Небесный флот григоровича: гидросамолеты

Небесный флот григоровича: гидросамолеты

История одной из самых успешных летающих лодок — модели М-5 конструкции Григоровича — началась летом 1913 года. Тогда заведующий умелой авиационной станцией Балтийского моря Дмитрий Александров пришел на летный завод фабриканта Щетинина прося отремонтировать летающую лодку. В беседе с предпринимателем Александров сознался, что допустил оплошность — доверил малоопытному пилоту необыкновенный французский аппарат.

Летчик лодку разбил, и сейчас Александрова ожидали важные проблемы. Спасти его имел возможность лишь срочный и недорогой ремонт лодки. Щетинин отправился навстречу: в знакомстве с уникальной французской конструкцией он усмотрел новые возможности.

К тому же Дмитрий Григорович, управляющий его завода, пожелал ознакомиться с летающей лодкой.

Житель Киева, переехавший в Петербург, Григорович уже давно был увлечен авиацией. Перед тем как стать техническим директором авиационного завода, он проектировал самолеты собственной конструкции и издавал издание «Вестник воздухоплавания». Разбитая лодка Donnet-Leveque сходу его заинтересовала, и вместо того дабы легко ее отремонтировать, Григорович мало поменял конструкцию.

В частности, сделал дно более килеватым для улучшения мореходных качеств. В то время, когда аппарат опять взлетел, предприимчивый Щетинин обратился в Морское ведомство с предложением строить для флота летающие лодки. Скоро был взят первый заказ.

Летающая лодка М-1 конструкции Григоровича была поднята в небо 1 июня 1914 года. Это первенствовал удачно летающий отечественный гидросамолет. Схожие проекты предлагались и ранее — в частности, Яков Гаккель в 1911 году воображал собственный гидросамолет на выставке, — но ни один из них не взял хорошего развития. Помимо этого, до Григоровича самолеты ставили на поплавки, он же, наоборот, образно говоря, приделал лодке крылья.

Действительно, сам Григорович был обижен мореходностью собственных первых лодок. Лишь четвертая модификация М-4, испытанная весной 1915 года в Севастополе, в должной мере удовлетворила инженера. А следующая модификация М-5 принесла ему славу. В отличие от зарубежных аналогов, каковые иногда поднимались в небо лишь при полном штиле, М-5 замечательно держалась на волне.

Морские летчики были особенно впечатлены тем, что по скорости лодка превосходила многие «сухопутные» самолеты того времени.

На сдаточных опробованиях виртуоз летного дела лейтенант Фриде (в 1912 году он поразил столицу, пролетев под всеми мостами на Неве) — высоко оценил М-5. Морское ведомство заказывало самолеты Григоровича в сотнях экземпляров. Так что не так долго осталось ждать «пятак», как прозвали лодку, вытеснил из морской авиации зарубежные автомобили и стал главным типом летающей лодки на вооружении.

На протяжении войны Григорович создал еще одну известную летающую лодку — М-9 (она фактически копировала М-5, но отличалась поднятыми размерами). В военных действиях аппарат зарекомендовал себя хорошим бомбардировщиком и морским разведчиком. Оснащенная пулеметом для воздушных боев машина, по свидетельству ее пилотов, практически гоняла все германские автомобили на Балтике.

Любопытно, что в военное время часть этих автомобилей была послана в Соединенных Штатах для ознакомления, и скоро за границей было налажено производство автомобилей подобного типа.

Хроники водных взлетов: История появления первых гидросамолетов

Идею взлета с воды вынашивали еще самые первые разработчики самолетов — те, что пробовали поднять в небо аппараты с паровыми двигателями. Но реализовать ее удалось только через семь лет по окончании полета братьев Райт. 28 марта 1910 года французский инженер Анри Фабр на поплавковом гидросамолете Le Canard («Утка») в течение дня поднялся в небо четырежды. Самый долгий из перелетов составил 600 м — начало было положено!

Первая летающая лодка (скорее корабль, чем самолет) взмыла в небо чуть позднее: ее сконструировал американец Гленн Кертис совместно с британцем Джоном Порте. Английская газета Daily Mail перед Первой мировой войной создала приз за перелет через Атлантику (то был прообраз приза нью-йоркского предпринимателя Рэймонда Ортейга, что победил Чарльз Линдберг). Кертис с партнером сделали вывод, что победить приз возможно посредством летающей лодки.

В случае если что-то отправится не так, будет шанс спастись. Но осуществить попытку перелета так и не удалось — помешала война. Как раз модель Кертиса вдохновила французов сконструировать собственную лодку Donnet-Leveque — прототип первой модификации лодки Григоровича.

Самый стремительный гидросамолет

В случае если лодка Дмитрия Григоровича впечатляла собственной мореходностью, то его преемник в области морской авиации Георгий Бериев смог создать аппарат Бе-10, развивавший невиданную скорость. Как раз Бе-10 в собственности всемирный рекорд скорости среди гидросамолетов — 912 км/ч! Достижение таковой скорости на летающей лодке произошло за счет двух турбореактивных двигателей.

Самолет предназначался для ведения разведки в открытом море, высотного торпедо- и бомбометания по судам, постановки мин, бомбометания по военно-береговым сооружениям и морским базам и был уникальной серийно выпускавшейся летающей реактивной лодкой. Кроме безотносительного рекорда скорости Бе-10 в собственности еще 11 мировых рекордов: среди них рекорд высоты (14 962 м) и дальности полетов (4800 км).

Серийно самолет строился на Таганрогском авиазаводе с 1958 по 1961 год. За это время было выпущено 27 серийных автомобилей. К сожалению, ни одна из лодок не сохранилась. Продолжительное время два самолета лежали в дальнем углу заводского аэропорта в Таганроге.

Один из них предполагалось поставить на постамент, но обе автомобили пали жертвами замысла по сдаче металлолома.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№77, март 2009).

Гидросамолеты в War Thunder — нераскрытые возможности


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: