Ненужный корабль кригсмарине

За собственную довольно недолгую для крейсера боевую работу (чуть более 13 лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году работы был переведён в разряд учебных судов. Практически крейсер был ненужным на протяжении Второй мировой, а появление аналогичных судов в германском флоте возможно растолковать инерцией мышления тогдашних адмиралов, прошедших Первую мировую

Лёгкий крейсер «Лейпциг» вместе с крейсером «Нюрнберг» принадлежали к серии германских крейсеров типа «Е», воображавшей собой следующий этап развития крейсеров серии «К» – эталонных кораблей ВМФ середины 1920-х годов. Крейсер, взявший литерное обозначение Kreuzer «E» и условное наименование «Ersatz Amasone» (нем. – «замена «Амазонки»), обусловленное политическими целями (Германия старалась представить постройку нового корабля как замену крейсера «Амазонка», остававшегося в составе флота со времен Первой Мировой), был заложен на стапеле Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля (по другим сведеньям – 14 апреля) 1928 года. 18 октября 1929 года (в очередную годовщину Битвы народов под Лейпцигом) крейсер спустили на воду и назвали «Лейпцигом»

Ненужный корабль кригсмарине

Спуск крейсера «Лейпциг» на воду, 18 октября 1929 года
Источник:
vetrabotnik.narod.ru
Характеристики

На протяжении собственной довольно непродолжительной работы крейсер много раз модернизировался, что стало причиной отличию в информации о его тактико-технических чертях в разных источниках. Информацию о эксплуатационных характеристиках и геометрических размерах крейсера, приводимые в разных источниках, отличаются незначительно:

Источник информации

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

Стандартное водоизмещение, тысячь киллограм

Полное водоизмещение, тысячь киллограм

Протяженность, м

Ширина, м

Осадка, м

6000

6515

8000

8250

176,8

166,8

16,5

16,3

4,9

4,9–5,7

Силовая установка крейсера значительно отличалась от устанавливавшихся на прошлых крейсерах. Корабль был спроектирован трёхвальным и имел две силовые установки: главную и установку экономичного хода. Главная силовая установка складывалась из двух турбин суммарной мощностью 60 000 л.с. и шести котлов.

Установка экономичного хода носила экспериментальный темперамент (в её составе в первый раз в истории германского кораблестроения были использованы дизельные двигатели), складывалась из четырёх дизелей MAN суммарной мощностью 12 600 л.с. и была смонтирована на среднем валу (при подключении турбин средний вал разобщался с дизелями). Силовые установки снабжали «Лейпцигу» большую скорость хода в 32 узла либо экономичную скорость в 16,5 узлов.

Информацию о численности хода и дальности корабля его экипажа достаточно противоречивы. Наверное, приводимые эти относятся к разным периодам работы корабля.

Источник информации

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

Дальность хода

Экипаж, человек

7000 миль при скорости в 14,5 узлов

3750 миль при скорости в 15 узлов либо 2980 миль при скорости в 21 узел

615

534

Схема крейсера «Лейпциг»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Совокупность броневой защиты крейсера «Лейпциг» значительно отличалась от совокупностей защиты его предшественников. При проектировании крейсера конструкторы возвратились к так называемой совокупности «пояс+скос». Основной броневой пояс имел угол наклона 18 градусов, с заметным уменьшением толщины брони от середины пояса к носу и корме.

Броневая палуба в середине корабля была плоской, а к бортам закруглялась и соприкасалась с нижней кромкой пояса. Протяжённость броневой цитадели составляла около 70% от общей длины корабля, наряду с этим на крейсере «Лейпциг» в первый раз была применена улучшенная броня марки Wh. Информацию о толщине брони в справочниках времён и современных источниках Второй мировой кроме этого пара разнятся:

Источник информации

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

основной пояс

палуба

траверсы

башни главного калибра

боевая рубка

76–100

20–50

15–25

20–25

нет данных

70

50

20–30

76

30–100

Источники времён войны по большому счету имели тенденцию к завышению толщины брони главного пояса и занижению боевых брони рубок и толщины башен. Возможно высказать предположение, что подобная тенденция могла быть результатом дезинформации со стороны германской разведки.

Артиллерийское оружие

Артиллерийское оружие больших германских надводных судов, строившихся по окончании прихода Гитлера к власти, было организовано прогрессивным методом и складывалось из артиллерии главного калибра, размещённой в башнях, универсальной зенитных среднего автоматов и артиллерии калибра. Информацию о составе артиллерийского оружия «Лейпцига» в разных источниках фактически аналогичны.

Артиллерия главного калибра складывалась из девяти орудий калибра 150 мм (протяженность ствола – 55 калибров, дальность стрельбы – 120 кабельтовых, масса боеприпаса – 45,3 кг, скорострельность – 10 выстрелов в 60 секунд), установленных в трёх трёхорудийных башнях, одна из которых размешалась на носу, а две – на корме корабля, что разрешало снабжать одновременный бортовой залп всеми орудиями. В ходе эксплуатации состав зенитного артиллерийского оружия «Лейпцига» много раз изменялся.

Первоначально на крейсере были установлены четыре одинарных зенитных орудия калибра 88 мм. Но опыт их эксплуатации и развитие авиации "настойчиво попросили" усиления ПВО. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века на «Лейпциге» установили 88-мм орудия совокупности С32 – первоначально смонтировали две, а после этого добавили ещё одну двухорудийную установку.

На подобном крейсере «Нюрнберг» установили четыре двухорудийные установки, что ведет к ошибочному указанию рядом источников восьми орудий калибра 88 мм в составе оружия «Лейпцига». В следствии модернизаций зенитная артиллерия крейсера стала складываться из шести универсальных орудий калибра 88 мм (протяженность ствола – 76 калибров, дальность стрельбы – 94 кабельтовых, масса боеприпаса – 9 кг), восьми зенитных автоматов (четыре спаренных установки) калибра 37 мм (протяженность ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса боеприпаса – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в 60 секунд) и четырёх зенитных автоматов калибра 20 мм (протяженность ствола – 65 калибров, масса боеприпаса – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в 60 секунд).

Универсальные орудия (расположенные треугольником в кормовой части) и зенитные автоматы (размешались по периметру) снабжали фактически круговой перекрёстный пламя, наряду с этим единственной уязвимой территорией был шнобель корабля, но воздушная атака из данной территории считалась маловероятной. Летом 1943 года на крейсере была установлена радиолокационная станция FuMO-22.

Крейсер «Лейпциг»
Источник: wunderwaffe.narod.ru
Минно-торпедное оружие

Первоначально «Лейпциг» вооружили двенадцатью 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных установки, по две на любой борт). По окончании перехода германского флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппаратов. Но последующий боевой опыт германских судов продемонстрировал, что острой необходимости в подобном оружии нет.

В марте 1941 года с крейсера сняли два трёхтрубных торпедных аппарата и установили их на линейном корабле «Гнейзенау», а к 1944 году демонтировали и оставшиеся два аппарата. Лёгкие крейсеры изначально рассматривались германскими адмиралами как универсальные суда, исходя из этого для применения «Лейпцига» в качестве минного заградителя была предусмотрена возможность принятия на борт 120 мин.

Авиация

В 30-х годах в ВМС ведущих государств существовала мода на морские самолёты-корректировщики. Не миновала эта мода и Германию: по окончании отмены ограничений Версальского соглашения в стране усиленно создавалась военная авиация, исходя из этого в декабре 1935 года «Лейпциг» взял авиационное оружие, складывавшееся из крана и катапульты для подъёма самолётов, размешавшихся около дымовой трубы. По штату авиагруппа корабля включала два гидросамолёта.

Сперва на крейсере базировались бипланы Не-60С, а после этого на вооружение крейсера поступили гидросамолёты Ar-196.

Крейсер «Лейпциг», 1936 год. На крейсер уже установлен гидросамолёт
Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»
Боевая работа

Опробования «Лейпцига» начались 8 октября 1931 года и проводились в Балтийском и Северном морях. В целом они прошли удачно, и 18 декабря крейсер возвратился на «родную» верфь для устранения замечаний приёмной рабочей группы. К 12 февраля 1932 года работы были закончены, корабль прошёл опробования и приступил к боевой подготовке.

18 августа того же года крейсер зачислили в состав разведывательных сил флота. В мирное время «Лейпциг» как знак оживающего германского ВМФ принимал участие в торжествах по случаю памятных спусков и дат на воду новых судов, и занимался демонстрацией флага, посещая зарубежные порты.

Особняком стоит участие крейсера в гражданской войне в Испании. На протяжении войны крейсеры «Лейпциг» и «Кёльн», сменяя друг друга, несли патрульную работу у побережья Испании, снабжая контроль транспортных потоков, сопровождая суда, следовавшие в порты франкистов, и собирая данные о судах, следующих в порты, контролируемые республиканцами. 15 и 18 июня 1937 года крейсер «Лейпциг» был атакован малоизвестными подводными лодками.

Большая часть историков уверены в том, что эти атаки были совершены подлодкой испанских республиканцев – быть может, под управлением советского эксперта. Упоминание этого факта в советских источниках отсутствует, что подтверждает возможность случайной атаки крейсера подлодкой франкистов либо итальянцев. В следствии данной атаки крейсер повреждений не взял.

В ходе эксплуатации «Лейпцига» руководство кригсмарине столкнулось с невозможностью применять его по прямому назначению. Применение крейсера в качестве разведчика для эскадры было нереально из-за отсутствия самой эскадры. Атаки же вражеских океанских конвоев, как показал опыт Первой Мировой, не представлялись вероятными без наличия военно-морских баз за границей, исходя из этого применение крейсера для атак на океанские конвои исключалось.

Целый 1938 год экипаж крейсера совершил, отрабатывая навыки по исполнению других боевых задач, таких как использование корабля и постановка мин в качестве базы для эскадренных миноносцев (производились испытания по перегрузке горючего в открытом море).

Крейсер «Лейпциг», 1939 год
Источник: Роберт Джексон «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

23 марта 1939 года «Лейпциг» в составе эскадры участвовал в присоединении к Германии города Мемеля (сейчас Клайпеда), на протяжении Польской кампании принимал участие в блокаде побережья Польши, а в ночь с 19 на 20 сентября 1939 года – был флагманом миннозаградительного соединения, устанавливавшего заграждение «Марта-4» (часть оборонительного минного заграждения Westwall («Западный вал»), закрывавшего подходы к Гельголандской побережью и бухте Германии).

Во время с 18 ноября по 13 декабря 1939 года крейсер «Лейпциг» являлся флагманом соединения разведывательных сил, которое сперва закрывало уход шедших в Атлантический Океан линейных кораблей «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а с 22 ноября приступило к поиску вражеских и нейтральных судов с контрабандой – сперва в Северном море, а после этого и в Балтийских проливах.

13 декабря 1939 года в 11 ч 25 мин крейсер был торпедирован английской подлодкой «Сэлмон». Взрыв прогремел около 89-го шпангоута, в следствии чего корпус взял пробоину – 13 метров в длину и 5–6 метров в высоту, что стало причиной затоплению котельных отделений №2 и №1.

Кроме этого вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. «Лейпциг» стоял с креном в 8 градусов на левый борт, его положение было критическим (корабль принял 1700 тысячь киллограм воды), но не неисправимым (из-за успешного деления корпуса на отсеки). В 12 ч 25 мин команде корабля удалось запустить дизель, и повреждённый крейсер отправился на базу Свинемюнде.

14 декабря в 12 ч 30 мин «его» охранение и Лейпциг было атаковано английской подлодкой «Урсула» – с лодки был произведён четырёхторпедный залп. Сам крейсер не пострадал, но одна (а быть может, и две) торпеда поразила корабль F-9.

По окончании ремонта, в связи с невозможностью применения «Лейпцига» по прямому назначению, 27 февраля 1940 года его исключили из перечней флота, но фактически сходу решили вернуть его в составе кригсмарине как учебный крейсер. С «Лейпцига» сняли 4 котла (вместо них оборудовали кубрики для курсантов), исходя из этого скорость хода корабля упала до 24 (по другой информации, до 14) узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» возвратился в состав флота и был приписан к артиллерийской и торпедной школам.

В апреле 1941 года он привлекался с целью проведения боевой подготовки линейного корабля «Бисмарк»: принимал участие в артиллерийских стрельбах и учениях.

Применение крейсера в Норвежской кампании свелось к его краткосрочному участию в переброске армий второго эшелона в уже захваченный Осло во время с 11 июня по 7 июля 1940 года.

В сентябре 1941 года крейсер вошёл в состав германского Балтфлота, предназначенного для предотвращения прорыва советских судов в нейтральную Швецию. Учитывая низкую скорость корабля, его, вероятнее, предполагалось применять в качестве плавучей батареи для прикрытия минных заграждений.

В будущем «Лейпциг» вместе с крейсером «Эмден», 8-й флотилией эсминцев и 2-й флотилией миноносцев был привлечён к артиллерийской помощи германских армий, ведущих битвы на Моонзундских островах. Участие крейсера в битвах за Моонзундские острова свелось к двум эпизодам: обстрелам 26 и 27 сентября 1941 года позиций войск СССР на полуострове Сырвесяар (Сворбе) острова Сааремаа (Эзель).

26 сентября в 6 часов утра германские суда (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) в первый раз обстреляли позиции войск СССР и батарею береговой обороны №315. Из-за нехорошей видимости самолёт-корректировщик употреблялся лишь для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел длился до полудня, по окончании чего германские суда отошли (крейсер «Лейпциг» израсходовал 377 снарядов).

Информацию об ответном огне батареи №315 отсутствуют. Более драматичным и результативным был бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу.

Данный бой, не имевший для кригсмарине громадного значения, есть одним из самые крупных боевых столкновений советской береговой обороны с боевыми судами соперника за всю историю её существования. Именно поэтому движение боя обрисован очень авторитетными источниками – в частности, такими как:

  • Ю. Чернов «Война погасила маяки»;
  • А. И. Матвеев «В битвах за Моонзунд»;
  • С. И. Кабанов «На дальних подступах».

Не обращая внимания на кажущееся обилие информации, история боя в бухте Лыу содержит в себе множество тайных.

Силы сторон

Германия

Первой тайной боя есть состав германских сил – как это ни необычно, но все советские источники именуют разный состав германской эскадры, участвовавшей в сражении:

  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): крейсер и 6 эскадренных миноносцев;
  • А. И. Матвеев («В битвах за Моонзунд»): «вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два громадных торпедных катера»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): вспомогательный крейсер и 6 эсминцев.

Вспомогательный крейсер, упомянутый в книге А. И. Матвеева «В битвах за Моонзунд», – это конкретно «Лейпциг», уже официально ставший к тому времени учебным кораблём. С составом же судов эскорта обстановка выглядит неоднозначно. Все советские источники говорят о наличии шести эскадренных миноносцев (миноносцы типа «Леберехт Маас» в германской номенклатуре обозначаются как «эсминцы типа «1934», так что у Матвеева явная неточность), что всецело противоречит германским данным.

По германским данным в состав Балтфлота кригсмарине в сентябре 1941 года входили: 8-я флотилия эсминцев (эсминцы Z-25, Z-26 и Z-27 типа «1936А») и 2-я флотилия миноносцев (миноносцы Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935»). Наверное, с германской стороны в сражении принимали участие крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А» водоизмещением 3079 тысячь киллограм, пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935») водоизмещением 844 тонны и, быть может, два торпедных катера типа «S-26» водоизмещением 112 тысячь киллограм.

СССР

Советская береговая защита недалеко от бухты Лыу складывалась из 315-й батареи (начальник – капитан Стебель) и батареи 25-А (начальник – лейтенант Букоткин). В случае если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была обычным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие (в возможности планировалась установка ещё двух орудий). Не считая артиллерии советское руководство располагало четырьмя торпедными катерами (№67, №83, №111 и №164 под командой лейтенантов Б. П. Ущева, Н. П. Кременского, А. И. Афанасьева и В. Д. Налётова) под неспециализированным управлением лейтенанта В. П. Гуманенко.

Крейсер «Лейпциг» ведёт пламя из орудий главного калибра (кормовые башни), 1940 год
Источник: vetrabotnik.narod.ru
Бой в бухте Лыу

Картина боя в разных источниках выглядит пара по-различному, но разрешает составить следующую хронологию событий:

26 сентября 1941 года около 9 часов 20 мин. крейсер «Лейпциг» стал на рейд, а шесть (по другим сведеньям – восемь) судов эскорта пребывали к северу от него, закрывая флагман от вероятных атак подводных лодок.

Около 9 часов 25 мин. крейсер «Лейпциг» катапультировал самолёт-корректировщик.

Около 9 часов 30 мин. «Лейпциг» начал стрелять из главного калибра.

Около 9 часов 35 мин. советские батареи №315 и 25-А открыли огонь в ответ.

В 9 часов 35 мин. четыре советских торпедных катера (№67, №83, №111, №164) вышли из собственной базы в бухту Лыу с задачей атаковать лёгкие корабли соперника. На протяжении перехода катера трижды подверглись атакам германских самолётов.

В 10 часов 25 мин. дозорные катеров нашли сперва дымы, а после этого и силуэты германских судов.

Около 11 часов 10 мин. «Лейпциг» снялся с якоря.

Около 11 часов 17 мин. крейсер «Лейпциг» открыл огонь по катерам.

Около 11 часов 20 мин. по катерам открыли огонь суда эскорта.

Предстоящая торпедная атака происходила следующим образом:

  • катер №83 поставил дымовую завесу для прикрытия атаки, а после этого нападал торпедой один из миноносцев;
  • катер лейтенанта Ущева с дистанции в 5–6 кабельтовых нападал торпедой крейсер «Лейпциг»;
  • катер лейтенанта Ущева нападал торпедой миноносец;
  • катер лейтенанта Афанасьева атаковал крейсер «Лейпциг» двумя торпедами;
  • германский боеприпас попал в таранный отсек катера №83;
  • катер лейтенанта Ущева снял экипаж с катера №83 и поджёг судно пулемётным огнём.

Около 11 часов 40 мин. торпедные катера прекратили атаку.

На протяжении боя крейсер «Лейпциг» израсходовал 153 боеприпаса, тогда как советскими торпедными катерами было выпущено 5 торпед (три из них – по крейсеру и две – по миноносцам эскорта). По германским данным, «из-за топлива и большого расхода боезапаса германское соединение завершило исполнение задачи и пошло в Лиепаю». По пути в Лиепаю с германским ордером случилось достаточно необычное событие.

В 16 часов 27 мин., в то время, когда соединение пребывало в двадцати милях западнее Вентспилса, сигнальщики германских судов заметили следы торпед, и «Лейпциг» выполнил резкий поворот влево, уклоняясь от торпед. Защищавший его миноносец Т-7 начал преследовать подлодку, скоро к охоте присоединились ещё два миноносца, но найти субмарину им не удалось. В советских архивах отсутствуют какие-либо информацию об атаке крейсера «Лейпциг» подводными лодками Балтфлота.

Вероятнее, в наступление выходила подлодка «Щ-319» (начальник – капитан-лейтенант Н. С. Агашин).

Для историков громаднейшей тайной боя в бухте Лыу стал его финал. Результаты боя любая из сторон трактовала по-своему. По германским данным в бухте Лыу было потоплено два советских торпедных катера (практически же был стёрт с лица земли только один катер – №83). Советские же эти поражают своим разнообразием и иногда фантастичностью:

  • Газета «Красная Звезда» 30 сентября 1941 года сказала о потоплении крейсера «Лейпциг»;
  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): «Два вражеских эскадренных миноносца потоплены, а ещё один миноносец взял повреждения»;
  • А. И. Матвеев («В битвах за Моонзунд»): «Крейсер начал тонуть… миноносец переломился пополам»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): «Очень сильно повредили вспомогательный крейсер и два эсминца; третий эсминец, также очень сильно повреждённый, ушёл на буксире».

Германские источники отрицают повреждения судов кригсмарине. Конкретно возможно заявить, что ни один из германских судов не был потоплен. Вопрос о повреждениях миноносцев и эсминца из-за отсутствия информации направляться покинуть открытым, но направляться признать, что повредить либо потопить три корабля двумя торпедами нереально.

Одновременно с этим обстановка с повреждениями крейсера «Лейпциг» вырисовывается пара яснее. Совершенно верно как мы знаем, что с 27 сентября по 20 октября 1941 года крейсер проходил ремонт подводной части в Киле. Столь кратковременный ремонт может сказать о наличии некоего довольно маленького повреждения подводной части.

Согласно точки зрения известного эксперта по истории Моонзундской операции 1941 года К. Б. Стрельбицкого, крейсер «Лейпциг» взял повреждения в следствии взрыва торпеды, выпущенной советским торпедным катером №67 либо №111 (торпеда в цель не попала, но взорвалась, ударившись о грунт).

Финиш «карьеры»

По окончании ремонта крейсер «Лейпциг» делал функции учебного корабля, в частности являлся кораблём-целью на протяжении эсминцев и стрельб миноносцев, а 4 марта 1943 года был исключён из состава флота и с маленьким экипажем переведён в Лиепаю. Но уже в июле 1943 года было решено снова вернуть крейсер в состав флота, и с 1 августа 1943 года «Лейпциг» являлся учебным кораблём для штурманов и рулевых. 14 октября 1944 года случилось столкновение крейсера «Лейпциг» с тяжёлым крейсером «Принц Евгений».

Столкновение крейсеров «Принц» и «Лейпциг Евгений», 14 октября 1944 года
Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

Командующий флотом адмирал Вильгельм Меендсен-Болкен осмотрел повреждения корабля и решил исключить «Лейпциг» из перечней флота. Практически «Лейпциг» перевоплотили в несамоходный учебный корабль (пробоину заделали, но котлы в строй не вводились).

Позднее крейсер применяли в качестве неподвижной плавающей батареи (с 11 по 24 марта 1945 года «Лейпциг» обстреливал наступавшие войска СССР, израсходовав наряду с этим 896 снарядов). 25 марта он ушёл с рейда Хела на запад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых.

Потому, что по условиям Потсдамских соглашений запрещался ввод и ремонт в строй германских судов, имевших повреждения, 11 июля 1946 года в 10 часов 59 мин. крейсер «Лейпциг» был подорван и затонул, перевернувшись вверх килем.

За собственную довольно недолгую для крейсера боевую работу (чуть более тринадцати лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году работы был переведён в разряд учебных судов. Практически крейсер был ненужным на протяжении Второй мировой, а появление аналогичных судов в германском флоте возможно растолковать инерцией мышления тогдашних адмиралов, прошедших Первую мировую. Как сказал первенствовавший лорд английского Адмиралтейства Уинстон Черчилль, «генералы постоянно готовятся к прошедшей войне».

BIG MEGA HUGE RC SHIP ZERSTÖRER destroyer GERMAN Kriegsmarine WW II


Темы которые будут Вам интересны: