Мокрая подлодка: второе дыхание аквалангиста

Мокрая подлодка: второе дыхание аквалангиста
    Подготовка к старту. Данный космического вида агрегат перемещается не по вакууму, не по воздуху, а под водой
    Схема подлодки «Акванта» в разрезе

Аквалангист подобен подводному пешеходу: скорость его передвижения мала, а на ограниченном запасе воздуха возможно проплыть только маленькое расстояние.

Чтобы сэкономить силы и воздух, были придуманы разные буксировщики (самый узнаваемый тип — «торпеда»). Их уже возможно сравнить с самокатом. Но никакие буксировщики не смогут соперничать с настоящим подводным автомобилем — подлодкой «мокрого» типа.

Мы поведаем об одной из самых увлекательных отечественных разработок — лодке «Акванта». Красивая маленькая субмарина создана в Конструкторском центре МАИ (Столичного авиационного университета) «Акватика».

История «Акванты» берет начало во второй половине 60-ых годов XX века, в то время, когда в МАИ был выстроен аппарат МАИ-3. Во второй половине 60-ых годов двадцатого века показался модифицированный аппарат МАИ-5. Он предназначался для очень широкого круга подводных работ.

Аппараты МАИ-5 трудились в Тёмном, Каспийском, Японском морях а также демонстрировались на многих зарубежных выставках. На протяжении одной из выставок на Острове Свободы сам Фидель Кастро показал интерес к этому аппарату.

В начале 80-х годов в конструкцию аналогичных лодок стали вносить элементы авиационной техники. Был создан скоростной подводный аппарат «Шельф-01», предназначавшийся для транспортировки двух подводных пловцов. Разработка фактически «Акванты» началась в первой половине 90-ых годов двадцатого века, и с учетом накопленного опыта всего за три года удалось сделать неповторимый аппарат.

Негерметичная субмарина

Мысль «мокрой» лодки несложна — она делается негерметичной. Главный недочёт «мокрой» лодки — необходимость пассажиру и пилоту надевать гидрокостюмы и дыхательные аппараты.

Преимущества частично вытекают из недочётов: корпус лодки не испытывает давления, исходя из этого он бывает достаточно узким. Помимо этого, такая лодка в снаряженном состоянии имеет плавучесть, близкую к нейтральной, и не требует дополнительного балласта. Это указывает, что вес лодки, корпус которой сделан из плексигласа и стеклопластика, возможно весьма умеренным.

В частности, снаряженная масса «Акванты» всего 350 кг, и ее возможно легко перевозить посредством автомобильного прицепа.

Но, в «Акванте» имеется и герметичный отсек — для аккумуляторная батарей. Они являются источником питания для двух электромоторов с винтами, расположенных по бокам лодки. Электродвигатели снабжают не только прямолинейное перемещение лодки, но и маневрирование: пилот посредством рулей из кабины может руководить направлением и величиной тяги винтов (имеется и простой гидродинамический руль на корме).

Плавучесть субмарины обеспечивается пенопластовыми блоками и регулируется посредством балластной цистерны и стандартного воздушного баллона большого давления от акваланга. При всецело заполненной водой балластной цистерне (около 80 л) лодка имеет маленькую отрицательную плавучесть, которую возможно скомпенсировать при перемещении посредством поворота в вертикальной плоскости двигателей с винтами, играющими роль рулей глубины.

«Акванта» в полной мере нормально чувствует себя и на поверхности, а последняя модификация лодки разрешает всецело всплывать над водой, откачивая остатки воды посредством помпы и преобразовываясь в удобный катер.

Мелкие неприятности

Конструкция «Акванты» думается такая простой, что в какие-то неприятности при разработке верится с большим трудом. Но эта простота — итог нескольких лет тщательной инженерной работы.

Уже при первых испытательных погружениях оказалось, что лодка ведет себя неустойчиво — переваливается. Виной всему была вольно переливающаяся вода в балластной цистерне, и для стабилизации цистерна была поделена перфорированными перегородками на три части.

Опробования распознали еще одну забавную, но совсем неожиданную проблему. Оказалось, что плексиглас остекления кабины при перемещении лодки от трения об воду электризуется и притягивает небольшие пузырьки выдыхаемого пассажиром и пилотом воздуха. Достаточно скоро пузырьки прилипают к остеклению по всей площади, и пилот перестает видеть «дорогу». «Приходилось смахивать пузырьки рукой, — смеется основной конструктор «Акванты» доктор наук Владислав Махров. — Этакие внутренние дворники!»

В итоге проблему решили, применяв для остекления летный плексиглас: его железное напыление предотвращает накопление статического заряда.

Громадные возможности

Не обращая внимания на то что мысль аналогичной лодки несложна и витает в воздухе, зарубежных аналогов у нее мало. Одна из самых известных лодок «мокрого» типа была продемонстрирована в нескольких фильмах «бондианы». Лодка Джеймса Бонда была сделана специально для фильма и обошлась съемочной группе в пара сотен тысяч долларов.

Не смотря на то, что, очевидно, разрабатываются подобные аппараты не только в Голливуде, но другие подобные модели стоят еще дороже — от $1,5 млн до $3 млн. «Акванта» же в мелкосерийном производстве стоит всего около $25 тыс., не смотря на то, что, очевидно, на ее доводку и разработку было израсходовано больше — чуть более $100 тыс.

К внешнему виду конструкторы подошли весьма без шуток. Дизайн (среди них и раскраска) были созданы специально для «Акванты» под управлением знаменитого промышленного дизайнера, доктора наук Столичного художественно-промышленного университета им. Строганова Альфреда Карху.

Снаружи «Акванта» напоминает игрушку, такая же аккуратная, броская и элегантная.

Как говорит Владислав Махров, первоначально «Акванта» конструировалась как лодка для подводного туризма. В данной области она превзошла себя: никаким буксировщикам не под силу угнаться за «Аквантой», идущей со скоростью в 4 узла. Тем более, что пассажир и пилот в полной мере комфортно сидят в кабине, а не волочатся за «торпедой».

Ее опробовали и во многих других работ — от разведки и экологического мониторинга при добыче морепродуктов до осмотра подводной части корпуса больших судов, поисково-подводного патрулирования и спасательных работ.

Но чисто практическими мыслями использование лодки не исчерпывается. Подводный фото и видеооператор Владимир Гудзев, принимавший участие в первых натурных опробованиях «Акванты», каковые проходили в Оманском заливе Индийского океана, высказался по этому поводу так: «Как пешеходу, ни при каких обстоятельствах не сидевшему за рулем, не удастся осознать пьянящее чувство скорости, охватывающее водителя спортивного автомобиля, так и простому аквалангисту нереально растолковать словами, какие конкретно ощущения испытывает пилот «Акванты». Данный кайф нужно !»

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№5, март 2003).

This Is Why We Love SCUBA DIVING! Sailing Vessel Delos Ep. 130


Темы которые будут Вам интересны: