Монитор «уаскар»: легенда перуанского флота

Легендарный монитор «Уаскар» — один из двух сохранившихся до наших дней судов-музеев середины XIX века — наровне с броненосцем «Уорриор». «Уаскар» самый известен по сражению в бухте Пакоча 29 мая 1877 года против английских судов «Аметист» и «Шах», в то время, когда случилось первое в мире использование торпедного оружия в боевых условиях. В это же время, не меньше значимы и увлекательны события, которые связаны с участием «Уаскара» во Второй тихоокеанской войне. Одно из них — битва у мыса Ангамос 8 октября 1879 года, которой суждено было стать знаком военно-морской доблести сходу в двух государствах: Перу и Чили.

Морская война за пустыню

Вторая тихоокеанская война началась 5 апреля 1879 года. Её обстоятельством послужило желание Чилийской селитряной компании прибрать к рукам месторождения селитры, каковые пребывали в боливийской и перуанской частях самой засушливой на планете пустыни Атакама. Сначала военных действий было ясно, что захватить и удержать пустынные территории с ожесточённым климатом, расположенные на протяжении тихоокеанского побережья, нереально без успехи господства на море.

Флагманом флота Перу был монитор «Уаскар», выстроенный в британском Биркенхеде в 1865 году. Корабль, названный в честь предпоследнего правителя империи инков, был заказан перуанцами для принятие участия в Первой тихоокеанской войне, на протяжении которой Чили и Перу противостояли бывшей метрополии — Испании.

Для собственных маленьких размеров «Уаскар» был хорошо бронирован, а его оружие складывалось из двух нарезных дульнозарядных орудий калибром 10 дюймов, размещённых во вращающейся башне, и трёх пушек мельче по бортам и на корме. Судно было так же вооружено тараном и, не считая парового двигателя, имело оснащение двухмачтовой бригантины. Для ближнего боя на мониторе имелась картечница Гатлинга.

Монитор «уаскар»: легенда перуанского флота

Схема «Уаскара»: 1 – пик фала; 2 – марс и картечница Гатлинга; 3 – компас; 4 — кормовое 12-фунтовое орудие; 5 – шканцы; 6 – перо руля; 7 – винт; 8 – угольные ямы; 9 – основная палуба; 10 – таран; 11 – бак; 12 – трубы вентиляции; 13 – орудия главного калибра; 14 — башня; 15 – боевая рубка; 16 – дымовая труба; 17 – 40-фунтовое орудие; 18 – грот-мачта; 19 – рея

К окончанию военных действий с испанцами «Уаскар» опоздал, и его первыми настоящими соперниками стали англичане. Во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века часть экипажа монитора поддержала мятеж опального политика Николаса де Пьеролы против правительства Перу и, воспользовавшись отсутствием на борту начальника, увела судно в море. В том месте оно вынуждено было пополнять запасы угля, останавливая встречные суда, большая часть из которых принадлежали английской Pacific Navigation Company.

Дабы пресечь бесправие, британцы направили против «Уаскара» фрегат «корвет» и Шах «Аметист», каковые не несли брони, но владели орудиями, теоретически талантливыми поражать монитор. Финал боя между этими судами был обескураживающим. «Уаскар» не сумел нанести ущерба сопернику, но выдержал два с половиной часа ожесточённого обстрела а также смог уклониться от первой в истории торпедной атаки.

В марте 1879 года на капитанский мостик «Уаскара» возвращается адмирал Мигель Грау Семинарио, уже руководивший монитором с 1868 по 1876 год. С именем этого человека связан звёздный час «Уаскара» во Второй тихоокеанской войне.

Адмирал Мигель Грау Семинарио (1834–1879), начальник «Уаскара» и национальный герой Перу. За доброе отношение к сопернику взял прозвище «Рыцарь морей»
Захват против тарана

Боливия (союзница Перу) не обладала собственным флотом, а чилийский флот был посильнее перуанского. Базу его мощи составляли два однотипных казематных броненосца английской постройки, «Кокран» и «Бланко Энкалада». Не обращая внимания на более архаичную если сравнивать с башенным «Уаскаром» конструкцию, они превосходили последнего по водоизмещению, незначительно в скорости и весьма значительно — в броневой защите.

Грау небезосновательно полагал, что боеприпасы, выпущенные из 9-дюймовых орудий оппонентов, способны поражать его корабль, а «Уаскар» не сможет ответить им взаимностью. Оставалось одно: как возможно продолжительнее избегать встречи с страшными соперниками.

С самого начала войны чилийцы захватили инициативу. Их эскадра без всяких последствий обстреливала железнодорожные линии и прибрежные города, охотилась за транспортными судами. 16 мая чилийцы направили главные силы собственного флота на север, к основной военно-морской базе Перу Кальяо, дабы стереть с лица земли либо блокировать вражеский флот, а после этого начать наступление на суше.

Но в тот же самый сутки перуанские монитор «Уаскар» и броненосец «Индепенденсия» покинули Кальяо и двинулись на юг. Соперники разминулись в море, не увидев друг друга. Скоро президент Перу получив новости о том, что южный перуанский порт Икике блокирован неприятелем, по окончании чего отдал приказ Грау снять блокаду.

Силы чилийцев у Икике складывались из трёх не сильный судов их эскадры: корвета «Эсмеральда», шхуны «Кавадонга» и транспорта «Ламар». Все они были древесными, со не сильный артиллерией, а «Эсмеральда» ещё и с основательно изношенными автомобилями, каковые потребовали срочного ремонта. Начальником всех этих сил был капитан «Эсмеральды» Артуро Прат.

В то время, когда 21 мая 1879 года на горизонте показались суда перуанцев, «Ламар» поднял американский флаг и заблаговременно ретировался с поля боя. Его примеру последовала «Кавадонга», за которой (как выяснилось потом, на собственную беду) устремилась «Индепенденсия». Но «Эсмеральда» с её 6 узлами скорости против 11 у «Уаскара» не имела шансов уйти и вынуждена была принять бой.

Сперва на «Эсмеральде» взорвались два паровых котла, почему её скорость упала до 2 узлов, и Прат занял позицию в 200 метрах от берега. Начальник перуанского порта сказал Грау, что около «Эсмеральды» якобы стоит минное заграждение. Опасаясь доходить к корвету ближе, чем на 500 метров, «Уаскар» вступил с ним в артиллерийскую дуэль, которая продолжалась полтора часа без особенных результатов.

Боеприпасы «Уаскара» летели с перелётами, а «Эсмеральда» не имела возможности пробить броню монитора. Спустя какое-то время перуанский генерал, руководивший гарнизоном в Икике, приказал доставить на пляж 4 тяжёлых орудия и открыть огонь по чилийцам. Дабы уйти из-под перекрёстного обстрела, Прат решил передвинуть «Эсмеральду» мало севернее.

Но данный манёвр открыл Грау, что слухи о минном заграждении не соответствуют действительности, и он двинул «Уаскар» на таран, что в то время считался одним из наиболее значимых тактических приёмов в морском бою.

«Уаскар» таранит «Эсмеральду» в сражении при Икике 21 мая 1879 года

Столкновение сопровождалось артиллерийскими залпами с обеих сторон и десятками убитых и раненых среди чилийцев. Артуро Прат, которому не откажешь в доблести, с револьвером в одной руке и саблей в второй перепрыгнул на палубу «Уаскара»; за ним последовало всего два моряка, причём один из них не вычислил силы и упал в воду. Тремя выстрелами в упор Прат убил юного перуанского лейтенанта Хорхе Веларде.

Он и стал единственной жертвой сражения со стороны перуанцев. Сам Прат тут же замертво упал, пробитый градом пуль.

Грау рассчитывал на сдачу «Эсмеральды», но её офицеры прибили флаг к мачте и продолжили сопротивление. Последовали ещё два таранных удара от «Уаскара» и новая попытка захвата со стороны чилийцев, которая была отбита огнём картечницы.

По окончании третьего удара «Эсмеральда» начала скоро погружаться в воду. Бой закончился, и перуанцы начали выручать сохранившихся чилийцев. Сами они утратили одного человека убитым и семерых ранеными, утраты чилийцев были куда тяжелее — 143 погибших и 57 пленных. Но радость победы для Мигеля Грау омрачилась неожиданной смертью «Индепенденсии», на которую он так рассчитывал. Так как по огневой мощи она кроме того превосходила «Уаскар».

В погоне за «Кавадонгой» перуанский броненосец сел на горов 9 милями южнее, и Грау, сняв его экипаж, должен был добить «Индепенденсию».

Звёздный час «Уаскара»

Чилийцы не считали бой у Икике своим поражением. По окончании смерти «Индепенденсии» баланс сил ещё больше склонился в их пользу. К тому же, у них появился национальный герой, которым с полным основанием имел возможность гордиться любой флот — Артуро Прат.

Но главные проблемы для Чили лишь начинались.

«Уаскар» возвратился в Кальяо 7 июня, успев за 14 дней захватить либо стереть с лица земли пара чилийских судов, победить бой против батарей береговой артиллерии в Антофагасте, перерезать подводный кабель, связывавший данный город с Чили, и избежать преследования со стороны «Кокрана» и «Бланко Энкалады». В течение месяца перуанский монитор пребывал в ремонте. Грау, как мог, старался повысить его боеготовность.

Дабы улучшить сектор стрельбы он приказал убрать фок-мачту, повреждённую в сражении с «Эсмеральдой», перекрасить судно в серый, менее заметный цвет, перенести картечницу с палубы на защищённый бронёй марс. А основное, экипаж усилили умелые артиллеристы, греки и британцы.

В июле «Уаскар» опять вышел в море и одержал собственную самую громкую победу в крейсерской войне. Вместе с корветом «Юнион» он захватил третье транспорт «Римак» и захватил целый кавалерийский полк из 258 человек с лошадьми, амуницией и вооружением. Таковой удар привёл к отставке правительства Чили и смену командующего флотом.

В августе Мигель Грау бесполезно пробовал отыскать и стереть с лица земли чилийские броненосцы «Кокран» (согласно данным разведки, у него случилась поломка автомобилей) и «Бланко Энкалада». Против последнего «Уаскар» должен был применить тайное оружие — торпеды американца Джона Луиса Лэя, управляемые дистанционно по электрическим проводам. В первой половине 70-ых годов XIX века торпеду принял на вооружение флот США, а единственная возможность опробовать её в сражении выпала на долю «Уаскара».

К сожалению для перуанцев, запуск торпеды по «Кокрану» прошёл неудачно, а «Бланко Энкалада» по большому счету не пребывал в порту Антофагасты. Он взял отсрочку, но в первой половине 90-ых годов XIX века, уже на протяжении гражданской войны в Чили, «Бланко Энкалада» стал первым в истории броненосным кораблём, стёртым с лица земли торпедной атакой. По иронии судьбы, сейчас «Уаскар» был рядом.

Последний бой Мигеля Грау

За четыре месяца крейсерской войны «Уаскар» потопил шестнадцать транспортов соперника и захватил шесть, вернул два ранее захваченных перуанских корабля, обстрелял последовательность портов и городов. Успешные действия одного монитора сковывали наступление чилийской армии, и военно-морское руководство Чили не планировало с этим мириться.

4 октября 1879 года монитор «Уаскар» и корвет «Юнион» были найдены в районе чилийского города Уаско, два дня спустя — севернее, около Чаньяраля. Эскадра Чили сейчас пребывала ещё севернее, у Антофагасты и Мехильонеса. Она подразделялась на два дивизиона по три корабля в каждом: 1-й, во главе с командующим чилийским флотом Гальварино Риверосом, на «Бланко Энкаладе», и 2-й, более манёвренный, под руководством капитана Хуана Хосе Латорре на «Кокране».

Руководству флота было разумеется, что Грау идёт на север, и Риверос с Латорре создали замысел по уничтожению «Уаскара». По этому плану, 1-й дивизион должен был курсировать у побережья рядом с Антофагастой, а второй — пребывать в море севернее, на расстоянии 20 миль от берега.

Схема сражения у мыса Ангамос 8 октября 1879 года

Ночью 8 октября «Уаскар» и «Юнион» вошли в залив Антофагасты и, не отыскав в том месте целей, двинулись дальше на север. В 3:30 утра Грау и Риверос нашли друг друга. Дабы уклониться от встречи, «Уаскар» забрал курс на юго-запад, а после этого развернул на север. 1-й дивизион чилийцев преследовал его, но очевидно отставал. Обстановка решительно изменилась, в то время, когда на северо-западе показались дымы 2-го дивизиона.

Против 11 узлов «Уаскара» «Кокран» дал 12, и расстояние между судами начало уменьшаться. В 9:40 пушки «Уаскара» открыли огонь с дистанции в 1000 метров и сумели добиться 5 попаданий, из которых одно не пробило брони, а остальные не оказали влияние на боеготовность «Кокрана».

Огонь в ответ чилийцев с 200 метров был куда более сокрушительным. Одно из первых попаданий вывело из строя 12 человек, каковые вручную поворачивали артиллерийскую башню «Уаскара», и повредило поворотный механизм. За время боя перуанский монитор два раза приобретал повреждения руля.

В 10:00 боеприпас попал в боевую рубку «Уаскара», где был адмирал Грау, и убил его. Было повреждено одно из 10-дюймовых орудий перуанцев. «Уаскар», «Кокран» и «Бланко Энкалада» пробовали таранить друг друга, но промахивались, причём последний чуть не столкнулся с союзником. Руководство горящим и искалеченным монитором изменялось уже четвёртый раз, в то время, когда произошла новая беда — упал уровень воды в одном из котлов, и судно начало терять движение.

Лейтенант Педро Гаресон, занявший пост начальника «Уаскара», отдал приказ открыть кингстоны и затопить судно. В то время, когда абордажная партия чилийцев ворвалась на корабль и закрыла клапаны, вода в трюме встала уже на 1,2 метра.

«Уаскар» (в центре) под обстрелом «Кокрана» и «Бланко Энкалады»

Продолжительное время поражение Мигеля Грау у мыса Ангамос растолковывали отсутствием у «Уаскара» бронебойных снарядов Палисьера, каковые действенно применяли его соперники. Но потом стало известно, что «Уаскар» располагал ими. Другое дело что пробивная свойство его орудий была ниже, а толщина брони меньше, чем у чилийских броненосцев. Сыграла собственную роль лучшая подготовка чилийских артиллеристов и серия роковых для «Уаскара» попаданий, которых они сумели добиться.

Но основной урок боя у Ангамоса содержится в том, что как бы не был оптимален одиночный его командир и корабль, непременно он станет жертвой более бессчётного и организованного соперника.

Чилийцы отремонтировали «Уаскар» и ввели его в состав собственного флота. На протяжении Второй тихоокеанской войны монитор на стороне чилийцев сражался с перуанским монитором «Манко Капак» и в этом бою снова утратил начальника – чилийского капитана Мануэля Томсона. Кроме этого в первой половине 90-ых годов XIX века «Уаскар» участвовал в Гражданской войне в Чили на стороне Конгресса.

На закате собственной военной карьеры с 1917 по 1930 годы монитор был базой для чилийских подводных лодок, а с 1934 года по отечественное время есть кораблём-монументом.

Источники:

  • Carvajal Pareja, Meliton (2006). Historia Maritima del Peru.
  • Bulnes, Gonzalo (1911). Guerra del Pacifico.
  • А. Г. Больных. Линейные корабли в сражении. Великие и страшные.
  • huascar.cl
  • keu-ocr.narod.ru/Huascar/

Разведопрос: Клим Жуков про Ютландское сражение


Темы которые будут Вам интересны: