Лютня маркиза десадова: 40-струнная гитара

Лютня маркиза десадова: 40-струнная гитара
    Имя: Сергей Садов Возраст: 47 лет Место жительства: Москва Образование: Высшее — Пушкинское музучилище, Национальное музыкальное училище имени Гнесиных Профессия: Музыкант Источник воодушевления: научная фантастика, фильмы, музыка Творческое кредо: Всевышний кличет жизненное кредо: Быть свободным и свободным
    «Гранд-Садора»

В то время, когда создатель шел по Ветхому Арбату на встречу с Сергеем Садовым (именно там его возможно застать ежедневно, играющего «психоделический другой классицизм», как говорит сам Сергей), в голове у него крутился несложной вопрос: для чего пробовать объединить в одном инструменте гусли, ситар, балалайку и гитару? «Звук нового инструмента я услышал во сне, — поведал нам Сергей Садов. — И когда проснулся — сходу к пианино. Зафиксировал и осознал, что гитарного диапазона не хватает.

Решил — всё, все собственные гитары реализовываю, буду делать новый инструмент. Так показалась «Гранд-садора»: тут 32 струны, «ситарный» блок, увеличенная мензура, скаллопированные лады, особенный строй, midi-датчик и еще куча аппаратуры «за кулисами». Но в то время, когда ее сделали, встал вопрос: а как на ней играться? Я же не умел.

Было нужно обучаться по новой».

Меряемся мензурами

Так чем же «Гранд-садора» отличается от обычной гитары? Первое, что кидается в глаза, — два грифа и куча струн (кое-какие из них сдвоены). Но два грифа сейчас не такая уж уникальность. На сцене иногда появляются не только двух-, но и трех-, и четырехгрифовые гитары.

С громадным числом струн экспериментировали еще в начале ХIХ века — в музеях сохранились семнадцатиструнные инструменты. А как звучат сдвоенные басовые струны, украшающие нижние частоты (каждая вторая струна в паре настраивается через октаву к первой, при игре задевают обе в один момент), вы имеете возможность послушать в любом гитарном магазине. В том месте в обязательном порядке найдется пара «двенадцатиструнок» — это та же «шестиструнка», но у нее как бы две струны вместо одной.

А вот увеличенная мензура (расстояние от порожка до задней подставки, либо протяженность открытой, не зажатой ни на одном ладу, струны) — это уже без шуток. Как растолковал нам Сергей, мензуру несложнее всего сравнить с колоколом. Чем он больше, тем звук ниже. У скрипки же мензура, напротив, маленькая, исходя из этого и звук большой. У хорошей гитары мензура равна 650 мм. У «Гранд-садоры» — 740, близка к бас-гитарной.

Но за счет громадного количества струн диапазон «Гранд-садоры» покрывает и бас, и хорошую гитару. Соответственно, и возможности шире — дешёвы сверхсложные аккорды. Но имеется и минусы — играться делается тяжелее. «Вспомните контрабас. По форме он такой же, как скрипка, но сыграть так же виртуозно нереально — мензура громадная, — растолковал Сергей. — Для игры на ‘Гранд-садоре’ нужны замечательные и эластичные руки.

Без этого кроме того аккорд не зажать».

Что касается скаллопированных ладов (полукруглая углубление между железными порожками на верхней стороне грифа), они видятся и на «обычных» гитарах. К примеру, гитарист Ингви Мальмстин принципиально применяет гитары со скаллопированным грифом. При игре пальцы музыканта не касаются накладки грифа, а контактируют лишь со струнами.

За счет этого значительно уменьшается трение и улучшается контроль при выполнении подтяжек и вибрато, но игра на гитаре со скаллопированными ладами требует от музыканта особенной чуткости.

В восточной культуре глубокие лады играются особенную роль — повышают интонационную гибкость инструмента. К примеру, на ситаре возможно, зажав струну на одном ладу, сыграть всю гамму, подтягивая ее на нужную высоту. Само собой разумеется, и на обычной гитаре возможно делать подтяжки, «бенды». Но, как растолковал Сергей, выше, чем на тон-полтора, не окажется.

Для этого нужна еще и громадная мензура. И дабы обойти это ограничение, гитаристы делают «машинки» — Tremolo, Floyd Rose. «Но у машинки вторая неприятность, — говорит Сергей. — Она подтягивает либо опускает все струны сходу. Исходя из этого на машинках играются по большей части партии соло.

А я могу забрать аккорд и потянуть единственную ноту, наряду с этим аккорд никуда не «уплывает».

Неизменно в строю

«Гранд-cадора» примечательна не только конструкцией, но и особенной настройкой. Строй на верхнем грифе — что-то среднее между русской «семистрункой» и гуслями. Лишь добавлена восьмая струна, и в целом он мало понижен. «Посредством боковых колков я желал добавить струны равно как и на ‘ситарном’ блоке.

Но позже передумал», — говорит Сергей.

Пятиструнный блок на нижнем грифе ближе всего к индийскому инструменту вина. «В целом эта конструкция разрешает совмещать различные культуры, объединять славянские и азиатские музыкальные традиции, — растолковал Сергей. — К примеру, я ‘прохожусь’ медиатором от начала ‘ситара’ до самого финиша нижнего грифа. А в том месте, на пятиструнном блоке, зажат какой-нибудь русский аккорд — для того чтобы синтеза вы больше нигде не услышите». Кстати, все 32 струны Сергей свободно настраивает по тюнеру за пять мин..

По словам Сергея, на «чистом» звуке в «Гранд-садоре» возможно услышать русские гусли, арфу, балалайку, ситар, вину и арабскую лютню. Но в случае если задействовать ту «кучу аппаратуры за кулисами», в базе которой лежит гитарный синтезатор, «Гранд-садору» возможно перевоплотить в любой инструмент мира, кроме того духовой либо ударный. «Для игры различными звуками мало к порожку midi-датчик и настроить сэмплер, — говорит Сергей. — Дабы передать звучание восточных инструментов, одной гитарной техники мало.

К примеру, стоит у вас дома фортепиано. Один музыкант сыграет на нем Рахманинова, второй — блюз. Инструмент один, а мышление-то различное. В случае если я ‘включаю’ виртуальный дудук, так я и на настоящем сыграю.

Пускай не виртуозно, но базисные вещи могу. А если вы желаете ‘как на ситаре’, необходимо разбираться в восточной школе».

Чтобы выяснить, чем восточная школа отличается от западной, мы обратились к эксперту по индийским инструментам Андрею Бочко. Андрей растолковал, из-за чего гитарист из музучилища ни при каких обстоятельствах не сможет сыграть «как на ситаре»: «Европейскому музыканту, дабы сыграть индийское произведение, придется заново всему обучаться. В западной школе в октаве 12 нот, а в индийской — 22. У нас между ‘до’ и ‘ре-бемоль’ пусто. А в индийской школе между ними, грубо говоря, промежуточные ноты.

На рояле вы таких клавиш не отыщете. Но по большому счету гитары, скрипки и другие европейские инструменты разрешают их извлекать — к примеру, делать «ситарные» подтяжки в четверть тона. Дело как раз в школах игры — европейские музыканты такие возможности ни при каких обстоятельствах не развивали».

Игра на костях

взглянуть на «Гранд-садору» снаружи, мы, конечно же, захотели выяснить, что у нее в. Гитарный мастер Дмитрий Сушков поведал, какие конкретно ингредиенты он применял для изготовление для того чтобы необыкновенного блюда. Для деки инструмента выбрали клен — как за его особенную звонкость, так и за повышенную прочность.

Из-за громадного количества струн дека гитары испытывает огромные нагрузки. К примеру, на простой «шестиструнке» струны создают 80-килограммовое давление. А на «Гранд-cадоре» целых 32 струны. Гриф сделан трехслойным (в некоем cмысле это стандарт для современных гитар), дабы избежать «перекоса».

Дерево уже в готовой гитаре всегда изгибается, дышит и впитывает влагу из воздуха.

Окаменелую кость мамонта для порожков кроме этого выбрали не просто так. Таковой порожек присутствует на всех ситарах и придает им особенное звучание. На протяжении колебания струна трется о кость — из этого известный дребезжащий ситарный звук, богатый гармониками.

«Это, пожалуй, самый нестандартный проект из всех, каковые я делал, — поведал Дмитрий. — И самый тяжёлый. В начале семимесячного срока разработки я проконсультировался с опытным ситаристом, изучал ситар. Очень многое было нужно делать вручную, ветхие заготовки просто не трудились.

Время от времени инструмент приходилось подолгу держать на весу — на станок он не укладывался. А закончили инкрустацией из ракушек — вручную, посредством стоматологических бормашин».

Гитара Picasso

4 грифа, 42 года и 2 струны работы. Гусли, обычная гитара «и» мандолина в одном инструменте. Это шедевр «Пикассо»

Да-да, как раз так именуется данный инструмент, созданный канадским мастером Линдой Мензер специально для джазового гитариста Пата Метени. «Пат попросил меня сделать гитару с как возможно громадным числом струн», — вспоминает Линда. У нее узкий корпус из ели. Наряду с этим настроенный инструмент испытывает давление в 400 кг — в четыре раза больше, чем у обычной гитары.

Арфа-гитара

Либо, в случае если по-английски, Harp-guitar

Инструмент более чем с двухвековой знаменитыми пользователями и «историей» от итальянского виртуоза Паскуале Тараффо до гитариста Led Zeppelin Джимми Пейджа. В общем случае арфа-гитарой именуется каждая гитара с дополнительными «открытыми» струнами — зажать их на определенном ладу нереально, соответственно, любая струна разрешает извлечь всего одну ноту.

год и

1934 Гитара. СССР. Первая «пятилетка» в самом разгаре

В свободное от работы время парторг Штрянин из колхоза «Гигант» деревни Бессоновка все что-то пилит-пилит, клеит-клеит на кухне и ведет себя, мягко говоря, очень подозрительно. Но не спешите с выводами, товарищи! Штрянин всего-навсего изобретатель-самоучка, а пилит и клеит он собственный драгоценное детище — 23-струнную электрическую гитару.

Где на данный момент находится гитара Штрянина, история, а правильнее, архивы ГИМН (Национального университета музыкальной науки), умалчивает. Но вместе с фотографиями и чертежами готового инструмента сохранилось и письмо мастера, в котором он информирует, что «уже отыграл концерт в сельском клубе» и принялся за следующую новацию — также гитару, уже 38-струнную. На фото — не гитара Штрянина, но что-то похожее.

Стик и гитара Уорра

Стик — это особый инструмент для игры «теппингом», созданный Эмметом Чапменом в середине 1960-х

Теппинг, либо так называемая «фортепианная техника», — это особенный метод извлекать ноту резким ударом пальца по струне на определенном ладу. Это разрешает — в отличие от классической игры, в то время, когда в «создании» одной ноты участвуют руки, — «поделить» руки и извлекать ноты всеми десятью пальцами. Сейчас любая рука может вести собственную свободную мелодическую линию, брать аккорды — прямо как на фортепиано.

Но на классической гитаре теппинг-гитарист сталкивается с определенными трудностями, исходя из этого с распространением теппинга началась разработка и особых инструментов для него. Так и показался стик, что напоминает очень широкий гриф от гитары без корпуса с 8, 10 либо 12 струнами. А гитара мастера Марка Уорра — это основной соперник стика.

Warr дает гитаристу возможность применять не только теппинг, но и всем узнаваемые пальцевую и медиаторную техники.

Тритара

Тритара — это трехгрифовая шестиструнная электрогитара

Создана математиками Самюэлем Годе и Клодом Готье из канадского университета Монткона. И одна из самых важных инноваций в области струнных инструментов в последнии месяцы. Самая соль тритары в струнах — они Y—образной формы.

В отличие от классических линейных струн, удар по Y-образной вызывает не только колебания главной частоты и разнообразные гармоники (частоты в целое число раз кратные главной частоте), но еще и негармонические колебания, каковые свойственны, к примеру, для для того чтобы инструмента, как гонг, растолковывают создатели тритары. В зависимости от техники тритара покрывает диапазон от гитары до колокола. Исходя из этого она воображает принципиально новый класс струнных инструментов.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№78, апрель 2009).

15 СТРУН В ДЕЙСТВИИ | СОЛО НА БАСС ГИТАРЕ | 15 струнная гитара


Темы которые будут Вам интересны: