Nanosail d — первый спутник на «солнечной» тяге

Nanosail d - первый спутник на «солнечной» тяге

Компактный спутник NanoSail D созданный и запущенный национальным космическим агентством NASA, уже больше 14 дней находится на орбите. Уникальность нового спутника содержится в том, что  стандартные двигатели на нем заменены так называемым «солнечным парусом», что разрешает двигаться в пространстве только за счет давления солнечного света.

Космический аппарат NanoSail D находящий в составе более большого спутника-носителя FASTSAT был запущен еще 19 ноября прошлого года. В соответствии с начальной программе он должен был отстыковаться от собственного носителя и начать независимый полет в первых числах Декабря. Но из-за непредвиденных сбоев в работе стыковочного узла, спутник NanoSail D в течении, практически всего следующего месяца, никак не имел возможности отделиться от собственного носителя FASTSAT.

И лишь 17 января, в то время, когда проект уже считался проваленным, Центр космических полетов имени Маршалла взял подтверждение успешной расстыковки двух спутников. А через  трое дней в автоматическом режиме аппарат NanoSail D, каким-то образом сумевший все-таки отделиться (причем без участия людей), раскрыл собственный солнечный парус и начал исполнение поставленной перед ним миссии.  

 Главными задачами новой разработки NASA станет изучение самого принципа работы солнечного паруса в настоящих условиях. Экспериментальный спутник окажет помощь выяснить потенциал солнечного излучения (т.е. потоков фотонов) и оценить перспективность таких космических аппаратов. Предполагается что спутники подобные NanoSail D смогут стать совершенными ассистентами в очистке околоземной орбиты от бессчётного космического мусора, имеющего неестественное происхождение.

Солнечный парус возможно будет применять наподобие аэродинамического тормоза. Неспециализированная схема работы достаточна легко. Сперва, спутник будет сближаться с объектом. После этого, состыковавшись с ним, он начнет замедлять скорость объекта.

По окончании чего, утратив скорость, объект будет притягиваться и сгорать в воздухе, а спутник займется  поиском новых целей.    

Что касается солнечного паруса, то он (при успешных опробований) предоставит массу преимуществ. Во-первых, космические аппараты оснащенные «звездными» парусами приобретают фактически бесконечный источник энергии и смогут перемещаться на каждые расстояния. Во-вторых, они разрешают трудиться столько времени, сколько будет трудиться сам спутник.

И, в-третьих, благодаря солнечному парусу отпадает необходимость в горючем как таковом, что сокращает массу спутника, и соответственно удешевляет и его выведение на орбиту. Но всеми этими возможностями возможно будет воспользоваться только в скором времени. А, пока, первый в собственном роде опытный образец на «солнечной» тяге обязан будет пробыть на орбите 70-120 дней, по окончании чего NanoSail D войдет в верхние слои атмосферы и всецело сгорит.

Необходимо подчеркнуть, что первым космическим «кораблем», оснащенным солнечным парусом, недавно стал японский зонд IKAROS, запущенный прошлым летом (21 мая) вместе с исследовательским зондом Akatsuki. Оба аппарата были в один момент посланы к Венере, но из-за неодинаковой скорости они должны были подойти к планете в различное время.

Сейчас уже как мы знаем, что зонд Akatsuki в следствии кратко сбоя в работе топливной совокупности, не сумев выйти на нужную орбиту «промахнулся», и пролетел мимо Венеры, а  IKAROS, удачно раскрыв парус, лишь приближается к планете. В случае если сравнивать IKAROS и американский NanoSail D, то они существенно отличаются собственными размерами (площадь солнечного паруса соответственно 200 кв. м и 10 кв. м) и, само собой разумеется, своим местонахождением. Как раз последнее событие разрешило IKAROS войти в историю как первый межпланетный космический аппарат с солнечным парусом, а NanoSail D стать первым спутником с солнечным парусом.

Спутник. Русское чудо. Документальный фильм


Темы которые будут Вам интересны: