Начто способны уникальные российские станки?

Начто способны уникальные российские станки?

Про нынешнее станкостроение баек уже не говорят. Считается, что его нет. В соответствии с расхожему стереотипу, русский экономика чисто сырьевая, вся отечественная промышленность — это «отверточная сборка», и уж само собой разумеется, индустриальное оборудование только импортное.

Что ж, как говорится, в каждой шутке имеется часть правды, да и стереотипы редко появляются на безлюдном месте. Тем веселее время от времени выяснить, что действительность сложнее стереотипов и шуток. И значительно оптимистичнее.

Отечественный автобус медлительно катится по асфальтовой дорожке, края которой крошатся как песочный торт. Крошатся прямо в залившие неухоженные газоны лужи мутно-бежевого цвета. Окружающий вид глаз не радует: на советских фабриках и так-то не очень баловались ландшафтным дизайном, ко всему прочему во всем заметны следы двадцатилетнего упадка.

Картина весьма характерная и виденная неоднократно.

Из «софта» в «хард»

    Фото Тяжело придумать лучший метод продемонстрировать циклопические масштабы станов, каковые создавал Коломенский завод тяжелого станкостроения. Десятки человек на планшайбе!

Мы на территории Коломенского завода тяжелого станкостроения, которому в текущем году исполнилось 100 лет. В России тут начинали с конных повозок, позже, в период СССР, делали пушки и, наконец, перешли к станкам. ЗТС был настоящим гигантом советской индустрии и занимал огромную территорию, которая сейчас поделена между несколькими юрлицами.

В общем, произошло то, что в большинстве случаев случалось с для того чтобы рода фирмами в годы, в то время, когда страна увлеклась финансами и торговлей: завод обанкротился. Оказалось, что российские станки были не необходимы не только японцам.

И все же столетний юбилей известного завода не стал траурной датой. Медлено, ход за шагом, тут, в Коломне, и вдобавок в Стерлитамаке, других городах и Иванове российское станкостроение рождается заново.

И вот что весьма интересно. Люди, находившиеся у истоков новой судьбе известного коломенского завода, отнюдь не уроженцы тяжелой индустрии. Они пришли из самой что ни на имеется «экономики знаний».

Еще в 1995 году несколько студентов, выпускников и аспирантов столичного «Станкина» объединилась в производственный коллектив и начала выполнять заказы западных станкостроительных компаний на разработку ПО для автоматизированных совокупностей управления. Ни о каком «тяжелом металле» не было и речи — то была эра, в то время, когда программисты и по большому счету «компьютерщики» были храбрецами дня. Неспешно круг партнёров и сфера деятельности команды — сейчас она начала называться ЗАО «Станкотех» — расширялись.

Показался интерес не только к созданию ПО для станков, но и к их модернизации, переоборудованию на базе современных средств ЧПУ. Наконец, в 2011-м ЗАО «Станкотех» пришло в Коломну. Компанией было поглощено обанкротившееся предприятие ООО «СКБ-ЗТС», созданное на базе цеха прецизионных станков бывшего Коломенского завода тяжелого машиностроения.

На этих площадях со славной историей «станкотеховцы» принялись создавать новое предприятие, которое сейчас не только модернизирует ветхие станки, но и создаёт новые. В 2013 году ЗАО «Станкотех», управляющее производством в Коломне, объединилось со станкостроительным заводом в Стерлитамаке (НПО «Станкостроение») в группу «СТАН». В октябре этого года было заявлено о присоединении к группе еще двух станкостроительных производств в Иванове и Рязани.

    Фото На фото станок-трубогиб делает собственную медленную, но весьма узкую работу. Под управлением компьютера он формирует сложные трехмерные конфигурации из труб — такие подробности употребляются, например, в топливных совокупностях ракет. Еще одна новинка ЗАО «Станкотех», стоящая в заводском цехе, — обрабатывающий центр модели ОЦП 300, что рекомендован для обработки крупногабаритных подробностей (плит, рам, корпусов) из легких композитных материалов и металлических сплавов.

    На станке возможно обрабатывать подробности любой геометрической формы с пяти сторон без переустановки.

    Станки, каковые строятся и будут строиться сейчас в Коломне, — это совсем не рядовое оборудование. Изготовлен и трудится в цехе неповторимый станок-трубогиб, неспешно воплощается в металле универсальный раскатной стан УРС-3200, проектируется станок для вырезания вафельного фона. Нет, кондитерские изделия тут ни при чем, и одного только перечисления названий этих автомобилей хватит сведущему человеку, чтобы выяснить, какой отрасли пригодились новейшие российские станки.

    Но сперва все-таки о японцах.

    Карусели не для развлечений

    Выбор, что ЗАО «Станкотех» остановило на Коломенском ЗТС (правильнее, пока на его части), был совсем не случаен. Завод, не обращая внимания на собственную сложную и обычную для новейших времен судьбу, владел, как на данный момент принято сказать, компетенцией большого уровня (и частично ее сохранил) в области создания неповторимого сверхтяжелого промышленного оборудования. В первой половине 70-ых годов XX века экспертами ЗТС был выстроен карусельный универсальный станок КУ299.

    На его огромной планшайбе имели возможность размещаться подробности диаметром до двадцати метров и весом до 560 т. Машина была послана на экспорт, став самым сложным большим станком, когда-либо реализованным СССР за границу. Клиентом стала японская компания Hitachi — ничего лучше в мире для обработки сверхкрупных подробностей (по большей части для потребностей энергетики) эксперты из Страны восходящего солнца не нашли. В Японию отправился и второй коломенский карусельный станок — КУ153Ф1.

    Еще более большой станок — по некоторым данным самый большой в мире — был изготовлен коломенцами для волгодонского «Атоммаша». Подробность, обрабатываемая на станке КУ466, может иметь высоту до пяти метров, диаметр заготовки — до 22 м! на данный момент эта машина трудится в Китае. Карусельный станок КУ168 изготовили во второй половине 60-ых годов двадцатого века для ответа неповторимой задачи: на нем шлифовали шестиметровое зеркало Громадного азимутального телескопа Особой астрофизической обсерватории АН СССР, расположенной на Северном Кавказе.

    Катать и резать

    Новым хозяевам коломенского производства приходится непросто — они унаследовали не только славные традиции, но и последствия упадка. В цехах вовсю идет работа, строятся и модернизируются станки, наряду с этим на повестке дня остаются бессчётные хозяйственно-организационные неприятности. В некоторых помещениях было нужно чинить кровлю. Решается вопрос об водоснабжении и автономном отоплении для каждого цеха.

    Ведутся переговоры о возвращении производству тех заводских помещений, каковые сейчас занимают другие компании. В одном из таких «чужих» цехов стоит печь для отжига огромных подробностей (в печи поверхность металла подвергается «неестественному старению» для мехобработки). Протяженность печи 30 м, высота и ширина — по 5 м. Когда-нибудь дойдут руки до обустройства территории, но основное — производству дан старт.

    В то время, когда станок трудится — это неизменно заметно. Крутятся валы, жужжат фрезы, перемещаются суппорта. Но станок-трубогиб — исключение. Его работа медленная и незаметная, как перемещение часовой стрелки. Видно только, как в месте входа трубы в станок она раскаляется докрасна. Казалось бы, в чем тут техническая сложность? Все легко, в случае если из трубы необходимо сделать примитивное «колено».

    Но в случае если эта труба есть, скажем, частью топливной совокупности ракеты, то ее нужно будет изогнуть в очень сложную конфигурацию, дабы она совершенно верно вписалась в габариты агрегата. Для того чтобы получить трубу, образующую заданную трехмерную фигуру, нужен станок с ЧПУ. Лишь компьютер способен руководить этим медленным процессом с прецизионной точностью.

    Второе детище ЗАО «Станкотех» — универсальный раскатной стан УРС-3200, что рекомендован для изготовления очень правильных осецентричных подробностей — конусов, цилиндров, оболочек двойной кривизны — способом комбинированной наружной и внутренней раскатки. 3200 — это большой диаметр в миллиметрах той самой цилиндрической либо конусообразной подробности, которую возможно создать на станке, и это весьма внушительная цифра.

    Наряду с этим в высоту подробность может быть около 1 м. Стан еще не выстроен, но его крупногабаритные подробности уже складируются в цеху. ЗАО «Станкотех» делает на данный станок особенные ставки, потому что его параметры не имеют аналогов в мире. Машина трудится с прецизионной точностью и будет создавать подробности, в которых нет швов.

    Раскатка (в отличие от сварки из страницы) разрешает за счет уплотнения металла делать стены изделий на 20% уже, чем при классических разработках, и наряду с этим они смогут выдержать значительно б? льшие нагрузки. Такое оборудование отыщет собственный использование в первую очередь в космической индустрии, к примеру при постройке ракетных двигателей и командных, другими словами самые критичных с позиций конструкции, частей ракет. Ранее отечественная индустрия производила подобные автомобили, но в том месте использовалась лишь внешняя раскатка, к тому же большой диаметр подробности достигал только 2,5 м. Иными словами, новое оборудование поднимет отечественное ракетостроение на более большой технологический уровень.

    И наконец, о вафельном фоне, что, как уже было сообщено, не имеет никакого отношения к кондитерской индустрии. У Коломенского ЗТС опыт строительства станков для вафельного фона был, а сейчас новые автомобили с данной функцией уже проектируются в КБ ЗАО «Станкотех». Вафельный фон создается на подробностях с криволинейной поверхностью для облегчения изделия при сохранении его прочности.

    Посредством фрезерной головки станок выбирает часть металла, оставляя на поверхности квадратные углубления (ячейки), поделённые стенками. Тут требуется высокая точность, поскольку толщина стенок и глубина ячеек должны иметь строго заданные размеры. Помимо этого, в ходе обработки изделие не должно подвергаться деформации.

    Для решения последней задачи в новой конструкции обработка будет вестись фрезерными головками сходу с двух сторон, другими словами упрочнение одной головки будет компенсировано упрочнением второй. Одновременная обработка подробности будет вестись по 32 осям. Клиентом станка выступает Роскосмос.

    Очевидно, мы перечислили только пара флагманских проектов обновленного коломенского производства, но уже по ним ясно, что одним из моторов восстановления отечественного станкостроения стало появление важных клиентов, в частности в ракетно-космической отрасли. Объединение разрозненных фрагментов бывшей советской индустрии в вертикально интегрированные корпорации (при всей спорности отдельных моментов этого процесса) позвало все возрастающий спрос на переоснащение фирм новым промышленным оборудованием.

    Рядом с только что выстроенными станками окажутся и модернизированные автомобили. Тяжелый станок — как корабль, его главные подробности смогут сохранять работоспособность десятилетиями, а отдельные механизмы и, очевидно, совокупность управления возможно заменить на более современные.

    Флагманский проект

    Стан УРС-3200 рекомендован для изготовления очень правильных осесимметричных подробностей (конусы, цилиндры, оболочки двойной кривизны) способом комбинированной наружной и внутренней раскатки. Разработка внутренней и наружной раскатки используется чтобы получить трубы и оболочки особого назначения. Главное ее преимущество — высокая точность геометрических размеров приобретаемых изделий и упрочнение материала в ходе раскатки.

    Компоновка стана — вертикальная с трехроликовой клетью и неподвижной в осевом направлении оправкой для наружной раскатки, с трехроликовой стационарной матрицей и клетью для внутренней раскатки. На стане возможно реализован процесс как наружной, так и внутренней раскатки. Переход от одного процесса к второму достигается за счет перенастройки стана и установки соответствующего инструмента.

    Статья «Тяжелый металл возвращается» размещена в издании «Популярная механика» (№146, декабрь 2014).

    Новейший российский станок. Программа Машиностроение\


    Темы которые будут Вам интересны:

    Читайте также: