Лучший корсар кайзера

Не обращая внимания на то что Первая мировая ассоциируется, в основном, с позиционными боями в Европе, «перемоловшими» миллионы человек, в ней случались и совсем иные по духу эпизоды. На втором краю земного шара, в Индийском океане, против вражеской торговли действовал маленькой германский крейсер «Эмден» под руководством отважного и предприимчивого капитана. В следствии его действий за три месяца соперник недосчитался 23 торговых судов, одного миноносца и крейсера.

Наряду с этим на захваченных и потопленных судах не погиб ни один человек.

Германский небольшой крейсер «Эмден» был заложен в 1906 году на верфи города Данцига в качестве замены устаревшего авизо «Пфайль». Постройка корабля очень сильно затянулась из-за недостатка средств, исходя из этого недостающие деньги были собраны по подписке обитателями города Эмден, в честь которого крейсер и взял собственное имя. В 1909 году корабль был включён в состав Императорского флота Германии.

Имея красивый силуэт с тремя узкими трубами, крейсер с полным водоизмещением около 4200 т был вооружён десятью 105-мм скорострельными орудиями с длиной ствола 40 калибров. Противоминный калибр был представлен восемью 52-мм орудиями, помимо этого, корабль нёс два 450-мм подводных торпедных аппарата.

Единственной защитой «Эмдена» от вражеских снарядов была бронепалуба толщиной 20–30 мм (на скосах толщина увеличивалась до 50 мм). Боевая рубка корабля защищалась 100-мм бронёй. Две паровые машины большой мощностью 16320 л. с. разрешили «Эмдену» развить на опробованиях скорость в 24 узла, что являлось хорошим результатом для корабля с паровыми машинами. Но, на протяжении несения повседневной работы скорость «Эмдена» не превышала 23 узлов.

В итоге он стал последним крейсером в германском флоте, оснащённым таким типом энергетической установки. Примечательно, что однотипный с «Эмденом» крейсер «Дрезден» уже был оснащён турбинами и развивал скорость на 0,5 узла выше.

Лучший корсар кайзера

Крейсер «Эмден» практически сразу после вступления в строй сопровождает императорскую яхту «Гогенцоллерн»
Источник – tsushima.su
Путь на восток

По окончании недолгого нахождения в родных водах в апреле 1910 года «Эмден» вошёл в состав Восточно-Азиатской крейсерской эскадры и отправился в порт Циндао – основную германскую военно-морскую базу в Азии. Путь до места назначения пролегал через Атлантику, около мыса Горн и потом через целый Тихий океан. Данный непростой маршрут крейсер проделал с честью, прибыв в Циндао в октябре.

Спокойная и размеренная работа стационера была прервана сообщением о восстании туземцев на острове Понапе в Каролинском архипелаге, принадлежавшем германской короне. Команда «Эмдена» участвовала в подавлении бунта, наряду с этим погиб офицер, а ещё пять моряков были ранены. Потом снова последовала работа стационера, но неинтересной её назвать было нельзя.

В 1911 году крейсер был повреждён в столкновении с японским пароходом и, пройдя ремонт, отправился в плавание по центральной части Тихого океана в составе Крейсерской эскадры. В 1912 году команда «Эмдена» взяла Императорский приз на артиллерийских стрельбах эскадры. В 1913 году в Китае начались беспорядки, вызванные Синьхайской революцией – пара раз «Эмден» подвергался обстрелу с берега, любой раз ведя ответный огонь артиллерии.

Но, утрат на крейсере не было.

В мае 1913 года начальником «Эмдена» был назначен корветтен-капитан Карл фон Мюллер – умелый морской офицер, не понаслышке знавший, что такое работа в далёких колониях. С 1909 по 1912 год Мюллер служил в Адмиралтействе и высоко ценился у командующего флотом адмирала Альфреда фон Тирпица.

По-видимому, сейчас Мюллер познакомился со взорами Тирпица на будущую морскую войну (очевидно, против Англии), в которой большая роль отводилась действиям крейсеров против торгового судоходства. Потому, что Англия целиком и полностью зависела от морской торговли, считалось, что растянутые морские коммуникации являются её ахиллесовой пятой.

В мае 1914 года «Эмден» возвратился в Циндао. 23 мая тут состоялись совместные учения «Эмдена» с броненосными крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» – основной силой Крейсерской эскадры под руководством адмирала графа Максимилиана фон Шпее. 20 июня «Шарнхорст» и «Гнейзенау» ушли в громадное плавание по Тихому океану.

Фон Мюллер, к тому времени повышенный в звании до фрегаттен-капитана, оставался в Циндао совместно со своим кораблём. К тому времени интернациональная ситуация явственно обострилась, в воздухе запахло войной. Расклад сил был приблизительно ясен – альянс России с Англией и Францией против Германии и Австро-Венгерской империи.

В восточно-азиатском регионе не последнюю роль игралась Япония, которая при начала войны между великими державами не отказалась бы прибрать к рукам германские владения в этом регионе.

В последних числах Июля сообщения о резком обострении политической обстановке в Европе посыпались как из рога изобилия. На случай начала войны у Мюллера имелся приказ – во-первых, ни за что не разрешить поймать себя в ловушку в Циндао, во-вторых, соединиться с главными силами эскадры фон Шпее. Помимо этого, «Эмден» должен был прикрыть выход из Циндао угольщиков, снабжавших германскую эскадру горючим.

При начала войны Мюллер собирался отправиться на юг, к портам французского Индокитая, дабы перехватом и минными постановками торговых судов нарушить морские коммуникации Франции.

«Эмден» в Циндао
Источник – cmchant.com

30 июля Мюллер приказал перевести «Эмден» в боевую готовность. На крейсере пополнили продовольствия и запасы топлива, покинув на берегу всё лишнее. 31 июля крейсер покинул Циндао, а 2 августа на его борту была принята весточка, в которой сообщалось о начале войны Германии против России.

Итак, гром грянул.

Первый трофей

Вопреки начальным замыслам двигаться на юг, Мюллер решил вести собственный корабль на север, к Цусимскому проливу, рассчитывая застать соперника неожиданно. Его расчёт оправдался, в то время, когда 3 августа в 4 часа утра у входа в Цусимский пролив германские сигнальщики увидели силуэт малоизвестного судна. Заметив «Эмден», оно постаралось скрыться в нейтральных акваториях у острова Цусима, но уйти от крейсера не смогло.

Но, судно остановилось только по окончании того, как немцы произвели пара выстрелов боевыми боеприпасами, каковые легли рядом с ним. Остановившись, «торговец» поднял русские знамёна. Трофеем был грузопассажирский пароход Добровольческого флота «Рязань» водоизмещением 3500 т, следовавший с 80 пассажирами из Нагасаки во Владивосток.

Пароход «Рязань»
Источник – retroflot.com

Из-за наличия дам на борту русского судна Мюллер решил привести его в Циндао. Из-за высокой скорости, которую пароход продемонстрировал, уходя от погони (не меньше 17 узлов), было решено переоборудовать его во вспомогательный крейсер. На судно была направлена призовая партия, по окончании чего «Эмден» и «Рязань» направились обратно в Циндао, прибыли и куда 6 августа.

Пассажиры «Рязани» были посланы по железной дороге во Владивосток, а судно переименовали во вспомогательный крейсер «Корморан» и установили на него оружие, снятое со ветхой канонерской лодки, ранее носившей то же имя. На «Эмдене» пополнили продовольствия и запасы угля, и вечером того же дня он вышел в море вместе с пароходами «Фридрих и Принц» (бывший почтовый пароход, переоборудованный во вспомогательный крейсер) и «Маркомания» (угольщик). Курс крейсера лежал на Паган (Марианские острова), где должна была состояться встреча с эскадрой фон Шпее.

Переход через Тихий океан состоялся благополучно, и 12 августа моряки «Эмдена» заметили германские суда. На Марианских островах собрались броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», малые (бронепалубные) крейсера «Эмден» и «Нюрнберг», вспомогательный крейсер «Принц Эйтель Фридрих», угольщик «Маркомания» и последовательность запасных судов. На следующий сутки на борту «Шарнхорста» произошло заседание капитанов судов.

На нём фон Шпее высказал собственный взор на ситуацию – согласно его точке зрения, вступление в войну Японии на стороне союзников было фактически неизбежным. В этом случае эскадра была бы в весьма уязвимом положении, пребывав в окружении неприятельских баз и лишённая снабжения углём. Согласно точки зрения фон Шпее, эскадре нужно было уходить к берегам Чили, правительство которого благожелательно относилось к Германии.

В чилийских портах возможно было пополнить продовольствия и запасы угля, и выйти на сообщение с германской агентурой.

Изложив собственные взоры, адмирал попросил высказаться капитанов судов. Мюллер внес предложение послать лёгкие крейсера (либо хотя бы один «Эмден») в Индийский океан, где проходили оживлённые судоходные маршруты, и постараться парализовать морские перевозки в регионе. С его точки зрения, боевая сокровище лёгкого крейсера была довольно мала, исходя из этого в составе эскадры он принёс бы мало пользы, к тому же организовать его снабжение углём было значительно несложнее, чем всей эскадры.

Мюллера поддержал начальник штаба, и в итоге фон Шпее дал согласие.

Карта плавания «Эмдена» в августе-ноябре 1914 года
Источник – forum.panzer-archiv.de

На следующий сутки, 14 августа, эскадра покинула Паган, наряду с этим «Эмдену» не запрещалось вести независимые действия в Индийском океане. Вместе с ним в том направлении отправлялся угольщик «Маркомания». 19 августа «Эмден» и «Маркомания» достигли острова Палау, принадлежавшего Германии, где состоялись обмен и бункеровка новостями с германским пароходом «Принцесса Алиса». После этого «Эмден» продолжил собственное плавание юго-западным курсом.

Наконец, он подошёл к Зондскому архипелагу, что необходимо было миновать, дабы оказаться на просторах Индийского океана. Потому, что в проливах около островов всегда сновали рыболовные суда, и незаметно проскочить мимо них не удалось бы кроме того ночью, в голову лейтенанта Мюкке пришла идея соорудить фальшивую четвёртую дымовую трубу, дабы «Эмден» хотя бы издали походил на английский крейсер «Ярмут».

Сперва импровизированная труба была сооружена на скорую руку, из деревянных реек и брезента, и только позже, в то время, когда угроза яркого обнаружения миновала, выстроили временную трубу, уже вправду похожую на настоящую. Ночью 28 августа «Эмден» благополучно прошёл через пролив Ломбок, ведущий прямо в Индийский океан.

Лиса в курятнике

Маршрут крейсера сейчас пролегал на протяжении восточной части прибрежной полосы островов Суматра и ява. 4 и 5 сентября на «Эмдене» в очередной раз принимали уголь с «Маркомании» около голландского острова Симолье. Наконец, в ночь с 9 на 10 сентября с крейсера были увидены огни одиночного судна. По окончании сближения с судном немцы остановили его.

Призовая команда доложила, что пароход в собственности Греции, именуется «Понтопорос» и идёт с грузом угля в Калькутту. Потому, что уголь предназначался британцам, его возможно было конфисковать как военную добычу. Капитану греческого судна тут же внесли предложение перейти на германскую сторону – конечно, с щедрой компенсацией.

По-видимому, греку было всё равняется, для кого возить уголь, исходя из этого он без промедлений дал согласие, и «Понтопорос» стал угольщиком «Эмдена». Так, «Эмден» получал угольщик с 6500 тоннами угля, сохранял в тайне собственное расположение и сохранял горючее с «Маркомании» на тёмный сутки – тем более, что её запасы уже были наполовину исчерпаны. Портило картину только то, что уголь на «Понтопоросе» был ужасного качества, а сам он не имел возможности развить скорость больше 9 узлов.

«Эмден» в Индийском океане, 11 сентября 1914 года
Источник – tsushima.su

Утром 10 сентября на горизонте показался столб дыма. Устремившись в том направлении, «Эмден» нашёл громадной пароход, что сам направился к нему, по-видимому, приняв его за британский крейсер. По окончании остановки и предупредительного выстрела оказалось, что это британский пароход «Индус», переоборудованный в войсковой транспорт – действительно, без воинов на борту.

По окончании освобождения «и» разгрузки «Индуса» его от припасов, в которых остро нуждалась команда «Эмдена», пароход был потоплен. Команда «Индуса» разместилась на борту «Маркомании», на время ставшей домом для пленных.

11 сентября был остановлен очередной пароход – им был британский пассажирский лайнер «Лоувет», шедший безлюдным. Потом всё пошло по практически привычной схеме – перевозка команды на угольщик, открытие кингстонов и пара выстрелов по ватерлинии для ускорения затопления. 12 сентября «Эмден» занял весьма удачную позицию на пути, по которому суда шли в Калькутту и из неё.

Его расположение всё ещё не было раскрыто, а потому добыча «сама шла в руки». Вечером немцы остановили британский корабль «Кабинга», груз которого по документам принадлежал США. Опасаясь собственными действиями сломать отношения с до тех пор пока ещё нейтральной страной, Мюллер решил отпустить «Кабингу», пересадив на неё экипажи потопленных судов, но не ранее, чем «Эмден» покинет район собственной охоты.

Через пара часов был остановлен следующий пароход. Им был угольщик «Киллин» с грузом угля. Не обращая внимания на полезный груз, пароход было решено потопить на следующий сутки, потому, что он был кроме того тихоходнее «Понтопороса». Утром 13 сентября немцы поймали очередную жертву – новый пароход «Дипломат», шедший с десятью тысячами тысячь киллограм чая из Калькутты в Англию. Это был весьма дорогой груз ценой около 1,5 млн американских долларов, в то время – самая полезная добыча «Эмдена».

Опоздали на «Дипломате» разместить подрывные заряды, как крейсер отыскал очередную добычу – итальянский пароход «Лоредано» (нейтрал). Забрав с капитана слово не распространяться о встрече с «Эмденом», пароход отпустили, а «Дипломат» разрешили войти на дно.

14 сентября Мюллер решил отпустить «Кабингу» с экипажами потопленных судов. До тех пор пока шла перевозка людей на «Кабингу», с «Эмдена» был увиден очередной дым на горизонте – как выяснилось, принадлежавший британскому пароходу «Трэббоч». Его команда отправилась на «Кабингу» а сам он был потоплен.

Отпуская «Кабингу» в Калькутту, Мюллер осознавал, что скоро о нём определит всю землю, и оставаться в этом районе будет уже запрещено. 15 сентября, стёрши с лица земли очередной британский пароход («Клан Мэтисон» с полезным грузом машин, локомотивов и паровых автомобилей), «Эмден» отправился в сторону Рангуна. Но к тому времени известие о том, что германский крейсер действует в Бенгальском заливе, уже облетело всю землю – быть может, как раз исходя из этого море опустело.

Помимо этого, активизировались британские крейсера, начавшие активные поиски «Эмдена». Встретив один-единственный нейтральный пароход и пересадив на него команду «Клан Мэтисона», Мюллер быстро поменял курс, направив собственный корабль на запад, к Мадрасу.

Набег на Мадрас

Удачно поохотившись на транспортные суда недалеко от Калькутты, начальник «Эмдена» решил совершить набег на порт Мадрас, расположенный на восточном побережье Индии. Немцы знали о наличии в порту громадного количества нефтяных цистерн, каковые являлись хорошей мишенью. Основной же целью Мюллера было посеять панику в Индии, усилить в том месте антианглийские настроения и, чем линия не шутит, вызвать если не восстание против британской короны, то хотя бы гражданские беспорядки.

К Мадрасу «Эмден» подошёл в ночь с 22 на 23 сентября. С целью маскировки на крейсере снова установили фальшивую дымовую трубу. Подойдя к Мадрасу, команда «Эмдена» с удивлением увидела, что береговые огни ярко горят и маяки трудятся так, словно бы война и не начиналась. Немцев тут очевидно не ожидали. Развернувшись правым бортом к берегу, «Эмден» включил боевые прожектора, «нащупавшие» высокие нефтяные цистерны на берегу.

Орудия крейсера открыли огонь с расстояния 3000 м. По окончании нескольких залпов нефть в цистернах загорелась, ярко освещая всё около. Погасив прожектора, немцы продолжили стрельбу. Батарея береговой обороны Мадраса открыла огонь в ответ, но, сделав всего 9 выстрелов, замолчала, поскольку больше не видела собственной цели. На «Эмдене» замечали падение трёх снарядов, лёгших достаточно близко к нему. Решив больше не испытывать судьбу, Мюллер приказал прекратить стрельбу и отвернуть в море.

Орудия «Эмдена» успели сделать 130 выстрелов.

Горящее нефтехранилище в Мадрасе
Источник – armagedon-1914.tumblr.com

Эффект от обстрела был очень большим. В нефтехранилищах сгорело 5000 т нефти, но главным результатом стало кроме того не это. Как и рассчитывал Мюллер, в Мадрасе началась паника, белое население города ринулось бежать вглубь страны, не веря, что власти способны обезопасисть их от неуловимого корсара. Цена страховки грузов взлетела до небес, а капитаны отказывались выходить в море, пока им не гарантируют абсолютную защищенность.

Словом, эффект от обстрела Мадраса превзошёл все ожидания, сделав Мюллера самой известной персоной во всей в Азии.

Действия у Цейлона

Уходя из Мадраса, «Эмден» на некое время включил ходовые огни и двигался в северном направлении, дабы запутать соперника. В действительности, в замыслы Мюллера входило посещение района к югу от Цейлона, где было оживлённое судоходство. Скоро немцам снова улыбнулась успех – 25 сентября они потопили пароходы «Кинг Лад» и «Тимерик».

На следующий сутки был остановлен пароход «Грейфевелл», шедший в балласте (позднее на него пересадили военнопленных и отпустили). 27 сентября была поймана очередная жертва – ею был угольщик «Буреск» с 6500 т отличного угля для британского флота. Сейчас о запасах горючего возможно было не тревожиться в течение продолжительного времени.

Следующими жертвами были пароходы «Рибера» и «Фойл».

По окончании столь успешного крейсерства было решено отпустить опустевшую «Маркоманию» на встречу с «Понтопоросом», с которого необходимо было перегрузить уголь, заплатить команде и отпустить греческое судно с миром. По замыслу Мюллера, затем «Маркомания» должна была направиться в один из голландских портов, забрать воды и запасы продовольствия для «Эмдена» и встретиться с ним в первых числах Ноября в условленном месте. Роль главного судна снабжения всё это время должен был играться «Буреск».

Простившись с «Маркоманией» (никто тогда не знал, что окончательно), «Эмден» отправился на юг, к архипелагу Чагос. 9 октября, никого не встретив по пути, крейсер прибыл в Диего-Гарсия, основной порт этого архипелага. Мюллер решил, пользуясь удалённостью этого места от судоходных линий, очистить днище «Эмдена» от водорослей, заняться небольшим ремонтом и дать команде время для отдыха. Сложность обстановки заключалась в том, что эти острова принадлежали Англии.

Но в порту Диего-Гарсия, не имевшем радиостанции, до сих пор не знали о том, что началась война. Мюллер не стал уведомлять об этом местного губернатора и любезно принял того на борту собственного крейсера. В знак собственного дружбы губернатор отправил на «Эмден» запасы свежих продуктов, а германские моряки починили его сломанный катер.

10 октября «Эмден» и «Буреск» ушли из Диего-Гарсия. Как выяснилось, чутьё снова не подвело Мюллера – практически сразу после ухода немцев в порт пришёл английский броненосный крейсер «Хемпшир». Каково же было удивление его капитана, в то время, когда он выяснил, что совсем сравнительно не так давно тут гостил германский крейсер!

Разумеется, губернатор острова был удивлён не меньше, осознав, что помогал неприятелю, сам того не зная.

Из радиоперехвата Мюллер знал, что британцы не ожидают его в том районе, что он сравнительно не так давно покинул. Исходя из этого немцы решили снова возвратиться на север, в район между Цейлоном и Аденом. И снова охотничье чутьё не подвело Мюллера: с 16 по 19 октября «Эмден» захватил семь призов.

По уже сложившейся традиции одно судно было отпущено с экипажами вторых судов, ещё одно («Эксфорд») начало использоваться в качестве угольщика, а остальные немцы потопили.

Всласть поохотившись в очередной раз, Мюллер решил направиться к берегам Малайского полуострова, планируя напасть на английский порт Пенанг и застать в том месте неожиданно торговые суда либо какой-нибудь армейский корабль союзников. Подробнее о наглом нападении «Эмдена», состоявшемся 28 октября, возможно определить, прочтя статью «Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга».

Тут только коротко упомянем о том, что в следствии успешной ночной атаки немцам удалось потопить русский крейсер «французский» миноносец и Жемчуг «Мускэ» без каких-либо повреждений и потерь со своей стороны. Слава его корабля и Мюллера взлетела до небес.

Последний бой

По окончании успешного нападения на Пенанг Мюллер решил стереть с лица земли английскую станцию телеграфной и кабельной связи на Кокосовых островах, дабы порвать прямую связь между Австралией и Индией. Рано утром 9 ноября «Эмден» подошёл к северной оконечности острова Дирекции, на которой размешалась станция. По малоизвестной причине неизменно осмотрительный Мюллер нарушил радиомолчание и вышел на радиосвязь, вызывая на сообщение угольщик «Буреск».

Поймав малоизвестный сигнал, британские телеграфисты решили проверить, что происходит на рейде. Выглянув в окно, они нашли малоизвестный армейский корабль, стоящий у входа в гавань, и без промедлений вышли на радиосвязь с знаком SOS. Мюллер рассчитывал на внезапность появления «Эмдена», что разрешило бы ему свободно высадить на остров десантную партию, стереть с лица земли станцию и успеть уйти перед тем, как в том месте покажется какой-нибудь английский армейский корабль, вызванный на помощь.

Увы, «лимит везения», отпущенный «Эмдену» и его команде, иссяк. Мюллер не знал, что именно сейчас рядом от Кокосовых островов проходил большой конвой с солидным прикрытием из кораблей ВМФ. Из его состава был выделен австралийский крейсер «Сидней» под руководством капитана Джона Глоссопа, что направился к острову, дабы определить, чем приведены к сигналам SOS.

Дабы добраться до места назначения, ему требовалось около двух часов хода на большой скорости.

Австралийский крейсер «Сидней»
Источник – navy.gov.au

В это же время с «Эмдена» спустили три шлюпки с десантной партией численностью в 50 человек. Возглавил её старший ассистент лейтенант фон Мюкке. Большего количества людей Мюллер выделить не имел возможности, потому, что часть команды пребывала на захваченных угольщиках (но, на острове не ожидалось важного сопротивления). Скоро мачта с развевавшимся на ней английским флагом упала, что означало захват радиостанции.

Сейчас необходимо было дать десанту время на уничтожение оборудования.

Примерно в девять часов утра немцы заметили столб дыма, скоро приближавшийся к острову. Сначала на «Эмдене» пологали, что это идёт вызванный ими «Буреск», но скоро сигнальщики рассмотрели четыре трубы и две наклонные мачты. По окончании трёх месяцев охоты британцам всё-таки удалось настичь «Эмден», причём по чистой случайности, а не благодаря упрочнениям по его поимке.

На часах было 9:15. Не обращая внимания на то что десант был срочно отозван, времени ожидать его возвращения уже не оставалось. «Эмден» спешно снимался с якоря, разводя пары во всех котлах. Приближающийся корабль сперва был опознан как крейсер типа «Ньюкасл», не смотря на то, что в действительности «Сидней» принадлежал к значительно более сильному классу крейсеров типа «Чатэм». Он был больше и быстроходнее «Эмдена», куда лучше вооружён и защищён – словом, по всем параметрам превосходил собственного соперника.

В бортовом залпе британцы имели возможность задействовать пять 152-мм орудий (вес бортового залпа – 205 кг), против пяти 105-мм орудий у «Эмдена» (вес бортового залпа – 72 кг). Мюллер имел возможность рассчитывать только на выучку собственных комендоров и успешное попадание, которое вывело бы австралийский крейсер из строя перед тем, как он успел бы стереть с лица земли «Эмден».

Фрегаттен-капитан Карл фон Мюллер (слева) и капитан Джон Глоссоп (справа)
Источник – navy.gov.au

В 9:40 немцы дали первый залп с дистанции около 10 000 м – боеприпасы легли всего в сотне метров от «Сиднея». Вторым залпом немцам удалось добиться накрытия и, по словам австралийских офицеров, следующие 10 мин. «Сидней» был под весьма плотным и метким огнём. Следующий залп дал попадание, но боеприпас прошёл через носовой и мостик дальномерный пост, не взорвавшись.

Если бы он взорвался, то, в полной мере быть может, что погибли бы артиллерийский «офицер» и командир Сиднея, пребывавшие на мостике.

Через пара мин. германские боеприпасы стёрли с лица земли и кормовой дальномерный пост. Начало казаться, что успех снова улыбнется немцам. Скоро боеприпас восьмого залпа взорвался рядом с одним из орудий на борту австралийского крейсера.

Взрыв поджёг пороховые заряды, лежавшие рядом, и вывел из строя расчёт орудия. Последний боеприпас, попавший в «Сидней», разорвался в шахте подачи боезапаса. Снова загорелись пороховые заряды, и если бы пламя пробрался в погреб, австралийский крейсер взлетел бы на воздушное пространство.

Но его экипаж и корабль спасла храбрость юнги Тома Уильямсона, сумевшего потушить пожар (позднее он будет награждён за это Крестом Виктории). Всего «Сидней» был поражён пятнадцатью боеприпасами, из которых взорвались только пять. Утраты австралийцев составили 3 убитых (ещё один тяжелораненый скончался по окончании боя) и двенадцать раненых.

Все повреждения были взяты австралийским крейсером в начале боя, потому, что по окончании того, как «Эмден» начал со своей стороны приобретать попадания, скорострельность и точность его стрельбы быстро упала.

«Сидней» подготавливается открыть огонь. Кадр из художественного фильма «The Exploits of Emden» (в ключевой роли – сам «Сидней»)
Источник – navy.gov.au

Оправившись от взятых попаданий, австралийцы открыли огонь. Не обращая внимания на утрату обоих дальномерных постов, уже третьим залпом они добились двух попаданий, стёрших с лица земли радиорубку и одно из носовых орудий «Эмдена». Потом попадание следовало за попаданием, методично разрушая германский крейсер. Скоро на нём были стёрты с лица земли оба дальномера и переговорные трубы, благодаря которым передавались команды к орудиям. Носовая дымовая труба была перебита у основания и упала за борт.

Пламя немцев существенно ослабел, и больше им не удалось достигнуть ни одного попадания в «Сидней». Скоро на «Эмдене» упала вторая дымовая труба. Попаданиями снарядов были стёрты с лица земли распределительные электрощиты, в следствии чего остановились элеваторы, подававшие боеприпасы к орудиям (сейчас приходилось поднимать их вручную).

Скорострельность оставшихся орудий быстро снизилась. Рулевая машина кроме этого вышла из строя, покинув «Эмдену» возможность управляться только посредством автомобилей. Очередное попадание привело к взрыву снарядов в корме и сильный пожар, тушить что было фактически некому из-за громадных потери в экипаже.

Осознавая, что финиш уже близок, немцы решили торпедировать вражеский корабль, но «Сидней» не подпускал их на расстояние торпедного залпа, пользуясь превосходством в скорости, а торпедное отделение «Эмдена» скоро выяснилось затоплено. В 10:40 «Сидней» сам выпустил торпеду, но она прошла мимо соперника. Убедившись, что предстоящее продолжение боя бессмысленно, Мюллер направил собственный корабль на горов островка Норт-Килинг, дабы спасти оставшихся в живых членов экипажа.

На часах было 11:15.

Вид с носа на баковые орудия и уничтоженный носовой мостик «Эмдена»
Источник – atlantic-cable.com

Тем временем на горизонте показался «Буреск». Видя, что «Эмден» больше не оказывает сопротивления, «Сидней» устремился к угольщику. При виде австралийского крейсера немцы затопили собственное судно и попали на борт «Сиднея» в качестве пленных.

Возвратившись к «Эмдену» около 16:00, начальник «Сиднея» с удивлением заметил, что на оставшейся мачте развевается германский военно-морской флаг. Отправив нескольких запросов о том, сдаётся ли «Эмден», и не взяв чёткого ответа, «Сидней», по словам его капитана, «с громадной неохотой» в 16:30 опять открыл огонь на поражение. В 16:35 немцы спустили кайзеровский и подняли белый флаг, по окончании чего пламя закончился.

Моряки «Сиднея» на палубе собственного крейсера спустя 10 мин. по окончании окончания боя с «Эмденом». Из труб валит густой дым – «Сидней» торопится на перехват угольщика «Буреск». В правом крыле носового мостика виден след от попадания боеприпаса с «Эмдена»
Источник – navy.gov.au

Отправив на «Эмден» часть экипажа «Буреска» с водой и лекарствами, «Сидней» снова покинул место битвы и направился к острову Дирекции, дабы пленить вражескую десантную партию. Но, прибыв в том направлении, немцев на острове австралийцы не нашли. Заметив, что «Эмден» проигрывает бой, те не стали ждать, пока на остров пожалуют австралийцы, и успели скрыться, захватив трёхмачтовую шхуну «Аиша».

На ней германские моряки отправились в продолжительное путешествие к себе, полное приключений и опасностей, которым позавидовал бы любой роман. Но, это уже вторая история…

На следующее утро «Сидней» опять возвратился к «Эмдену». На него был отправлен парламентёр с запиской от капитана Глоссопа, в которой тот, констатировав беззащитное положение «Эмдена» и полную исправность собственного крейсера, предлагал немцам капитуляцию. Затем началась эвакуация германских моряков на борт «Сиднея».

В соответствии с рапорту Мюллера, в сражении у Кокосовых островов из команды «Эмдена» погибли 134 человека, а ещё 65 были ранены.

Моряки с «Сиднея» приближаются к очень сильно повреждённому «Эмдену», дабы начать эвакуацию раненых
Источник – navy.gov.au
По окончании боя

Капитан его команда и Мюллер до конца войны просидели в лагере пленных на Мальте. В 1918 году Мюллер по обстоятельству нехорошего здоровья был отпущен на родину, где ему предъявили обвинение в утрата крейсера. Но скоро обвинение было снято, и Мюллер был награждён орденом «Pour le Merite», и повышен в звании до капитана-цур-зее.

В 1919 году Мюллер вышел в отставку по состоянию организма, а в первой половине 20-ых годов двадцатого века погиб.

За время собственного крейсерства «Эмден» потопил либо захватил 23 торговых судна и стёр с лица земли два военных корабля соперника. Любопытно, что на захваченных торговых судах в следствии его действий не погиб ни один человек. Именно поэтому к «Эмдену» тепло относились тогдашние журналисты, именовавшие его «белым лебедем Востока». В честь «Эмдена» были последовательно названы два германских крейсера и два фрегата, выстроенных в ФРГ уже по окончании Второй мировой.

Остов крейсера оставался на камнях острова Норт-Килинг до 50-х годов, пока не был разобран на металл.

С «Эмдена» были сняты все полезные предметы и три орудия. Одно из них на данный момент находится в Гайд-парке в Сиднее (на его стволе возможно заметить повреждения, полученные в последнем бою), второе – на военно-морской базе Киттабул, третье – в Австралийском армейском мемориале. Из серебряных монет, обнаруженных борту «Эмдена», была отчеканена австралийская памятная медаль, посвящённая бою у Кокосовых островов, которой наградили всех причастных к этому событию.

Действия «Эмдена» в Индийском океане говорят о том, что кроме того маленький армейский корабль под управлением умелого и инициативного начальника может добиться весьма многого и сильно повредить врага . Иначе, «какое количество верёвочке ни виться, финиш всё равняется будет». Как бы продолжительно ни радовалась успех, каким бы умелым и умелым ни был начальник, непременно он совершит неточность, и корабль погибнет.

Такая будущее в итоге постигла практически все германские рейдеры, боровшиеся с неприятельской торговлей. Однако, память о «белом лебеде Востока» жива в Индии и поныне – на языке одного из маленьких племён слово «аmdan» свидетельствует ловкого, сильного и умного человека.

Перечень судов, захваченных и стёртых с лица земли «Эмденом»

Дата

Наименование

Маршрут плавания

Принадлежность

Груз

Водоизмещение, т

Примечания

3 августа

«Рязань»

Гонконг –Владивосток

Россия

Пассажиры

3522

Приведено в Циндао, переоборудовано во вспомогательный крейсер

10 сентября

«Понтопорос»

Греция

Уголь

4049

Захвачено; высвобождено британским крейсером «Ярмут»

10 сентября

«Индус»

Калькутта–Англия

Англия

Различное

3393

Потоплено

11 сентября

«Ловат»

Калькутта –Бомбей

Англия

Пустой

6102

Потоплено

12 сентября

«Кабинга»

Англия

4652

Отпущено с командой потопленных пароходов

12 сентября

«Киллин»

Калькутта –Коломбо

Англия

Уголь

3544

Потоплено

13 сентября

«Дипломат»

Калькутта –Англия

Англия

Различное

7615

Потоплено

14 сентября

«Трэббоч»

Негапатам –Калькутта

Англия

Пустой

4014

Потоплено

15 сентября

«Клан Мэтисон»

Англия

4775

Потоплено

25 сентября

«Кинг Лад»

Александрия – Калькутта

Англия

Пустой

3650

Потоплено

25 сентября

«Тимерик»

Самарат –Фалмут

Англия

Различное

3314

Потоплено

26 сентября

«Грэйфевелл»

Англия

4437

Отпущено с командами потопленных судов

27 сентября

«Буреск»

Порт-Саид – ?

Англия

Уголь

4350

Захвачено; на протяжении смерти «Эмдена» потоплено командой

27 сентября

«Риберия»

Александрия – Батавия

Англия

Пустой

4147

Потоплено

27 сентября

«Фойл»

Англия

Пустой

4147

Потоплено

16 октября

«Клан Грант»

Англия – Калькутта

Англия

Различное

3948

Потоплено

16 октября

«Бенмор»

Англия –Дальний Восток

Англия

Различное

4806

Потоплено

16 октября

«Понрабе»

Англия –Лаунсестон

Англия

Пустой (землечерпалка)

473

Потоплено

18–20 октября

«Тройлус»

Иокогама –Англия

Англия

Различное

7562

Потоплено

18–20 октября

ВЗОРВАЛИ 50 САМЫХ МОЩНЫХ ПЕТАРД — КОРСАР-12


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: