Лейте-1944: закат японского флота

Битва в заливе Лейте 23–26 октября 1944 года считается не только последней большой морской битвой на тихоокеанском театре боевых действий, но и одной из самых масштабных за всю историю как по количеству боевой техники, так и вовлечённого личного состава. Не обращая внимания на очевидные промахи в организации операции, американцы смогли в серии столкновений разгромить японский флот и практически ликвидировать его как значимую боевую силу.

Предпосылки сражения

С августа 1942 атака союзников на Японию разворачивалось медлительно, но неотвратимо: Гуадалканал, Соломоновы острова, Новая Гвинея, Марианская кампания… Морская пехота при помощи флота практически зачищала остров за островом — любой раз с убедительным разгромом соперника. С какого-либо момента японское руководство уже не имело возможности обеспечить кроме того эвакуацию остатков гарнизонов с островов и предлагало их бойцам не более чем «погибнуть с честью».

Захват Марианских островов, кроме всего другого, создал плацдарм для воздушных ударов стратегической авиации по Японии. В июне 1944 года первая битва в Филиппинском море стала причиной уничтожению трёх японских авианосцев, и более чем полутысячи самолётов и подготовленных экипажей. В скором будущем должно было начаться освобождение Филиппин, каковые не только поддерживали замечательную собственную воздушную группировку, но и служили ключевым звеном в снабжении Японии.

Установление контроля над архипелагом гарантированно подрывало любое снабжение Японии с юга.

Кроме всего другого, возвращение Филиппин было и вопросом престижа. Бесславная сдача в первой половине 40-ых годов XX века блокированного японским флотом американского владения симметричного возмездия. Высадка десанта на Филиппины была необходимой — и она "настойчиво попросила" от флота заметного напряжения дешёвых сил.

Неточности в планировании

Местом начальной высадки был выяснен остров Лейте. Его занятие разрешило бы практически разрубить архипелаг напополам и осуществлять контроль действия соперника самый удобным образом.

Высадку должен был обеспечить 7-й флот адмирала Томаса Кинкэйда. Дальнее прикрытие операции возложили на 3-й флот адмирала Уильяма Хэлси. Вот тут американское руководство и совершило критическую неточность — у двух флотов не было надёжной связи и общего командования между собой.

Но, данный промах в значительной мере компенсировался тем, что японцы совершили подобную неточность. Сходу три их флота без единого руководства размещались так, дабы иметь возможность функционировать по четырём различным замыслам в один момент. Одного взора на карту региона достаточно, чтобы выяснить, что их готовность ринуться на защиту не только Филиппин, но и столь же возможных (согласно точки зрения японцев) Формозы, Рюкю либо Курил изрядно подрывала топливные ресурсы продолжительным переходом.

Правильное знание места удара соперника имело возможность бы пара оказать помощь с оптимизацией, но как раз его у японского руководства не было. Оставалось делать ставку на решающую битву — со в полной мере предсказуемым итогом при неудачи.

Первый контакт

12 октября началась серия ударов с авианосцев по Формозе и Рюкю с главной задачей по блокированию воздушных групп соперника. За счёт грамотных действий подчинённых адмирала Хэлси японская сторона утратила около шестисот самолётов всего за трое дней битв. Практически японская воздушная несколько региона прекратила существование ещё до начала главной операции.

Однако, японцы перешли к реализации замысла обороны Филиппин. Северная несколько адмирала Дзисабуро Одзава взяла задачу отвлечь американские суда от архипелага. Её авианосцы с недобором как самолётов, так и подготовленных экипажей, должны были стать главной приманкой для соперника.

Обращение о какое количество-нибудь действенном ярком их применении уже не шла. Южная несколько адмиралов Содзи Нисимура и Киёхидэ Сима должна была наносить удар по десанту в точке высадки. Центральная несколько под руководством адмирала Такэо Курита, самая замечательная из всех, наносила удар по десанту с другого направления.

Уже на данной стадии было видно, что замысел сулил заведомое уничтожение как минимум одной из боевых групп, но выбора у японцев не оставалось: флот без Филиппин становился флотом без горючего. Смысла беречь его в таковой ситуации по большому счету не оставалось.

23 октября: сутки славы американских подводников

Центральная несколько Такэо Курита складывалась из пяти линейных кораблей (включая «Ямато»), десяти тяжёлых, двух лёгких крейсеров и пятнадцати эсминцев в качестве прикрытия.

Задачу прикрытия эсминцы не выполнили. В момент прохода через пролив у острова Палаван подводные лодки США «Дартер» и «Дэйс» нашли соперника в 27 километрах от себя при помощи радара и безотлагательно пошли на перехват без погружения. Их обмен сообщениями японский радист увидел как минимум один раз, но дополнительных защитных мер японская сторона так и не предприняла.

Ночной переход наперегонки со временем и атака утром из загружённого состояния показали немыслимую для подводных лодок периода фактическую эффективность.

В 05:24 утра подводная лодка «Дартер» выпустила шесть торпед, из которых минимум четыре поразили тяжёлый крейсер «Атаго». Флагманский корабль Такэо Курита лёг на борт и затонул через двадцать мин. с момента попадания. Адмиралу было нужно спасаться вплавь.

Тем временем, корабль того же типа «Такао» взял ещё две торпеды из следующего торпедного залпа. Не смотря на то, что крейсер и остался на плаву, боеготовность он утратил. Затопление машинных отсеков заставило послать его в Бруней, а оттуда — в Сингапур.

Участия в битве «Такао» больше не принимал.

Лейте-1944: закат японского флота

Крейсер «Такао»

В 05:56 подводная лодка «Дэйс» атаковала тяжёлый крейсер «Мая». Четыре попадания привели к серии вторичных детонаций, и уже в шесть утра вопрос о сохранении крейсера на плаву не стоял в принципе. Ещё через пять мин. крейсер перевернулся и утонул.

Три японских тяжёлых крейсера были потерянными ещё до начала открытого контакта с главными силами соперника. Вне сомнения, это была одна из самых успешных подводных атак!

24 октября: битва за море Сибуян

Примерно в восемь часов утра воздушная несколько с авианосца «Энтерпрайз» нашла и нанесла бомбовый удар по Центральной группе японского флота. По иронии судьбы, дешёвые силы морской авиации изрядно ослабило ответ адмирала Хэлси, в результате которого крейсера сопровождения и главное ядро соединения авианосцев опоздали возвратиться с боеприпасов запасов и пополнения снаряжения.

Основной удар было нужно наносить силами авианосца «Интрепид» и двух лёгких авианосцев сопровождения. Атака в 10:30 утра стала причиной успешным попаданиям в «Нагато», «Ямато» и «Мусаси». Тяжёлый крейсер «Миоко» взял важные повреждения.

«Мусаси» скрыт взрывами

Последующие налёты авиации продолжили удары по «Мусаси». Кроме того потрясающий запас живучести не смог поменять судьбы корабля по окончании попадания девятнадцати торпед и семнадцати бомб. К половине восьмого «Мусаси» перевернулся и затонул.

Тем временем три волны из 50–60 японских самолётов любая с авиабазы на Лусоне сумели частично прорваться к авианосцу «Принстон». Противодействие действенного воздушного прикрытия американцев стало причиной смерти большей части атакующих, но одно попадание бронебойной 250-килограммовой бомбы привело к серьёзному пожару на лётной палубе авианосца. Лёгкий крейсер «Бирмингем» подошёл к авианосцу для помощи в тушении пожара, но вторичная детонация снарядов на борту авианосца так очень сильно повредила спасателя, что того было нужно торопливо отводить уже для собственной борьбы за живучесть.

В общем итоге пожар и взрывы унесли судьбе 108 человек на борту «Принстона». Остальных (1361 человек) удалось своевременно эвакуировать. Авианосец был уничтожен пожаром.

Выгоревшую изнутри коробку в 17:30 затопил торпедным залпом лёгкий крейсер «Рино».

Пожар на борту «Принстона»

Данный лёгкий авианосец стал самая крупной утратой американцев за всю битву.

В общем итоге 259 самолётовылетов против Центральной группы Такэо Курита закончились смертью линейного корабля «Мусаси» и сильными повреждениями тяжёлого крейсера «Миоко». Остальные суда японского флота взяли «косметические» повреждения и сохранили полную боеготовность.

Незамеченная приманка

Северная несколько адмирала Дзисабуро Одзава, которая, как мы не забываем, должна была отвлечь внимание на себя, осталась незамеченной до вечера 24 октября. Лишь в 16:40 воздушный разведчик заметил эти суда, но главная масса авиации 38-й ударной группы флота США уже занималась вылетами против «Мусаси» и защитой от истребителей с острова Лусон. Тем же вечером Одзава начал отступать, но в 20:00 получил от Соэму Тойода приказ нападать «в расчёте на божественное провидение».

Одзава развернул суда в сторону Лейте.

Тем временем адмирал Хэлси счёл центральную группировку японского флота «тяжёло повреждённой» и послал собственные суда на север в погоне за последним большим авианосцем соперника.

Это его ответ покинуло пролив Сан-Бернандино безлюдным. Не осталось кроме того эсминцев для наблюдения за соперником. Множественные предупреждения сотрудников о том, что Хэлси неверно оценивает фактическую сокровище увиденных судов, так и остались без внимания.

Третий флот отправился на всех парах на север — и практически дал пролив японцам!

25 октября. Битва в проливе Суригао

Южная несколько Содзи Нисимура складывалась из устаревших линейных кораблей «Фусо» и «Ямасиро», тяжёлого крейсера «Могами» и четырёх эсминцев. Изначально предполагалось, что Нисимура усилит Центральную группу. Вторая ударная несколько под руководством адмирала Киёохидэ Сима складывалась из тяжёлых крейсеров «Нати» и «Асигара», лёгкого крейсера «Абукума» и четырёх эсминцев.

Радиомолчание не разрешило группам японского флота согласовать графики перемещения. К моменту захода в пролив Суригао в два часа ночи Содзи Нисимура оторвался на 25 миль (46 километров) вперёд от Киёхидэ Сима, а Центральная несколько по большому счету опаздывала на многие часы.

Карта битвы в проливе Суригао

Американская 7-я запасной флотская несколько была для японцев смертельно страшным соперником. Линейные корабли «Западная Виргиния», «Мэриленд», «Миссисипи», «Теннеси», «Калифорния» и «Пенсильвания» хоть и пострадали (за исключением «Миссисипи») на протяжении атаки на Перл-Харбор, и были серьёзно повреждены либо затоплены, к моменту битвы за Лейте были всецело восстановленными, а «Западная Виргиния» по сути перестроена заново.

Тяжёлые крейсера сопровождения имели возможность выставить ещё 35 8-дюймовых орудий. Заслоном им помогали четыре лёгких крейсера, 28 торпедных катеров 39 и эсминцев. В узком проливе это создавало заведомо избыточную плотность огня.

«Западная Виргиния» по окончании ремонта, июль 1944

Не смотря на то, что у торпедных катеров так и не получилось повредить противника , эсминцы всецело исправили данный недочёт. Около трёх часов ночи оба линейного корабля взяли торпедные попадания. «Ямасиро» смог продолжить перемещение, «Фусо» погиб. Вместе с ним ушли на дно и три японских эсминца — два сходу, «Асагумо» — по окончании неудачной борьбы за живучесть.

В 03:53, по окончании радарного контакта с соперником, «Западная Виргиния» дала на дистанции около 21 километра залп 16-дюймовыми орудиями главного калибра. Первый же залп дал попадания в «Ямасиро». 14-дюймовки «Калифорнии» и «Тенесси» скоро присоединились к этому обстрелу.

Несовершенство японской электроники не разрешило вести пламя в ответ; менее современные американские линейные корабли испытывали те же неприятности, что и японцы.

«Миссисипи» за целый бой довелось произвести один-единственный залп уже на исходе огневого контакта с соперником. Этому залпу суждено было стать последним бортовым залпом линейного корабля по линейному кораблю в истории .

Для «Ямасиро» и «Могами» обстрел стал фатальным. Попадания снарядов калибра 16 и 14 дюймов перевоплотили их в груды металлолома. Контроль за соперником был всецело утерян.

Японские суда вели хаотичный пламя во все стороны. «Ямасиро» затонул в 4:20 утра вместе с адмиралом Нисимура. «Могами» и «Сигурэ» сумели отойти.

Вторая ударная несколько адмирала Сима не смогла применять собственные радары из-за множественных отражений луча в лабиринте островов. Итогом стала утрата лёгкого крейсера «Абукума» в следствии успешной атаки американского торпедного катера. При виде измочаленных остатков Южной группы Сима приказал отступать.

Наряду с этим его флагман «Нати» столкнулся с «Могами», что стало причиной гибели отсека и затоплению управления «Могами» от успешной атаки с воздуха на следующий сутки.

Не смотря на то, что суда группы Сима и пережили данный бой в проливе, поскольку не приняли в нём участия, все они погибли в стычках около Лейте на протяжении последующих боевых столкновений. Единственным кораблём Южной группы, что ушёл от Лейте, был «Сигурэ», но и он был потом потоплен подлодкой.

Битва за пролив Суригао была второй (и последней) битвой тихоокеанской кампании, в которой линейные корабли сражались с линейными кораблями.

25 октября. Битва у острова Самар

Центральная несколько Курита прошла к острову Самар без сопротивления — и встретила в том месте только маленькие, не хорошо защищённые и медлительные эскортные авианосцы, прикрытые плохо вооружёнными и практически не бронированными эскортными же эсминцами.

Карта битвы у острова Самар

Адмирал Клифтон Спрэг при виде для того чтобы важного соперника отдал приказ на взлёт любым готовым к вылету самолётам. Тем предстояло скинуть на соперника всё, что имелось в наличии (включая глубинные и противопехотные бомбы), и уходить к суше.

Отступление эскортных авианосцев закрывала дымовая завеса эсминцев. Их же самоубийственная атака, в которой «…не следует сохранять надежду выжить», закончилась повреждениями тяжёлого крейсера «Кумано» и смертью всех нападавших эсминцев США от множественных попаданий.

Эсминцы ставят дымовую завесу в битве у острова Самар

Пятидюймовые орудия эскортных авианосцев (по одному на каждом!) не только вели пламя, но и добились нескольких попаданий.

Ближе к финалу этого бесславного столкновения адмирал Такидзиро Ониси дал приказ на боевой вылет камикадзе, по окончании чего эскортный авианосец «Сент-Ло» был стёрт с лица земли взрывом и пожаром, позванными единственным успешным попаданием смертника.

Эскортный авианосец «Сент Ло» разлетается на куски по окончании успешной атаки камикадзе

Адмирал Курита не сумел адекватно оценить соперника. удар и Торпедные атаки с воздуха дезорганизовали японскую ударную группу. Тщетные метания не дали ему кроме того толком добить практически беспомощные эскортные авианосцы.

Японскому адмиралу обстановка показалась захлопнувшейся ловушкой — и он приказал отступать.

Тяжёлый крейсер «Тикума» маневрирует по окончании воздушной торпедной атаки

В отсутствие соперника манёвр в полной мере удался, не смотря на то, что из всех судов его группы только «Ямато» сохранил полную боеготовность к моменту возвращения на базу. Остальные в разной степени стали жертвами воздушных налётов, не смотря на то, что практически и не встретили хорошего соперника.

Битва за мыс Энганьо

Ядро Северной группы Дзисабуро Одзава складывалось из четырёх авианосцев (ветерана битвы за Пёрл-Харбор «Дзуйкаку» и лёгких «Дзуйхо», «Титосэ» и «Тиёда»), двух линейных кораблей Первой мировой с надстроенными полётными палубами «Хюуга» и «Исэ» (без единого самолёта на борту), трёх лёгких крейсеров и девяти эсминцев. Воздушная несколько насчитывала всего 108 самолётов.

Противостояли им пять капитальных американских авианосцев, пять лёгких, шесть линейных кораблей, восемь крейсеров и более сорока эсминцев. Совокупная численность их воздушных сил насчитывала порядка девятисот самолётов.

Утром 25 октября 75 японских самолётов погибли в сражении с американским воздушным прикрытием без единого успешного поражения судов соперника. Только нескольким удалось возвратиться на базы на острове Лусон.

В 07:10 утра воздушная несколько США уже пребывала в небе. Удар последовал сходу по обнаружению соперника. Боевой заслон из приблизительно 30 самолётов был попросту сметён. В общем итоге 527 самолётовылетов стали причиной потоплению авианосца «Дзуйкаку», лёгких авианосцев «Титосэ» и «Дзуйхо» и эсминца «Акидзуки» и смерти большое офицеров и количества моряков из их экипажей. Лёгкий авианосец «Тиёда» и крейсер «Тама» получили тяжёлые повреждения.

Сам Одзава переместился на борт лёгкого крейсера «Оёдо» дабы сохранить управление оставшимися судами.

Экипаж тонущего «Дзуйкаку» — последний салют

К 14:15 американские крейсера пустились в преследование. Около пяти вечера они добили повреждённый авианосец «Тиёда». В 20:59, по окончании продолжительного и упорного сопротивления затонул эсминец «Хатсудзуки».

Попытка задавить преследователей силами посланных на перехват ликоров-гибридов «Хюуга» с «Исэ» провалилась — они просто не нашли соперника, не смотря на то, что заведомо превосходили его по фактической огневой мощи.

В 23:10 подлодка США «Джаллао» торпедировала и потопила лёгкий крейсер «Тама». Данной финальной утратой и закончилась битва в заливе Лейте.

Итоги

Обе стороны боевого столкновения имели неприятности с неспециализированным управлением координацией и флотами их действий. «Туман войны» был важным причиной, во многом предопределившим финал главных боестолкновений.

Но, заведомое материальное превосходство США нивелировало фактически каждые её неточности. Утрата одного лёгкого, двух эскортных авианосцев и трёх эсминцев смотрелась совсем незначительной на фоне потерянных японцами двадцати шести судов, по большей части тяжёлых. И это без учёта тех судов, каковые японский флот утратил на пути к базам либо был должен кинуть на стоянках из-за отсутствия горючего.

С этого момента падение Филиппин стало вопросом времени, а японский флот как значимая военная сила прекратил существование. Большинство из его сохранившихся судов не совершала никаких действий вплоть до конца войны.

Единственная успешная атака камикадзе стала обстоятельством дополнительных затрат американцев на защиту собственных судов, но так и не стала для японцев спасительным «чудо-оружием». А последовавшие скандалы в Соединенных Штатах, которые связаны с ошибками и потерей управления Хэлси, не оказали заметного влияния на результаты и общий ход военной компании.

Источники:

  • United States Strategic Bombing Survey (Pacific) — “Interrogations of japanese officials” OPNAV-P-03–100, 1945
  • Patton, Wayne (2006). Japanese Heavy Cruisers in World War II. Squadron Signal Publications.
  • Morison, Samuel E. (1956). «Leyte, June 1944 – January 1945». History of United States Naval Operations in World War II XII. Boston: LittleBrown.
  • Report of Operations of Task Force THIRTY-FOUR During the Period 6 October 1944 to 3 December 1944.

Поля сражений — Битва в заливе Лейте


Темы которые будут Вам интересны: