Крушение морских амбиций «повелителя белых слонов»

Морской бой 17 января 1941 года стал последним большим столкновением тайско-французской войны. Не обращая внимания на то, что разгром тайской эскадры в сражении у Ко-Чанга не оказал значительного влияния на финал войны, он раз и окончательно уничтожил военно-морские амбиции Таиланда, избавив это государство от грезы о создании одного из наибольших армейских флотов в Азии.

Вторая добрая половина ХІХ века в Индокитае прошла под знаком борьбы за доминирование в регионе между Королевством и Францией Таиланд (до 1939 года – Сиам). Серия вооруженных распрей, заставивших Сиам передать Франции контроль над Камбоджей и Лаосом, завершилась подписанием в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века мирного соглашения при посредничестве Англии. Точно неизвестно, рассчитывала ли на реванш правящая элита Сиама, болезненно воспринявшего потерю статуса региональной супердержавы, но подобный шанс у нее появился только в первой половине 40-ых годов двадцатого века, по окончании частичной оккупации и разгрома Франции Германией.

Военная ситуация в Индокитае к финалу осени 1940 года складывалась очень благоприятно для Королевства Таиланд. Вооруженные силы Королевства Таиланд и Франции в Индокитае по состоянию на ноябрь 1940 года составляли:

Таиланд

Франция

Численность, человек

Танкетки, штук

Танки, штук

Самолеты, штук

60 000

50 000

60

30

20

140

100

самая крупная и боеспособная французская группировка (Тонкинская дивизия в составе 9-го колониального (французского), 19-го смешанного колониального, 5-го зарубежного пехотного, 1-го, 3-го и 4-го Тонкинских стрелковых и 4-го колониального легкого артиллерийского полков) размешалась во Вьетнаме на большом удалении от предполагаемой территории военных действий. Силы же французских колониальных армий конкретно в зоне будущих военных действий были очень ограничены.

В Камбодже размешалась Кошиншин-Камбоджийская дивизия в составе 11-го колониального (французского) пехотного, Аннамского, Аннамского резервного, Камбоджийского стрелкового и 5-го колониального легкого артиллерийского полков. Не обращая внимания на относительную многочисленность личного состава камбоджийской группировки, три из четырех ее пехотных полков были укомплектованы слабо мотивированными уроженцами колоний (всего во французских колониальных армиях из 50 000 человек лишь 15 000 были этническими французами). самая слабой и фактически лишенной артиллерии была Лаосская группировка – Аннамско-Лаосская бригада в составе 10-го колониального (французского) и 16-го смешанного колониального пехотных полков и Южно-Аннамского горнострелкового батальона.

С учетом того, что большая часть армии Франции была отвлечена на борьбу с поднявшим голову местным движением сопротивления, Таиланд в полной мере имел возможность рассчитывать на успешное проведение нескольких локальных наступательных операций, что в будущем разрешило бы королевству, при помощи союзной Японии, добиться заключения мирного соглашения на собственных условиях.

28 ноября 1940 года Королевство Таиланд предъявило ультиматум Франции, потребовав возврата под собственный суверенитет восточных провинций и территорий Лаоса Камбоджи, потерянных согласно соглашению 1893 года, и, не ждя ответа французов, начало боевые действия.

Крушение морских амбиций «повелителя белых слонов»

Глава правительства и фактический правитель Таиланда в первой половине 40-ых годов двадцатого века генерал Плек Пибунсонграм

Источник: phuketchik.ru

В первых числах Января 1941 года тайские армии начали наступать в Камбодже и Лаосе. Им удалось скоро оккупировать Лаос, но в Камбодже французское сопротивление выяснилось более упорным. Более того, утром 16 января французские армии перешли в наступление недалеко от селений Ян-Дан-Кум и Пхум-Преав. Но эта попытка французов отыграть потерянные позиции не увенчалась успехом – благодаря помощи, оказанной тайским сухопутным армиям флотом и авиацией Таиланда.

Для облегчения положения французских армий к берегам Индокитая прибыла организованная 7 декабря 1940 года оперативная группа № 7 французских ВМС с задачей «разыскать и стереть с лица земли сиамские ВМС, находящиеся между Сатахибом и границей Камбоджи». Версия морского боя, состоявшегося на следующий сутки, достаточно широко известна благодаря размещённому в открытых источниках рапорту «Об итоге битвы у Ко-Чанга 17 января 1941 года», написанному командующим ВМС Франции в Индокитае адмиралом Терро.

Схема боя у острова Ко-Чанг 17 января 1941 года

Источник: ru.wikipedia.org

При всем уважении к адмиралу Терро, необходимо заметить, что данный документ имеет массу неточностей. В соответствии с рапорту французские силы были представлены крейсером «Ламотт-Пике», двумя колониальными шлюпами («Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне») и двумя ветхими шлюпами («Таюр» и «Марна») под неспециализированным управлением начальника крейсера капитана Беранже.

«Ламотт-Пике» воображал собой обычный легкий крейсер колониального типа со стандартным водоизмещением 7249 тысячь киллограм (полное водоизмещение составляло 9350 тысячь киллограм). Артиллерийское оружие корабля складывалось из восьми 155-мм орудий с длиной ствола в 55 калибров (четыре двухорудийные башни), четырех универсальных 76-мм орудий с длиной ствола в 60 калибров, двух салютных 47-мм пушек с длиной ствола в 50 калибров, одной зенитной 37-мм пушки и четырех пулеметов.

Минно-торпедное оружие крейсера включало в себя четыре трехтрубных торпедных аппарата калибра 550 мм. Бронирование крейсера сводилось к 20 мм для погреба и брони палубы, и 30 мм для рубки и брони башни. В соответствии с тогдашней «модой» на корабельную авиацию крейсер был оборудован катапультой и имел на вооружении два гидросамолета.

Корабль был оборудован силовой установкой мощностью 102 000 л.с, складывавшейся из четырех турбин «Парсонс» и восьми котлов «Гюйо», что снабжало большую скорость в 33 узла, и дальность плавания в 4500 миль при скорости 15 узлов либо 3000 миль – при скорости 20 узлов. Экипаж корабля составлял 578 человек.

Флагман оперативной группы № 7 французских ВМС крейсер «Ламотт-Пике»

Источник: tsushima.su

Сопровождавшие «Ламотт-Пике» суда, классифицируемые самими французами как шлюпы, фигурируют в изданиях других государств как вспомогательные крейсеры, авизо либо канонерские лодки. Шлюпы «Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне» являлись однотипными судами типа «Бугенвиль» (кроме этого известны как тип «Шарне») с водоизмещением 1969 тысячь киллограм. Оружие судов складывалось из трех 138-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров, четырех 37-мм зенитных пушек и шести пулеметов.

Шлюпы имели возможность принимать на борт по пятьдесят мин и гидросамолету, запуск которого производился с воды. Силовая установка, складывавшаяся из двух дизелей суммарной мощностью 3200 л.с., снабжала скорость в 15,5 узлов и дальность плавания в 9000 миль при скорости 10 узлов. Экипаж одного для того чтобы корабля насчитывал 197 человек.

Шлюп типа «Адмирал Шарне»

Источник: ru.wikipedia.org

Шлюп «Таюр», принадлежавший к типу «Амьен» (кроме этого известны как тип «Аррас»), имел вооружение 644 и водоизмещение тонны, складывавшееся из двух пушек калибра 145,1 мм с длиной ствола в 55 калибров, одного зенитного орудия калибра 75 мм с длиной ствола в 35 калибров и двух пулеметов. Силовая установка складывалась из двух (по другим сведеньям – трех) турбин «Парсонс» и двух паровых котлов «Дю-Тампль-Гюйо» суммарной мощностью 5000 л.с.

Силовая установка снабжала большую скорость в 20 узлов и дальность хода в 3000 миль со скоростью 11 узлов. Экипаж корабля складывался из 103 человек.

Шлюп «Марна», принадлежавший к одноименному типу, имел водоизмещение 576 тысячь киллограм. Оружие корабля складывалось из четырех 100-мм пушек с длиной ствола в 40 калибров, двух 65-мм зенитных пушек и одного 47-мм салютного орудия. Силовая установка суммарной мощностью 5000 л.с, складывавшаяся из турбины «Парсонс» и двух котлов «Дю-Тампль-Гюйо», снабжала скорость в 21 дальность и узел плавания в 4000 миль при скорости в 10 узлов.

Экипаж корабля складывался из 107 человек.

Так, оперативная группа № 7 французских ВМС представляла собой достаточно разнородный отряд судов. Одновременно с этим силы соперника адмирал разглядывал как достаточно не сильный:

«Сиамские ВМС были незначительны и включали в себя последовательность судов, выстроенных по большей части в японии и Италии. Среди них выделялись два броненосца береговой обороны в 2500 тысячь киллограм, вооруженные четырьмя 203-мм орудиями, девять миноносцев в 400 тысячь киллограм и четыре подводные лодки».

Согласно данным Терро группировка ВМС Таиланда в Сиамском заливе выглядела следующим образом: «У Ко-Чанга 1 судно береговой миноносца и 3 обороны; у Сатахиба 1 канонерская лодка, 4 миноносца и 2 подводные лодки». Практически у острова Ко-Чанг размешался отряд в составе двух судов береговой обороны («Донбури» и «Шри Аюти») и трех миноносцев («Трад», «Чолбури», «Сонкла»).

Сиам неизменно без шуток относился к созданному в конце ХIХ века армейскому флоту, осуществляя постройку собственных судов на ведущих верфях Англии, японии и Италии. В 30-х годах тайские власти кроме того начали поговаривать о создании большого флота (в то время Сиам вел переговоры с Италией о постройке крейсеров а также линейных кораблей).

История судов «Донбури» и «Шри Аюти» началась в первой половине 20-ых годов XX века, в то время, когда правительство Сиама заказало британской компании «Армстронг» две броненосные канонерские лодки типа «Ратанакосиндра». При водоизмещении всего в 1000 тысячь киллограм канонерки были вооружены любая двумя одноорудийными башенными артиллерийскими установками калибра 152 мм.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Сиам заказал японской компании «Кавасаки» еще два корабля типа «Ратанакосиндра» с водоизмещением 2000–2300 тысячь киллограм и вооруженных четырьмя орудиями калибра 203 мм любой. Из-за малого водоизмещения новые суда время от времени классифицируют как канонерки, из-за оружия – как броненосцы береговой обороны, но чаще именуют очень обтекаемо – «суда береговой обороны».

Одновременно с этим часть историков склоняется к мысли, что «Донбури» и «Шри Аюти» вспоминали как учебные артиллерийские суда для планируемого флота. Водоизмещение бронированных судов (борт – 63 мм, рубка – 102 мм, башня – 120 мм и палуба – 38 мм) составляло 2265 тысячь киллограм, а оружие – четыре 203-мм орудия (две двухорудийные башенные установки), две 76-мм пушки и четыре 20-мм автомата.

Силовая установка, складывавшаяся из двух дизель-моторов «МАН» суммарной мощностью 5200 л.с, снабжала большую скорость в 15,5 узлов и дальность плавания в 5800 миль при скорости 12 узлов.Миноносцы «Трад», «Чолбури» и «Сонкла» принадлежали к выстроенной в Италии серии судов, довольно часто именуемым как тип «Трад» (по имени головного корабля, второе наименование – тип «Пхукет»), со стандартным водоизмещением 320 тысячь киллограм (полное водоизмещение – 475 тысячь киллограм). Оружие корабля складывалось из трех 76-мм орудий, двух 20-мм зенитных автоматов, четырех пулеметов и шести 533-мм торпедных аппаратов. Эсминцы были оборудованы двухвальной турбинной установкой (мощность 9000 л.с.), которая разрешала развивать большую скорость в 31 узел.

Схема броненосца береговой обороны «Донбури»

Источник: www.korabli.eu

Наименование корабля

«Ламотт-Пике»

«Дюмон-Дюрвиль»

«Адмирал Шарне»

«Таюр»

«Марна»

«Донбури»

«Шри Аюти»

Сравнительная черта артиллерии главного калибра французских и тайских судов

Количество орудий

Калибр, мм

Масса боеприпаса, кг

Дальность стрельбы, кабельтовых

Скорострельность, выстрелов в 60 секунд

8

3

3

2

4

4

4

155

138

138

145,1

100

203

203

56

40

40

39

14

114

114

23 725

23 725

23 725

Нет данных

Нет данных

24 000

24 000

5–8

10–12

10–12

10–12

12

1,2

1,2

Теоретическая масса десятиминутного залпа орудий главного калибра всех судов, участвовавших в сражении у острова Ко-Чанг 17 января 1941 года

Наименование корабля

Масса залпа, тысячь киллограм

«Ламотт-Пике»

«Дюмон-Дюрвиль»

«Адмирал Шарне»

«Таюр»

«Марна»

«Донбури»

«Шри Аюти»

26,9

13,2

13,2

8,6

6,7

5,5

5,5

В соответствии с рапорту адмирала Терро замысел операции предусматривал

«неожиданную атаку с юго-запада на восходе; так как рейд Ко-Чанга окружен островами приблизительно 200-метровой высоты, отряд рассредоточится и распределит секторы огня между островами, мешая неприятелю скрыться и отрезая ему пути отхода; «Ламотт-Пике» применяет боевую мощь и свою скорость для занятия более восточной позиции от того места, где будут пришвартованы большие суда неприятеля и где соперник, несомненно, будет искать пути к отступлению; колониальные шлюпы («Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне» – прим. автора) находятся по центру бухты и делают роль «загонщиков», обстреливая якорную стоянку; легкие шлюпы («Таюр» и «Марна» – прим. автора) отходят влево, защищая западный выход».

Так, положение тайских судов было очень сложным еще до начала боя – они существенно уступали сопернику по огневой мощи, что исключало успешное ведение боя, и по скорости, что исключало уклонение от боя. Тот факт, что французы поделили собственные силы, теоретически облегчал положение тайских судов, но на практике каждая из групп французских судов была посильнее броненосцев «Донбури» и «Шри Аюти».

«Донбури» и «Шри Аюти»

Теоретическая масса десятиминутного залпа групп тайских и французских судов, тысячь киллограм

«Ламотт-Пике»

«Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне»

«Таюр» и «Марна»

26,9

11

26,4

15,3

Как видно из таблицы, «Донбури» и «Шри Аюти» уступали по массе залпа кроме того «Таюру» и «Марне». Помимо этого, отягощающим событием стала низкая скорость тайских судов. Движение боя выглядит следующим образом:

17 января 1941 года в 5 часов 45 мин. французские суда выходят на исходные позиции.

В 6 часов 5 мин. гидросамолет, стартовавший из Реама (катапульта крейсера «Ламотт-Пике» была повреждена), устанавливает местонахождение тайских судов.

В 6 часов 14 мин. тайцы выявляют самолет и открывают по нему зенитный пламя, чем демаскируют собственный положение для французских судов.

В 6 часов 20 мин. крейсер «Ламотт-Пике» создаёт торпедный залп по видимым силуэтам тайских судов с дистанции 9000 метров. По рапорту французского адмирала, «в 6 часов 30 мин., если судить по торпедному следу, один из судов поражен в корпус». В рапорте подробности не приводятся, но современные историки уверены в том, что был произведен залп из трех торпед по двум миноносцу и броненосцам «Трад».

Информацию о попадании торпеды в тайских источниках отсутствуют, но точно как мы знаем, что пораженный торпедой либо артиллерийским огнем французского крейсера миноносец «Трад» не позднее 6 часов 55 мин. выбросился на мель.

В 6 часов 30 мин. шлюпы «Дюмон-Дюрвиль», «Адмирал Шарне» и «Таюр» начинают обстрел тайских миноносцев «Чолбури» и «Сонкла». разрушительная мощь и Точность французского огня, что в последнии секунды боя велся с дистанции в 3000 метров, была ужасающей («Чолбури» затонул в 6 часов 53 60 секунд, а «Сонкла» – в 6 часов 55 мин.). По окончании того как положение эскадры стало неисправимым, тайские броненосцы пробовали уйти в устье реки по мелководью, применяя собственную маленькую осадку.

Наименование корабля

Осадка, метров

Осадка французских и тайских судов, участвовавших в сражении 17 января 1941 года

«Ламотт-Пике»

«Дюмон-Дюрвиль»

«Адмирал Шарне»

«Таюр»

«Марна»

«Донбури»

«Шри Аюти»

6,33

4,80

4,80

3,20

3,43

4,17

4,17

Ответ уйти в устье реки есть пара спорным (кроме того не учитывая крейсера преимущество французов в артиллерийской мощи было подавляющим), но с учетом низкой скорости тайских судов, исключавшей отрыв от соперника, – безальтернативным.

В 6 часов 38 мин. «Ламотт-Пике» с дистанции в 10 000 метров восстанавливает утерянный визуальный контакт с броненосцами соперника и открывает пламя.

В 7 часов 15 мин. к обстрелу тайских судов с дистанции в 100 кабельтовых (около 18 километров) присоединяются французские шлюпы. Согласно данным рапорта, «на судах береговой обороны были увидены пожары». Не обращая внимания на повреждения, разделившиеся тайские суда продолжали перемещение, пробуя укрыться в устье реки.

С этого момента эти, предоставленные адмиралом Терро, становятся очень путаными. В соответствии с рапорту, «достигнув минимальной глубины, шлюпы (к 07:40) и «Ламотт-Пике» (к 07:48) должны были развернуться. Сиамский корабль (броненосец «Донбури» – прим. автора) был целый в огне и имел сильный крен на правый борт». Не совсем ясно, из-за чего крейсер с большей осадкой прекратил пламя позднее, чем мелкосидящие шлюпы.

Теоретически, с учетом того, что дальность шлюпов орудий и стрельбы крейсера была сопоставимой, корабль с большей осадкой первым должен был прекратить преследование, а после этого и пламя. «В 07:50 «Ламотт-Пике» сделал торпедный залп, но, по-видимому, без успеха. Неприятель на расстоянии 15 000 метров скрылся за островом».

Неясно, как крейсер промахнулся по утратившему движение кораблю либо как «Донбури» имел возможность двигаться, в случае если, согласно данным рапорта, «судно береговой обороны «Донбури», целый объятый пламенем, постарался выброситься на берег, но пропорол корпус о риф и взорвался» (тайские источники отрицают взрыв, утверждая, что корабль полузатонул на мели). Наверное, крейсер перед этим прекратил преследование «Донбури» и переключился на преследование «Шри Аюти», сделав торпедный залп как раз по нему.

В соответствии с рапорту, «Шри Аюти» был пара раз поражен и ретировался. Но, по-видимому, налетел на мель и застрял в устье реки Чантабун, где его корпус и возможно было заметить» (по тайским источникам «Шри Аюти» сам выбросился на берег).

В 8 часов 01 60 секунд французские суда прекращают преследование и уходят на запад.

Между 8 часами 48 минутами и 9 часами 40 минутами тайские самолеты выполняют пара бесплодных атак на французские суда. При отражении воздушных атак французами было израсходовано 280 75-мм зенитных снарядов. Информацию о утратах сторон в следствии данной атаки отсутствуют.

В соответствии с рапорту на протяжении боя у Ко-Чанга французы израсходовали 454 снарядов калибра 155 мм, 509 снарядов калибра 138 мм и 54 боеприпаса калибра 100 мм (возможно, боеприпасы шлюпа «Таюр» учтены как 138-мм). В следствии боя были потоплены два тайских миноносца, а два броненосца и миноносец выбросились на берег.

В соответствии с рапорту, «с сиамской стороны: миноносцы стреляли собственными 75-мм орудиями, в то время, когда пробовали выйти из боя. «Донбури» сделал около сотни парных залпов из собственных 203-мм орудий, в целом плохой точности». Подтвержденным считается факт попадания одного боеприпаса, не причинившего большой вред, в крейсер «Ламотт-Пике» (но, в соответствии с рапорту, «отечественные суда неповрежденные возвратились в Сайгон»).

Морской бой 17 января 1941 года стал последним большим столкновением тайско-французской войны. Начиная с 10 часов 00 мин. 28 января начало функционировать перемирие, достигнутое при японском посредничестве, а 9 мая в Токио был подписан мирный контракт, в соответствии с которому Франция под японским давлением соглашалась на передачу спорных территорий Таиланду. Не обращая внимания на то, что разгром тайской эскадры в морском бою у Ко-Чанга не оказал значительного влияния на финал войны, он раз и окончательно уничтожил военно-морские амбиции Таиланда, избавив это государство от грезы о создании одного из наибольших армейских флотов в Азии.

10 МОРСКИХ КАТАСТРОФ СНЯТЫХ НА КАМЕРУ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: