Линкор бисмарк — железный канцлер морей

Будущее «Бисмарка» очень показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз продемонстрировал бесперспективность развития судов без прикрытия их с воздуха. Архаичные бипланы «Cуордфиш» были суровым соперником кроме того для новейшего и замечательно защищенного линейного корабля, и «Бисмарк» остался лежать на морском дне, до сих пор являясь напоминанием: непотопляемых судов не бывает!

1 апреля 2015 года исполнится 200 лет со дня рождения прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка – человека, поменявшего вид Германии. В данной связи нельзя не отыскать в памяти о его не меньше известном «тезке» – линейном корабле «Бисмарк», взявшего собственный имя по хорошей традиции именовать суда в честь великих исторических персоналий.

«Версальский флот» Германии

По окончании Первой Мировой Германия была публично унижена на Версальской конференции, став «стрелочником» планетарного масштаба. В частности, ей запретили владеть флотом открытого моря, базой которого в те годы являлись линейные корабли. Все главные боевые единицы германского флота либо упокоились на морском дне, либо достались государствам Антанты.

В числе последних были десять дредноутов и пять линейных крейсеров. Но шли годы, и на политический олимп Веймарской республики взошли Адольф Национал и Гитлер-социалистическая рабочая партия. Для Гитлера обладание полноценными линейными кораблями было вопросом не только армейским, но и политическим.

Германия стремилась вернуть собственный военное присутствие на море, которое, согласно точки зрения тогдашних флотских теоретиков, имели возможность обеспечить лишь дредноуты.

Рождение гиганта

18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке разорвала Версальский соглашение. Твёрдой реакции со стороны ведущих европейских стран не последовало – более того, 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, в соответствии с которому Третий Рейх приобретал право на постройку судов 1-го ранга в соотношении 100 к 35 (где 100 – часть Англии, а 35 – Германии).

В то время Германия владела тремя линейными крейсерами типа «Дойчланд», а в 1935-36 годах на воду были спущены «карманные линейные корабли» с несчастливыми для германского флота именами – «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти суда, будучи куда более замечательными и большими если сравнивать с типом «Дойчланд», все же заметно уступали английским «одноклассникам». Германским морякам требовался прорыв – что-то такое, что разом выведет Германию на один уровень с владыками океанов – США и Англией.

Спустя год по окончании важного 1935-го на стапелях компании «Блом унд Фосс» закипела работа над постройкой самого замечательного в то время в мире линейного корабля типа «Бисмарк».

Линкор бисмарк - железный канцлер морей

Линейный корабль «Бисмарк» в Кильском проливе, 1940 год
Источник – waralbum.ru

Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину более чем 253 м. Традиционно осмотрительные немцы снабдили корабль очень развитым бронированием – основной бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) кроме этого впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.

Тактико-технические характеристики линейного корабля «Бисмарк»

Водоизмещение

41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное

Протяженность

251 м – громаднейшая; 241,5 м – между перпендикулярами

Ширина

36 м

Осадка

8,6-10,6 м

Бронирование

пояс – 320-170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220-145 мм; продольная переборка – 30-25 мм; башни ГК – 360-130 мм; барбеты ГК – 340-220 мм; башни СК – 100-40 мм; барбеты СК – 80-20 мм; палуба – 50-80 + 80-95 мм (скосы – 110-120 мм); рубка 350-220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм

Двигатели

3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера

Мощность

138 000 л. с.

Движитель

3 винта

Скорость хода

29 узлов

Дальность плавания

8525 миль

Экипаж

2092-2608 человек

Артиллерия

8 (4?2) 380-мм орудий SK/C-34;
12 (6?2) 150-мм орудий

Зенитная артиллерия

16 (8?2) 105-мм орудий;

16 (8?2) 37-мм зенитных автоматов;
20 (20?1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная несколько

2 катапульты; 4 гидросамолета

«Бисмарк» при вступлении в строй, 1940 год
Источник – Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361-16A / Winkelmann / CC-BY-SA

На первый взгляд, артиллерийское оружие нового линейного корабля не поражало воображение: основной калибр – 8 орудий калибра 380 мм в четырёх башнях (создать трехорудийные установки немцы не смогли либо, скорее, не посчитали нужным). В случае если учесть тот факт, что Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничило калибр на уровне 406 мм (как раз такими пушками владели американцы и англичане, устанавливая их по 9-12 штук на корабль), то «Бисмарк» не выглядит через чур устрашающе.

380-мм орудие SKC-34 в составе батареи береговой обороны
Источник – Schwerste Deutsche Kustenbatterie in Bereitschaft

Но калибр орудия SKC-34 был практически на 100 мм больше калибра пушек «Шарнхорста» (283 мм), а хорошая выучка германских артиллеристов, высокий уровень качества порохов, идеальная совокупность управления огнем и современные прицельные приспособления превращали эти артустановки в оружие мирового уровня. 800-кг боеприпас доставлялся на расстояние более чем 36 км с начальной скоростью 820 м/с – этого было достаточно для уверенного пробития 350-мм брони с дистанции около двадцати километров. Так, в функциональном смысле орудия SKC-34 фактически не уступали «топовой» 406-мм артиллерии.

Запасной артиллерия «Бисмарка» складывалась из двенадцати 150-мм пушек в шести двухорудийных башнях, шестнадцати 105-мм тяжелых зенитных установок в восьми спаренных башнях, и 37- и 20-мм автоматов ПВО.

Энергетическая установка линейного корабля складывалась из трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов Вагнера. Мощность в 110 милионов ватт разрешала кораблю развивать полную скорость в 30 узлов.

«Бисмарк» сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, а его испытания и дооборудование длились до весны 1941 года. Первым (и последним) капитаном корабля стал капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман.

Спуск «Бисмарка» на воду
Источник – history.navy.mil

«Бисмарк» на учениях в Балтийском море. Фото сделано с борта крейсера «Принц Ойген», что будет сопровождать линейный корабль в его последнем походе
Источник – waralbum.ru
«Бисмарк» в строю: роль сверхдредноутов в боевых замыслах Кригсмарине

Практически в один момент с «Бисмарком» 24 февраля 1941 года в эксплуатацию был принят линейный корабль «Тирпиц» того же класса. К тому времени мировая война бушевала уже второй год, и германский «Флот открытого моря» должен был противостоять, первым делом, английскому ВМФ. Так, металлические гиганты «Бисмарк» и «Тирпиц» появились в очень неоднозначном положении.

В «рыцарском» бою один на один они имели возможность противостоять любому кораблю в мире с хорошими шансами на успех. Но таковой бой в условиях Второй мировой представлялся маловероятным и скорее имел возможность стать результатом неточностей в планировании.

Капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман
Источник –Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361-21A / Winkelmann / CC-BY-SA

Одновременно с этим, двум германским гигантам и двум «карманным» линкорам противостояли 15 английских линейных крейсеров и дредноутов (еще 5 пребывали в стадии постройки), наряду с этим среди них были такие замечательные боевые единицы, как линейный корабль «Худ» с 381-мм артиллерией, в полной мере сопоставимой с «Бисмарком». И, не обращая внимания на то, что эти грандиозные силы были распылены на просторах от Тихого океана до Северного моря, соотношение конкретно складывалось не в пользу германского флота.

Боевое планирование Кригсмарине уготовило новым линкорам не в полной мере профильные задачи – большие дредноуты планировалось применять в качестве… рейдеров. Их мишенями должны были стать не боевые суда соперника, а караваны транспортов, сухогрузы и лайнеры. Запас хода линейных кораблей, превышавший 8000 морских миль, в полной мере соответствовал таким задачам, а скорость в 30 узлов и вовсе стала выдающимся достижением германских кораблестроителей и конструкторов.

Линейный корабль «Бисмарк», современная реконструкция
Источник – warwall.ru

На первый взгляд может показаться, что нацеливание дредноутов на гражданские и транспортные суда неоправданно – орудия громадной мощности должны громить броню, а не узкие борта сухогрузов. К тому же, для крейсерской войны могли быть использованы и куда более недорогие суда, тем более что Германия владела опытом «и» впечатляющим поголовьем субмарин их применения. Но это лишь на первый взгляд.

Дело в том, что в хорошем эскадренном сражении два германских сверхгиганта гарантированно встретились бы с пятью-шестью «англичанами» сопоставимых размеров при помощи целой своры судов мельче. Одновременно с этим, рейдерство на коммуникациях, кроме прямого урона экономике соперника, создавало огромное напряжение в боевой работе вражеского флота.

Как показал опыт прогулки рейда «и» единственного «Бисмарка» «Тирпица», появление столь замечательного корабля на дорогах грузоперевозок заставляло соперника бросать на его поиски огромные ресурсы, отвлекаясь от насущных задач, расходуя дефицитное горючее и амортизируя автомобили. Косвенный эффект от таких затрат разом перевешивал вероятный урон, что имел возможность нанести «Бисмарк» в открытом бою.

Одновременно с этим, остается открытым вопрос: для чего было тратить ужасные средства на постройку одного из замечательнейших судов в истории, в случае если два десятка подлодок имели возможность сделать в смысле рейдерства куда больше? Сейчас мы можем только разглядывать тот факт, что «Бисмарк» поднял боевой штандарт и вышел в море.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий операцией «Рейнские учения»
Источник – Imperial War Museums
Охота за дредноутом Гитлера

18 мая 1941 года линейный корабль «крейсер» и Бисмарк «Принц Ойген» отошли от причала в Готенхафене (сейчас – польская Гдыня). 20-21 мая о двух больших судах радировали члены норвежского перемещения Сопротивления. 22 мая на протяжении стоянки у Бергена, где германские суда перекрашивали в камуфляж, а «Принц Ойген» принимал горючее, их засек британский самолет-разведчик «Спитфайр», причем дредноут был конкретно опознан как «Бисмарк».

С этого мгновения началась одна из самых впечатляющих игр в морской истории. Немцы разворачивали операцию «Рейнские учения» по прорыву собственной эскадры на атлантические торговые коммуникации. Со своей стороны, английский флот стремился стереть с лица земли, либо, как минимум, принудить рейдеров к отступлению.

Это был принципиальный момент для Англии – ее экономика очень сильно зависела от морских поставок, смертельной угрозой которым стал «Бисмарк».

Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии
Источник – Imperial War Museums

Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии (что нёс ответственность за территориальную оборону), приказал начать поиски. К Исландии выдвинулись линейный корабль «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ», а из Скапа-Флоу на севере Шотландии выступили линейный корабль «Король Георг V» с адмиралом Тови на борту и авианосец «Викториес» – данной эскадре отводилась задача патрулирования к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс». Одновременно с этим, легкие крейсеры «Аретьюза», «Манчестер» и «Бирмингем» осуществляли дозор в районе от Исландии до Фарерских островов, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» забрали под контроль Датские проливы.

К Бергену, где был увиден «Бисмарк», 22 мая выслали бомбардировщики, каковые слетали вхолостую, не застав эскадру на месте – линейный корабль как будто бы растворился среди морских просторов. Спустя дни, 23 мая, «Норфолк» и «Саффолк» наткнулись на германские суда и обменялись с ними несколькими залпами, по окончании чего английские крейсеры разумно отошли в туман, продолжая следовать за соперником на пределе радарного контакта.

Не обращая внимания на то, что его эскадра была обнаружена, командующий операцией «Рейнские учения» адмирал Гюнтер Лютьенс посчитал промежуточную задачу выполненной – германские суда с уверенностью выходили на оперативный простор. Но практически промежуточная задача была далека от выполнения, поскольку навстречу немцам от берегов Исландии устремились «Худ» и «Принц Уэльский» в сопровождении шести эсминцев.

В начале утра 24 мая в 5-35 дозорные «Принца Уэльского» засекли «Бисмарк». Адмирал Ланселот Эрнест Холланд, державший флаг на «Худе», решил не ждать линейных кораблей Флота Метрополии и отдал приказ идти на сближение. В 5-52 «Худ» открыл сражение первыми залпами с дистанции в 13 миль на острых курсовых углах.

Так начался бой в Датском проливе.

Линейный крейсер «Худ»
Источник – history.navy.mil

Лютьенс имел четкий приказ не вступать в сражение с кораблями ВМФ, в случае если те не входят в состав конвоя. Но капитан Линдеман в окончательной форме объявил, что не разрешит без всяких последствий расстреливать собственный линейный корабль. Как сообщают свидетели, его слова раздались в полной мере конкретно: «Я не разрешу выбить личный корабль из-под собственной задницы!» «Принц Ойген» и «Бисмарк» развернули башни и дали ответные залпы.

Первым попаданием смог похвастаться «Принц Ойген» с его 203-мм пушками – один из таких снарядов попал в «Худ». Выстрелы англичан заметного результата не имели. В 5-55 Холланд приказал сделать поворот на 20 градусов влево, дабы задействовать кормовые орудия.

Около 6-00, в то время, когда «Худ» завершал манёвр, основной калибр «Бисмарка» произвел накрытие с дистанции около 8 миль. "Наверное," 800-кг боеприпас проломил достаточно узкую палубу английского крейсера, попав в склад боепитания. Прогремел ужасный взрыв, порвавший 267-метровый корпус корабля практически надвое, наряду с этим обломки засыпали линейный корабль «Принц Уэльский», шедший в полумиле сзади.

Корма «Худа» ушла под воду, а носовая часть оставалась над волнами еще пара мин., за каковые одна из башен сумела произвести последний залп. Из 1415-ти членов экипажа выжили всего три человека, которых подобрал эсминец «Электра».

Зарисовка начальника линейного корабля «Принц Уэльский» Джона Лича, приложенная к протоколу расследования смерти линейного крейсера «Худ»
Источник – wikipedia.org

«Принц Уэльский», что шел мателотом британской эскадры, вынужденно отвернул с курса, дабы избежать столкновения с тонущим «Дистрофичном» и так подставился под залпы сходу двух германских судов. Взяв семь попаданий, линейный корабль вышел из боя под прикрытием дымовой завесы.

«Бисмарк» ведет пламя
Источник – waralbum.ru
Финиш маленькой одиссеи

Послав на дно один из лучших вымпелов Британии всего за восемь мин., «Бисмарк» отделался повреждением двух топливных цистерн, а его котельный отсек №2 начал подтапливаться через пробоину в борту. Адмирал Лютьенс отдал приказ идти к французскому Сен-Назеру для ремонта.

Не обращая внимания на впечатляющую победу, обстановка для «Бисмарка» складывалась тяжелая. Во-первых, из-за дифферента на шнобель и правый борт снизилась скорость. Во-вторых, попадание в цистерну лишило линейный корабль 3000 тысячь киллограм горючего.

В-третьих, зоркие радары крейсера «Саффолк» вели «» «Бисмарк», соответственно, британский флот имел возможность собрать силы и нанести еще один удар.

Уже вечером 24 мая девятка торпедоносцев «Суордфиш» с борта авианосца «Викториес» нападала «Бисмарк», добившись одного попадания в основной бронепояс, которое, но, не принесло важных разрушений. Но активное противоторпедное маневрирование стало причиной срыву заплаток, в следствии чего линейный корабль лишился котельного отделения №2, которое было совсем затоплено.

Перехват «Бисмарка» по окончании уничтожения «Худа», которое повергло в шок всю английскую нацию, стал для флота делом чести. Беспрецедентные по размаху поисковые мероприятия дали эффект, и 26 мая гидросамолет «Каталина» отыскал германский линейный корабль в 690 милях от Бреста. В точку упреждения выдвинулось тактическое Соединение «Н» под командой адмирала Джеймса Ф. Сомервилля – «храбреца» расстрела французского флота в Мерс-эль-Кебире.

Помимо этого, на соединение пошли линейные корабли адмирала Тови («Родни» и «Король Георг V»).

Тови ошибочно вычислил курс «Бисмарка», направив собственные суда к берегам Норвегии. Нужно подчернуть, что из-за неточности Тови ближайшие вымпелы, талантливые дать бой «Бисмарку», отставали от него на 150 миль, и остановить прорыв немцев к Бресту имело возможность лишь чудо. В этот самый момент собственный веское слово сообщил авианосец «Арк-Роял» из Соединения «Н».

26 мая в 17-40 пятнадцать «Суордфишей» нападали «Бисмарк». Архаичные бипланы с полотняной обтяжкой фюзеляжа, открытой кабиной и неубирающимися шасси, вооружались 730-кг торпедами и владели низкой скоростью. Казалось, что это не может быть важной угрозой для металлического гиганта.

Торпедоносец «Фэйри Суордфиш» – смертоносная «кошёлка»
Источник – wikipedia.org

«Суордфиши», каковые летчики именовали не в противном случае как «кошёлками», имели возможность идти так низко над водой, что зенитчики «Бисмарка» никак не могли навести орудия на цели. Линейный корабль искусно маневрировал, но одна роковая торпеда его все-таки настигла. Чудо произошло.

730-кг торпеда сама по себе не воображала громадной опасности для сверхдредноута с фантастической толстой броней и системой непотопляемости. Но по стечению событий она попала в самое ахиллесова пята – рулевую лопасть. Одновременно громадный корабль лишился управления и сейчас имел возможность маневрировать только за счет стопора винтов.

Это означало неизбежное рандеву с превосходящими силами британцев.

«Суордфиши» над авианосцем «Арк-Роял»
Источник – history.navy.mil

В 21-45 «Бисмарк» вступил в бой с крейсером «Шеффилд», отогнав его огнем. За «Шеффилдом» подошли эсминцы «Казак», «Сикх», «Маори», «Гром» и «Зулус», кроме этого не добившиеся результативных попаданий.

27 мая в 8-00 «Родни», «Король Георг V» вместе с крейсерами «Дорсетшир», «Норфолк» и несколькими эсминцами настигли «Бисмарк». Море было неспокойным – беспокойство держалось на уровне 4-6 баллов, а германский сверхдредноут Гитлера имел возможность давать только небольшой движение в 8 узлов и фактически лишился активного маневра, будучи практически совершенной мишенью для девяти 406-мм орудий «Родни», десятка 356-мм пушек «Короля Георга» и шестнадцати 203-мм орудий «Норфолка» и «Дорсетшира». Первые выстрелы прогремели в 8-47 утра.

Линейный корабль «Родни»
Источник – Imperial War Museums

«Бисмарк» сосредоточил стрельбу на «Родни», что держался на удалении. Практически неподвижный германский линейный корабль британцы забрали в хорошую артиллерийскую вилку. Пристрелявшись по всплескам перелётов и недолётов, канониры тридцати пяти орудий больших калибров начали укладывать боеприпас за боеприпасом в корпус обреченного корабля. В 9-02 «Норфолк» дал попадание 203-мм боеприпасом в основной дальномерный пост на фок-мачте, что быстро снизило уровень качества наведения орудий «Бисмарка».

Спустя шесть мин. шестнадцатидюймовый боеприпас с «Родни» поразил носовую башню «Б» («Бруно»), всецело выведя ее из строя. Практически одновременно с этим был стёрт с лица земли пост управления огнем.

Около 9-20 носовая башня «А» взяла попадание предположительно с борта «Короля Георга». Между 9-31 и 9-37 замолчали кормовые башни «С» и «Д» («Дора и «Цезарь») по окончании чего бой совсем превратился в избиение. Всего активная перестрелка длилась около 45 мин., с предсказуемым результатом – артиллерия «Бисмарка» вышла из строя полностью.

Орудия главного калибра «Бисмарка»
Источник – Imperial War Museums

«Родни» отправился на сближение и расстреливал неприятеля с дистанции в 3 км, другими словами фактически в упор. Но «Бисмарк» не спускал флаг, огрызаясь из немногих остававшихся пушек запасных калибров. Один из выстрелов поразил его рубку, убив всех старших офицеров на линейном корабле. По всей видимости, тогда капитан и погиб Линдеман, не смотря на то, что выжившие моряки утверждали, что он сохранился и руководил боем до самого финиша.

Но, это уже не имело никакого значения – громадный корабль превратился в пылающие руины, и лишь его прекрасная живучесть не дала ему сходу отправиться на дно.

Всего англичане выпустили по «Бисмарку» более 2800 снарядов, добившись около семисот попаданий различными калибрами. Продолжительное время бытовало вывод, что «Родни» торпедировал «Бисмарк» из 620-мм аппарата, но современные подводные экспедиции этого факта не подтверждают.

В то время, когда слабость «Бисмарка» стала очевидна английскому руководству, линейные корабли вышли из боя, покинув крейсеры доработать торпедами. Но кроме того пара прямых попаданий в подводную часть германского линейного корабля не стали причиной его затоплению. Недавняя экспедиция американского режиссера Джеймса Кэмерона на русском океанографическом корабле «Мстислав Келдыш» конкретно доказала, что вражеский пламя только существенно повредил линейный корабль.

Затоплен же он был собственным экипажем, не хотевшим отдавать корабль на милость победителей.

Из-за чего он утонул?

Кто как раз отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли таковой приказ по большому счету – неясно. В полной мере быть может, что имела место «инициатива на местах». Помимо этого, нельзя исключать возможность, что пламя бессчётных пожаров стал причиной детонации части снарядов, которая и стала причиной фатальной пробоине.

Изучения Кэмерона говорят об открытых кингстонах, каковые, вероятнее, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10-39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул.

Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных был очень примечательный персонаж – кот Оскар, продолживший работу в английском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был извлечён из воды экипажем эсминца «Казак». Потом, в то время, когда «Казак» был потоплен германской торпедой, кот переместился сперва на борт эсминца «Легион», а затем – на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль («Бисмарк»).

Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар снова был на эсминце «Легион» к большому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар по окончании войны жил в Белфасте, где и погиб собственной смертью в 1955 году.

Корабельный кот Оскар, переживший смерть трёх боевых вымпелов
Источник – 24.media.tumblr.com

Будущее «Бисмарка» очень показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз продемонстрировал бесперспективность развития судов без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» были суровым соперником кроме того для новейшего и замечательно защищенного линейного корабля с тренированными расчетами бессчётных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии.

Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокому, и на его место пришел Карл Дёниц – видный теоретик и энтузиаст неограниченной подводной войны. С того времени «первую скрипку» в рейдерской войне игрались германские субмарины, а большие суда были на вторых ролях. «Бисмарк» же остался лежать на морском дне, до сих пор являясь напоминанием: непотопляемых судов не бывает!

Atlantic Fleet #5: Железный канцлер. Потопление линкора Bismarck.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: