Немецкие подводные асы: рождение традиций

Британский адмирал господин Эндрю Каннингхэм сказал: «Флоту необходимо три года, дабы выстроить корабль. Потребуется триста лет, дабы создать традицию». Германский флот, соперник британцев на море в годы обеих мировых войн, был весьма молод и не имел для того чтобы количества времени, но германские моряки старались создавать собственные традиции в ускоренном варианте — к примеру, применяя преемственность поколений.

хорошим примером аналогичной семействе есть семья генерал-адмирала Отто Шульце.

Отто Шульце (Otto Schultze) появился 11 мая 1884 года в Ольденбурге (Нижняя Саксония). Его карьера на флоте началась в 1900 году, в то время, когда в возрасте 16 лет Шульце был зачислен в перечни кайзерлихмарине кадетом. Завершив обучение и пройдя практику, Шульце в сентябре 1903 года принял чин лейтенанта цур зее – сейчас он служил на броненосном крейсере «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich). Первую мировую Шульце встретил уже на борту дредноута «Кёниг» (SMS Konig) в звании капитан-лейтенанта.

В мае 1915 года, соблазнившись возможностью работы на подводных лодках, Шульце перевёлся с линейного флота на подплав, прошёл направления в школе подводников в Киле и взял под собственное руководство учебную субмарину U 4. Уже в конце того же года он был назначен начальником на строящуюся океанскую лодку U 63, которая вступила в строй германского флота 11 марта 1916 года.

Немецкие подводные асы: рождение традиций

Отто Шульце (1884–1966) и его средний сын Хайнц-Отто Шульце (1915–1943) — видно, что, не считая любви к морю, папа передал сыновьям и характерную наружность. Прозвище отца «Шнобель» досталось по наследству старшему сыну Вольфгангу Шульце

Ответ стать подводником стало для Шульце важным, поскольку работа на подлодках дала ему куда больше в плане известности и карьеры, чем он имел возможность бы достигнуть на надводных судах. За время руководства U 63 (11.03.1916 – 27.08.1917 и 15.10.1917 – 24.12.1917) Шульце добился впечатляющих удач, потопив английский крейсер «Фалмут» (HMS Falmouth) и 53 судна суммарным тоннажем 132 567 тысячь киллограм, и заслуженно украсил собственный мундир самой респектабельной призом Германии – прусским орденом «За заслуги» (Pour le Merite).

Среди побед Шульце значится потопление экс-лайнера «Трансильвания» (Transylvania, 14348 тысячь киллограм), что употреблялся английским Адмиралтейством на протяжении войны как войсковой транспорт. Утром 4 мая 1917 года «Трансильвания», совершавшая переход из Марселя в Александрию в охранении двух японских эсминцев, была торпедирована U 63. Первая торпеда попала в середину судна, а спустя десять мин. Шульце добил его второй торпедой.

Потопление лайнера сопровождалось громадным числом жертв – «Трансильвания» была переполнена людьми. В тот сутки на её борту, кроме экипажа, пребывало 2860 солдат, 200 человек и 60 офицеров медицинского персонала. На следующий сутки итальянский берег усеяли тела погибших – торпеды U 63 стали обстоятельством смерти 412 человек.

Английский крейсер «Фалмут» был потоплен лодкой U 63 под руководством Отто Шульце 20 августа 1916 года. Перед этим корабль был повреждён второй германской лодкой U 66 и был взят на буксир. Этим разъясняется маленькое количество жертв при потоплении — погибло всего 11 моряков

Покинув мостик U 63, Шульце до мая 1918 года управлял 1-ю флотилию лодок, базировавшуюся на Пола (Австро-Венгерская империя), совмещая эту должность со работой в штабе командующего всеми подводными силами на Средиземноморье. Финиш войны подводный ас встретил в чине корветтен-капитана, став кавалером многих призов Германии, Австро-Венгерской империи и Турции.

Между войнами он занимал разные штабные и командные должности, двигаясь вверх по служебной иерархии: в апреле 1925 года – фрегаттен-капитан, в январе 1928 года – капитан цур зее, в апреле 1931 года – адмирал. На момент прихода Гитлера к власти Шульце был командующим Военно-морской станции Северного моря. Приход фашистов никак не отразился на его карьере – в октябре 1934 года Шульце стал адмиралом, а спустя два года принял чин полного адмирала флота.

В октябре 1937 года Шульце вышел в отставку, но с началом Второй мировой снова возвратился на флот, и уже совсем покинул работу 30 сентября 1942 года в звании генерал-адмирала. Войну ветеран благополучно пережил и скончался 22 января 1966 года в Гамбурге в возрасте 81 года.

Потопленный Отто Шульце океанский лайнер «Трансильвания» был новейшим судном, спущенным на воду в 1914 году

Подводный ас имел громадную семью. В 1909 году он женился на Магде Рабен, в браке с которой появилось шестеро детей – три девочки и три мальчика. Из дочерей двухлетний возраст смогла преодолеть лишь младшая дочь Розмари, две её сестры скончались ещё в младенчестве.

К сыновьям Шульце будущее была более благосклонна: Вольфганг, Хайнц-Отто и Рудольф, достигнув совершеннолетия, пошли по стопам отца, поступив на работу в ВМС и став подводниками. Вопреки русским сказкам, в которых традиционно «старший умный был детина, средний был и без того и сяк, младший вовсе был дурак», способности сыновей адмирала Шульце распределились совсем по-второму.

Вольфганг Шульце

2 октября 1942 года американский противолодочный самолёт B-18 в 15 милях от побережья Французской Гвианы увидел в надводном положении подлодку. Первая же атака выяснилось успешной, и лодка, которой была U 512 (тип IXC), по окончании взрыва скинутых с самолёта бомб скрылась под водой, покинув на поверхности нефтяное пятно. Место, где субмарина легла на дно, выяснилось поверхностным, что давало оставшимся в живых подводникам шанс на спасение – носовой глубиномер показывал 42 метра.

Около 15 человек появилось в носовом торпедном отсеке, что в таких обстановках имел возможность являться убежищем.

К началу Второй мировой главной американский бомбардировщик Дуглас B-18 «Боло» устарел и был вытеснен из бомбардировочных частей четырёхмоторным B-17. Но для B-18 также нашлось занятие — более 100 автомобилей оснастили поисковыми радарами и магнитно-аномальными детекторами и перевели на противолодочную работу. В этом качестве их работа была также недолгой, и потопленная U 512 стала одним из немногочисленных удач «Боло».

Было решено выходить наружу через торпедные аппараты, но дыхательных аппаратов оказалось вдвое меньше, чем пребывавших в отсеке людей. Помимо этого, помещение начало заполняться хлором, что выделяли аккумуляторные батареи электрических торпед. В итоге на поверхность удалось встать только одному подводнику – 24-летнему матросу Францу Махену (Franz Machen).

Экипаж кружившего над местом смерти лодки B-18 увидел спасшегося подводника и скинул спасательный плот. Перед тем как его подобрал корабль ВМС США, Махен совершил на плоту десять дней. На протяжении собственного «одиночного плавания» матрос подвергался нападению птиц, каковые нанесли ему клювами значительные раны, но Махен дал отпор агрессорам, и два крылатых хищника были им пойманы.

Порвав тушки на части и высушив их на солнце, подводник питался птичьим мясом, не обращая внимания на его неприятный вкус. 12 октября его нашёл американский эсминец «Эллис». Потом, пребывав на допросе в отделе разведки флота США, Махен дал чёрта собственному погибшему начальнику.

«В соответствии с показаниям единственного спасшегося, команда подводного крейсера U 512 насчитывала 49 матросов и офицеров. Его начальник капитан-лейтенант Вольфганг Шульце, член семьи и сын адмирала «Носа» Шульце, покинувшей заметный след в германской военно-морской истории. Но Вольфганг Шульце мало соответствовал своим известным предкам. Он не пользовался уважением и любовью собственного экипажа, который считал его самовлюблённым, несдержанным, некомпетентным человеком.

Шульце выпивал запоем на борту и весьма строго наказывал собственных людей кроме того за самые незначительные нарушения дисциплины. Но, кроме падения боевого духа у команды из-за постоянного и чрезмерного закручивания «гаек» начальником лодки, экипаж Шульце был обижен его опытными навыками начальника субмарины. Веря в то, что будущее уготовила ему стать вторым Прином, Шульце руководил лодкой с чрезвычайным безрассудством.

Спасённый подводник объявил, что на протяжении прохождения U 512 учений и испытаний Шульце был неизменно склонен оставаться на поверхности на протяжении учебных атак с воздуха, отражая нападения самолётов зенитным огнём, наряду с этим он имел возможность отдать приказ о погружении, не давая предупреждение собственных артиллеристов, каковые по окончании ухода лодки под воду оставались в воде до тех пор до тех пор пока Шульце не всплывал и не подбирал их».

Само собой разумеется, вывод одного человека может носить и через чур субъективный темперамент, но в случае если Вольфганг Шульце (Wolfgang Schultze) соответствовал данной ему характеристике, то он сильно отличался от брата и своего отца Хайнца-Отто. Очень необходимо подчеркнуть, что для Вольфганга это первенствовал боевой поход в качестве начальника лодки, в котором он сумел потопить три судна суммарным тоннажем 20 619 тысячь киллограм.

Любопытно, что Вольфганг унаследовал прозвище собственного отца, данное тому на протяжении работы на флоте – «Шнобель» (нем. Nase). Происхождение прозвища делается очевидным при взоре на фото – ветхий подводный ас имел громадной и ясный шнобель.

Хайнц-Отто Шульце

В случае если кем по-настоящему и мог гордиться папа семейства Шульце – так это своим средним сыном Хайнцем-Отто (Heinz-Otto Schultze). Тот пришёл на флот на четыре года позднее старшего Вольфганга, но сумел добиться намного больших удач, сравнимых с достижениями отца.

Одной из обстоятельств, из-за чего так произошло, есть история работы братьев до момента назначения начальниками боевых субмарин. Вольфганг по окончании получения звания лейтенанта в первой половине 30-ых годов XX века служил на берегу и надводных судах – перед тем, как попасть на подплав в апреле 1940 года, он два года был офицером линейного крейсера «Гнейзенау» (Gneisenau).

По окончании восьми практики и месяцев обучения старший из братьев Шульце был назначен начальником на учебную лодку U 17, которой и руководил десять месяцев, по окончании чего взял ту же должность на U 512. Исходя из того, что Вольфганг Шульце фактически не владел боевым опытом и ненавидел осторожность, его смерть в первом же походе в полной мере закономерна.

Хайнц-Отто Шульце возвратился из похода. Правее него подводный ас и командир флотилии Роберт-Рихард Цапп (Robert-Richard Zapp), 1942 год

В отличие от собственного старшего брата, Хайнц-Отто Шульце сознательно отправился по стопам отца и, став лейтенантом флота в апреле 1937 года, сходу выбрал работу на подводных лодках. По окончании окончания обучения в марте 1938 года он был назначен вахтенным офицером на лодку U 31 (тип VIIA), на которой и встретил начало Второй мировой. Лодкой руководил капитан-лейтенант Йоханнес Хабекост (Johannes Habekost), с которым Шульце совершил четыре боевых похода.

В следствии одного из них на минах, установленных U 31, подорвался и взял повреждения английский линейный корабль «Нельсон».

В январе 1940 года Хайнц-Отто Шульце был направлен на направления начальников подлодок, по окончании окончания которых руководил учебной U 4, после этого стал первым начальником U 141, а в апреле 1941 года принял у верфи новенькую «семёрку» U 432 (тип VIIC). Взяв под собственную руку собственную лодку, Шульце в первом же походе продемонстрировал хороший результат, потопив четыре судна на 10 778 тысячь киллограм на протяжении сражения группы лодок «Маркграф» с конвоем SC-42 9–14 сентября 1941 года. Командующий подводными силами Карл Дениц дал следующую чёрта действиям молодого начальника U 432: «Начальник добился успеха в собственном первом походе, показав настойчивость в атаке конвоя».

В будущем Хайнц-Отто совершил ещё шесть боевых походов на U 432 и лишь один раз возвратился из моря без треугольных вымпелов на перископе, которыми германские подводники отмечали собственные удачи. В июле 1942 года Дениц наградил Шульце Рыцарским крестом, посчитав, что он достиг отметки в 100 000 тысячь киллограм. Это было не совсем правильно: персональный счёт начальника U 432 составил 20 потопленных судов на 67 991 тонну, ещё два судна на 15 666 тысячь киллограм были повреждены (согласно данным сайта http://uboat.net).

Но Хайц-Отто высоко ценился у руководства, был храбрым и решительным, наряду с этим действовал расчётливо и хладнокровно, за что был прозван собственными сотрудниками «Маска» (нем. Maske).

Последние мгновения U 849 под бомбами американского «Либерейтора» из морской эскадрильи VB-107

Определённо, при его награждении Деницем кроме этого был учтён и четвёртый поход U 432 в феврале 1942 года, которым Шульце подтвердил надежду командующего подводными силами, что лодки VII серии смогут удачно функционировать у восточной части прибрежной полосы США вместе с подводными крейсерами IX серии без дозаправки горючим. В том походе Шульце совершил в море 55 дней, потопив за это время пять судов на 25 107 тысячь киллограм.

Но, не обращая внимания на явный талант подводника, второго сына адмирала Шульце постигла та же будущее, что и его старшего брата Вольфганга. Взяв под руководство новый подводный крейсер U 849 типа IXD2, Отто-Хайнц Шульце погиб вместе с лодкой в первом же походе. 25 ноября 1943 года точку в судьбе лодки и всего её экипажа у восточной части прибрежной полосы Африки собственными бомбами поставил американский «Либерейтор».

Рудольф Шульце

Младший сын адмирала Шульце начал работу на флоте уже по окончании начала войны, в декабре 1939 года, и о подробностях его карьеры в кригсмарине известно не довольно много. В феврале 1942 года Рудольф Шульце (Rudolf Schultze) был назначен на пост вахтенного офицера подлодки U 608 под руководством обер-лейтенанта цур зее Рольфа Штрукмайера (Rolf Struckmeier). На ней он совершил четыре боевых похода в Атлантический Океан с результатом в четыре потопленных судна на 35 539 тысячь киллограм.

Бывшая лодка Рудольфа Шульце U 2540 в экспозиции музея военно-морского флота в Бремерхафене, Бремен, Германия

В августе 1943 года Рудольф был направлен на направления подготовки начальников подлодок и спустя месяц стал начальником учебной субмарины U 61. В конце 1944 года Рудольф был назначен начальником на новый «электробот» XXI серии U 2540, которым руководил до конца войны. Любопытно, что эта лодка была затоплена 4 мая 1945 года, но во второй половине 50-ых годов XX века поднята, восстановлена и в первой половине 60-ых годов двадцатого века включена в состав ВМС ФРГ называющиеся «Вильгельм Бауэр».

В первой половине 80-ых годов XX века она была передана Германскому морскому музею в Бремерхафене, где употребляется до сих пор как корабль-музей.

Рудольф Шульце единственный из братьев пережил войну и умер в 2000 году в возрасте 78 лет.

Другие «подводные» семейства

Необходимо подчеркнуть, что семья Шульце не есть исключением для германского флота и его подплава – истории известны и другие династии, в то время, когда сыновья шли по стопам отцов, сменяя их на мостиках подводных лодок.

Семейство Альбрехт (Albrecht) дало двух начальников подлодок в Первую мировую. Обер-лейтенант цур зее Вернер Альбрехт (Werner Albrecht) вёл подводный минный заградитель UC 10 в собственный первый поход, что был для него и последним, в то время, когда 21 августа 1916 года минзаг был торпедирован английской лодкой E54. Выживших не было.

Курт Альбрехт (Kurt Albrecht) последовательно руководил четырьмя лодками и повторил судьбу брата – погиб на U 32 вместе с экипажем северо-западнее Мальты 8 мая 1918 года от глубинных бомб английского шлюпа «Уоллфлауэр» (HMS Wallflower).

Сохранившиеся моряки с потопленных английским фрегатом «Спрей» подводных лодок U 386 и U 406 сходят с борта корабля в Ливерпуле — для них война закончилась.

Во Второй мировой войны принимали участие два начальника подлодок из младшего поколения Альбрехтов. Рольф-Генрих-Фриц Альбрехт (Rolf Heinrich Fritz Albrecht), начальник U 386 (тип VIIC), не добился никаких удач, но сумел пережить войну. 19 февраля 1944 года его лодка была потоплена в северной части антлантического океана глубинными бомбами английского фрегата «Спрей» (HMS Spey). Часть экипажа лодки, включая начальника, попала в плен.

Начальнику торпедовоза U 1062 (тип VIIF) Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) повезло значительно меньше – он погиб 30 сентября 1944 года в Атлантике вместе с лодкой на протяжении перехода из малайского Пенанга во Францию. Около Кабо-Верде лодку нападал глубинными бомбами и потопил американский эсминец «Фессенден» (USS Fessenden).

Семейство Франц (Franz) отметилось одним начальником подлодки в Первую мировую: капитан-лейтенант Адольф Франц (Adolf Franz) руководил лодками U 47 и U 152, благополучно дожив до окончания войны. Во Второй мировой войны принимали участие ещё два начальника лодок – обер-лейтенанты цур зее Йоханнес Франц (Johannes Franz), начальник U 27 (тип VIIA), и Людвиг Франц (Ludwig Franz), начальник U 362 (тип VIIC).

Первый из них за считанные дни по окончании начала войны успел зарекомендовать себя агрессивным начальником со всеми задатками подводного аса, но успех скоро отвернулась от Йоханнеса Франца. Его лодка стала второй по счёту германской субмариной, потопленной во Второй мировой. Неудачно атаковав британские эсминцы «Форестер» (HMS Forester) и «Форчун» (HMS Fortune) к западу от Шотландии 20 сентября 1939 года, она из охотника сама стала добычей.

Начальник лодки вместе с экипажем совершил всю войну в плену.

Людвиг Франц увлекателен в первую очередь тем, что был начальником одной из германских лодок, ставших подтверждённой жертвой ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. Субмарина была потоплена глубинными бомбами советского тральщика Т-116 5 сентября 1944 года в Карском море совместно со всем экипажем, не успев добиться каких-либо удач.

Броненосный крейсер «Дюпети-Туар» был торпедирован лодкой U 62 под руководством Эрнста Хасхагена вечером 7 августа 1918 года недалеко от Бреста. Корабль тонул медлительно, что позволило экипажу организованно его покинуть — погибло только 13 моряков

Фамилия Хасхаген (Hashagen) в Первую мировую была представлена двумя удачливыми начальниками подлодок. Хинрих Хасхаген (Hinrich Hermann Hashagen), руководивший U 48 и U 22, пережил войну, потопив 28 судов на 24 822 тонны. Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), начальник UB 21 и U 62, добился воистину выдающихся удач – 53 стёртых с лица земли судна на 124 535 тысячь киллограм и два военных корабля (французский броненосный крейсер «Дюпети-Туар» (Dupetit-Thouars) и английский шлюп «Тьюлип» (HMS Tulip)) и заслуженный «светло синий Макс», как именовали Pour le Merite, на шею. Покинул по окончании себя книгу мемуаров называющиеся «U-Boote Westwarts!»

Во Вторую мировую войну обер-лейтенант цур зее Бертольд Хасхаген (Berthold Hashagen), начальник подводного крейсера U 846 (тип IXC/40), был менее удачлив. Он погиб вместе с экипажем и лодкой в Бискайском заливе 4 мая 1944 года от бомб, скинутых канадским «Веллингтоном».

Семейство Вальтер (Walther) дало флоту двух начальников подлодок в Первую мировую. Капитан-лейтенант Ганс Вальтер (Hans Walther), начальник U 17 и U 52, потопил 39 судов на 84 791 тонну и три военных корабля – английский лёгкий крейсер «Ноттингем» (HMS Nottingham), французский броненосец «Сюффрен» (Suffren) и английскую субмарину C34. С 1917 года Ганс Вальтер руководил известной Фландрской флотилией подводных лодок, в которой сражалось множество германских подводных асов Первой мировой, а закончил собственную флотскую карьеру уже в кригсмарине в чине адмирала.

Броненосец «Сюффрен» — жертва атаки подводной атаки лодки U 52 под руководством Ганса Вальтера 26 ноября 1916 года у побережья Португалии. По окончании взрыва боезапаса корабль затонул за секунды, погибли все 648 человек экипажа.

Обер-лейтенант цур зее Франц Вальтер (Franz Walther), начальник UB 21 и UB 75, потопил 20 судов (29 918 тысячь киллограм). Погиб совместно со всей командой лодки UB 75 10 декабря 1917 года на минном заграждении у Скарборо (западное побережье Англии). Руководивший в конце Второй мировой войны лодкой U 59 лейтенант цур зее Герберт Вальтер (Herbert Walther) удач не добился, но сумел дожить до капитуляции Германии.

Завершая рассказ о домашних семействах в германском подводном флоте, хотелось бы еще раз подчернуть, что флот – в первую очередь не суда, а люди. Это относится не только германского флота, но будет справедливо звучать и в отношении армейских моряков других государств.

литературы и Список источников

  1. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер.с нем. – Минск.: «Харвест», 2002
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 8. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Асы подводного флота кригсмарине Третий Рейх


Темы которые будут Вам интересны: