Ледокол для особых поручений: лихтеровоз

Ледокол для особых поручений: лихтеровоз
    Технические данные лихтеровоза «Севморпуть»
    Схема реактора ядерной энергетической установки лихтеровоза «Севморпуть»

— Имеете возможность не тревожиться, товарищ генерал, — капитан захохотал. — Это громадный корабль, и он владеет хорошими мореходными качествами кроме того при таковой малой загрузке.

— Малой загрузке? — удивился генерал. — Вы загрузили на борт больше половины боевого снаряжения моей дивизии!

— Грузоподъемность корабля превышает 35 тысяч метрических тысячь киллограм. Ваше снаряжение занимает много места, но весит относительно мало.

На нижних палубах под бдительными взорами расхаживало более тысячи воинов 234-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Так обрисовывает Том Клэнси в собственном романе «Красный шторм поднимается» загрузку в лихтеровоз «Юлиус Фучик» российской дивизии, которая пара позднее мгновенно захватит Исландию. Судно на ходу выгружало в океан суда на воздушной подушке и самоходные десантные баржи, а прямое попадание в корпус противокорабельной ракеты «Гарпун» не причинило гиганту значительного вреда.

Обрисовывая коммунистический суперлихтеровоз, Том Клэнси придумал лишь наименование судна — в реальности оно именовалось «Севморпуть». О нем до сих пор предпочитают очень не говорить, а изображения, казалось бы, гражданского корабля приходится разыскивать, как тайные разведданные.

Всего за один рейд ядерный лихтеровоз «Севморпуть» снабжает на год продовольствием, оборудованием и одеждой все поселения на Крайнем Севере. Для него не есть препятствием лед метровой толщины. Он может, не приближаясь к берегу, передать гуманитарную помощь правительству братской республики, борющейся за собственную независимость с капиталистическими агрессорами, либо незаметно для независимых наблюдателей закинуть в Ирак либо Кувейт оборудование для нефтедобычи.

Спецзадача

Проект судна был создан во второй половине 70-ых годов двадцатого века в ленинградском Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» по спецзаданию правительства СССР. Строился «Севморпуть» в Керчи, на закрытом заводе «Залив», и был построен во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Первоначально планировалось выстроить два ядерных судна аналогичного типа, но с развалом СССР работа над двойником так и не была закончена.

География плавания судна — всю землю. За счет ядерной установки атомоход может пребывать в плавании неограниченное время. «Севморпуть» кроме этого оборудован установкой для сжигания судовых отходов, производительностью 50 кг/ч, 5 установками обеззараживания и очистки сточных вод, что снабжает независимое существование двухсот членов экипажа.

Тайное оружие

При полной загрузке «Севморпуть» может принять на борт 74 лихтера весом 300 т любой. Лихтеры, особые грузовые контейнеры, имеющие герметичный корпус, смогут плавать как баржи. Уникальность лихтеровозов содержится в том, что их эксплуатация разрешает избежать капитальных затрат на постройку глубоководных портов в местах назначения грузов. Лихтеровоз незаменим при доставке снаряжения и товаров в необорудованные и не хорошо освоенные места.

По окончании того, как лихтер окажется за бортом, его подхватывает буксирный корабль и тащит к берегу. При необходимости буксир может подтащить лихтер и к речному порту. Низкая осадка лихтеров разрешает пришвартовывать их прямо к берегу.

По окончании выгрузки безлюдные баржи возвращаются буксирами на лихтеровоз, в то время, когда он идет обратным курсом.

Палуба атомохода «Севморпуть» снабжена особым погрузочным краном «КОНЕ», что сделан в форме буквы «П» и может перемещаться по рельсам на протяжении корпуса судна. Прочность палубы такова, что лихтеры устанавливаются в два яруса по высоте, еще один последовательность находится в трюмах. При помощи самобалансирующихся захватов кран скоро спускает лихтеры на воду — все операции производятся через корму, которая имеет скос, как у китобойного судна.

В крайних случаях, в то время, когда акватория находится под наблюдением, лихтеровоз может создавать разгрузку не только на протяжении остановки, но и в движении. Для чего это необходимо, доходчиво обрисовал Том Клэнси.

Миссия выполнима

Лихтерный флот был популярен в середине 70-х годов. В то время СССР деятельно осваивал районы Крайнего Севера и помогал странам третьего мира как продовольствием и одеждой, так и оборудованием для добычи и разведки нефти.

Этим и обусловлена география плавания «Севморпути»: не обращая внимания на собственную «ледокольную специализацию», он переправил больше грузов во Саудовскую Аравию и Вьетнам, чем на Север. «Тогда без лихтеров было не обойтись: нефтяное оборудование прямо с них перебрасывали на грузовики и увозили в пустыню», — вспоминает Сергей Перевозчиков, помощник главы департамента технической эксплуатации ядерного флота Мурманского морского пароходства, в котором на данный момент прописан «Севморпуть». Главной причиной, из-за чего лихтеровозы не взяли широкого распространения, стал распад совокупности централизованного снабжения СССР.

Из-за недостатка средств были передислоцированы армейские поселения, прекращены картографические съемки земной поверхности. Внутренний грузооборот за 10 лет уменьшился более чем на порядок: в 80-х годах лишь в районы Крайнего Севера отправляли порядка 2 млн т грузов народно-промышленного назначения, а в конце 90-х — всего 250 тыс. т, из которых более половины приходится на сырье. Собственный последний рейс в качестве лихтеровоза «Севморпуть» совершил весной 1992 года.

Ядерное сердце

С момента собственного схода с верфи атомоход перевез более 1,5 млн т грузов, наряду с этим его энергетическая установка перезаряжалась всего два раза: первый раз — в первой половине 90-ых годов двадцатого века, после этого — в 2001 году.

С 1998-го по 2001 год атомоход стоял: у Мурманского пароходства не было средств на закупку ядерного горючего.

«Севморпуть» приводится в перемещение электротурбинной установкой мощностью 29 420 кВт (44 тыс. л.с.), которая раскручивает гребной винт до 115 об./мин. Особая насадка на винт из стали большой прочности разрешает судну идти через воду, которая на 90% складывается из большой ледовой крошки. Основная турбина приводится в перемещение паром, что выбрасывается из сопла ядерной установки под давлением 30 кгс/см3 и температурой 3000С.

На случай отказа основной энергетической установки «Севморпуть» оборудован котлом аварийного хода, что трудится на дизельном горючем и выдает 50 т пара в час при температуре 3600С и давлении 25 кгс/см3. На атомоходе кроме этого установлены три турбогенератора по 1700 кВт любой и 5 резервных генераторов, трудящихся на дизельном горючем, неспециализированной мощностью 1400 кВт.

Принцип действия ядерной энергетической установки основан на нагревании, за счет цепной ядерной реакции, воды высокой степени очистки до температуры 3170С. Пребывав под большим давлением, вода не закипает и поступает в парогенератор, где и преобразовывается в пар. После этого перегретый пар подается на турбины. Все контуры совокупности герметичны, что разрешает избежать радиационного загрязнения.

По окончании конденсации и ионно-обменной очистки вода опять подается в совокупность.

За кормой

Но все тайные подвиги атомохода «Севморпуть» остались в прошлом. С 1993 года единственный в Российской Федерации лихтеровоз с ядерной энергетической установкой употребляется в качестве простого грузового судна для перевозки морских контейнеров на маршруте Мурманск — Дудинка. Действительно, и тут он пугает соперников собственной грузоподъемностью: его палуба и 6 трюмов вмещают в двa раза больше, чем другие суда.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№4, февраль 2003).

Возвращение легенды: \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: