Крещение руси (2 фото)

Крещение Руси – одно из наиболее значимых культурных событий в истории Старой Руси. Оно положило финиш языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси случилось в конце IX века, упрочнениями, каковые предпринял Князь Владимир на протяжении утверждения христианства как национальной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со большим сопротивлением новой православной культуре.

Без оглядки на то, что не смотря на то, что практически, масштабное Крещение Руси началось только в девятом веке, предпосылки для этого события, показались уже давно. Почвы и народы, объединённые именем Старая Русь, определили христианство задолго до 988 г., в то время, когда его официально принял Князь Владимир.

Крещение руси (2 фото)

Существует предположение, в соответствии с которому русов, пребывавших под властью хазар, в первый раз крестили просветители славян Мефодий и Кирилл на протяжении собственного путешествия в Хазарский каганат в 858 г.

Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Но христианство тогда не взяло широкого распространения.

Сын княгини Ольги Святослав не видел потребности в христианстве и чтил ветхих всевышних.

Заслуга утверждения православия в Киевской Руси в собственности одному из его сыновей, Князю Владимиру. Принятие христианства князем Владимиром не было вольно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол полководца Варды Фоки, обратился с просьбой о помощи к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну.

Не приняв крещения, Владимир не имел возможности жениться на принцессе, а таковой альянс высоко поднимал политический статус киевских князей.

Альянс с Византией был нужен для упрочнения растущего авторитета древнерусского страны. Для славян Византия была таким же знаком мощи, державного блеска и богатства, как и для других сопредельных стран, лишь начинавших строить и усиливать собственную государственность. Альянс с Византией открывал нужные возможности как для предстоящего армейского, так и роста поизводства.

Самый распространённая версия событий Крещения Руси такова. Владимир послал в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не торопились делать обещания. Князь «поторопил» их, забрав город Корсунь (Херсонес), что не без некоей иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту.

Империи оставалось тешить самолюбие только тем, что формально она получала нового подданного. Киевский князь приобретал третьестепенный придворный титул, машинально вводящий однако его в иерархическую совокупность империи. «Дипломатический» брак византийской принцессы и русского князя имел возможность к тому же на долгое время обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священников в Киевской Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность действия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.

В августе 988 г. Владимир собрал всех жителей Киева на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом долгого процесса утверждения христианства на русских почвах. Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром.

Предания по-своему отразили настоящую картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Кроме Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими государствами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути национального развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

Среди обстоятельств, выяснивших выбор как раз Византии примером госстроительстве, ключевую роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского консульства о богослужении: в Царьградском храме послы, они утвержают, что не знали, на небе они либо на земле. Неземной красотой храмов, благолепием работы поразила их Византийская Церковь.

Незадолго до этого, говорит «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир разговаривал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером.

Особенно князю понравилась обращение философа, и он начал склоняться к православию. По окончании крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, воин и суровый правитель, проложивший путь к вершинам власти в ожесточённой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не мешавший ранее людским жертвоприношениям, честно принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии.

Крещение преобразило Владимира. Он кроме того всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в людской истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, опасаясь греха. Правление Владимира отмечено возникновением в Киевской Руси христианской благотворительности, исходящей от власти.

Князь помогал устройству богаделен и больниц (приютов для стариков и калек), беспокоился о пропитании неимущих жителей Киева. Господдержку взяли украшение и строительство храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Само собой разумеется, уничтожение древних и насильственная христианизация языческих святилищ встречали подчас жречества и яростное сопротивление народа. Но, потому, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это стало причиной созданию самобытной православной традиции.

И в следствии, христианство помогало неспециализированному формированию культуры, созданию монументов письменности, архитектурного зодчества и искусства Старой Руси.

РПЦ В X—XI вв. первые епископии-епархии каковые образовала РПЦ, кроме Киева были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде (сейчас село Белгородка рядом от Киева), Юрьеве (сейчас город Белая Церковь), Чернигове, Владимире-Волынском. Изначально, РПЦ подчинялись Киевской митрополии. Митрополит сам назначал епископов, имел возможность созывать поместные соборы.

Церковный устав князя Владимира предоставил Киевской митрополии громадные права. Так, сфера церковного суда была существенно шире, чем в Византии: ему подлежали, например, многие дела, которые связаны с домашними отношениями.

Это должно было содействовать преобразованию моральных устоев общества на христианских началах. Авторитет Церкви в среде, где были сильны традиции и дохристианские верования, изначально подкреплялся широкими земельными владениями. Это уравнивало Церковь в правах с представителями высших социальных слоёв. Тем самым принимались меры и к тому, дабы церковные иерархи не попадали в зависимость от произвола местных князей и бояр.

Православная культура Византийская православная культура скоро привилась в Киевской Руси и дала замечательные побеги.

Этому много содействовало существование уже развитого славянского византинизма — «ославяненной» византийской православной культуры. Центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Скоро развилась самобытная русская письменная традиция. Уже через полстолетия по окончании крещения Руси первый митрополит Киевский Иларион создаёт произведение выдающихся литературных преимуществ.

В его «Слове о Благодати и Законе» выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «истины и благодати», взятых во Христе.

«Слово» святителя Илариона высказывает тёплую «похвалу кагану [князю] отечественному Владимиру», через которого призван Всевышним «язык русский» — население украины. Настоящим литературным изяществом не меньше, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского — гениального церковного писателя XII в. При Ярославе Умном (1019—1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры. Устроение школ и переводческое дело купили большой размах.

внуки и Дети самого Ярослава прекрасно знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, например, произведения Владимира Мономаха, внука Ярослава Умного.

Но, не смотря та то, что Русь была крещена, простые люди чтили русские языческие традиции, неспешно приспосабливая их к христианским. Так и появилось русское православие – причудливое сочетание христианства и славянского язычества. Без оглядки на это, Крещение Руси остаётся одним из самых больших событий в истории русской культуры.
Источник

Крещение Руси. 2 серия. Документально-игровой фильм


Темы которые будут Вам интересны: