Линкоры наколесаx: царь-пушка

Линкоры наколесаx: царь-пушка
    Сохранившийся ТМ-3−12 возможно замечать в Центральном музее Октябрьской железной дороги в Петербурге
    Эти отечественных ж/д установок

Практически ни один фронтовик ни при каких обстоятельствах не видел ни отечественных, ни германских артиллерийских ЖД установок: позиции огромных орудий размешались далеко за линией фронта и скрупулезно маскировались, а подходы шепетильно охранялись. Передвигались установки, в большинстве случаев, ночью. Те же, кто видел разрушительное воздействие сверхмощных снарядов ЖД артиллерии, предпочитали помалкивать: и у нас, и у немцев объективный рассказ квалифицировался как паникерство.

Рельсовая артиллерия

В первый раз ЖД артиллерийские установки (ЖДАУ) продемонстрировали себя на Западном фронте в 1915—1918 годах. Их массированно применяли французская, британская и германская армии. В Российской Федерации первые две 254-миллиметровые ЖДАУ были изготовлены в 1917.

На протяжении Гражданской войны и белые, и красные интенсивно использовали ЖДАУ средней мощности, применяя корабельные пушки калибра 120−203 мм.

Проектирование первых ЖДАУ было развернуто в СССР во второй половине 20-ых годов XX века под управлением А.Г. Дукельского на Ленинградском механическом заводе. Всего было создано три типа установок — ТМ-1−14, ТМ-2−12 и ТМ-3−12.

Индексы расшифровывались так: ТМ — транспортер морской; 1, 2, 3 — номер типа установки; 14 и 12 — калибр установки в дюймах (356 и 305 мм соответственно).

Появляется вопрос — из-за чего ЖД транспортер морской? Дело в том, что в середине 20-х годов советское управление по окончании последовательности колебаний решило передать все ЖДАУ из Красной Армии во флот. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского управления в 1925—1939 годах заметить линейные корабли английского «Гранд флита» у собственных берегов.

Ошибочность ответа стала очевидна в Великую Отечественную войну: ни одна тяжелая ЖДАУ ни разу не стреляла по морским целям, а вела пламя лишь по сухопутным объектам.

Стволы — британские, платформы — российские

Все три установки были устроены практически одинаково. Изготовление стволов калибра 305 мм и выше было прекращено отечественной индустрией в 1917 и возобновлено лишь в конце 30х годов. Исходя из этого для 356-миллиметровых установок применяли стволы, изготовленные в Англии для крейсеров типа «Измаил» в 1915—1917 годах.

Для ТМ-2−12 использовались стволы 305/40 (кроме этого изготовленные в Англии в качестве запасных для броненосцев типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3−12 взяли орудия 305/52, поднятые, в буквальном смысле, со морского дна — правильнее, с затопленного в Севастополе линейного корабля «Императрица Мария».

Одной из самые серьёзных неприятностей для ЖДАУ было горизонтальное наведение. Для орудия среднего калибра (до 203 мм) вопрос решался легко — совокупность вращалась на 3600 на центральном штыре, опираясь на шаровой погон нижней части лафета. Для орудий большего калибра такая совокупность уже не годилась, а угол поворота отечественных и зарубежных орудий большого калибра не превышал 1−30 от оси рельсовой колеи.

Исходя из этого, дабы обеспечить больший угол горизонтального наведения, строили особые закругленные ЖД полосы (усы), передвигаясь по которым транспортер имел угол обстрела.

Перед стрельбой с установки разводились в стороны опорные ноги, каковые упирались посредством особых «подушек» в грунт.

Стрельба с усов имела возможность в полной мере удовлетворительно вестись по наземным целям, но стрельба по линейному кораблю либо крейсеру, двигающемуся со скоростью 30 узлов на расстоянии 20 км на протяжении берега, была нерезультативной, потому, что корабль скоро выходил из сектора стрельбы. Исходя из этого ЖДАУ имели возможность стрелять не только с рельс, но и с цементных оснований, каковые предназначались только для стрельбы по морским целям. Для этого в главных точках Балтийского и Тихоокеанского побережья были выстроены особые огневые позиции.

Основание воображало собой цементный массив размерами 16 х 16 х 3 м на металлическом каркасе (закладные части). Транспортер по рельсам, вмурованным в бетон, заезжал на основание. После этого от транспортера опускался опорный цилиндр, что крепился болтами к цементному основанию. Позже из-под транспортера выкатывались тележки, и он опирался лишь на возимое основание (тот самый опорный цилиндр) и два задних катка.

Так, установка вела круговой обстрел.

Транспортеры в походном положении без неприятностей имели возможность передвигаться в основном железных дорог СССР. Перегон целых батарей по периметру Николаев — Ленинград — Дальний Восток был простым делом. Проектная скорость передвижения установок была 45 км/ч, но на опробованиях скорость ТМ-1−14 достигла 60 км/ч.

Конечно, тут речь заходит о паровозной тяге, но у ТМ-2−12 и ТМ-3−12 имелись маленькие двигатели для передвижения «самоходом» со скоростью 22,5 км/ч.

Батарея

Батареи ТМ имели трехорудийный состав и по структуре слабо отличается друг от друга. Для примера разглядим батарею ТМ-1−14. В нее входило 3 орудийных транспортера, 3 вагона — снарядные погреба, 3 — зарядные погреба, 3 вагона силовых станций, 3 вагона компрессорной станции, один — батарейный пост.

Целый подвижный состав батареи перевозился одним-двумя паровозами типа «Э».

По штату мирного времени в батарее числился 331 человек. Из них конкретно вагоны погреба и орудийный-транспортёр обслуживало 50 человек. Боекомплект 356, 305-миллиметровых ЖД установок состоял на 75% из фугасных и на 25% из бронебойных снарядов.

Наряду с этим у ТМ-1−14 было 100 снарядов на ствол, а у 305-миллиметровых установок — по 200.

В первой половине 30-ых годов XX века на заводе «Коммунист» 356-миллиметровый ствол рассверлили до калибра 368 мм, в следствии чего было создано сверхдальнобойное орудие. Оно должно было стрелять подкалиберным боеприпасом 368/220 на дальность 120 км. Такими стволами собирались оснастить ЖДАУ ТМ-1−14.

Но из-за войны и по последовательности вторых обстоятельств сделать это не удалось.

Бессмертные бойцы

В годы ВОВ тяжелые ЖДАУ сыграли огромную роль в обороне Ленинграда. Как раз они, вместе с артиллерией судов Балтфлота и стационарными береговыми установками, остановили германские армии.

Тяжелые ЖДАУ в течение всей войны вели контрбатарейную стрельбу по тяжелым германским орудиям, обстреливавшим город, наносили удары по скоплениям армий, аэродромам и штабам в самом глубоком тылу соперника.

Любопытно, что за время осады Ленинграда не погибла ни одна установка, что было связано прежде всего с их маскировкой и мобильностью. Открытие огня тяжелыми ЖДАУ в большинстве случаев маскировалось подрывом имитационных пакетов либо огнем орудий среднего калибра (100−152 мм), делавших задачи в один момент с транспортерами. Фальшивая позиция постоянно выбиралась на 700−900 м впереди действительной.

Первые залпы давались с фальшивой позиции, а в то время, когда неприятель открывал по ней пламя, транспортер начинал делать собственные задачи.

Увидим, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века соперник начинал ответную стрельбу через 20−25 мин. по окончании открытия огня отечественными транспортерами, но к лету 1942 года время реакции уменьшилось до 7−8 мин.. По довоенным руководствам на свертывание установки уходило 25 мин., но на протяжении войны отечественные артиллеристы сумели сократить время до 3 мин. — ЖДАУ уходили с позиции с растопыренными (неубранными) ногами. Последние выстрелы ЖДАУ совершили в январе 1944 года, обрушив на германские позиции шквал огня, открывая путь армиям, деблокировавшим город.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№6, апрель 2003).

Разведопрос: Алексей Лобин про Царь-пушку


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: