Несчастливый итальянец: линкор, которому всегда не везло

Вопрос о сроке судьбы самолёта, корабля либо автомобиля, очевидно, правильного ответа не имеет. Кто-то третий дюжина лет ездит на своем любимом «Бьюик Роудмастер», другие меняют автомобили каждые четыре года. Это рассказ о боевом корабле с непростой историей, двух его неожиданной гибели и жизнях.

Практически 60 лет назад, 29 октября 1955 года, случилась трагедия, завершившая продолжительный и сложный путь одного из самых известных судов в истории. В Северной бухте Севастополя от взрыва затонул итальянский линейный корабль «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), что, но, к моменту смерти в далеком прошлом стал флагманом Черноморской эскадры Советского ВМФ и ходил под новым именем «Новороссийск». Погибло боле шестисот моряков.

Продолжительное время подробности этих событий содержались в тайне, версии катастрофы сохранялись в тайне – совсем неудивительно, поскольку очень необычные события в Севастопольской бухте стали причиной перестановкам в руководстве ВМФ СССР.

«Джулио Чезаре»

Линейному кораблю «Новороссийск» на момент трагедии исполнилось сорок четыре года – очень почтенный срок для боевого корабля. Солидную часть судьбы он был известен под именем «Джулио Чезаре» – и продолжительное время плавал под флагом итальянских ВМС.

Несчастливый итальянец: линкор, которому всегда не везло

Дредноут «Джулио Чезаре» на стапеле, 1911 год.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. Эпитафия великой мечте. Харьков, 2007

История «Юлия Цезаря» началась 27 июня 1909 года, в то время, когда Италия решила совершить модернизацию боевого флота и утвердила масштабный проект по постройке трёх крейсеров, двенадцати подводных лодок, и дюжины эсминцев, тридцати четырёх миноносцев и, наконец, трёх линейных кораблей дредноутного типа по проекту 1908 года. Так в 1910 году в Генуе были заложены будущие «Леонардо да Винчи», «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре», что изначально и подразумевался как флагманский корабль.

Британцы обожали шутить по поводу итальянского флота, дескать, итальянцы значительно лучше строят суда, чем могут на них сражаться. Шутки шутками, но Италия всерьёз рассчитывала на собственные новые линейные корабли в будущем европейском конфликте, и к началу Первой Мировой «Джулио Чезаре» пребывал в основной военно-морской базе Таранто, неизменно проводя стрельбы и учения.

Теория линейного артиллерийского боя подразумевала, что линейные корабли должны вступать в бой лишь с линейными кораблями соперника, и артиллерийская подготовка экипажа велась самая важная. В 1916 году корабль перевели к берегам Корфу, в декабре 1917 – в южную часть Адриатики, и к концу войны он возвратился в Таранто. Целый багаж опыта «Цезаря» за Первую мировую складывался из 31 часа на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни одного столкновения с соперником не последовало.

Спуск на воду в Генуе, верфи Ансальдо. 15 октября 1911 года.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. Эпитафия великой мечте. Харьков, 2007

В межвоенный период «Джулио Чезаре», оставаясь гордостью итальянского флота, деятельно совершенствовался и дорабатывался. В первой половине 20-ых годов XX века ему поменяли фок-мачту, в 1925 – совокупность управления огнём и установили катапульту для гидросамолётов. Громаднейшие преобразования корабль претерпел в 30-х годах на протяжении капремонта – в то время ему было уже более двадцати лет! Водоизмещение линейного корабля достигло 24 000 тысячь киллограм, большая скорость – 22 узлов.

Начальное оружие включало 13 305-мм орудий, 18 120-мм орудий, 13 76-мм орудий, три торпедных аппарата, крупнокалиберные пулемёты и зенитные установки, в следствии модернизации главной калибр был рассверлён до 320 мм.

Первый важный бой итальянский линейный корабль совершил по окончании начала Второй мировой. 6 июля 1940 года у мыса Пунта Стило «Чезаре» вступил в перестрелку с флагманом английской эскадры линкором «Уорспайт», но не смог продемонстрировать себя с лучшей стороны: попадание (большая часть историков сходятся на мнении, что оно было случайным) 381-мм боеприпаса привело к пожару на «Чезаре», погибло 115 членов экипажа, были уничтожены лёгкие орудия и повреждены четыре котла. Кораблю было нужно отступать.

«Джулио Чезаре» в 1917

В ноябре 1940 года английская авиация атаковала итальянские линкоры в гавани Таранто, в следствии чего «Чезаре» был переведён сперва в Неаполь, позже в Сицилию. Второй важный бой линейный корабль совершил с британским конвоем на Мальту 27 ноября. Суда противоборствующих сторон взяли незначительные повреждения, итальянцы отошли при приближении вражеской авиации.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века «Чезаре» снова не повезло: корабль стал жертвой очередного английского авианалёта и был послан на долгий ремонт. К 1942 году стало ясно, что 30-летний корабль безнадёжно устарел. Из-за недочётов конструкции он имел возможность умереть от одного торпедного попадания, и был не может всерьёз сопротивляться вражеской авиации.

До конца военных действий линейный корабль оставался в гавани, служа в качестве плавучей казармы.

«Джулио Чезаре» в сражении у Пунта Стило. Фото сделано с линейного корабля «Конте ди Кавур»
«Новороссийск»

Италия сдалась в первой половине 40-ых годов двадцатого века. В соответствии с условиям союзников, итальянский флот должен был быть поделён между государствами-победителями.

СССР претендовал на новые линейные корабли, потому, что из линкоров в строю советских ВМС остались только дореволюционные дредноуты «Октябрьская» революция «и Севастополь», но в условиях назревающей холодной войны ни США, ни Британия не стремились усиливать флот потенциального соперника, и вместо линейного корабля типа «Литторио» постройки второй половины 30-х годов СССР был передан лишь ветхий «Джулио Чезаре». Учитывая возраст корабля, советское руководство решило применять его для подготовки экипажей. Что касается более новых итальянских линейных кораблей, они были возвращены Италии в рамках партнёрства по Североатлантическому альянсу.

9 декабря 1948 года бывшая гордость итальянского флота линейный корабль «Джулио Чезаре» вышел из Таранто и спустя 6 дней прибыл в албанский порт Влёра. В феврале 1949 года он был передан советской рабочей под руководством адмирала Левченко. 26 февраля линейный корабль пришвартовался в Севастополе, а приказом от 5 марта 1949 года – переименован в «Новороссийск».

Началась новая судьба «Джулио Чезаре».

Таранто, 1948 год. Одна из последних фотографий линейного корабля под итальянским флагом.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. Эпитафия великой мечте. Харьков, 2007

Как отмечают исследователи, корабль был принят в очень запущенном состоянии. Важного ремонта либо замены потребовали трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы, другими словами всё, что не подверглось капремонту 30-х годов. Перед сдачей корабля итальянцы отремонтировали лишь электрику, дабы корабль как минимум добрался до нового порта приписки.

Наряду с этим восстановление «Новороссийска» в Севастополе затруднялось тем, что в СССР фактически не было экспертов, обладающих итальянским языком, на котором была составлена вся документация по кораблю. Более того, технические документы были предоставлены не полностью, что ещё более усложняло ремонтные работы.

Не обращая внимания на проблемы с эксплуатацией корабля, уже в августе 1949 года «Новороссийск» участвовал в манёврах эскадры в качестве флагмана. Он ещё не стал полноценной боевой единицей, и до полного восстановления было на большом растоянии, но советское руководство желало показать удачи в освоении итальянского корабля. Разведка НАТО убедилась, что «Новороссийск» вошёл в строй ЧФ СССР, а это уже был достаточный итог.

Линкор «Новороссийск» в Северной бухте Севастополя, 1949 год

Последующие шесть лет линейный корабль совершил в постоянных ремонтах. За это время на нём установили 24 зенитных автомата калибра 37-мм, новые радиолокационные станции, средства связи и заменили итальянские турбины. Однако, эксплуатация корабля осложнялась очень некомфортными условиями для экипажа, изношенностью систем и постоянными поломками.

Октябрьская трагедия

28 октября 1955 года корабль возвратился в гавань и занял место в Северной бухте Севастополя, приблизительно в 110 метрах от берега. Глубина составляла 17 метров, плюс около 30 метров вязкого ила.

Катастрофа случилась спустя дни. На борту «Новороссийска» пребывало более полутора тысяч людей: часть экипажа (не ушедшие в увольнение), новое пополнение, солдаты и курсанты. Поминутная реконструкция случившегося потом была создана на базе показаний выживших очевидцев.

29 октября в 01:31 по Москве под корпусом корабля с правого борта в носу случился замечательный взрыв. В подводной части корпуса появилась пробоина площадью более 150 квадратных метров, с левого борта и на протяжении киля – вмятина более двух метров. Площадь повреждений подводной части около составила 340 квадратных метров на участке в 22 метра.

В пробоину сходу хлынула вода, появился крен на правый борт.

В 01:40 о взрыве сказали командующему флотом, в 02:00 было приказано буксировать корабль на мель. 02:32 – зафиксирован сильный крен на левый борт, к 03:30 на палубе выстроились незанятые моряки, у борта линейного корабля находились спасательные суда, но эвакуация не начиналась. Как позже растолковывал адмирал Пархоменко, он «не счёл вероятным заблаговременно приказать личному составу покинуть корабль, поскольку до последних мин. сохранял надежду, что корабль будет спасён, и не было мысли, что он погибнет». «Новороссийск» начал опрокидываться, моряки спасались на шлюпках, либо в воду, многие остались в линейного корабля.

К 04:14 корабль лёг на левый борт, и к 22:00 29 октября всецело провалился сквозь землю под водой. За пара часов погибло 609 человек: от взрыва, накрытые корпусом корабля в воде, в затопленных отсеках. По воспоминаниям водолазов, лишь к 1 ноября замурованные и обречённые на смерть моряки прекратили подавать сигналы.

В мае 1957 года корабль подняли, отвели в Казачью бухту, изучили и разобрали на металл.

Не всё так конкретно

Для выяснения обстоятельств взрыва была создана особая комиссия , которую возглавил помощник примьера СССР Вячеслав Малышев. Современники отзывались о нём как об инженере высочайшей эрудиции, высококлассном эксперте в судостроении, что, что характерно, ещё во второй половине 40-ых годов двадцатого века советовал отказаться от приобретения «Джулио Чезаре». В соответствии с назначенными твёрдыми сроками, рабочая группа выдала собственное заключение через две с половиной семь дней.

Официальная версия гласила, что взрыв был вызван германской магнитной миной, оставшейся по окончании Второй мировой, с зарядом силы 1000–1200 кг в тротиловом эквиваленте. Прямыми виновниками смерти людей заявили Пархоменко, и.о. начальника линейного корабля капитана Хуршудова и участника Армейского совета Черноморского флота адмирала Кулакова.

Работа ЭОН-35 у всплывшего корпуса линейного корабля. Май 1957 года.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. Эпитафия великой мечте. Харьков, 2007

Но, официальная версия, хоть и самая похожая на правду в то время, была не единственной.

Мина?

Начальные предположения, в частности самопроизвольный взрыв бензосклада либо артиллерийских погребов, отмели сходу. В первом случае бензосклады на корабле, во втором – от него попросту бы ничего не осталось, как и от гавани по большому счету.

самая вероятной версией, которая и попала в официальный отчёт, стал подрыв на мине, тем более что мины в севастопольских бухтах обнаружили ещё со времён Гражданской войны, а в первой половине 40-ых годов двадцатого века немцы заминировали всю акваторию при наступлении на Севастополь. Очевидно, бухты иногда очищались от ветхих мин, но от подрыва это не страховало.

Торпедная атака?

Следующей была версия о торпедировании линейного корабля неопознанной подлодкой. Неприятелей у СССР было даже больше чем нужно, и таковой вариант смотрелся не меньше реалистично. Но версия с торпедой была отвергнута рабочей группой при изучении повреждений.

Но рабочая группа узнала второе: на момент катастрофы охрана водного района пребывала не на должности, и проход к базе Черноморского флота практически не охранялся.

Подъём «Новороссийска»

Диверсия?

Распознанная халатность (но, она могла быть преднамеренной) охраны породила совсем ужасную версию событий – диверсия итальянских боевых пловцов. Не следует забывать, что ещё за десять лет до этого «Новороссийск» был флагманом итальянского флота, и как раз Италия владела самым суровым подводным десантом – «10-й штурмовой флотилией», подразделением замечательно обученных боевых пловцов. Что характерно, руководил отрядом уверенный антикоммунист Джунио Валерио Боргезе, публично поклявшийся отомстить СССР за такое унижение собственной страны.

Проделки КГБ?

Эта версия показалась уже в наши дни, на волне конспирологических теорий о заговорах в рядах советского руководства. Мол, заряд был установлен отечественными разведслужбами из внутриполитических целей и с ведома управления.

«Новороссийск» по окончании всплытия. Вид с носа, кормовая кромка пробоин обрезана под водой при установке бетонного пластыря
Раскрывая карты

В сентябре 2013 года мировые СМИ разнесли весть о том, что спустя 58 лет с момента катастрофы тайна, наконец-то, раскрыта. В соответствии с интервью бывшего боевого пловца вышеупомянутой 10-й флотилии Уго д`Эспозито, как раз итальянские пловцы устроили диверсию в целях мести. Но, интервью вызывает больше вопросов, чем даёт ответов, и в целом не приводится ни одного значительного доказательства в пользу данной версии.

Исходя из этого на сегодня ставить точку в данной истории – преждевременно, и этот вариант рассматривается как частично конспирологический.

Запоздавшие призы

На основании доклада особой рабочей группе в 1955 году ИО главнокомандующего флотом СССР адмиралу Горшкову были посланы представления о награждении медалями и орденами всех погибших с линкором моряков, и сохранившихся при взрыве, пришедших на помощь и отличившихся на протяжении операции водолазов и врачей. Но награждение не произошло. Только спустя четыре десятилетия стало известно, что на представлении рукой главы управления кадров ВМФ была сделана пометка: «Адмирал т. Горшков не вычисляет вероятным выходить с таким предложением».

Монумент погибшим морякам «Новороссийска»

Во второй половине 90-ых годов XX века, по окончании продолжительных обращений ветеранов корабля, правительство России дало соответствующее поручение о награждении. Основная военная прокуратура занялась изучением материалов расследования от 1955 года, засекреченные наградные страницы хранились в военно-морском архиве. Проверка прокуратуры продемонстрировала, что более 500 человек были представлены к орденам, из них шесть (посмертно) к высшей призу – ордену Ленина.

Но так как во второй половине 90-ых годов XX века уже не было ни СССР, ни флага, под котором погиб «Новороссийск», ни уже тем более призов, представленные были награждены орденами Мужества.

На сегодня мы не можем с уверенностью сказать, что же как раз случилось в ту роковую ночь. Но в самой истории «Новороссийска» была поставлена точка ещё более полувека назад: корабль разрезали на металл, дело закрыто. Нам же остаётся только обучаться на неточностях прошлого и стараться их не повторять.

Олег Соколов о Египетском походе: Битва при Абукире, Каир и поход Дезэ


Темы которые будут Вам интересны: