Мегабайты вместо миллиметров: фабрики грез переходят нацифру

Мегабайты вместо миллиметров: фабрики грез переходят нацифру

За цифровыми форматами звука публичные кинотеатры начинает обживать цифровое изображение. По словам режиссера Стивена Содерберга, каждый год лишь на тиражирование пленок американская киноиндустрия тратит $700 млн. Из-за чего бы не сэкономить эти деньги, поскольку другая цифровая разработка, владеющая рядом значительных преимуществ, уже десять лет как изобретена?

Зеркала против целлулоида

Автором разработки, дающей слово в недалеком будущем завершить «пленочный» этап кинематографа, стал американский ученый Лэрри Хорнбек. Еще в конце 1970-х, в то время, когда «цифра» лишь начинала собственную победную поступь, данный сотрудник компании Texas Instruments начал изучать, как возможно применять правила отражения для манипулирования светом.

Во второй половине 80-ых годов XX века ученый явил миру DMD-матрицу (Digital Mircomirror Device, «цифровое микрозеркальное устройство»), но значимость открытия оценили лишь спустя 10 лет, в то время, когда начались массовые продажи цифровых видеопроекторов DLP (Digital Light Processing), сердцем которых и стали чипы DMD. Как раз тогда стало ясно, что дни целлулоидной пленки сочтены.

Производители кинопленки мо-гут уже затевать искать себе новую работу: цифровые фильмы, каковые через несколько десятилетий должны составить львиную долю кинопроката, в кинотеатры будущего будут поставлять посредством спутниковой связи, по сети либо на цифровых носителях. Неясно, действительно, как при таковой совокупности передачи цифровые записи удастся оградить от пиратов, но экономия на их рассылке и тиражировании копий окажется большой.

Самое любопытное, что в недалеком будущем в кино, возможно, будут ходить на соревнования. В случае если не известно почему не удастся взглянуть финал мирового чемпионата по футболу вживую, а весьма хочется, — не беда: операторы с цифровыми камерами будут снимать матч для вас в этот самый момент же передавать кадры по спутниковой связи в ближайший к вам кинотеатр. Основное, не опоздайте приобрести билеты: киносеансы футбольных матчей обещают стать весьма востребованными.

Так как зрителю будет гарантирован эффект присутствия, потому, что разработку цифровой кинопроекции DLP Cinema отличает кроме этого новый качественный уровень изображения. Кроме того на данный момент, в то время, когда эта разработка еще не достигла пика собственного развития, ее уже выделяет необыкновенное разрешение, контрастность и яркость. Помимо этого, цифровые разработки исключают обычные недочёты пленочного кинематографа — «шуршание» и старение записи при воспроизведении.

Действительно, не обращая внимания на все преимущества, новые цифровые кинотеатры (в Штатах их уже насчитывается более чем 200) до тех пор пока себя не оправдывают: дело в том, что киноиндустрия не поспевает за разработкой — цифровых фильмов высокой четкости до тех пор пока очень мало. Не обращая внимания на удачи «папы цифрового кино» Джорджа Лукаса, его опыт до тех пор пока перенимают только единицы, среди которых Джеймс Кэмерон, Стивен Содерберг, Аллен Даво и кое-какие менее узнаваемые режиссеры. Остальные предпочитают трудиться по старинке.

Так что с момента, в то время, когда в мае 1999 года Лукас в первый раз в истории кино презентовал «Звездные войны: Эпизод I. — Скрытая угроза» посредством цифровых видеопроекторов, что дало толчок к созданию кинотеатров с цифровым изображением, их визитёров очень хорошими фильмами не баловали.

Но, адепты новой разработке уверяют, что не так долго осталось ждать их лагерь существенно расширится, и в качестве доказательства советуют совершить опыт на себе: взглянуть их фильмы сперва в цифровом кинотеатре, а позже — в классическом аналоговом. Отличие вправду ощутимая, все равно что по окончании прослушивания пинкфлойдовского CD «The dark side of the moon» завести композицию Time на кассетной «Электронике». Но ответственна так как не только форма, но и содержание, а у голливудских фильмов, с каким бы мы почтением ни относились к его сотоварищам и Лукасу, эта составляющая не столь сильна.

Как это трудится

На сегодня разработка DLP Cinema в силу собственных преимуществ есть единственной совокупностью цифровой кинопроекции, одобренной и поддержанной ведущими киностудиями Голливуда. К слову, с сокращением DLP сейчас связывают будущее уже не только кинотеатров: эта разработка все чаще появляется в простых телевизорах, а в мире совокупностей домашнего кинотеатра загнала совокупность LCD в область проекторов начального уровня.

В базе работы видеопроектора DLP лежит отражение особенным образом света микроскопическими зеркалами матрицы DMD. Площадь каждого из зеркал — менее 250 квадратных микрон, а расстояние между ними около микрона, так что на срезе людской волоса возможно разместить четыре таких зеркальца. На чипах DMD последнего поколения таких микрозеркал около 2 млн.

Каждое несёт ответственность за один пиксель на экране, так что разрешение последних видеопроекторов DLP, каковые были представлены в апреле, образовывает 1920×1080. Под краями каждого зеркальца находятся электроды, и при действии электрического поля микрозеркала смогут поворачиваться на угол до 120 с частотой пара тысяч раз в секунду. Каждой парой электродов руководит собственная ячейка видеопамяти.

Зеркало может «включаться», поворачивая отражающую поверхность в сторону экрана и направляя световой поток на проекционный объектив, и «выключаться», отклоняясь в противоположную сторону и направляя поток фотонов в особую светопоглощающую ловушку. В случае если зеркальце чаще находится во «подключенном» состоянии, на экране появляется броский пиксель, и напротив — это разрешает выводить на экран до 1024 оттенков серого цвета.

Механизм цветообразования в одноматричных цифровых проекторах отличается от используемого в мониторах и телевизорах, где нужный цвет приобретают методом смешивания трех базисных цветов. За источником света установлен прозрачный диск, поделённый на три равных сектора — зеленый, красный и светло синий. Так поступающий на чип световой пучок получает один из трех базисных цветов.

Особенность конструкции в том, что на пиксель экрана в любой момент времени выводится лишь один из цветов, но скорость их смены столь высока, что чередование на экране, например, красного и зеленого человеческий глаз принимает как желтый цвет. Выбором цвета управляет видеопроцессор, что, руководя углом поворота зеркал в зависимости от вращения цветового фильтра, выдает на экран три базисных цвета в нужной последовательности.

Чем стремительнее сменяются цвета фильтра, тем качественнее изображение, но потому, что большая частота вращения диска — приблизительно 150 об/с, возможности одноматричного проектора находятся в пределах 16 млн. цветов. Но технологии и разработчики пошли дальше, создав более дорогой и качественный трехматричный проектор. Тут применена цветоделительная призма, а цвета на экране образуются методом наложения пучков света от микроскопических зеркал трех различных матриц.

Эта разработка дает возможность приобрести не меньше 35 млрд. цветовых оттенков — безотносительный рекорд на сегодня.

Необходимо подчеркнуть, что, не обращая внимания на преимущества DLP, ведутся работы над созданием других совокупностей. Компания Сони, например, деятельно развивает разработку GLV, с лазером вместо лампового источника света и микроскопическими зеркалами, каковые под действием электрического поля не отклоняются, а прогибаются. Время продемонстрирует, какая из разработок окажется идеальнее.

А прогноз Лукаса о том, что лет через 10−20 пленка провалится сквозь землю как факт, вероятнее, верен — только преданные поклонники аналогового кино будут наслаждаться нерезкими кадрами под шелест вращающейся пленки. Для большинства же пленка провалится сквозь землю окончательно. До тех пор пока это еще не так заметно, но миллиметры уже давно проиграли войну мегабайтам.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№35, сентябрь 2005).

5 мегабайт за 1300 рублей. Хорошее предложение?


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: