Кровавый след югославского «дракона»

Как безрадостно шутят исследователи ВМС Югославии, «Zmaj» вошёл в историю как самый результативный югославский корабль, потопивший два британских эсминца и два… югославских парохода.

Появившееся по окончании Первой Мировой Королевство Югославия унаследовало от Австро-Венгрии не только территории с протяжённой береговой линией, боевые суда и гидросамолёты, но и определённые военно-морские амбиции. К 1941 году ВМС королевства складывались из флота, Дунайской флотилии, морской авиации и берегового командования.

Но, заявив себя морской державой, Югославия так и не смогла сформулировать вразумительную теорию развития собственного флота, причём по в полной мере объективным обстоятельствам. Создать флот, талантливый противостоять итальянскому, страна не имела возможности в принципе, а для войны с остальными потенциальными соперниками ВМС не имели значительного значения. В следствии развитие югославских ВМС проходило очень хаотично.

В середине 20-х годов под влиянием командующего югославской морской авиацией корвет-капитана Димитрие Коньовича главные упрочнения были брошены на создание ударной авиации в составе флота. В рамках данной программы для флота заказали 24 гидросамолёта-торпедоносца Dornier Do D и 10 учебных гидросамолётов Hanriot H.41. Для технического обслуживания и ремонта морской авиации решили выстроить универсальный корабль, совмещающий в себе функции плавбазы, спасательного судна и ремонтной мастерской.

Кровавый след югославского «дракона»

Схема плавучей базы гидроавиации «Zmaj»
drugisvetski.com
технические характеристики и Строительство

Ограниченные возможности югославской судостроительной отрасли не разрешали самостоятельно выстроить новый корабль, и его заказали в Германии. Потому, что условия Версальского мирного контракта запрещали Германии строить боевые суда на экспорт, корабль, заложенный во второй половине 20-ых годов двадцатого века в Гамбурге на верфи «Deutsche Werft», в официальной документации значился как «вспомогательный теплоход» «Zmaj» (в переводе с сербохорватского – «Дракон» либо «Змей Горыныч»).

Главные характеристики плавучей базы гидроавиации «Zmaj»

Стандартное водоизмещение, т

Полное водоизмещениЕ, т

Протяженность, м

Протяженность по ватерлинии, м

Ширина, м

Ширина по ватерлинии, м

Осадка, м

Энергетическая установка

Большая скорость, узлов

Дальность плавания, миль

Экипаж, чел

1870

2084

83

76,5

13,7

12,65

3,5–4

2 дизеля MAN мощностью 3260 л. с.

15

4000

145

Строительство корабля завершили 22 июня 1929 года, но его передача Югославии затянулась. По окончании возгорания одного из двигателей у побережья Нидерландов 9 сентября 1929 года корабль был должен возвратиться в Гамбург, и его передали клиентам лишь 20 августа 1930 года.

В состав югославских ВМС «Zmaj» включили в первой половине 30-ых годов двадцатого века по окончании установки артиллерийского оружия, поставленного чешской компанией «Skoda» и складывавшегося из двух 83,5-мм универсальных орудий и двух спаренных 40?мм установок.

Формально авиагруппа «Zmaj» складывалась из одиннадцати гидросамолётов (одного De Havilland DH.60 Moth и десяти Hanriot H.41), но практически на борту всегда находился только один De Havilland DH.60 Moth. По одним данным, он пребывал в полуразобранном виде в трюме, по вторым – в ангаре в средней части корабля. Остальные десять самолётов пребывали на гидроаэродроме (по терминологии того времени – «базировались на воду») либо в береговых ангарах и поднимались на палубу только для технического обслуживания и ремонта.

Работа в югославских ВМС

В составе ВМС Югославии «авианосец» (как раз так, если судить по дошедшим до нас воспоминаниям, именовали «Zmaj» в королевском флоте) снабжал учебный процесс гидроавиашколы в Дивулье. Не обращая внимания на большой статус корабля, его экипаж имел низкий уровень особых и общеобразовательных знаний. Показателен следующий случай, обрисованный в воспоминаниях денщика Ивана Левка.

При выходе корабля из бухты один из матросов был на башне и подавал команды: «судно на десять часов», «яхта на два часа» и т. п. Потому, что многие матросы ничего не знали о часах, на время вахты наблюдателю выдавали хронометр, дабы он, глядя на размещение цифр на циферблате, имел возможность ориентироваться в направлениях. На протяжении одного из выходов пребывающий на башне матрос вовсе не подавал команд, а в ответ на крик офицера: «Бросай, мартышка!» (в смысле, «укажи ориентир для маневрирования») дорогостоящий прибор на палубу.

Оказалось, что матрос не только не осознал команды, но и попросту не знал цифр. Не меньшие неприятности появлялись и с дисциплиной. По воспоминаниям ветеранов, окурки бросали прямо на палубу, а настоящим бичом экипажа было пьянство – на корабле кроме того было нужно организовать импровизированную колонию, в которую попадали матросы, не сумевшие самостоятельно влезть на борт при возвращении из увольнительной.

«Zmaj» практически сразу после ввода в строй
maketarstvo.net

На протяжении проведения учебных полётов численность авиагруппы «Zmaj» достаточно скоро сократилась. Часть самолётов Hanriot H.41 погибла из-за недочётов конструкции (ветераны пишут о сгнивших древесных элементах гидросамолётов) и недобросовестного отношения к безопасности полётов. По воспоминаниям Ивана Левка, в один раз при посадке на воду Hanriot H.41 врезался в рыболовецкий баркас, находившийся поперёк посадочной полосы, и практически изрубил винтом его команду.

невозможность численности и Сокращение самолётов их приобретения из-за снижения финансирования флота стали причиной тому, что «Zmaj» стали чаще применять в качестве транспорта. Последний случай применения корабля по его прямому назначению датируется 1936 годом, в то время, когда он участвовал в спасении гидросамолёта Dornier Wal, перевернувшегося при посадке в Которском заливе. Во второй половине 30-ых годов XX века «Zmaj» переоборудовали в минный заградитель, способный нести до ста морских мин.

В том же году новоиспечённый заградитель совместно с эсминцем «Dubrovnik», и подводными лодками «Hrabri» и «Smeli» совершил учебный поход по Средиземному морю с заходом в Стамбул и Пирей.

С 1939 года «Zmaj» являлся «флагманским кораблем» (возможно, речь заходит не обо всем флоте, а о Центральном секторе берегового руководства со штабом в Шибенеке) и в этом качестве учавствовал в спасении экипажа эсминца «Ljubljana», затонувшего в следствии навигационной аварии у Шибеника 24 января 1940 года.

«Zmaj» в составе Королевского флота Югославии
Источник: files.balancer.ru

По окончании начала германского вторжения в Югославию 6 апреля 1941 года «Zmaj», в соответствии с предвоенными замыслами, осуществлял постановку минных заграждений около Шибеника. Но уже к финалу дня югославское руководство потеряло управление флотом, поскольку многие старшие офицеры были уроженцами австро-венгерского флота и симпатизировали Германии.

В наступившем хаосе «Zmaj» с 7 по 14 апреля простаивал в Шибенеке под постоянными налётами итальянских ВВС, а на минах, установленных им у острова Зларин, по до сих пор малоизвестным обстоятельствам погибли югославские пароходы «Prestolonaslednik Petar» и «Karadorde». Благодаря мастерству начальника заградителя капитана 1-го ранга Леопольда Захария кораблю удалось сохраниться на протяжении авианалётов, не смотря на то, что, по воспоминаниям членов экипажа, «пара раз бомбы взрывались так близко, что глохли корабельные двигатели».

15 апреля среди команды случился раскол. Часть экипажа под руководством Захария подняла на заградителе флаг Хорватии, провозгласившей независимость пятью днями ранее, а другие, а также, три старших офицера, покинули корабль. Сопротивление замыслам начальника оказал только навигатор Крум Стрезович, что не только отказался вести корабль в Сплит, но и стёр с лица земли карту минных заграждений.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века Леопольда Захария обвинили в том, что он умышленно стёр с лица земли пароходы «Prestolonaslednik Petar» и «Karadorde», но, возможно, это обвинение основывалось не столько на доказательствах, сколько на личности самого Захария – офицера австро-венгерского флота и одного из создателей флота свободной Хорватии. В свете поступка Стрезовича обвинение и вовсе выглядит беспочвенным – Захария просто не мог установить мины без помощи навигатора, что оставался преданным Югославии.

По окончании конфликта на борту «Zmaj» ушёл сперва в Сплит, а после этого в Дивулье, где 17 апреля его захватили итальянцы. Скоро согласно соглашению о разделе трофеев корабль перешёл к немцам, каковые включили его в состав… люфтваффе.

На германской работе

Личный флот, складывавшийся из плавбаз гидроавиации, катапультных судов, и катеров и вспомогательных судов, германские ВВС имели чуть ли не с момента создания. В состав люфтваффе «Zmaj» включили 7 августа 1941 года в качестве вспомогательного авиационного судна-спасателя «Drache» (в переводе с германского – «дракон»).

40-мм артиллерийские установки на корабле заменили на одинарные 20-мм зенитные автоматы, и дополнительно установили 15-мм пулемёт и бомбоскаты на двенадцать глубинных бомб. Нахождение «Drache» в составе люфтваффе выяснилось непродолжительным (быть может, корабль совершил пара выходов в море для обеспечения полётов германской авиации на Кипр), и 27 декабря 1941 года его передали в распоряжение кригсмарине, переклассифицировали в десантное судно и перевели в Эгейское море.

По окончании нескольких транспортных рейсов в апреле 1942 года «Drache» был послан на модернизацию и ремонт. В апреле-августе на корабле всецело заменили оружие, установив два 105-мм орудия, две спаренные и одну одинарную 37-мм зенитные установки, шесть 20-мм зенитных автоматов, 15-мм пулемёт, оборудование для приёма 240 мин (а также, 120 мин на палубу), и демонтировали решетчатую мачту с краном. Позднее на корабле оборудовали площадку размером 20 на 5 м для базирования вертолёта Flettner Fl 282.

Вторично «Drache», упоминающийся в некоторых германских документах как Schiff50 (борт №50), вступил в строй 26 ноября 1942 года. Формально «Drache» являлся флагманским кораблём 21-й флотилии противолодочной обороны, но практически с ноября 1942 по февраль 1943 года употреблялся в качестве опытового эскортного корабля-вертолётоносца, на котором отрабатывались действия вертолётов при противолодочной и противоминной обороне. Так, «Drache» можно считать первым специальным противолодочным вертолётоносцем в мире (первым вертолётоносцем, возможно, стал германский крейсер «Koln»).

Вертолёт Flettner Fl 282, захваченный американцами в конце войны
militaryfactory.com

Информация о базировании вертолётов на «Drache» по окончании февраля 1943 года думается неправдоподобной – по крайней мере, однозначные подтверждения этого факта отсутствуют. Быть может, вертолётную площадку вовсе демонтировали на протяжении очередной модернизации 1943–44 годов, в то время, когда усиливали зенитное оружие корабля (105-мм орудия заменили на 88-мм, демонтировали один 20-мм автомат и дополнительно установили две счетверённые 20-мм зенитные установки). Весной-летом 1943 года «Drache» принимал участие в постановке минных заграждений у западной части береговой полосы Греции, по окончании чего наступил его «звёздный час».

По окончании капитуляции Италии британцам удалось захватить часть островов в восточном Средиземноморье, в частности остров Кос с расположенным на нём аэропортом Антиохия. Осознавая сокровище единственного аэропорта в этом районе, утром 2 октября 1943 года немцы высадили на Косе морской и парашютный десанты неспециализированной численностью до 2000 человек. К утру 4 октября десантники вынудили сдаться британский гарнизон (1400 человек).

Наряду с этим штурмовой отряд из состава полка «Бранденбург», сыгравший главную роль в успехе операции, высаживался с «Drache». Дабы удержать остров, немцы прибегли к масштабным минным постановкам, ведущую роль в которых сыграли заградители «Drache» и «Bulgaria».

Минные заграждения, прикрывавшиеся авиацией с Коса, срывали английские замыслы в восточном Средиземноморье, и британцы предприняли попытку стереть с лица земли заградители силами подводных лодок. 8 октября в 17:06 субмарина «Unruly» атаковала немецкие заградители из подводного положения, выпустив четыре торпеды с дистанции 1350 ярдов. «Bulgaria» была потоплена, но экипажу «Drache» удалось отбить наступление, а на протяжении отражения повторной атаки 9 октября немцы кроме того перешли в наступление и сами нападали «Unruly».

Предстоящие события подтвердили сокровище минных заграждений у островов Калимнос и Псеримос. 22 октября на них подорвался греческий эскадренный миноносец «Adrias». Не обращая внимания на то, что эсминцу оторвало шнобель, погиб 21 член экипажа и поступил приказ начальника соединения покинуть тонущий корабль, морякам удалось удержать «Adrias» на плаву и отвести его к побережью нейтральной Турции.

Меньше повезло британскому эсминцу «Hurworth», постаравшемуся оказать помощь грекам, – корабль кроме этого подорвался на мине и затонул совместно со 143 участниками экипажа. Спустя двое дней на этом же минном заграждении подорвался и затонул британский эсминец «Eclipse» (из 173 членов экипажа погибло 119, а из 200 воинов 4-го Королевского Восточно-Кентского полка – 134). Как безрадостно шутят исследователи ВМС Югославии, «Zmaj» вошёл в историю в качестве самого результативного югославского корабля, потопив два югославских же парохода и два британских эсминца.

Смерть «Дракона»

С конца 1943 года «Drache» удачно употреблялся для пунктов базирования и противовоздушной обороны конвоев – корабль отразил пара воздушных налётов, на протяжении которых два раза взял лёгкие повреждения. Вечером 29 сентября 1944 года «Drache», находившийся в заливе Вати около острова Самос, подвергся атаке четырёх британских Bristol Beaufighter. В следствии взятых повреждений корабль загорелся и спустя два часа затонул, утраты среди экипажа составили 11 человек убитыми.

По окончании войны его решили не восстанавливать и во второй половине 60-ых годов XX века разрезали на металл.

Не обращая внимания на передовую для собственного времени конструкцию, «Zmaj» был не полностью пользуется спросом как в югославских ВМС, так и в составе кригсмарине. Ни югославы, ни немцы не смогли применять его из-за отсутствия больших артиллерийских судов, чей пламя имели возможность бы корректировать гидросамолёты, и конвоев громадного радиуса действия, каковые имела возможность бы закрывать авиация. В условиях Второй мировой для малых флотов Средиземноморья плавбазы гидроавиации были ненужной тратой денег.

Перечень источников:

  1. С. Патянин, М. Морозов, В. Нагирняк «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии», Москва, Коллекция; Яуза; Эксмо, 2009
  2. В. Сенотрусов, М. Текутьев, Р. Джебеян «Королевские ВМС Югославии 1920–1941 гг.», сайт wrk.ru
  3. С. В. Патянин, М. С. Барабанов. «Суда Второй мировой. ВМС Стран Балканского полуострова и стран Восточного Средиземноморья». Издание «Морская кампания», 3/2007
  4. В. Гончаров, Д. Дивайн «Величайший позор Британии. От Дюнкерка до Крита. 1940–41», Вече, 2011

Двойной дракон 1994 (Марк Дакаскос)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: