Награда не по чину

звания и Высшие награды во флоте постоянно доставались, в первую очередь, капитанам судов, на долю же участников экипажей приходились символы отличия поскромнее. Не был в этом замысле исключением и германский подводный флот времён Второй мировой. Но в каждом правиле, как мы знаем, бывают исключения: семеро из 147 кавалеров Рыцарского креста офицерами не были.

Чем же они заслужили высшую воинскую приз Фашисткой германии?

Одной из обстоятельств учреждения 1 сентября 1939 года Рыцарского креста Железного креста как высшей воинской приза для германских солдат была попытка организовать в вермахте новую военную элиту. Не избежал данной тенденции и ВМФ Фашисткой германии, для подводников которого были установлены нормативы для получения этого ордена – потопление 100 000 брт торгового тоннажа либо большого военного корабля класса линейного корабля либо авианосца. Но по достижении этих удач кавалером Рыцарского креста имел возможность стать лишь начальник лодки, ранее награждённый Железным крестом I и II класса, и он приобретал эту приз один из всего экипажа, либо, несложнее говоря, за целый экипаж.

За период с 18 октября 1939 года по 8 мая 1945 года Рыцарский крест взяли 147 человек (а также посмертно). Подавляющее число награждённых, 140 человек, были офицерами – сам командующий подводными силами адмирал Дёниц, 124 начальника подводных лодок, один инженер механиков и 14 вахтенный-офицер. Оставшиеся семь кавалеров Рыцарского креста не имели офицерского звания и относились к младшему начальствующему составу экипажей подлодок.

Стоит дать маленькие пояснения о званиях нижних чинов в кригсмарине. Они разделялись на три группы:

  • I несколько – старшие и матросы матросы морских и технических дивизионов судов;
  • II несколько – унтер-офицеры без права ношения портупеи. К собственному званию имели приставку «маат» (maat) и были аналогом старшин в советском и русском флоте;
  • III несколько – унтер-офицеры с правом ношения портупеи, либо фельдфебели, бывшие аналогом мичманов в советском и русском флоте. К данной группе на лодках относились боцманы, машинисты и штурманы.

Шесть человек из семи упомянутых выше относились к группе фельдфебелей, и только один человек был маатом (старшиной). Так за что эти люди были представлены к таковой высокой награде, которой в подводном флоте Фашисткой германии в большинстве случаев заслуживали лишь офицеры-подводники?

Штабс-обер-навигатор Генрих Петерсен

Генрих Петерсен (Heinrich Petersen) появился 3 ноября 1902 года в Гамбурге. На флот он пришёл молодым матросом 1 сентября 1919 года, в то время, когда ВМФ Германии переживал тёмные времена, будучи зажатым в тиски Версальского мирного соглашения. По окончании трёх лет работы в береговых морских частях Петерсен в октябре 1923 года был направлен на крейсер «Берлин» (Berlin), что стал его первым кораблём.

Позднее ему довелось служить на тральщике М 75 и на нескольких миноносцах. В сентябре 1931 года Петерсен по окончании 12 лет работы в рейхсмарине вышел в отставку в звании обер-штурманс-маата (Obersteuermannsmaat).

В 1935 году Петерсен возвратился на флотскую работу и взял назначение на ветхий миноносец Т 156, входивший в состав германского флота ещё в годы Первой мировой. Прослужив на этом корабле два года, Петерсен, взявший в январе 1936 года звание обер-навигатора (Obersteuermann), перевёлся в подплав. В октябре 1937 года он был назначен навигатором на малую подводную лодку U 23 (тип IIB) обер-лейтенанта цур зее Отто Кречмера (Otto Kretschmer).

С этого момента судьбы Петерсена и Кречмера будут переплетены надолго.

Награда не по чину

Подлодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное время, о чём свидетельствует большой номер на рубке — с началом военных действий он был закрашен

Войну Петерсен встретил на U 23, взяв в октябре 1939 года звание штабс-обер-навигатора (Stabsobersteuermann). Он был на борту лодки в качестве навигатора на протяжении всех восьми боевых походов неспециализированной длительностью в 94 дня.

В апреле 1940 года Кречмер принял у верфи новую «семёрку» U 99, и Петерсен также был в её экипаже. В качестве навигатора U 99 Петерсен поделил с Кречмером все удачи лета и осени 1940 года – в тот самый период, что в истории Битвы за Атлантику принято именовать «радостными временами». Кречмер советовал представить собственного навигатора за хорошую работу к Рыцарскому кресту, и Карл Дёниц отправился собственному любимцу навстречу.

5 ноября 1940 года, перед самым возвращением лодки из очередного успешного похода, в котором было потоплено два английских вспомогательных крейсера, Кречмер взял радиограмму от Дёница о награждении его Дубовыми страницами, а Петерсена – Рыцарским крестом.

Доверие Кречмера к собственному навигатору было так громадно, что он отправился на беспрецедентный ход: в последнем походе U 99 Петерсен выполнял обязанности не только навигатора, но и второго вахтенного офицера. По окончании потопления лодки он совместно со всеми выжившими попал в плен к англичанам. Необходимо подчеркнуть, что это был единственный случай, в то время, когда в плен к союзникам в один момент попали два подводника, награждённых Рыцарским крестом.

Генрих Петерсен (1902–1963) и его покровитель и знаменитый командир Отто Кречмер (1912–1998)

Офицеры разведотдела английского Адмиралтейства, допрашивавшие членов экипажа U 99, дали Петерсену следующую чёрта:

«Старший навигатор (штабс-обер-навигатор) Генрих Петерсен, что выполнял обязанности младшего офицера U 99 [обязанности второго вахтенного офицера], – талантливый и умелый человек, служивший на флоте много лет. Он служил с Кречмером в течение продолжительного времени и был единственным в германском флоте, кто представлен к награждению Рыцарским крестом Железного креста не в соответствии со своим чином. Это событие [награждение] так вскружило ему голову, что сперва он вел себя [на допросе] пара высокомерно».

Любопытно, что 1 июля 1941 года, будучи уже в плену, Петерсен взял извещение о краже ему звания лейтенанта цур зее. Это разрешило ему остаться рядом с Кречмером в офицерском лагере для пленных по окончании пересылки экипажа U 99 в Канаду. Возможно, он принимал участие в событиях, вошедших в историю как «Битва в Бауменвилле», в то время, когда в этом канадском лагере случились рукопашные схватки между военнопленными немцами во главе с Кречмером и охраной лагеря.

В июне 1947 года, по окончании освобождения из плена, Петерсен возвратился в Германию. 6 июня 1963 года он умер в Киле.

Обер-навигатор Вальтер Кединг

Вальтер Кединг (Walter Kaeding) появился 14 сентября 1915 года в Берлине. В ряды кригсмарине он был зачислен матросом в 1935 году. По окончании работы на берегу, лёгком крейсере «Лейпциг» (Leipzig) и обучения в Торпедной школе в Мюрвике Кединг уже в должности штабс-матроса (Stabsmatrose) в январе 1938 года был послан в школу для унтер-офицеров.

По окончании обучения он взял звание боцманс-направляться (Bootsmannsmaat) и в ноябре был опять направлен на «Лейпциг». Войну Вальтер Кединг встретил на этом корабле.

Музейная экспозиция, посвященная Вальтеру Кедингу. Не считая Рыцарского креста, представлены и другие награды подводника — Германский крест в золоте, прозванный «Яичницей», Испанский крест с клинками в латуни — первая приз Кединга, полученная за участие в гражданской войне в Испании на крейсере «Лейпциг», и боевая шпанга подводника в серебре

19 сентября 1939 года Кединг покинул крейсер чтобы стать подводником, и был направлен на обучение в Школу подплава в Нойштадт. В апреле 1940 года Кединг вошёл в состав экипажа строящейся лодки U 123 (тип IXB), которая 30 мая вошла в строй флота. С данной лодкой в течении пяти лет и будет связана карьера Кединга, которую возможно поделить на два этапа.

С мая 1940 по май 1942 гг. Кединг в составе экипажа U 123 совершил восемь боевых походов под руководством подводных асов Карла-Хайнца Мёле (Karl-Heinz Moehle) и Райнхарда Хардегена (Reinhard Hardegen). Лодка учавствовала в известных атаках английских конвоев в осеннюю пору 1940 года, действовала у африканского побережья, и принимала участие во неожиданном нападении на судоходство у побережья США в первой половине 40-ых годов XX века, известном как операция «Паукеншлаг» (Paukenschlag – «Удар в литавры»), где сумела отличиться.

За данный период Кединг, делая обязанности ассистента навигатора U 123, был награждён Железным крестом обеих степеней и взял звание боцмана (Bootsmann).

Второй этап для него начался 12 мая 1942 года, в то время, когда Кединг был направлен в школу навигаторов в Готенхафене. В декабре он опять возвратился на U 123, но уже в звании обер-навигатора. Сейчас лодкой руководил первенствовавший вахтенный офицер Хардегена Хорст фон Шрётер (Horst von Schroeter). Кединг участвовал в четырёх походах лодки в качестве третьего и штурмана вахтенного офицера, пребывав в составе экипажа впредь до исключения U 123 из состава флота 17 июня 1944 года.

За хорошее исполнение собственных обязанностей в течении пяти лет, 720 дней из которых он совершил вместе с лодкой в море, 15 мая 1944 года Кединг был награждён Рыцарским крестом.

Подлодка U 123 пришла в базу и швартуется к причальной стенке — дизели дымят, экипаж выстроен на палубе

В будущем Кединг был послан на обучение в Военно-морское училище Мюрвика, закончил направления октября года и 1 командиров 1944 подлодок стал лейтенантом цур зее. Став офицером, он в течение месяца руководил учебной лодкой U 56 (тип IIC), по окончании чего был назначен начальником ещё строившейся на верфи U 4713 – подлодки типа XXIII. Эта субмарина так в строй кригсмарине и не вступила, исходя из этого Кединг встретил капитуляцию Германии в должности начальника неготового к эксплуатации корабля.

23 июня 1992 года он умер в Бремене в возрасте 76 лет.

Обер-навигатор Хорст Хофманн

Хорст Хофманн (Horst Hofmann) появился 18 января 1919 года в местечке Кранцаль, расположенном в горном массиве Эрцгебирге на Чехии и границе Германии. На флот Хофманн пришёл молодым матросом в ноябре 1937 года. С апреля 1938 года он проходил обучение в Школе подплава и других учебных центрах, и год спустя стал участником команды новой «семёрки» U 48 под руководством Герберта Шульце (Herbert Schultze).

Хофманн прослужил у Шульце практически два года, перед тем как покинул U 48. 21 января 1940 года он в чине боцманс-маата был послан на дополнительную подготовку, по окончании чего в мае попал в экипаж новой «семёрки» U 134 Рудольфа Шенделя (Rudolf Schendel), которая вступила в строй 26 июля 1941 года. Хофманн совершил на U 134 семь боевых походов, прослужив на ней до конца февраля 1943 года.

Экипаж подлодки U 672 по окончании возвращения из похода, Франция, Сен-Назер, 1944 год

7 марта он был направлен в Школу навигаторов, 1 сентября взял звание обер-навигатора, а спустя месяц был переведён в 6-ю подводную флотилию и взял должность навигатора на U 672 (тип VIIC) обер-лейтенанта Ульфа Лавеца (Ulf Lawaetz). По окончании двух походов с Лавецем Хофманн 20 мая 1944 года был награждён Рыцарским крестом. Сейчас в его послужном перечне было 18 боевых походов, на протяжении которых он совершил на лодках в море более 600 дней.

По окончании награждения Хофманн совершил на U 672 ещё два похода, в последнем из которых попал в плен к союзникам, в то время, когда 18 июля 1944 года лодка была не легко повреждена в Ла Манше недалеко от мыса Старт-Пойнт. Английский исследователь Иннес Маккартни (Innes McCartney) так обрисовывает эти события:

«…18 июля в 18:00 лежащая на дне в точке 50°03′ сев. шир. 03°25′ вост. долг. субмарина была обнаружена и атакована проходящей над ней группой судов ПЛО. Взрывы привели к проникновению воды в корму лодки. Предстоящие взрывы бомб повредили аккумуляторную батарею и вызвали новые течи. Поступавшая вода откачивалась через чур медлительно, дабы избавиться от вероятного дифферента при всплытии, и стало ясно, что лодка через чур очень сильно повреждена, дабы её возможно было спасти.

Также, воздушное пространство в отсеках становился негодным для дыхания.

Начальник лодки Ульф Лавец приказал приготовиться покинуть корабль при необходимости. оборудование и Секретные документы были стёрты с лица земли, и, имея маленький запас воздуха большого давления, U 672 постаралась всплыть. В то время, когда, наконец, лодка оторвалась от дна, она всплыла носом под углом в 70 градусов.

В таком положении дизеля не могли быть запущены, исходя из этого команда покинула корабль на резиновых лодках, пока инженер и командир-механик занимались затоплением субмарины.

19 июля в 13:30 эскадрилья «Спитфайров» увидела выживших подводников в 17 милях к востоку от Старт-Пойнта. Гидросамолет «Валрус» был отправлен, дабы забрать начальника, а надводные суда спасли всех остальных. U 672 стала единственной подводной лодкой, потопленной восточнее Старт-Пойнта, экипаж которой не имел утрат при спасении.

Навигатор U 672 Хорст Хофманн был кавалером Рыцарского креста. Это была очень редкая приз для моряка, не имеющего офицерского звания. Он когда-то являлся членом команды самой успешной германской субмарины Второй мировой U 48.

Его спокойствие и опыт на протяжении этого опробования, вне всякого сомнения, внесли свою лепту в надёжную эвакуацию всего экипажа».

Хорст Хофманн был высвобожден из английского плена 2 октября 1947 года и возвратился в Германию. Скончался он в Любеке 14 июня 1978 года.

Штабс-обер-машинист Генрих Даммайер

Генрих Даммайер (Heinrich Dammeier) появился 9 февраля 1914 года в местечке Беккедорф (Нижняя Саксония). В июле 1933 года он начал работу в кригсмарине. По окончании обучения и прохождения подготовки Даммайер был послан служить на броненосец «Дойчланд» (Deutschland), где был зачислен в технический дивизион корабля. В сентябре 1935 года он был направлен на направления унтер-офицеров, по окончании которых возвратился на броненосец.

Любопытно, что унтер-офицерское звание машинистен-маата (Maschinistenmaat) он взял лишь спустя год, 1 октября 1936 года.

Даммайер прослужил на «Дойчланде» до 30 сентября 1940 года, по окончании чего перевёлся на подводный флот, начав курс обучения в Школе подплава. В апреле 1941 года он был назначен на подготавливающуюся к сдаче подводную лодку U 129 (тип IXC) Асмуса Николая Клаузена (Asmus Nicolai Clausen), которая вошла в строй 21 мая того же года. С этого момента карьера Даммайера была фактически непрерывно связана с данной субмариной, на которой он под руководством трёх поменявших друг друга начальников прослужил до июля 1944 года, в то время, когда U 129 была выведена из состава флота и затоплена в Лориане.

Подлодка U 129 на закатном солнце

За время работы Даммайера на данной лодке она совершила 10 боевых походов и потопила 29 судов неспециализированным тоннажем 143 748 брт. 12 августа 1944 года он, уже будучи в звании штабс-обер-машиниста (Stabsobermaschinist), был награждён Рыцарским крестом за отличное исполнение и безупречную службу собственных обязанностей. Стаж плавания Даммайера на U 129 составил более 700 дней нахождения в море.

Необходимо подчеркнуть, что приз ему так и не вручили. Сейчас атлантические базы подлодок во Франции подверглись опасности захвата из-за быстро развивающегося наступления англо-американских армий. Была начата эвакуация подводников и подлодок морским путём – субмарины, находящиеся в базах, покидали Францию с оборудованием и пассажирами на борту, уходя в Норвегию.

Были кроме того введены в строй ранее списанные лодки, экипажи которых были собраны из пребывавших в то время во Франции «безлошадных» подводников.

10 августа Лориан покинула снова введённая в строй U 270 (тип VIIC) под руководством обер-лейтенанта цур зее Генриха Шрайбера (Heinrich Schreiber), в состав экипажа которой был включён Генрих Даммайер. Спустя двое дней лодка была потоплена «Сандерлендом» из 461-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС. Канадские эсминцы сумели спасти 71 человека из пассажиров и членов экипажа U 270, среди спасённых был и Генрих Даммайер.

Возвратившись из плена в Германию в декабре 1947 года, Даммайер трудился в мастерских на железной дороге. Он скончался 16 мая 2001 года.

Обер-боцманс-маат Рудольф Мюльбауэр

Рудольф Мюльбауэр (Rudolf Muhlbauer) появился 27 марта 1919 года в Кёнигсбрюке (Саксония). С 1925 по 1933 год Рудольф получал образование народной школе, по окончании чего три года осваивал профессию каменщика. С октября 1938 по март 1939 гг. он отбывал необходимую имперскую трудовую повинность, по окончании которой взял квалификацию мастера в собственной профессии.

В апреле того же года Рудольф Мюльбауэр добровольцем ушёл на ВМФ.

По окончании полугодичной подготовки он был направлен в Нойштадт на направления подготовки коков для подводных лодок, по окончании чего прошёл неспециализированную для подводников подготовку. В феврале 1940 года Мюльбауэр в звании матроса-ефрейтора (Matrosengefreiter) был зачислен в экипаж готовящейся к сдаче подлодки U 123. Но нет данных, что по окончании вступления субмарины в строй 30 мая Мюльбауэр выполнял на ней обязанности кока.

В 1940–1942 гг. он совершил на U 123 восемь боевых походов в качестве сигнальщика верхней вахты, и 1 августа 1942 года взял звание боцманс-маата.

Подлодка U 123 — обладательница рекорда по числу служивших на ней кавалеров Рыцарского креста. Их на её борту вести войну шестеро: не считая начальников Карла-Хайнца Мёле, Райнхарда Хардегена и Хорста фон Шрётера, в экипаж входили вышеупомянутый навигатор Вальтер Кединг, сигнальщик Рудольф Мюльбауэр и инженер Райнхардт Кёниг. Позднее данный факт отыскал отражение в эмблеме лодки, и начальный нагрудный символ за ранение был дополнен изображением Рыцарских крестов

В сентябре 1942 года Мюльбауэр был направлен на зенитчиков и курсы артиллеристов. В январе 1943 года его зачислили в экипаж U 170 (тип IXC/40), на которой Мюльбауэр совершил четыре боевых похода. 12 декабря 1944 года обер-боцманс-маат (Oberbootsmannsmaat) Рудольф Мюльбауэр был награждён Рыцарским крестом за хорошую работу, став единственным маатом, удостоенным таковой награды. К тому моменту он совершил 12 походов, совершив в море в общем итоге 748 дней.

В двух случаях острые глаза Мюльбауэра, несшего вахту на мостике, выручали лодку от смерти, своевременно подмечая угрожающую ей опасность.

9 мая 1945 года он был пленен англичанами во Фленсбурге, но уже в июле того же года отпущен на свободу. Рудольф Мюльбауэр скончался 26 марта 2000 года в Кёнигсбрюке.

Итоги

По окончании ознакомления с биографиями пяти кавалеров Рыцарского креста, не имевших офицерского звания, напрашиваются следующие выводы. Возможно заявить, что эта приз была вправду коллективной, и её за всю команду приобретал начальник субмарины. Вторым участникам экипажа лодки тяжело было совершить что-то выдающееся, для получения Рыцарского креста за конкретные поступки либо действия.

Первое награждение Рыцарским крестом в подводном флоте военнослужащего, не имевшего офицерского звания, случилось благодаря лучшему германскому подводному асу Отто Кречмеру – он в буквальном смысле выбил эту приз для собственного навигатора у адмирала Дёница. Но этот казус не стал правилом, и Генрих Петерсен продолжительное время был единственным награждённым Рыцарским крестом подводником из младшего начсостава германского подплава.

Главная часть награждений Рыцарским крестом была в конце войны. Кединг, Хофманн, Даммайер и Мюльбауэр были награждены в первой половине 40-ых годов XX века, не упомянутые тут обер-машинист Генрих Прассдорф (Heinrich Prassdorf) с U 1203 и обер-навигатор Карл Йекель (Karl Jackel) с U 907 взяли Рыцарский крест в апреле 1945 года.

Необходимо подчеркнуть, что в последний период войны эта приз утратила собственный прежний статус, и для её получения уже не использовались правила времён начала войны. Никаких 100 000 тысячь киллограм набирать уже не требовалось, приз возможно было взять за один успешный поход и пара потопленных судов. Исходя из этого начало награждений унтер-офицеров Рыцарским крестом можно считать вероятным как раз из-за упрощения требований, но это будет справедливо только частично.

Все шесть награждённых в 1944–1945 гг. подводников сейчас имели громадной срок работы на боевых субмаринах, начальники которых были подводными асами. За данный период эти унтер-офицеры превосходно делали собственные обязанности, были примером для экипажей собственных лодок. Это были заслуженные ветераны, имевшие уже фактически все награды, не считая Рыцарского креста, и их награждение возможно расценивать как отдание им соответствующих почестей за проявление и верную службу личных качеств на протяжении неё.

Исходя из этого не будет преувеличением заявить, что среди награждённых Рыцарским крестом подводников в 1944–1945 гг. эти шесть ветеранов были самый хороши данной награды, поскольку взяли приз не за какое-то воздействие, а старательно шли к ней в течении 5–6 лет.

Сравнение с советским подплавом

Очевидно, было любопытно совершить сравнение с тем, как обстояло дело с награждением высшими призами в советском подводном флоте времён ВОВ. За её время звание Героя СССР взяли 18 советских подводников, среди которых лишь двое не были офицерами – Иван Степанович Александр и Перов Сергеевич Морухов.

Старший краснофлотец Александр Морухов на рабочем месте

Из представления на звание Героя СССР боцмана Краснознамённой подлодки Л-4 Черноморского флота мичмана Ивана Степановича Перова:

«Мичман Перов принимал участие в 25 боевых походах. Участник потопления 7 судов соперника. Принимал участие в обороне Севастополя. При соприкосновении с соперником превосходно снабжал исполнение боевой задачи. В последнем боевом походе при выходе из строя кормовых горизонтальных рулей в малейший срок в тяжелых условиях, рискуя при срочном погружении остается в систерне № 10 устранил повреждение, чем обеспечил исполнение боевого задания.

Своим отвагой и личным примером, мужеством воодушевлял персональный состав на исполнение боевого задания».

Из представления на звание Героя СССР начальника отделения трюмных машинистов Гвардейской подлодки М-35 Черноморского флота старшего краснофлотца Александра Сергеевича Морухова:

«Совершил 33 боевых похода на позиции. Являясь превосходно подготовленным экспертом трюмным, четкими действиями на боевом посту (в центральном посту), действуя грамотно предотвратил подводную лодку от смерти при провале ее более 100 метров, за что награжден орденом «Красное Знамя». Участник потопления 8-ми судов соперника… При боевом соприкосновении с соперником судами охранения скинуто на подводную лодку пара сот глубинных бомб, наряду с этим Морухов хладнокровно и четко действовал на боевом посту».

Наградные страницы (орфография оригинала сохранена) Перова и Морухова позволяют понять, что их награждение звездой Храбреца СССР имело фактически те же самые обстоятельства, что и награждение Рыцарским крестом Кединга, Хофманна и других германских унтер-офицеров. Из этого возможно сделать вывод, что в германском и советском подплаве времён войны такие призы были более дешёвыми для начальников подлодок, чем для экипажей, которыми они руководили. Награждение ими военнослужащих, не имевших офицерского звания, было исключением из правил.

Литература:

  1. Робертсон Т. Подводный ас Фашисткой германии – М.: «Центрполиграф», 2009
  2. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  3. Paterson L. U-Boat War Patrol. The Hidden Photographic Diary of U 564 – Chatham Publishing, London 2006
  4. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  5. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  6. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War ниссан – микра ниссан микро: Naval Institute Press, 1999
  7. McCartney I. Lost Patrols: Submarine Wrecks of the English Channel – Periscope Publishing ЛТД, 2002
  8. Lange U. Auf Feindfahrt mit U-170 und Ritterkreuztrager Rudolf Muhlbauer – Books on Demand, 2002
  9. http://www.uboat.net
  10. http://www.uboatarchive.net
  11. http://historisches-marinearchiv.de
  12. http://www.town.ural.ru
  13. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de
  14. http://podvignaroda.mil.ru

Кровавая барыня. 9 — 10 серия (2018). История, драма @ Русские сериалы


Темы которые будут Вам интересны: