Неформат: косая сажень

Неформат: косая сажень

Эргономичный размер

Придумывая концепцию широкоэкранного телевидения, инженеры Philips ориентировались на достижения эргономики, каковые показывали, что человеческий взор охватывает по горизонтали на 33% больше, чем по вертикали. Следовательно, дабы не утомлять зрителя и соответствовать последним физиологическим нормам, соотношение сторон экрана нового телевизора должно составлять 16:9.

Сообщено — сделано: уже в первой половине 90-ых годов двадцатого века с конвейеров Philips и Nokia сошли первые широкоэкранные телевизоры, а самый продвинутые спутниковые каналы начали говорить в новом формате. Все было бы ничего, не произойди в середине 90-х бума на DVD. Новые диски вмещали не только прекрасный кинематографический многоканальный звук, но и отличное изображение.

Тут-то всем и потребовались устройства, талантливые все это воспроизводить. И в случае если с акустикой на данный момент все более-менее в порядке, то с изображением все очень сильно запутано.

Начнем с того, что кинематографисты, растягивая изображение вширь, руководствовались, в отличие от инженеров Philips, не эргономикой, а зрительской психологией. Для них более серьёзным был процесс вовлечения зрителя в воздействие на экране, чем создание комфорта. Подобный эффект в современном высокотехнологичном кино достигается двумя факторами — широким экраном и объёмным звуком. Психологи в далеком прошлом увидели, что именно слух и периферическое зрение важны за «действительность» восприятия.

В самые реалистичных картинах за спиной зрителя непрерывно слышны звуки и слабые шорохи. Причем интенсивность должна быть таковой, дабы зритель на подсознательном уровне желал обернуться и лишь события на экране мешали бы этому. Задействовать же периферическое зрение возможно лишь одним методом — растягивая картину по ширине.

Анаморфы

В совершенстве кинематографический экран должен быть замкнутой окружностью. Что-то похожее я не забываю с детства — на ВДНХ громадным успехом пользовалась «Круговая кинопанорама». Толпу зрителей загоняли вовнутрь круга, со всех сторон окруженного экранами.

Чувство, вправду, было непередаваемым. Но разработка съемки отличалась таковой сложностью, что в этом формате сделали лишь пара развлекательных короткометражек.

Похожие способы использовались в формате Cinerama, при котором съемка велась в один момент с трех стандартных 35-миллиметровых камер, по окончании чего пленки склеивались между собой. Оказавшийся кадр поражал собственной шириной — соотношение сторон у Cinerama было 3:1! По данной технологии снято достаточно фильмов — действительно, малоизвестных у нас.

Но дороговизна съемки, видимые на конечном кадре места склейки и отличие в цвете на ее границах стали причиной стремительной смерти формата.

По окончании массы опытов — от кашетирования (закрывания части изображения простого кадра сверху и снизу тёмными полосами) до съемки на широкую 70-миллиметровую пленку — кинематограф остановился на технологии компании Panavision. В этом формате используется простая 35-миллиметровая пленка и особые анаморфные объективы, производимые именно самой же Panavision. Они сжимают изображение по горизонтали.

В случае если наблюдать такое кино на простом проекторе, то головы у всех храбрецов будут сплюснуты по бокам. Кроме того дегенеративные преступники на экране будут похожи на яйцеголовых интеллектуалов. Но девушки станут значительно стройнее.

Но для получения натурального вида, требуются особые объективы, растягивающие изображение в ширину. Нехитрый комплект из трех этих приспособлений с соотношением сторон 2,66:1, 2,55:1 и 2,35:1 всецело перекрывал всю гамму форматов Pana-vision. Низкая стоимость таковой технологии стала причиной практической монополии Panavision на кинематографическом рынке.

Кроме того, сейчас, благодаря стараниям Джорджа Лукаса стандартизировать кинематограф, главным стал формат кадра 2,35:1, что де-факто считается стандартным широкоформатным кино.

Разработка DVD (к ней также приложили руку инженеры Philips) ориентировалась на понятные электронщикам телевизионные форматы. На диск без неприятностей пишутся телевизионные сигналы — как в соотношении 4:3, так и в 16:9. Причем для последнего формата употребляется разработка, подобная кинематографической Panavision, она так и именуется — анаморфная (Anomorphic).

Наряду с этим физически на диск записывается тот же самый «квадратный» кадр 4:3, лишь программно сжатый по горизонтали. В случае если его воспроизводить на простом телевизоре, то все храбрецы будут, само собой, снова же яйцеголовыми. А вот широкоэкранные телевизоры могут делать обратное преобразование, исходя из этого для них анаморфное изображение самое естественное.

Появляется вопрос: а из-за чего на DVD сходу не записывать несжатое изображение в формате 16:9, так как количество диска разрешает? Ответ искать нужно опять у телевидения: фактически все существующие форматы телевещания поддерживают лишь соотношение 4:3. Исключение образовывает показавшаяся сравнительно не так давно в некоторых государствах разработка телевидения высокой четкости HDTV.

DVD придумывали телевизионщики — следовательно, вторых альтернатив и быть не имело возможности. Все это превосходно. Но кто наблюдает на DVD телевизионные передачи?

Вынужденная эволюция

DVD-диски идеально подходят для домашнего кинопросмотра. Но анаморфный формат DVD, не обращая внимания на сходство названий, не сходится с анаморфным киноформатом! Так как под широким экраном телевизионщики подразумевают соотношение 16:9 (в случае если быть правильнее 1,85:1), а кинематографисты — 2,35:1. Киношников недавнего времени это весьма устраивало.

Вот он — еще один дополнительный аргумент чтобы пойти взглянуть новый фильм в кинотеатр. Время от времени кроме того намерено замыслы выстраивались так, дабы главные храбрецы находились по краям экрана: простые телевизоры их обрезают.

В итоге показался полный гибрид — кашетированное анаморфное изображение на DVD. Наряду с этим оно «тянется» до телевизионного формата 16:9, но все равно сверху и снизу остаются маленькие тёмные полосы. Вот и узнается, что по окончании приобретения ультрасовременного широкоэкранного телевизора наблюдать на нем нечего: в пропорции его экрана не укладываются ни привычные телевизионные программы, ни кино- фильмы, а особого, вычисленного как раз под 16:9, вещания у нас нет.

Но, вооружившись необходимыми знаниями и пультом управления, возможно привести все это в относительную гармонию. Появившись «неформатными», широкоэкранные телевизоры скоро обзавелись супермозгами.

Изменение формата

Фактически все широкоформатные телевизоры известных марок снабжены замечательным интеллектом — цифровыми процессорами, каковые в меру собственных возможностей решают проблему форматов.

Самый несложный режим — обычный 4:3. В итоге мы видим привычный нам экран с сильными боковыми «рельсами» — тёмными полосами слева и справа. Следующий, весьма таинственный, — промежуточный режим 14:9.

В нем стандартное изображение 4:3 тянется в ширину, но не до конца. Ведущие теленовостей получаются сплюснутыми. Но полосы по бокам не такие широкие, как в стандартном режиме.

Для полного уничтожения полос в меню телевизора необходимо выбрать WideScreen. Они убираются совсем, но наблюдать такие передачи делается легко неприятно: все люди кажутся уродами, а также худые модели Fashion TV — толстыми базарными торговками.

В реальности всеми этими установками обладатели роскошных телевизоров не заморачиваются, а сходу выбирают режим «Автоформат». Процессор телевизора разбирает изображение и преобразует его так, дабы оно всецело заняло целый экран. Причем для эфирного сигнала все происходит по логарифмическому методу: картина остается фактически не деформированной в центре и очень сильно тянется по краям.

А вот для киношного формата 2,35:1 таковой фокус не проходит. Выхода два. Либо нужно будет смотреть фильм с маленькими полосами сверху и снизу. Либо воспользоваться режимом Zoom. Наряду с этим изображение медлено меняет масштаб, пока полосы не провалятся сквозь землю. Действительно, пропадет часть изображения по краям.

Существует еще более ненужный режим — Super Zoom, разрешающий не только масштабировать изображение, но и перемещать окно просмотра по всему экрану. К примеру, возможно взглянуть с хорошим повышением правый конечный угол. В общем, «натуральный» формат 2,35:1 до тех пор пока возможно заметить лишь в кинотеатрах.

Но ответ на подходе: многие компании в разработках домашних проекторов близко приблизились к кинотеатральному качеству. Об этих разработках в следующем номере.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№2, декабрь 2002).

Алёша,косая сажень


Темы которые будут Вам интересны: