Наш агент ватмосфере: начто способен уникальный самолет геофизика?

Наш агент ватмосфере: начто способен уникальный самолет геофизика?

Самолет М-55 «Геофизика» довольно часто сравнивают со известным американским самолетом-шпионом Lockheed U-2, и для таких сравнений, непременно, имеется основания: обе автомобили — высотные дозвуковые разведчики с сопоставимыми ТТХ. Но создавались они в различное время, к ним предъявлялись различные требования, и задачи ставились также различные.

В 1960-х годах остро поднялась необходимость борьбы с американскими разведывательными аэростатами, запускаемыми над территорией СССР. Разработку высотного самолета, что возьмёт имя М-17 «Стратосфера», начало в первой половине 70-ых годов XX века ОКБ Мясищева. Что ж, перед глазами был пример U-2 а также его обломки — задачи схожие, лишь копируй.

Но копировать не стали, в частности вследствие того что у Минобороны были собственные запросы. U-2 применял велосипедное шасси, другими словами садился на два колеса, размещенные на протяжении фюзеляжа спереди и позади от центра тяжести. Армейские "настойчиво попросили", дабы было простое трехстоечное шасси с передним колесом. В U-2 использовалось особое высотное горючее — армейские настояли на том, дабы возможно было летать на простом керосине.

Помимо этого, с целью придания легкому самолету большей прочности (в частности, в сравнении с U-2) авиастроители применили двухбалочную схему с двумя килями, соединенными замыкающим стабилизатором, — это было похоже на конструкцию известной германской «рамы» (воздушного разведчика FW-189). В качестве высотного двигателя применяли ТРД РД-36−51В — от первого и последнего в истории отечественного сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144.

    Перед отправкой в очередную экспедицию по изучению воздуха в ангаре предприятия шепетильно проверяется работоспособность всех совокупностей.
    «Чистого крыла» больше нет: на консолях размещены пилоны для крепления метеорологических сенсоров. На таковой пилон их крепится до трех штук.

    Самолету приходится трудиться иногда в экстремальных климатических условиях. В полете над Сейшелами (высота 17?000 м) была зафиксирована температура -92 градуса.

    От «Стратосферы» к «Геофизике»

    Разработка М-17 шла медлительно, и первый летный экземпляр показался только к 1978 году, но тут же потерпел трагедию на протяжении аэродромных опробований. В то время, когда в 1982-м к полетам готовься еще одна машина, задача борьбы со шпионскими аэростатами была уже неактуальной: американцы всецело перешли на спутники. Тогда появилась идея — выстроить на базе М-17 высотный разведчик, что стал бы элементом разведывательно-ударного комплекса.

    К примеру, самолет имел возможность бы лететь на протяжении границы, «прощупывая» сопредельную территорию на глубину до 500 км, и при необходимости давать целеуказания ракетным комплексам типа ОТРК «Искандер». Задачу «мясищевцы» выполнили: 16 августа 1988 года в первоначальный полет отправился самолет М-55, потом ставший известным как «Геофизика». В общем машина повторяла конструкцию М-17, но вместо одного двигателя ее оснастили двумя.

    Сделано это было для увеличения надежности автомобили и вследствие того что программа Ту-144 закончилась и имели возможность появиться неприятности с поставкой силовых запчастей и установок к ним. Базой для двигателей М-55 стал намерено адаптированный для высотных полетов Д-30Ф6, что устанавливался на перехватчиках МиГ-31.

    Как возможно додуматься, и М-55 армейским фактически не понадобился, настали времена открытости и перестройки. Всего было выстроено четыре летных экземпляра и две автомобили для наземных тестов. Из четырех летных два было потеряно на протяжении опробований, а два находятся на стоянке экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева.

    И лишь один из этих двух самолетов получил воистину вторую жизнь.

    Не расставаться с высотой

    Об занимательных изюминках конструкции М-55 «Геофизика» нам поведал основной конструктор ЭМЗ им. В.М.?Мясищева Геннадий Беляев: «Самолет вышел весьма «летучим». Практически, как и U-2, он является планёром , оснащенный замечательными двигателями, причем в случае если на земле тяга каждого из двух моторов образовывает порядка 5 т, то на высоте 21?000 м данный показатель понижается до 650 кгс, но машина с уверенностью держится в воздухе. Более того, увести ее с высотного эшелона достаточно тяжело.

    В то время, когда пилот посредством рулей направляет шнобель самолета вниз, растет машина и скорость снова набирает высоту. Дабы начать уверенное понижение, пилоту приходилось временно производить шасси, дабы быстро расширить лобовое сопротивление».

    На одном из первых опробований, в то время, когда по нормативу самолет должен был оторваться от полосы в этот самый момент же совершить на нее посадку, летчик-испытатель сказал рабочей группе, что это упражнение невыполнимо, поскольку по окончании взлета опустить М-55 на ту же полосу не окажется — не хватит длины.

    Конструкторам было нужно пойти навстречу армейским и оснастить М-17 и М-55 трехстоечным шасси, но для понижения веса колеса было нужно сделать весьма мелкими. Массы для рассеивания тепла мало, и потому колеса при пробеге очень сильно нагреваются. Чтобы не было разрушения колес «Геофизику» на аэропортах в большинстве случаев встречает пожарная машина.

    По окончании пробега по полосе шасси самолета обдают холодной водой из брандспойта.

    Как и U-2, «Геофизика» — одноместный самолет. Пилот находится в герметичной кабины истребительного типа, где поддерживается давление, соответствующее атмосферному на высоте 7500 м. Такую роскошь, как давление на высоте 2000 м (стандарт для пассажирских лайнеров), конструкторы себе позволить не могли — через чур громадна была бы нагрузка на конструкцию легкого самолета. Но кабина — только внешний контур защиты.

    Летчика дополнительно защищает герметичный высотный костюм, а для дыхания подается чистый кислород.

    Потому, что М-55 может пребывать в полете до 6,5 часа, предусмотрена возможность питания пилота. Летчик ест космическую пищу из тюбиков, вставляя их в особый гермопроход на шлеме (шлем в полете снимать запрещено).

      Фото сделано в одной из интернациональных экспедиций по изучению воздуха.

    Как видно, в работу таких экспедиций вовлечено множество исследователей, трудящихся с громадным числом сенсоров и приборов.

    Полеты над миром

    Борта «Геофизики» заклеены стикерами, говорящими о современном этапе судьбы самолета. Не имея собственной автомобили подобного класса и приобретая только ограниченный доступ к переоборудованным для научных целей U-2 (эксплуатируются NASA), европейцы показали громадной интерес к неповторимому русскому самолету. Отсек длиной 5,5 м под кабиной пилотов (ранее занятый спецаппаратурой) может вместить в себя много научных устройств.

    Для их размещения годятся кроме этого внутренние полости фюзеляжа а также намерено сделанные из композитов «наплывы», другими словами выступающие количества. К консолям крыла пристыковываются пилоны — к любому из них возможно прикрепить по три сенсора различного назначения. Самолет уже многие годы совершает долговременные экспедиции в различные уголки мира (Швеция, Бразилия, Антарктида, Сейшелы, Индия) и замеряет параметры воздуха на 20-километровой высоте.

    Ближайшая экспедиция, подготовка к которой ведется, пройдёт в 2016 году по инициативе научных учреждений.

      Фото «Само собой разумеется, самолет мы мало «сломали», — говорит Геннадий Беляев. — Пилоны на крыле, наплывы на фюзеляже — все это, конечно, повышает лобовое сопротивление автомобили, но и в таком виде «Геофизика» с уверенностью поднимается за отметку 20 000 м».

    «Геофизика» оказывает неоценимую помощь ученым различных государств в создании моделей глобальных климатических процессов, но это всего лишь один самолет. Второй из сохранившихся остается на стоянке и находится на балансе Минобороны, хоть армейские его и не применяют. Имеется вывод, в частности некогда высказанное в отечественном издании, что «Геофизика» морально устарела, и применений для нее больше нет.

    На заводе Мясищева с этим, само собой разумеется, не согласны. «Самолету возможно отыскать и другие применения, — говорит Геннадий Беляев. — Недавно с представителями правительства Малайзии — страны, включающего в себя множество островов — обсуждался проект обеспечения всех островных территорий современной качественной связью при применении самолетов М-55 в качестве ретрансляторов. При том что для реализации проекта было нужно бы выстроить новые самолеты, новые полосы и привлечь к работе около 90 пилотов, все это в итоге появилось дешевле, чем строительство в море радиорелейных станций. От проекта отказались, но скорее по политическим, чем по техническим обстоятельствам».

    Очевидно, конструкцию возможно дорабатывать на базе новейших технологий и материалов, к примеру за счет добавления карбоновых элементов фюзеляжа. Кстати, кроме того в уникальной конструкции металла не так уж и большое количество: кили, к примеру — это клееные сотовые конструкции, обшитые стеклопластиком. В соответствии с новейшими веяниями «Геофизику» возможно было бы перевоплотить и в беспилотник (таковой проект существует) — действительно, для сохранения возможности дальних перелетов в неразделенном воздушном пространстве самолет предполагается сделать опционально пилотируемым.

    Статья «Отечественный агент в воздухе» размещена в издании «Популярная механика» (№147, январь 2015).

    Жириновский. Порошенко агент кремля, на Украине он в коммандировке


    Темы которые будут Вам интересны: