Малый флот на белорусских реках

В межвоенное двадцатилетие речная флотилия ВМФ Польши, базировавшаяся в Пинске, игралась ключевую роль не только в жизни западнобелорусского региона, но и в стратегических замыслах польского генштаба. в течении 20–30-х годов Варшава ожидала удара со стороны СССР – в этом случае Пинская речная флотилия должна была принимать участие в защите восточных воеводств Второй Речи Посполитой. Но во второй половине 30-ых годов двадцатого века война пришла с запада, и замыслы было нужно производить перерасмотрение…

Речная флотилия на Припяти была создана 19 апреля 1919 года, в то время, когда руководство Войска Польского решило организовать патруль в составе трех катеров. Уже в июле 1919 года патруль участвовал в сражении с большевистскими катерами у местечка Городище. Позднее части польской армии при помощи армейских судов осуществили успешный десант, разрешивший выбить неприятеля из Лунинца.

В марте 1920 года флотилия принимала участие в битвах под Мозырем и наступлении на Киев – так, польские суда удачно нападали красных под Чернобылем. Но по окончании того как коммунисты начали продвижение на запад и захватили междуречье Припяти, польским экипажам было нужно затопить собственные суда и отойти. Восстановление флотилии началось по окончании заключения Рижского мирного контракта в марте 1921 года, а в первой половине 20-ых годов XX века основной базой флотилии стал Пинск – тут были выстроены комендатура армейского порта, казармы, ангары и склады.

На защите восточных воеводств

В соответствии с замыслам польского генштаба, при войны с восточным соседом речной флот должен был вести маневренную оборону рек, протекавших в районах, пограничных с СССР. В этом случае польским судам было нужно бы не только противостоять советской Днепровской флотилии, но и закрывать собственную пехоту, оказывая ей артиллерийскую помощь. Помимо этого, Пинской флотилии предписывалась организация десантов на участках, самые опасных с позиций прорыва вражеских армий.

Во второй половине 30-ых годов XX века в одном из польских армейских изданий отмечалось: «Дивизион речных мониторов выглядит грозно. В то время, когда отечественная пехота заметит эти грозные автомобили, она ни при каких обстоятельствах не отойдёт со собственных позиций».

В обязанности Пинской флотилии кроме этого входила защита и охрана переправ гражданских речных транспортных средств. Но польские стратеги не учли того, что в условиях превосходства соперника в воздухе (в сентябре 1939 года советская авиация будет всецело господствовать в небе северо-восточной Польши) эффективность действий польской флотилии существенно снизится.

Малый флот на белорусских реках

Монитор Пинской флотилии на Полесье, 30-е годы. Фото из архива автора

Предполагалось, что при войны руководство Пинской флотилии выставит против неприятеля около полусотни боевых человек и 2200 судов личного состава, что было сравнимо с усиленным полком пехоты либо танковой частью средней мощности. В соответствии с оборонительным замыслом «Восток» 1-й дивизион, усиленный канонерскими лодками, должен был занять самые отдалённые пограничные районы, а 2-й дивизион с приданными ему десантными и техническими подразделениями – занять позиции в устьях рек Горынь и Лань.

Со своей стороны, 3-й дивизион оставался в резерве. Штаб флотилии пребывал в Пинске.

В 30-е годы основной силой флотилии были 6 мониторов, вооруженных 100-мм гаубицами и 75-мм пушками, 3 канонерских лодки, 2 корабля ПВО и 2 патрульных катера. Помимо этого, на вооружении пинских моряков состояли 7 тральщиков, нёсшие ответственность за постановку минных заграждений. С 1927 года командующим Пинской флотилией был выпускник Петербургского морского корпуса командор Витольд Заянчковский.

Именно поэтому гениальному офицеру «Пинский флот» удалось существенно модернизировать.

Война стучится в двери

Весна 1939 года была сырой и горячей, что повлекло за собой рост заболеваемости малярией среди матросов и офицеров Пинской флотилии. Польские армейские власти направляли в болотистые районы самолеты, каковые рассыпали химикаты против насекомых. 24 марта 1939 года в Пинский порт прибыли 200 новых резервистов. Приказом Руководства ВМФ Польши все отпуска личного состава были отменены, морякам приказали забрать индивидуальные вещи на суда.

В полную боевую готовность были приведены минно-заградительные и химические суда, взводы связи и все портовые работы. На судах пополнили запасы питьевой воды, провианта и боекомплект.

Моряки Пинской флотилии. Пинск, 30-е годы. Фото из архива автора

25 марта 1939 года тральщики судов (и часть бронекатера) были направлены на границу с СССР в район реки Припять. Но скоро пинским морякам дали команду «Отбой» – Польша подготавливалась к войне на западе, а северо-восточные воеводства были заявлены тыловыми. В апреле две группы судов Пинской флотилии были переброшены по железной дороге (из Пинска в Модлин), и по воде (через Королевский канал, Нарев и Буг) на Вислу.

Позднее в Гдыню и на Хель из Пинска отправилась и часть умелых морских артиллеристов. На протяжении Сентябрьской кампании 1939 года эти их экипажи и корабли будут героически сражаться против фашистов.

За пара месяцев до начала Второй мировой руководство Пинской речной флотилии постаралось усилить ее ПВО, но из-за отсутствия должного финансирования реализовать эти замыслы не удалось. 12–13 июня 1939 года все три дивизиона флотилии участвовали в учениях, на протяжении которых польские моряки оттачивали стрельбу по целям, расположенным на берегах рек. До августа 1939 года в составе Пинской флотилии имелось 40 боевых и 50 запасных судов.

В августе, по окончании проведения общей мобилизации, польские армейские власти реквизировали еще 10 гражданских судов.

В состав 1-го дивизиона под руководством капитана Мечислава Серкучевского входили: корабль ПВО «Генерал Сикорский», 2 монитора («Краков» и «Вильно»), 3 канонерки, 5 баржи и 2 бронекатеров. Во 2-й дивизион, которым руководил подпоручик Стефан Каминский, вошли: корабль ПВО «Гетман Ходкевич», 2 монитора («Городище» и «Варшава»), 4 бронекатера и 1 баржа. 3-м дивизионом руководил капитан Бронислав Бончак.

В состав данной группы входили: командирский корабль «Генерал Шептицкий», мониторы «Торунь» и «Пинск», 4 бронекатера, 2 катера связи и 1 баржа. Минно-газовый отряд под руководством капитана Нарцисса Малушинского складывался из одного корабля и семи тральщиков. В распоряжении руководства флотилии был штабной корабль «Адмирал Серпинек», и санитарный корабль «Генерал Соснковский».

Мониторы Пинской флотилии, 30-е годы. Фото из архива автора

Резервисты, прибывшие в размещение гарнизона в последних числах Августа 1939 года, проходили ускоренные направления и направлялись на суда. Помимо этого, руководство флотилии начало формирование подразделений морской пехоты (два батальона), каковые предполагалось применять для десантирования с судов. 28 августа 1939 года часть судов флотилии, пребывавшая в районе Воланских Мостов, перебазировалась в район Пинска.

И все-таки война…

Пребывав в тыловых районах, главная часть Пинской речной флотилии не имела возможности принять участия в битвах начальной фазы Сентябрьской кампании 1939 года против армий нацистской Германии. Вследствие этого основной задачей для полесских моряков оставалась защита восточных пределов Второй Речи Посполитой. При агрессии со стороны СССР (в соответствии с прошлыми замыслами) суда должны были «закрыть» реки и закрывать собственной артиллерией польскую пехоту.

Для осуществления этого плана в составе флотилии был создан отряд, основной задачей которого стала блокада Припяти (посредством артиллерийского огня и мин). Также, пинским морякам было приказано координировать собственные действия с пограничниками польского Корпуса охраны пограничья (потом – КОП) из батальонов «Давид-Сенкевичи» и «Городок» для предотвращения деятельности советских диверсионных отрядов на приграничных мостах и ??переправах.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Польские моряки, дежурившие на восточных границах, с удивлением заметили, что на сопредельной территории советские власти вывесили белые полотнища в знак того, что СССР придерживается политики нейтралитета по отношению к польско-германской войне. Но через пара дней знамёна провалились сквозь землю, и на границе снова стало неспокойно.

Не считая планового дежурства, суда Пинской флотилии осуществляли маневры на полесских реках, наряду с этим начальникам судов было приказано выполнять тишину в эфире. 8 сентября самолеты Люфтваффе в первый раз атаковали польские корабли. Ответным огнем моряки корабля «Гетман Ходкевич» сбили три вражеских бомбардировщика.

Бескозырка матроса монитора «Вильно» Пинской флотилии. Фото из архива автора

10 сентября комбриг КОП «Полесье» Тадеуш Ружицкий-Колодейчик настоятельно попросил Заянчковского чтобы не было провокаций отвести суда флотилии подальше от польско-советского кордона. Напряжение на восточных пределах Второй Речи Посполитой возрастало, и пограничники это ощущали. В тот же сутки польские суда отошли от границы на 5 км. 13 сентября пинские моряки получили приказ занять позиции на Королевском канале и Пине и организовать в том месте оборону.

Через два дня флотилия перешла под руководство генерала Франтишка Клееберга.

На защиту района «Янов» (ЖД мост на Пине) должны были выступить два бронекатера, вооруженные 40-мм пушками. Участок «Городище» (около моста через Ясельду) планировалось защищать с участием монитора «Вильно», двух канонерских лодок и двух бронекатеров. На дежурство в район деревни Особовичи рядом от Бреста был направлен монитор «Краков», канонерка и два бронекатера.

Воланские Мосты должны были забрать под защиту мониторы «Городище» и «Варшава», и корабль ПВО «Генерал санитарный» корабль и Сикорский «Генерал Соснковский».

Задачу по охране автострады Лахва–Давид-Город взяли мониторы «Торунь» и «Пинск». Два батальона морской пехоты подготавливались к обороне на западе от Пинска, а артиллерийскую помощь им снабжал «Генерал Шептицкий» (пушки этого корабля простреливали Брестское шоссе). С польско-советской границы кроме этого были отозваны моторные лодки пограничных патрулей.

В связи с обмелением рек монитор «Вильно» так и не смог дойти до района «Городище». На участок «Особовичи» польские суда пришли в полном составе, не смотря на то, что и с опозданием. В район Воланских Мостов не дошел монитор «Варшава» (он попал на мель и позднее был затоплен).

Остальные суда из данной группы добрались до места назначения и приняли под охрану переправы через полесские реки.

«Белоруссия родная, Украина золотая»

17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу Польши. Части Войска Польского, пребывавшие на территории восточных воеводств Второй Речи Посполитой, были дезориентированы приказом главнокому маршала Эдуарда Рыдз-Смиглы: «С Рекомендациями в бой не вступать». Вместе с пехотой, самолётами и танками советско-польскую границу перешла Днепровская военная флотилия ВМФ РККА (6 речных мониторов, 8 канонерских лодок, и бронекатера, суда и тральщики обеспечения).

Информация о советской агрессии дошла до Пинска лишь в 11 часов дня. Штаб Пинской флотилии пробовал безотлагательно наладить сообщение со всеми собственными судами, но время для маневра было утрачено. Не взяв указаний от маршала Рыдз-Смиглы, генерал Клееберг приказал морякам затопить собственные суда и сойти на берег. Командор Витольд Заянчковский издал боевой приказ №1, в котором, например, отмечалось:

«Подразделения войск СССР нападали КОП. Экипажи судов речной флотилии по окончании оставления собственных судов должны направляться в юго-западном направлении».

Моряк Пинской флотилии с родными, начало 30-х годов. Фото из архива автора

Моряки, каковые неожиданно стали пехотинцами, должны были концентрироваться к югу от Воланских Мостов и подчиниться начальнику бригады КОП «Полесье» полковнику Тадеушу Ружицкому-Колодейчику. Им раздали пехотное обмундирование, которое имелось на складах, наряду с этим разрешив покинуть кое-какие элементы морской формы, и военно-морские эмблемы. В тот же сутки армейские власти Пинска начали реквизировать для потребностей армии целый автомобильный и гужевой транспорт, имевшийся в городе.

17 сентября в 13 часов на Пинск совершили налет самолеты с красными звездами на крыльях. В следствии атаки было стёрто с лица земли пара жилых домов на улице Брестской, среди местных обитателей были пострадавшие и погибшие, пара бомб взорвалось недалеко от железнодорожного вокзала. За несколько часов до этого над городом показался германский бомбардировщик, что был атакован польской ПВО и поспешил ретироваться.

Финиш пинских судов

17 сентября рядом от деревни Нырча был затоплен монитор «Пинск», что незадолго до этого сел на мель. Вечером того же дня на дно отправился «Торунь» – его команду взяли на борт два бронекатера, каковые скоро были атакованы советскими самолетами. Огнем из пулеметов поляки отбили воздушную атаку, но двигаться потом было нереально, и около деревни Стахово оба катера были затоплены, а моряки направились в Камень-Каширский.

По окончании получения приказа «с Рекомендациями в бой не вступать» поляки затопили и штабное судно «Адмирал Серпинек». 18 сентября команда монитора «Вильно» сошла на берег у деревни Особовичи и взорвала собственный корабль.

Суда Пинской флотилии, 30-е годы. Фото из архива автора

Часть канонерок флотилии должна была перейти в район Пинска и закрывать отход польских частей, но, двигаясь к устью реки Ясельда, они попали на мель. Неспешно все суда Пинской флотилии на участках «Янов», «Воланские Мосты» и других были затоплены. Последним на дно отправился монитор «Краков».

19 сентября 1939 года он направился в сторону Королевского канала с целью пробиться к Бресту, но в связи с тем, что речное русло в том месте было перегорожено взорванным мостом, 21 сентября капитан корабля решил о его затоплении.

Из флота в пехоту

18 сентября 1939 года два батальона морской пехоты направились из Пинска в сторону деревни Громадное Морочно, по мере перемещения к этому отряду присоединялись другие подразделения моряков. 20 сентября Пинск покинули солдаты личный состав и комендатуры порта базы снабжения. Польские части отходили в район Воланских Мостов – не считая моряков Пинской флотилии, в том месте пребывали пограничники КОП из батальонов «Клецк», «Людвиково», «Сенкевичи».

19 сентября тут случился бой между подразделениями Красной Армии, пробовавшими захватить переправу, и польскими бронекатерами, защищавшими ее. На исходе 20 сентября в Пинск ворвались танки 29-й танковой бригады Красной Армии под руководством Семена Кривошеина. Польские моряки взорвали мост через Пину вместе с двумя советскими танками, преследовавшими отходящие подразделения Войска Польского.

По воспоминаниям горожан, стёртая с лица земли техника еще долго лежала на берегу реки.

Парадная бескозырка моряка Пинской флотилии. Фото из архива автора

К 22 сентября 1939 года главным пунктом концентрации моряков Пинской флотилии стал Камень-Каширский – по различным данным, тут пребывали 41 офицер, 1422 младших матроса и офицера, вооруженных 16 ручными пулеметами, 20 карабином и крупнокалиберными 1 431 пулемётами. Генерал Клееберг, взявший на себя руководство всеми польскими частями, разрешил уроженцам Полесья возвратиться к себе – данной возможностью воспользовались всего 50 человек. Остальные моряки вместе с другими подразделениями Войска Польского двинулись на запад на помощь окруженной Варшаве.

Сейчас колонны польских армий подвергались постоянным атакам советской авиации – кое-какие налеты длились более часа. 23 сентября, по окончании нескольких боев с советскими диверсантами, пинские моряки вошли в село Качин рядом от Камень-Каширского. Тут им выплатили жалованье за два месяца, а оставшиеся деньги (практически 820 000 злотых) закопали в ближайшем лесу.

25 сентября в состав отряда моряков Пинской флотилии влилось около 300 человек-резервистов из подразделений, организованных в начале войны. 27 сентября «пинчане» форсировали Западный Буг – на протяжении переправы их нападали части советской 29-й танковой бригады, в сражении погибли 55 польских моряков. В местечке Влодава все подразделения Пинской флотилии были сведены в 3-й батальон (начальник – подпоручик Стефан Каминский) 182-го резервного полка 60-й дивизии пехоты.

Трагедия в Мокранах

На соединение с главными частями Пинской флотилии в сторону Влодавы шел и батальон морской пехоты (экипажи судов 2-го и 3-го дивизионов) под руководством капитана Бронислава Бончака. 23 сентября пинские моряки вместе с подразделениями КОП двигались в сторону Камень-Каширского. Пограничники обогнали моряков на четыре километра и к вечеру были на месте назначения, а вот «морпехи» решили остановиться на постой в одном из лесных массивов.

25 сентября данный отряд разделился на две части, одна из которых под руководством капитана Бончака двинулась на Брест, вторая – в сторону Ковеля.

Наградной символ Пинской флотилии, 1925 год. Фото из архива автора

На следующий сутки недалеко от деревни Тур первая из этих групп попала в засаду, организованную 2-м батальоном 32-й танковой бригады Красной Армии. Капитан Бончак пробовал убедить советских офицеров пропустить польских моряков за Буг, но все его попытки были напрасными. Появлявшись в окружении, польские армейские решили сдаться. В Малорите офицеров отделили от матросов и в сопровождении «народных милиционеров» из состава местных жителей повели в сторону Мокран.

26 сентября 1939 года местные активисты расстреляли в том месте 18 младших офицеров и старших Пинской речной флотилии.

Умереть либо сдаться

Организованный во Влодаве батальон морской пехоты вел кровопролитные битвы с частями Красной Армии в районе Пуховой яблони и Горы – войска СССР стремились окружить Отдельную оперативную группу «Полесье». В следствии удачно совершённой атаки матросам из Пинска удалось забрать большое количество пленных и трофеев. 30 сентября «морпехам» было нужно сойтись в смертельной схватке с советской кавалерией под Милановом.

В следствии 60 красноармейцев были пленены, польскими трофеями стали 11 пулеметов и противотанковая пушка. Наконец, 2–5 октября 1939 года пинские моряки героически сражались против частей вермахта под Волей-Гуловской и Коцком. По окончании этих боев соединение польских армий под руководством генерала Франтишка Клееберга, а вместе с ним и батальон морской пехоты было вынуждено сдаться из-за отсутствия снарядов – так завершилась сентябрьская одиссея Пинской речной флотилии.

Будучи превосходно подготовленной к войне на территории Западной Белоруссии, в начале Второй мировой Пинская речная флотилия появилась в тылу главных военных действий – «главные» сражения шли на западе. Вместе с тем катера и пинские мониторы до определенного момента снабжали прикрытие переправ и других стратегических объектов на территории северо-восточных воеводств Польши.

По окончании 17 сентября 1939 года обстановка для моряков катастрофически изменилась, и сдержать войска СССР они не могли. Но, не обращая внимания на то, что пинским морякам было необходимо вести боевые действия против двух несравнимо более сильных неприятелей – Красной Армии и немецкого вермахта – они с честью выдержали это ожесточённое опробование.

Литература:

  1. Pertek Jerzy, Wielkie dni malej floty. – Poznan: Wydawnictwo poznanskie, 1967
  2. Borowiak Mariusz, Zapomniana flota Mokrany. – Gdansk: Finna, 2006
  3. Dyskant Jozef Wieslaw, Wojenne flotylle wislane 1918–1939. – Warszawa: Rytm, 1997
  4. Grzelak Czeslaw, Kresy w ogniu. – Warszawa: Bellona, 2014
  5. Grzelak Czeslaw, Sowiecki najazd 1939. Sojusznik Hitlera napada polskie kresy – relacje swiadkow i uczestnikow. – Warszawa-Krakow: Mireki, 2017
  6. Мельнікаў Ігар, Заходнебеларуская Атлантыда 1921–1941 гг. – Мінск: Галіяфы, 2015

6 флот США во главе с авианосцем ВМС подходит к берегам Белоруссии


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: