Леденящие подробности: поклонение снежной королеве

Леденящие подробности: поклонение снежной королеве

Тающая вечность

Не забывайте, какое слово в сказке Андерсена выкладывал из ледышек мальчик Кай? «Вечность». В отечественных краях вечность изо льда не окажется. Весной лед неизбежно тает, исходя из этого монументом материальной культуры быть не имеет возможности.

И делать выводы о том, что предки делали изо льда, возможно только по преданиям и сказкам. А в том месте имеется и про ледяную избушку, и про снежные крепости и радостные ледяные горки. Да и необычно, если бы народ, что чуть ли не полгода видит около себя лед, не обучился применять его не только в практических целях (в погребах-ледниках хранили продукты до самой осени), но и для эйфории.

Куриозное чудо

Самый известный потешный дворец изо льда выстроили зимний период 1739−1740 годов. Охотница до развлечений императрица Анна Иоанновна придумала устроить куриозную свадьбу собственного шута князя Голицына. Для данной свадьбы был выстроен ледяной дом внушительных размеров: длиною восемь сажен, шириною в две с половиною, а вышиною вместе с кровлей в три сажени (другими словами 17х5,33х6,4 м).

Перед архитектором П.М. Еропкиным, автором генплана застройки Петербурга, была поставлена непростая задача: материалом для дома обязан помогать лишь лед. Для реализации проекта привлекли физика и математика академика Г. В. Крафта, что подошел к постройке как к научному опыту.

Он же и покинул подробнейшее описание Ледяного дома под отвлечённы исчерпывающим заглавием: «Настоящее и обстоятельное описание выстроенного в Петербурге в январе 1740 года ледяного дома и всех пребывавших в нем домовых вещей и уборов с приложенными при том гравированными фигурами, кроме этого и некоторыми примечаниями о бывшей в первой половине 40-ых годов восемнадцатого века во всей Эвропе ожесточённой стуже, сочиненное для охотников до натуральной науки чрез Георга Вольфганга Крафта, Санкт-Петербургской физики профессора Наук и Императорской Академии члена».

Лед для постройки заготавливали на Неве: выпиливали громадные плиты, клали одну на другую и скрепляли, поливая водой. После этого к работе приступали искусные резчики, оформившие столь необыкновенный пример барочной архитектуры скульптурными композициями и резным фасадом. По свидетельству современника, данный дом «значительно прекраснее казался, нежели в то время, когда бы он из наилучшего мрамора был выстроен, для того казался сделан был словно бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и светло синий его цвету на значительно дражайший камень, нежели на мрамор походил».

В доме не только стенки, но и вся мебель, утварь а также лежавшая на столе колода карт были сделаны изо льда. Но больше всего неизменно толпящийся у дома люд поражали горящие свечи и ледяной камин, ледяная баня, в которой возможно было париться, стреляющие ледяные пушки, ледяные дельфины, из пасти которых вырывались языки пламени, и — чудо из чудес — ледяной слон в натуральную величину. «Этот слон в был безлюден и столь хитро сделан, что днем воду вышиной практически четыре метра пускал.

А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того имел возможность он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою создавал». Тайная камина, свечей и дельфинов разъяснялась все тем же — нефтью.

Академик Крафт знал, что лед — вещество с высокой удельной теплотой плавления, что на его «растопку» уходит больше энергии, чем на плавление иных металлов, но не только для черни, но и для европейской аристократии описание этих диковинок «поразительно и вымышленно казалось».

Дворец в Нескучном

Фактически все, что в восемнадцатом веке строилось руками сотен крепостных, в наши дни смогли реконструировать скульпторы компании «Вьюговей». В 2000 году для съемок фильма компании НТВ (серия «Россия») была выстроена копия Ледяного дома времен Анны Иоанновны.

Разработка строительства ледяных дворцов с той поры мало изменилась: все те же уложенные друг на друга ледяные кирпичи, скрепленные водой. Скорость строительства разъясняется новой техникой. Само собой разумеется, на данный момент лед выпиливают бензопилами. Но специально для съемок показали, как добыча необыкновенного стройматериала велась 250 лет назад.

Во льду прорубали отверстие, куда опускали ручную пилу с привешенным грузом, и без того выпиливали кирпичи.

Всего для съемок из Пионерского пруда, что в столичном ЦПКиО им. Горького, было заготовлено (само собой разумеется, не вручную) около 450 блоков размером 1х0,5х0,25 м. Пользуясь вместо рычагов, о которых писал Крафт, современными кранами, шесть мастеров за чемь дней выстроили в Нескучном саду три пол и стены, воспроизвели внутреннее убранство и солидную часть скульптур. Крышу делать не стали — для съемок она не требовалась, да и погодные условия не содействовали: температура на протяжении строительства поднималась до +50C.

При реконструкции огненных выдумок были внесены коррективы. Вместо нефти в ледяном камине горел газ, в ледяных дельфинах скрывались не насосы, подающие нефть, а простой пиротехнический заряд типа «фонтан». А вот в пушке заряд был настоящий, пороховой. Еще при постройке первого дома Крафт доказал, что в пушки вовсе не обязательно вставлять трубы, порох возможно засыпать прямо в ледяное жерло. Так и поступили.

Но вычислить заряд для столь необыкновенного орудия сложно, с первого раза не получилось, и часть дула отвалилась. Второй дубль прошел как нужно, и из жерла вылетело трехсотграммовое ледяное ядро.

В отличие от дворца Анны Иоанновны, что стал «помаленьку валиться» только к финалу марта, ледяной дом в Нескучном уничтожили через пара дней по окончании съемок — дабы тающие стенки ненароком не задавили любопытствующих. По большому счету киношники питают ко льду особенную слабость — уж весьма эффектная картина получается. «Погибни, но не на данный момент», «Ватель», отечественный родимый «Статский советник» — быть может, когда-нибудь «ПМ» напишет и об этом.

Ледяной Мао

Ледяной дом — не самый сложный проект, выполненный мастерами «Вьюговея». На их счету 17-метровая копия колокольни Ивана Великого, ледяные варианты Эйфелевой башни, Растральных колонн, фасада Петербуржской биржи и другое. Ядрами правильной копии Царь-пушки (в масштабе 1:2), установленной три года назад на ВВЦ, стрелять не стали.

И без того двух пиротехнических зарядов (один — для звука и дыма, второй — для пламени) хватило для полного восхищения всей толпы.

Но самые грандиозные ледяные дворцы современности строятся пока не у нас. В первой половине 80-ых годов XIX века в Монреале совершили первый зимний карнавал, а уже через год сделали вывод, что гвоздем программы будет ледяной дворец. Его проект заказали видному архитектору А. Харчитсону, что выстроил замок с высокими шестиметровыми стенками, центральная башня которого поднималась аж на 27 метров.

С зимы 1950 года в японском городе Саппоро проводится самый известный на сегодня зимний фестиваль — «Юки Мацури». Сначала все было достаточно робко, но принявшие участие в фестивале 1955 года Силы самообороны Японии решили не мелочиться, и с того времени средний размер ледяных фигур образовывает 15 и более метров. Основная изюминка «Юки Мацури» — воспроизведение известнейших мировых построек.

В различные годы в Саппоро переселялись Тадж-Махал, английский собор Святого Павла, Баварская опера, брюссельская Фондовая биржа а также храм Василия Блаженного. А вот в Харбине, где фестивали проходят с 1963 года, не считая чарующих диснеевских героев и ледяных пагод возможно заметить сверкающие бюсты участников политбюро а также самого Мао.

Благодарим Виктора Чернышева, Олега Чернышева и Николая Жданова за помощь в подготовке статьи.

Что возможно несложнее льда?

С позиций физики лед — не совсем «обычное» вещество. В кристаллах льда молекулы воды образуют объемную тетраэдрическую кристаллическую решетку. Любая молекула в таковой решетке окружена четырьмя вторыми (данный показатель именуется координационным числом).

В жидкой воде размещение молекул не есть постоянным. Каждую из них окружают 4−5 вторых молекул, и среднее координационное число наряду с этим равняется 4,4. Получается, что в жидкой воде молекулы «упакованы» более хорошо, чем в кристаллическом льду.

Как раз исходя из этого лед имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, не смотря на то, что для большинства веществ при кристаллизации плотность возрастает: в случае если кинуть кусочек жёсткого вещества, к примеру металла, в расплав того же металла, он опустится на дно плавильного котла. А вот в фонтане фешенебельного ресторана ледяные лебеди будут плавать.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№38, декабрь 2005).

Снежная королева. Советский мультфильм для детей


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: