Ловитель лифтов: элайшу отиса прославил тормоз

Ловитель лифтов: элайшу отиса прославил тормоз
    Лифтовый тормоз: день назад и сейчас День назад: в обычном положении рессора натянута (1), при обрыва тросов она делается распоркой и тормозит лифт (2). Сейчас: в обычном положении трос ловителя жестко связан с кабиной (3) при ее падении трос блокируется и выдергивает клиновидный башмак ловителя (4)
    Элайша Отис демонстрирует первый надёжный лифт
    зоны опасности и Устройство лифта

Масса людей набралась воздуха, но лифт не упал. Сработало изобретение Отиса, лифтовый тормоз. Устройство это поменяло вид городов во всем мире. Вообще-то, лифт был изобретен задолго до Отиса. Еще египтяне применяли подъемники при возведении пирамид.

В середине XIX века на протяжении строительного бума лифты использовались везде. Но они падали так довольно часто, что компаниям приходилось платить двойную заработную плат работникам, поднимавшимся на лифте.

Отис придумал, как обезопасить пассажиров при обрыва троса: в конструкцию был добавлен ловитель (лифтовый тормоз). Ловитель Отиса воображал собой плоскую пружину (рессору), установленную на крыше лифта. Натяжение троса выгибало пружину, и лифт нормально поднимался либо опускался.

При обрыва троса пружина распрямлялась и упиралась финишами в направляющие, блокируя лифт.

В современного лифта

Главные составляющие лифта — соединенные тяговыми верёвками противовес и кабина, каковые ходят по направляющим в шахты. Противовес нужен чтобы уменьшить нагрузку на двигатель. Оптимальный вес противовеса равен суммарному весу безлюдной половины и кабины нужной нагрузки.

В перемещение лифт приводит лебедка, расположенная как правило в верхней части шахты.

В качестве тяговых верёвок употребляются пара металлических витых тросов (в большинстве случаев от 3 до 8 штук) с пеньковым либо синтетическим сердечником, пропитанным маслом. Пропитка нужна чтобы тросы не скрипели и не ржавели. Само собой разумеется, выглядит это пара архаично, но стоит недорого. Не смотря на то, что и тут в связи с техническим прогрессом имеется трансформации — в лифтах Gen2 компании OTIS в качестве тяговых верёвок употребляются плоские полиуретановые ремни, армированные металлическими тросами.

Такие ремни не требуют смазки, они прочны, бесшумны, помогают продолжительнее, но и стоят дороже. А компания Schindler создала всецело синтетический трос, в котором по большому счету нет металла.

Безопасность в первую очередь

«Все безопасно, господа!» — как раз такими словами приветствовал толпу зевак Элайша Грейвз Отис при демонстрации собственного изобретения. Этим же руководствуются и создатели современных лифтов.

Вправду, на данный момент уже никто не опасается ездить на лифте — безопасность пассажиров простого современного подъемника снабжают приблизительно 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными являются автоматические ловители. Они так же, как и прежде механические, не смотря на то, что и устроены пара в противном случае, чем уникальное изобретение Отиса. Современные ловители управляются шкивом ограничителя и отдельным тросом скорости.

При превышении вертикальной скорости лифта центробежный ограничитель скорости останавливает шкив и трос, жестко связанный с кабиной, также останавливается. При предстоящем перемещении (среди них и падении) лифта остановившийся трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные ботинки ловителя, установленного на кабине, затормаживая лифт до полной остановки.

Управление ловителями посредством отдельного троса разрешает не только остановить лифт при обрыва тяговых верёвок, но и при выходе из строя совокупности управления двигателем благодаря, к примеру, перегрузки. Кстати, развеем один обширно распространенный миф. Точно вы слышали подобную «страшилку»: вы приводите к лифту, двери раскрываются, а кабины перед вами нет!

Ведущий инженер русского отделения компании OTIS Борис Соловьев заверил нас, что это полностью нереально: «Подобные мифы придуманы теми, кто совсем не осознаёт, как устроен современный лифт. Внешние двери лифта не имеют никаких собственных приводов и сами открыться просто не смогут: они надежно удерживаются особым замком. Открыть их может лишь кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей — и внутренних, и внешних».

При пожаре вызывайте пожарных, а не лифт!

И все-таки лифты время от времени падают. Обстоятельством тому не недочёты конструкции, а неотёсанные нарушения мер безопасности. Пожар в Останкинской телебашне — обычный пример.

Лифт употреблялся на протяжении пожара, и из-за большой температуры оборвались и трос ограничителя скорости, и все тросы тягового каната.

Пожар — это та обстановка, в то время, когда пользоваться лифтом категорически запрещается. Из-за высокой температуры и задымления у ветхих лифтов может «сойти с ума» совокупность управления, и тогда лифт или остановится в шахте, или откроет двери на горящих этажах. Новые лифты значительно умнее: при пожаре они спускаются на нижний этаж, открывают двери, производя пассажиров, и больше не реагируют на внешние команды.

Само собой разумеется, совокупность управления возможно «обойти» (что и было сделано при пожаре в Останкино), но ни к чему хорошему это, в большинстве случаев, не приводит.

Кроме того остановленный либо неработающий лифт при пожара возможно страшен. Лифтовая шахта является хорошим источником «тяги» для огня, а ядовитый дым через шахту может попасть на еще не горящие этажи. Как раз исходя из этого пожарной безопасности современных лифтов уделяется огромное внимание.

При пожара, к примеру, в шахте создается «воздушный подпор» — избыточное давление воздуха, противостоящее проникновению и тяге дыма, а материал внешних дверей лифтов расплавляется, герметично «запечатывая» шахту.

Но из любого правила имеется исключения. Как поведали нам в компании Schindler, в некоторых офисных строениях, отелях и высотных жилых зданиях время от времени ставят особый «пожарный» лифт. Его возможно и необходимо применять при пожаре — на нем ездят пожарные команды. Отличается таковой лифт тем, что все двери у него огнеупорные (на данный счет имеется особый сертификат РФ).

В то время, когда в него входит пожарный расчет, они применяют особый ключ, что переключает таковой лифт в пожарный режим: игнорируются каждые вызовы с этажей, кабина подчиняется лишь командам тех, кто в. Еще одна увлекательная изюминка: в то время, когда кабина прибывает на необходимый этаж, двери не раскрываются машинально. Лишь команда из кабины может их открыть.

И вдобавок в таких лифтах имеется люк на крышу. По нему при необходимости пожарный расчет может попасть в шахту подъемника.

Вверх, вниз и в другие стороны

Думаете, на лифте возможно ездить лишь вверх и вниз? Как бы не так. Скоростной лифт в Эйфелевой башни начальный этап собственного пути наверх проходит под большим углом к вертикали.

Причем это не самый неповторимый пример.

Само собой разумеется, в Российской Федерации экзотических лифтов мало. В большинстве случаев, вспоминаются только панорамные — в торговом центре «Охотный ряд» и в нескольких вторых высотных строениях. Но самый необычный лифт находится в Москве в строении министерства путей сообщения.

Данный лифт именуется «Патерностер» и представляет собой «линейный» вариант колеса обозрения с медлительно, но непрерывно движущимися открытыми кабинками. «Патерностер» установлен в начале прошлого века, но так же, как и прежде в полной мере исправно поднимает и опускает пассажиров.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№8, июнь 2003).

Тест ловителей на новом лифте!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: