, в то время, когда речь заходит о ТС, в большинстве случаев имеется в виду, что в определенный момент (в случае если закон Мура будет действовать ) производительность компьютеров окажется высокой, дабы всецело эмулировать человеческий мозг. Иначе, работы нейробиологов разрешат к этому же моменту всецело разобраться с устройством мозга и подготовить все нужное для загрузки сознания на компьютер.

Загрузку сознания (Mind Uploading) время от времени еще именуют созданием небиологического субстрата для людской разума. И в мире имеется много людей, а также имеющих отношение к науке, каковые верят в возможность переноса личности с биологической базы на более надежную и нестареющую — на компьютерное «железо».

Возможности рисуются фантастически привлекательные. К примеру, скопированное на жесткий диск (либо что в том месте придумают в будущем?) «я» трудится на работе и совсем не устает — оно же компьютер! А настоящее «я» отдыхает, философствует, думает над увлекательными вопросами. Либо еще одна мысль — придать людской интеллекту, что во многих особых вычислительных задачах и по сей день уступает компьютеру по быстродействию, сверхчеловеческие вычислительные возможности.

Мы мыслим глубоко, как человек, и вычисляем скоро, как суперкомпьютер, — о таком возможно лишь грезить! Ну и наконец, основное — перенесение сознания из головы на сервер практически дарует человеку бессмертие, в случае если высказать предположение, что данный сервер будет всегда быть в рабочем состоянии. А возможно, это будет не сервер, а робот, что сохранит ощущения «я» того человека, сознание которого скопировано в электронный мозг андроида.

Имеется другой вариант: посредством нанороботов неспешно и безболезненно для человека заменить в его голове биологические элементы мыслительной машинерии на практически вечные наночипы, каковые совершенно верно смоделируют работу собственных недолговечных аналогов.

Мозг с футбольное поле

Реально ли кремниевое бессмертие? При всей привлекательности данной концепции имеется множество ученых, скептически оценивающих ее реалистичность. Одно из препятствий связано с огромной материало- и энергоемкостью сейчас существующих цифровых аналогов участков мозга.

Мозг человека весит как простой ноутбук при потребляемой мощности 20 Вт. Проект Blue Brain включает в себя массив суперкомпьютеров, стоящих в огромном зале и пожирающих много энергии. По сегодняшним расчетам, полная компьютерная эмуляция мозга человека потребует как минимум футбольного поля, вынужденного суперкомпьютерами.

Энтузиасты сингулярности возражают в ответ: мы уже видели на своем веку, как вычислительные возможности многоэтажных мэйнфреймов внезапно появились в распоряжении портативных устройств. Вот и в будущем — быть может, благодаря формированию квантовых компьютеров — нынешние футбольные поля с серверами сожмутся до карманных масштабов. И возможно, эти люди правы, но на пути к сингулярности имеется препятствия и более фундаментального характера.

Мозг — живой, а потому он всегда меняется и начинается, реагируя на ту либо иную данные, которую поставляют ему органы эмоций. Причем реакция на однообразную данные всегда будет различаться от прошлой. Такую совокупность весьма тяжело «уловить» в статике, зафиксировать ее однозначное состояние.

Помимо этого, перед тем как переносить сознание из мозга живого человека в компьютер, управляющий роботом, нужно для начала узнать две вещи: во-первых, что такое сознание, и во-вторых, каким же образом мозг кодирует данные в себя. До тех пор пока научные представления об этом сводятся к комплекту догадок. В частности, сознание описывается как сочетание кратковременной памяти и внимания, но этого через чур мало, чтобы выяснить, способен ли робот чувствовать собственный «я».

Попытки расшифровать нервный код, тот самый «софт», которым пользуется мозг, приносят определенные результаты: в частности, установлено, что в кодировании задействованы не просто электрические сигналы, но и различные значения их уровня, и временные промежутки между ними. Но до того момента, в то время, когда всю отечественную богатую чувственную и интеллектуальную судьбу ученые смогут конкретно обрисовать на языке нервного кода, а позже переложить данный код в двоичный цифровой, так на большом растоянии, что кроме того запрещено совершенно верно сообщить, настанет ли когда-нибудь данный момент.

Аватар в утешение

Но кроме того в случае если идеал кремниевого бессмертия технически недостижим для сейчас живущих поколений, имеется более реалистичные варианты продления существования собственного «я» во времени посредством современных IT. Скажем, большая часть из нас ничего не знает о собственных предках, живших сто лет назад, в случае если лишь они не были известными людьми собственного времени. Память о жизни рядового человека живет недолго.

Но на данный момент в сети показались проекты, предлагающие самым простым людям создавать что-то наподобие электронного архива собственной жизни. Такие сервисы, как, к примеру, Lifenaut, приглашают пользователей создать собственный компьютерный аватар и наполнять его «багаж знаний» любой информацией, имеющей отношение к личности. Это не только фото, видео, ежедневники, карты перемещений, но и информацию о привычках, манерах, пристрастиях.

Кто-то в аналогичных проектах сможет узреть еще один трюк с целью добычи персональных данных для рекламодателей, но их участники точно сохраняют надежду на то, что когда-нибудь в далеком будущем их пра-пра-правнуки смогут практически в живую пообщаться с компьютерным двойником пращура. И это будет также что-то наподобие бессмертия.

На встречной

Сближение человека и робота идет по нескольким направлениям. Первое — это попытка создать математические модели процессов, происходящих в мозга, дабы эмулировать эти процессы на компьютере. Второе направление — «очеловечивание» машинного интерфейса, попытки вынудить робота либо виртуальный аватар общаться с человеком посредством богатой мимики и выразительного языка.

Третье — создание виртуальных персонажей, каковые вбирают в себя жизненный опыт настоящих людей.

Вторая жизнь врача

Проект Lifelike, инициаторами которого совместно стали Университет Центральной Флориды и Университет штата Иллинойс в Чикаго, представляет собой одну из самых увлекательных попыток виртуального «продления» судьбы. Его храбрец — врач Алекс Шварцкопф, авторитетный ученый, сотрудник Национального научного фонда США, сейчас на заслуженном отдыхе.

На протяжении реализации проекта создается виртуальный двойник врача, что сохранит для молодых поколений не только научный и интеллектуальный опыт Шварцкопфа, вместе с тем и его наружность, мимику, голос, манеру общаться. Задача распределена между лабораториями двух университетов.

Исследователи из Чикаго занимаются «внешним видом» компьютерного врача. Посредством Vicon — программы захвата перемещений (motion capture) — они передают виртуальному двойнику от его прообраза манеру двигаться. Программа FaceGen употребляется для корректного воспроизведения мимики.

Группа исследователей из Флориды несёт ответственность за интеллект «виртуала» и его умение общаться, а также с несколькими собеседниками. Для этого создана, например, совокупность AskAlex, которая позволяет любому человеку побеседовать с появляющимся на дисплее двойником врача Шварцкопфа о научных проблемах, ответу которых посвятил собственную жизнь настоящий врач.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№113, март 2012).

Бессмертие Оцифровка сознания


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: