Кругосветный побег

Битва за Атлантику 1939–1945 гг. обошлась Германии весьма дорого. Германский флот утратил 717 боевых субмарин, вместе с которыми в море погибли около 30 000 подводников, а ещё около 5000 попали в плен. Любители военной истории, привычные с трудами американского историка Клэя Блэйра и британского исследователя Теренса Робертсона, знают о том, что германские подводники часто совершали побеги из лагерей пленных в Англии, США и Канаде.

Фактически все они была неудачными, но были и исключения.

«Рот на замке»

В первоначальный год войны германские подводники были нечастыми гостями в английском плену, поскольку и лодок у Германии ещё было мало, и тонули они очень нехотя. К 1 января 1941 года кригсмарине утратили в боевых походах 30 подлодок, что стало причиной пленению 759 и гибели 460 участников их экипажей. Разведотдел английского Адмиралтейства наряду с этим очень скрупулёзно относился к сбору данных на допросах военнопленных немцев.

Кругосветный побег

«Золотой» крейсер «Эмеральд», ставший первой ласточкой операции «Рыба» по транспортировке ценных бумаг и золота из Англии в Канаду.
http://www.iwm.org.uk

В апреле 1941 года британцы на протяжении допроса экипажа одной из подлодок, потопленной в марте, подчернули, что члены её команды были осмотрительны и недоверчивы, что очевидно выделяло их из всех подводников, допрошенных ранее. Многие моряки из этого экипажа дали осознать, что их настоятельно предостерегали от неосторожного поведения на случай пленения и давали рекомендации, как избегать прямых ответов на протяжении допроса. Было разумеется, что такое поведение стало следствием систематической работы, совершённой с ними ещё до выхода в море. Адмиралтейство сделало следующие выводы из данного факта:

«Подобное поведение на протяжении допроса стало следствием того, что кое-какие германские военнопленные, уже прошедшие процедуру допроса ранее, бежали из плена пара месяцев назад и, добравшись до Германии, поведали о английских способах допроса, о местах содержания военнопленных, и о сотрудниках английской разведки, занимавшихся работой с военнопленными. Это подтверждается тем фактом, что правительство Германии сравнительно не так давно сделало запрос дипломатической миссии Швейцарии в Лондоне о возможности официально посетить представителями Германии лагеря пленных, где проводятся допросы.

В сентябре 1940 года ефрейтор, что был захвачен в плен 25 февраля 1940 года на протяжении смерти U 63 и уже испытавший на себе процедуру допроса, бежал с транспорта, перевозившего пленных в заливе Святого Лаврентия. На протяжении перехода через океан он всё время занимался плаванием в корабельном бассейне. Спрыгнув за борт, он достиг берега, раздобыл новую одежду и сумел добраться до границы США, где был забран под защиту германским консулом, что обеспечил ему возвращение в Германию через Японию и СССР.

Было разумеется, что другие военнопленные содействовали побегу этого подводника, снабдив его собранной ими информацией. Вне всякого сомнения, по окончании возвращения беглеца в Германию все полученные от него эти будут шепетильно изучены разведкой германских ВМС, которая будет владеть множеством полезной информации о судьбе U 63, допросах её команды и местах её содержания.

В полной мере разумеется, что руководство германских ВМС не забыло проинформировать другой персонал и экипажи лодок по поводу ловушек и «деталей» английских допросов.

Данный сбежавший подводник сравнительно не так давно выступал по германскому радио с рассказом о собственных приключениях, в котором сделал множество несоответствующих действительности заявлений по поводу содержания военнопленных в английских лагерях и способов обработки пленных».

Золотая «Рыба»

Очевидно, сам факт для того чтобы побега не имеет возможности не вызывать интереса. Выяснилось, его история возможно связана с транспортировкой самого дорогого груза за всю историю морских перевозок, вошедшей в летопись Второй мировой как операция «Рыба» (англ. Operation Fish).

Польский пассажирский лайнер «Собеский» в годы войны стал войсковым транспортом. На этом фото, сделанном в осеннюю пору 1942 года, он в серой окраске армейского судна. Как раз с него совершил побег германский подводник ефрейтор Райх.
http://www.iwm.org.uk

10 мая 1940 года вермахт начал вторжение во Францию, которое закончилось разгромом армий союзников на континенте. Франция сдалась, а Англия осталась с Гитлером один на один. Но, Уинстон Черчилль, поменявший Невилла Чемберлена на должности премьера, не помышлял о мире с Германией и был настроен продолжать вести борьбу до конца.

Угроза высадки немцев вынудила Черчилля принять меры безопасности: из метрополии в Канаду началась перевозка пленных и интернированных лиц, и материальных сокровищ. Последняя проводилась в рамках операции «Рыба»: Англия должна была сохранить собственный запас ценных бумаг и золота для продолжения войны из доминионов при захвата метрополии соперником.

По распоряжению правительства ценные бумаги и золото сперва были доставлены в шотландский порт Гринок. 24 июня 1940 года, приняв на борт золотые слитки на сумму 30 млн фунтов и акции ещё на 200 млн фунтов, из Гринока в Галифакс вышел лёгкий крейсер «Эмеральд» (HMS какое количество). Корабль был практически набит сокровищами: золото разместили в орудийных погребах, а акции растолкали по всем закоулкам отсеков. Кроме того пол в каюте капитана корабля был устлан коробками с ними.

1 июля «Эмеральд» прибыл в Канаду, благополучно миновав шторма и угрозу атак вражеских подлодок.

По окончании войны польский лайнер «Собеский» стал советским судном «Грузия», которое прославилось тем, что в фильме «Приключения неуловимых. Корона России» «сыграло» пароход «Глория».
http://nvrsk-kostomarovo.ru

5 июля 1940 года из Гринока вышел особый конвой: польские лайнеры «Баторий» (MS Batory), «Собеский» (MS Sobieski) и английский лайнер «Монарх оф Бермуда» (SS Monarch of Bermuda) под охраной линейного корабля «Ревендж» (HMS Revenge) и лёгкого крейсера «Бонавентура» (HMS Bonaventure). Это был самый дорогой конвой во всемирной истории, поскольку корабли и суда везли в Канаду главные сокровища Англии. По некоторым данным, их груз оценивался примерно в 450 млн фунтов, из которых 192 млн были золотом.

За три дня до выхода конвоя в море германская лодка U 47 торпедировала и потопила в Атлантике лайнер «Арандора Стар» (SS Arandora Star), перевозивший итальянцев и интернированных немцев, из которых практически 700 человек погибли. Исходя из этого британцами были приняты дополнительные меры безопасности: лайнеры конвоя должны были перевезти в Канаду британских детей и женщин, и германских военнопленных.

Возможно высказать предположение, что ими британцы решили прикрыть транспортировку золота, показывая в прессе тот факт, что на судах перевозят пленных. Это имело возможность рассматриваться как дополнительные обеспечения защиты от нападения германской авиации, рейдеров либо подводных лодок.

Ещё один участник «золотого конвоя» — английский войсковой транспорт «Монарх оф Бермуда». Фото 1942–1943 гг.
https://www.magnoliabox.com

Между 3 и 5 июля 1940 года «Собеский» вместе с золотом и другими сокровищами принял на борт 1700 человек, включая пленных германских лётчиков и моряков. «Баторий» был загружен золотом и имел на борту 745 пассажиров, количество людей на судне «Монарх оф Бермуда» неизвестно. Израсходовав семь дней на переход через Атлантику, конвой достиг Канады. «Баторий» разгрузился в Галифаксе, «Собеский» — в Сент-Джоне. После этого оба судна возвратились в Англию в составе конвоя ТС-6.

Сам же «золотой конвой» персонального номера не получал.

Кругосветка старшины Райха

Но возвратимся к главному персонажу данной истории. Оказалось, что сбежавшим с транспорта германским старшиной с U 63 был машинист-маат Вальтер-Курт Райх (Walter-Kurt Reich). Совершив кругосветное путешествие, он возвратился в Германию в последних числах Марта 1941 года. По окончании общения с германской разведкой он сходу попал в поле зрения врача Геббельса.

Тот организовал ему последовательность выступлений по радио (как раз об этом писали в собственном отчёте английские разведчики) и стал инициатором выхода книги Райха под громким заглавием «Побег от Томми: Дух отечественных подводных сил» (Dem Tommy entwischt: Der Geist unserer U-bootwaffe). Книга была написана в агитационном ключе и предназначалась в первую очередь для детей и подростков.

На фото слева: книга Курта Райха «Побег от Томми», изданная в Берлине в первой половине 40-ых годов XX века. На обложке изображён момент побега Райха с лайнера «Собеский».
https://www.zvab.com
На фото справа: германские подводники постоянно представляли интерес для разведки союзников. На снимке член экипажа лодки U 175 машинен-ефрейтор Ганс Херцке с двумя американскими матросами на палубе корабля. Херцке был одним из сохранившихся по окончании смерти данной лодки.
http://uboatarchive.net

Единственное, что кидается в глаза, — разночтения во времени побега Райха. В английском отчёте он датирован сентябрём 1940 года, но, вероятнее, это неточность, поскольку инцидент связан как раз с «золотым конвоем» и ефрейтор сбежал с лайнера «Собеский» в июле 1940 года. Это подтверждается и воспоминаниями члена экипажа U 35 Ханнеса Тиме (Hannes Thieme), которого перевозили в той же партии военнопленных на польском лайнере.

Очевидно, эта информация требует предстоящего уточнения, что никак не воздействует на сам факт побега Райха, ставшего первым германским пленным, удачно бежавшим из Канады и добравшимся до Германии. Стоит обратить внимание: подобное имело возможность иметь место, пока Соединённые Штаты ещё сохраняли официальный нейтралитет. Это разрешало германским военнопленным в Канаде разглядывать США как конечную точку побега, где они имели возможность рассчитывать на помощь германских дипломатов.

Групповой снимок членов экипажа лодки 35 в лагере для пленных Эспаньола в Канаде, 1941 год. Конечный слева в последовательности стоящих подводников — Ханнес Тиме, ставший свидетелем побега Райха с «Собеского» в июле 1940 года. Быть может, на снимке имеется и другие сообщники Райха, каковые помогали ему бежать.
http://www.u-35.com

Подобный побег из Канады совершил германский лётчик-истребитель Франц фон Верра (Franz von Werra), что ранее два раза бесполезно пробовал бежать из лагерей в Англии. В январе 1941 года фон Верра был доставлен в Канаду вместе с партией германских военнопленных, но сумел «уйти с этапа», спрыгнув с поезда, на котором немцев везли из порта в лагерь. Он добрался до границы США и пересек её.

Сдавшись местной полиции, по окончании нелегального нахождения в Штатах фон Верра посредством германского консульства был выпущен под залог и сумел появляться в Мексике, пока американские и канадские власти вели переговоры о его экстрадиции. История побега фон Верры деятельно обсуждалась в американской прессе, что сделало его известным.

Примечательно, что сбежавший на 6 месяцев раньше Райх прибыл на родину всего на месяц раньше фон Верры, поскольку последний был доставлен в Германию более маленьким путём (Мексика — Южная Америка — Испания). Райху же было нужно совершить фактически кругосветное путешествие через Советский Союз и японию. Действительно, оба беглеца взяли различную меру почестей: фон Верра за собственный побег взял из рук фюрера Рыцарский крест, Райх же таковой высокой приза удостоен не был.

Лётчик-истребитель Франц фон Верра в кабине собственного «Мессершмитта». Боец совершил побег из Канады в Соединенных Штатах, по окончании чего возвратился в Германию через нейтральные государства. Был награждён Рыцарским крестом, погиб в октябре 1941 года в авиакатастрофе в тренировочном полёте.
http://www.aircrewremembrancesociety.co.uk

В завершение хотелось бы подчернуть, что на просторах интернета видится вывод о том, что фон Верра — единственный немец, что совершил побег из Канады и сумел добраться до Германии. Возможно, оно сложилось из того, что Вальтер-Курт Райх был куда менее известен, чем германский лётчик, имя которого прогремело в первой половине 40-ых годов двадцатого века на всю землю.

Литература:

  1. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996.
  2. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014.
  3. Робертсон Т. Подводный ас Фашисткой германии – М.: «Центрполиграф», 2009.
  4. http://www.u-35.com.
  5. http://www.uboat.net.
  6. http://www.uboatarchive.net.
  7. http://historisches-marinearchiv.de.
  8. http://warsailors.com.
  9. https://todayinottawashistory.wordpress.com.

61. Босиком по Карибским островам [693-808]


Темы которые будут Вам интересны: