Лети, летчик, лети: авиатор, кинобиография легендарного говарда хьюза

Лети, летчик, лети: авиатор, кинобиография легендарного говарда хьюза

Режиссер Мартин Скорцезе ни при каких обстоятельствах не был поклонником новых разработок; приблизительно 20 кадров со эффектами в «Бандах Нью-Йорка» были для него пределом. На ранней стадии проекта продюсеры предполагали, что пригодится около 120 кадров со эффектами, каковые обойдутся приблизительно в $6 млн. Но в следствии таких кадров выяснилось более 400.

Их цена составила около 8 млн. долларов — меньше десятой части всего бюджета картины.

Возвращение «Техниколора»

В некоем смысле целый «Летчик» есть одним громадным эффектом. Режиссер стремился воссоздать визуальный стиль кинематографа 20-х, 30-х и 40-х годов прошлого века — эры «Техниколора». Знаток «Золотой эры» Голливуда, Скорцезе настоял на том, что в соответствии с реалиями времени в сценах 20-х годов обязан фигурировать двухцветный (two-strip) «Техниколор», а в сценах сороковых — уже трехцветный (three-strip).

Способ, именуемый двухцветным «Техниколором», заключался в том, что фильм снимался на черно-белую пленку, а изображение посредством зелёного фильтра и красного раскладывалось на два главных цвета — красный и зеленый. С этих цветоделенных негативов печаталась одна пленка, и зрители видели на экране практически цветную действительность — действительно, в пастельных тонах. Трехцветный «Техниколор» показался в конце 30-х годов.

Тут уже употреблялись три пленки и три фильтра — красный, зеленый и светло синий, а результатом были броские и насыщенные цвета.

Трехцветный «Техниколор» ненадолго возвратился в кино в пятидесятые а также в девяностые, но сейчас от него отказались совсем. Мартину Скорцезе было нужно принять парадоксальное ответ — вернуть стиль ветхого кино, прибегнув к новейшим цифровым разработкам.

Любая сцена «Авиатора» была отснята на современную цветную пленку и позднее подвергнута цифровой обработке в программе Adobe After Effects. Для этого совместно со экспертами компании Technicolor были созданы так именуемые «цифровые фильтры» — красные и зеленые для сцен, воздействие которых происходит до 1938 года, те же плюс светло синий — для позднейших эпизодов. Ближе к финалу цветовая палитра изменяется опять, уже на более привычную современному зрителю.

Ответ имитировать «Техниколор» затронуло все нюансы съемок. «Цвет декораций, костюмов, грим — трансформации касались всего, — говорит Мартин Скорцезе. — К примеру, платье Кэтрин Хэпберн в эпизоде, в то время, когда Хьюз приглашает ее на летную прогулку, в конечном итоге было персиковым. Но в двухцветном «Техниколоре» оно оказалось бежевым».

Голубые платья в том же двухцветном «Техниколоре» появились зелеными с легким оттенком морской волны. Живописец по костюмам Сэнди Пауэлл говорит, что в начале фильма избегала голубых цветов — как и ее коллеги, трудившиеся в кино в 20−30-е годы. Она изучила множество альбомов с фото.

«Любопытно, что я разглядывала черно-белые снимки, и цвета мне приходилось придумывать самой», — говорит она. Оператор Роберт Ричардсон проводил особые тесты для костюмов и грима и узнал, что кое-какие оттенки губной помады получаются на экране лучше, чем другие — по причине того, что в них меньше желтого и больше зеленого.

Голос «Еловой гусыни»

Секреты ветхого кино сильно помогли Робу Легато из студии Сони Image-works, что управлял работу над эффектами для «Авиатора».

Для съемок предстояло воссоздать экспериментальные летательные аппараты, спроектированные Хьюзом. В частности, H-1 Racer, на котором миллиардер в 1935 году побил всемирный рекорд скорости, самолет-шпион XF-11 и огромный древесный гидросамолет H-4, что Хьюз именовал «Геркулесом», а насмешливая публика — «Еловой гусыней» (Spruce Goose). Применяя уникальные чертежи самого Хьюза, сотрудники Легато заказали в компании Hunter-Gratzner Industries множество макетов.

Не считая простых миниатюр были выстроены радиоуправляемые модели в масштабе — с настоящими двигателями. «Их возможно было снимать совершенно верно так же, как настоящие самолеты», — растолковывает Роб Легато.

Действительно, модели не могли подниматься через чур высоко, и приходилось проявлять изобретательность — так, мелкий XF-11 запускали с вершины бугра, дабы казалось, что он летит на высоте более 600 метров.

Полеты миниатюрных макетов кроме этого возможно было снимать на открытом воздухе — так что получалось и голубое небо, куда устремляется самолет, и отсветы солнца на корпусе. Время от времени к этому добавлялся сложный цифровой фон. Эпизод первого полета «Геркулеса», он же «Еловая гусыня», был снят на фоне настоящего голубого неба — но аэропорт и океанские волны Long Beach были добавлены на компьютере.

Звуковыми эффектами для аэропланов занимался Юджин Гирти, ранее трудившийся со Скорцезе на съемках фильмов «Банды и» Век «невинности Нью-Йорка». Потому, что записать настоящий звук в далеком прошлом не летающих H-1, XF-11 и «Геркулеса» не было возможности, оставалось искать что-то близкое, и Гирти перерыл небо и землю в отыскивании древних аэропланов. Сняв в аренду с дюжина самолетов, он привез их в пустыню Мохаве.

Пилоты поднимались в атмосферу и совершали маневры, каковые должны были быть в фильме, а Гирти записывал звук двигателей на собственные высокотехнологичные устройства. Дабы передать гул восьми огромных двигателей «Геркулеса», в атмосферу встали два самолета B-52.

Огнеупорный оператор

Для сцены, в которой Хьюз ставит всемирный рекорд на H-1 Racer, студия CafeFX выстроила компьютерную модель самолета. «Мы должны были учитывать, какие конкретно новшества внес предложение Хьюз в данной конструкции, — говорит сотрудник студии Дэнни Брает. —В частности, он применял особенный металл для обшивки, и нам нужно было имитировать его сотрудничество со светом». Цифровых моделей H-1 было пара: одна для больших замыслов, вторая для неспециализированных, а третья — для сцены взлета, в которой видны шасси. 19 кадров с цифровым H-1 перемежаются кадрами, снятыми вживую — Леонардо Ди Каприо в роли Хьюза, сидящий в кабине, зрители на летном поле и кадры с радиоуправляемой моделью, снятые издали.

Второе самолетное приключение Говарда Хьюза было ужасным: на протяжении испытательного полета аэроплан XF-11 упал на пригороды Беверли-Хилс. Перед тем как приступить к работе над этим эпизодом, создатели картины изучили судебный отчет о происшествии и имели возможность всецело воссоздать всю последовательность событий. Падение самолета было снято фактически без цифровых эффектов: употреблялась радиоуправляемая модель самолета, фрагменты и миниатюрные макеты XF-11 в натуральную величину.

Макеты домов в Беверли-Хилс были выстроены из металла, что разрешило им гореть все три дня съемок. Пиротехники протянули более двух километров труб, каковые выбрасывали столбы огня и дыма. В самом пекле был оператор Роберт Ричардсон со своей камерой.

К счастью, он надел огнеупорную одежду, но позже жаловался на обгоревшие брови и сгинувшие в огне шнурки кроссовок.

«Титаник» 1927 года

Главным эпизодом «Авиатора» стали съемки фильма «Ангелы ада». Драма о летчиках Первой Мировой обошлась Хьюзу в $4 млн. — во второй половине 20-ых годов XX века это был рекордный бюджет в истории кино. «’Ангелы ада’ были ‘Титаником’ собственного времени», — говорит Роб Легато. Хьюз финансировал строительство 60 бипланов и сам делал страшнейшие трюки в воздухе, от которых отказывались кроме того умелые летчики.

Декорацию к сцене съемок «Ангелов ада» выстроили в калифорнийской пустыне. В том направлении была свезена пестрая коллекция ветхих самолетов, собранных ассистентами Скорцезе по частным и музеям ангарам. Всего их было 14: семь Fokker D-VII, покрашенных под германские аэропланы времен Первой мировой, и семь британских SE-V, изображающих самолеты союзников.

Кое-какие из них были всего лишь репликами. «Принципиально важно то, что все они были аутентичными, — отмечает координатор воздушных сцен Крейг Хоскинс. — Мартин желал, дабы они смотрелись реалистично». Но эти самолеты имели скорее вспомогательное значение. Леонардо Ди Каприо страховая компания к ним просто не подпустила, да и с участием дублеров воспроизводить изощренные воздушные фигуры 1927 года было бы через чур страшно.

Сцена воздушного боя из «Ангелов ада» была покадрово перекопирована в трехмерную модель в программе Maya. Были созданы 3D-реплики для самолета Говарда Хьюза и всех бипланов, и для каждого из них прорабатывалась хореография боевых эпизодов. Виртуальная камера охватывала 360о, причем ее точка зрения всегда менялась: были и съемки с почвы, и съемки с самолетов. В этом виртуальном мире возможно было делать все что угодно — к примеру, вставлять кадры, снятые «вживую».

Ди Каприо и другие актеры в этом эпизоде играли на фоне голубого экрана, по окончании чего их «вписывали» в кадр.

Эксперты по эффектам шепетильно смотрели за тем, дабы эпизод смотрелся так, как словно бы он мог быть снят во второй половине 20-ых годов XX века. Среди другого, на компьютере была сымитирована тряска камеры. Кое-какие кадры снимались посредством практически забытых операторских трюков.

К примеру, в одной из сцен миниатюрные двигатели были помещены на полномасштабную модель кабины пилота; при взоре в видоискатель камеры казалось, что они одного масштаба. «Оператор был уверен, что ничего не окажется, и был весьма удивлен», — подмечает Легато.

За цифровыми небесами

Небо на протяжении воздушного боя в «Ангелах ада» доставило много хлопот как Хьюзу, так и Скорцезе. Хьюз имел возможность позволить себе переснимать опять и опять, пока не получал облака, какие конкретно желал видеть на экране. Действительно, в итоге он нанял метеоролога — предвещать погоду. Современные режиссеры идут вторым методом. На студии Сони Imageworks было создано цифровое трехмерное небо с трехмерными тучами. За основу взяли настоящие облака, поделённые на тысячи мелких частиц.

Каждое виртуальное облако поворачивалось под любым углом, и при жажде возможно было подсвечивать облака и поменять их форму. Это разрешало создавать иллюзию скорости.

Разнообразные возможности цифровых разработок, предоставляющие режиссеру невиданный контроль за творческим процессом, поразили Мартина Скорцезе. Он согласится, что готов поменять собственному привычному консерватизму а также подумывает забрать в руки цифровую камеру. «Это совсем новый инструмент, и пора его попытаться», — говорит он.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№29, март 2005).

Ангелы ада х.ф. Режиссёр: Говард Хьюз


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: