Несостоявшиеся советские авианосцы: начало

О создании авианосцев для советского флота написано мало. В первую очередь, это позвано тем, что эти работы так и не вышли из стадии эскизного проектирования. Но сама по себе история проектов советских авианосцев достаточно увлекательна – она разрешает проследить идея создателей «Громадного флота» 1930-х годов и лучше осознать технические трудности, каковые поднимались перед конструкторами, изобретавшими совсем новые суда.

Загадочный проект

В собственных мемуарах «Незадолго до» адмирал Н. Г. Кузнецов так обрисовывал разработку программы «Громадного флота»:

«…Первый вариант программы Народный комиссариат обороны представил правительству во второй половине 30-ых годов XX века… Было решено строить линейные корабли, другие классы и тяжёлые крейсеры надводных судов, другими словами, большой надводный флот. Строилось и много подводных лодок. Не исключалась и постройка авианосца, но она откладывалась лишь на последний год пятилетки».

Из этого можно сделать вывод, что начало строительства авианосца откладывалось до 1942 года (последний год третьей пятилетки). Но адмирал Кузнецов пара ошибается, поскольку первый вариант программы был принят еще во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Он предполагал до 1943 года ввести в строй 8 громадных и 16 малых линейных кораблей, 20 крейсеров (включая уже строившиеся суда типа «Киров»), 17 фаворитов (а также, 6 судов типа «Ленинград»), 128 эсминцев типа «Гневный» (проект 7), и 90 громадных, 164 малых и 90 средних подлодок.

Об авианосцах в программе не было сообщено ни слова.

Несостоявшиеся советские авианосцы: начало

министр ВМФ СССР флагман флота 2-го ранга Николай Герасимович Кузнецов, 1939 год
Источник – submariners.ru

В августе-сентябре 1937 года показался новый вариант программы – трансформации мотивировались тем, что ветхий был создан «вредителями» В. М. Орловым, И. М. Лудри и Р. А. Муклевичем, к тому времени уже арестованными как «враги народа». Новая программа, авторами которой стали М. В. Викторов и Л. М. Галлер, была более сбалансированной, в ней были учтены мнения экспертов Военно-морской академии (годом ранее глава Морских сил РККА В. М. Орлов распорядился прекратить консультации судостроительной индустрии с докторами наук из ВМА).

Количество линейных кораблей сократили до 18 (6 громадных и 12 малых), кроме простых легких крейсеров решили строить тяжелые с 254-мм артиллерией, а основное – для Северного и Тихоокеанского флотов предполагалось строительство двух авианосцев, а не одного, как ранее. Первый из них предполагали заложить в первой половине 40-ых годов двадцатого века, второй – годом позднее. Достройка обоих судов относилась на четвертую пятилетку (1943–1947 годы).

Глава Морских сил РККА флагман флота 1-го ранга В. М. Орлов
Источник – kreiser.unoforum.pro

Наконец, в феврале 1938 года показался третий вариант «Громадной судостроительной программы» на 1938–1945 годы. В нём больше не было малых линейных кораблей, но количество громадных (типа «СССР») возрастало до пятнадцати: 6 – для Тихого океана; 4 – для Балтики; 3 – для Черного моря; 2 – для Северного флота. Наряду с этим разработка оперативно-тактических заданий на новые суда передавалась в ведение только что созданного Главного морского штаба, главой которого стал Л. М. Галлер.

Само проектирование осуществлялось конструкторскими бюро Народного комиссариата судостроительной индустрии под контролем Управления кораблестроения народного комиссариата ВМФ.

Авианосцы в замыслах строительства Красного флота

Так, в собственных мемуарах адмирал Кузнецов пара ошибается относительно вариантов программы, года и числа авианосцев предполагаемого начала строительства первого из них. В оправдание Кузнецову напомним, что во второй половине 30-ых годов XX века он был всего лишь помощником командующего Тихоокеанским флотом и не имел возможности знать о подробностях военно-морского планирования. Наркомом ВМФ он стал только в апреле 1939 года, и на его долю выпала тяжёлая задача соотнесения замыслов с действительностью.

Первым таким шагом стал «10-летний замысел строительства судов ВМФ», представленный Кузнецовым Комитету обороны 6 августа 1939 года. В соответствии с ему, к 1948 году в строй должны были вступить 10 линейных кораблей (с 406-мм артиллерией), 8 тяжелых крейсеров (с 305-мм артиллерией) и 2 авианосца. Но по откорректированному в первой половине 40-ых годов двадцатого века варианту этого замысла за первую половину указанного срока (к 1 января 1943 года) в строй вводилось только 10 легких крейсеров (5 – типа «Киров», и 5 – типа «Чапаев»), 6 эсминца и 62 лидеров.

В постройке на текущий момент должны были пребывать 6 линейных кораблей типа «СССР», 4 тяжелых крейсера типа «Кронштадт», 21 крейсер (а также, 6 типа «Киров»), и 12 эсминцев и 86 лидеров. Ни одного авианосца до 1943 года закладывать не планировалось…

Как писал Н. Г. Кузнецов тридцать лет спустя, «в программе не придали нужного значения авианосцам. Представим себе на 60 секунд, что во второй половине сороковых годов программу удалось бы завершить. Мы имели бы громадные эскадры с линейными кораблями, но… без единого авианосца. Разве имели возможность они выйти на большом растоянии в море?». Отчего же случилось как раз так?

Часть ответа на данный вопрос дает сам Николай Герасимович: «Растолковывали это, не забываю, сложностью создания судов для того чтобы класса и особых для них самолетов». Но, Кузнецов тут же оговаривается: «В это же время, во всем мире в то время одним из наиболее значимых классов надводных судов стали авианосцы. Их строили во всех больших морских государствах: в Соединенных Штатах, японии и Англии.

Действительно, в том месте еще были в почете линейные корабли, не смотря на то, что опробования, совершённые в двадцатых годах в Америке, продемонстрировали, что самолеты смогут с успехом топить каждые суда, какой бы броней те ни владели».

Тут Кузнецов имеет в виду опыт американского энтузиаста морской авиации генерала Уильяма Митчелла в июле 1921 года, в то время, когда бомбардировкой с воздуха был потоплен трофейный германский линейный корабль «Остфрисланд». Но увидим, что данный опыт носил открыто рекламный темперамент, а его итог позвал очень неоднозначные оценки. Корабль стоял без движений, не вел заградительного огня, на нем не шло никакой борьбы за живучесть.

Наряду с этим броня линейного корабля пробита не была – он затонул от повреждений небронированных частей борта. При наличии на корабле команды она имела возможность бы легко остановить распространение воды в корпусе.

Бомбардировка линейного корабля «Остфрисланд», 21 июля 1921 года
Источник – Aviation in the US. Army, 1919–1938, United States Air Force Historical Research Center, Office of Air Force History, USAF, Washington, D.C., 1987

Наконец, для сопровождения эскадры в море авианосец должен был иметь соответствующую скорость – не меньше 30 узлов. Британцы, японцы и американцы много строили быстроходные авианосцы, а вот единственный французский авианосец «Беарн» с его скоростью в 21 узел для сопровождения современных линкоров и крейсеров был уже ненужен. Германия и Италия, не обращая внимания на большой уровень судостроительной индустрии, так и не смогли достроить ни одного авианосца.

Так, вряд ли стоит упрекать советских кораблестроителей за недооценку значения палубной авиации, в особенности до нападения японцев на Пёрл-Харбор. Разумеется, что у них было много обстоятельств с осторожностью относиться к незнакомому типу и новому кораблей ВМФ.

Первые проекты

Вопреки расхожему мифу, сама мысль авианесущего корабля в советском флоте ни при каких обстоятельствах не была под запретом. Еще в 20-е годы в Оперативном управлении Штаба РККФ разрабатывались проекты переоборудования в авианосцы громадного учебного транспорта «Океан», поврежденного пожаром линейного корабля «Фрунзе» (бывший «Полтава») и недостроенного линейного крейсера «Измаил».

В соответствии с проекту, авианосец на базе «Океана» (потом переименованного в «Комсомолец») при скорости в 15 узлов вооружался шестнадцатью 102-мм орудиями и нёс 42 самолёта. Авианосец на базе «Измаила» имел скорость 27 узлов, восемь 180-мм и такое же количество 102-мм орудий, должен был нести 50 самолётов. В проекте предусматривалось бронирование ангарной палубы до 51–64 мм.

Переоборудование «Измаила» кроме того было утверждено Совнаркомом (6 июля 1925 года), но в следующем году всю программу армейского судостроения сократили из-за отсутствия средств.

Проект переоборудования в авианосец учебного судна «Океан» («Комсомолец»)
Источник – История отечественного судостроения. Том IV

Уже на этапе проектирования первых авианосцев стало известно, что без применения зарубежного опыта вести работу над ними совсем нереально – через чур уж большое количество неочевидных нюансов имелось в их конструкции. Однако, в начале 30-х годов по заданию руководства Морских сил был создан палубный «штурмовик особенного назначения» со складывающимися крыльями на базе массового самолета-разведчика Р-5. Но в серию он не отправился – клиент объявил, что «надобность в нем прошла».

Прекращение работ над палубной авиацией и авианосцами было связано с краткосрочной победой в управлении флота идей «юный школы», потребовавшей отказа от замены и тяжёлых кораблей их легкими прибрежными силами: подлодками, береговой авиацией и торпедными катерами. Это в полной мере соответствовало сугубо оборонительной теории ВМС РККА – их задачей было не допустить вражеский флот к своим берегам, а для этого предполагалось дать ему бой на заблаговременно подготовленной минно-артиллерийской позиции.

Но уже в «Главных мыслях по формированию ВМС РККА на вторую пятилетку» от 1933 года указывалось, что «база программы строительства ВМС – развитие флота (прежде всего и в основном – подводного) и тяжелой авиации». Под авиацией подразумевалась береговая, но при смены теории следующий ход был бы очевиден.

Суда-гибриды

Появление во второй половине 30-х годов программы «Громадного флота» знаменовало возвращение к идеям «ветхой школы» и классическим представлениям о роли ВМС в борьбе за господство на море. В середине 30-х годов в ЦКБС-1 прорабатывались варианты «линкоров-гибридов» – и кораблей крейсеров с полетной палубой. Во второй половине 30-ых годов XX века проект для того чтобы корабля был заказан американской компании «Гиббс энд Кокс».

Проект линкора-авианосца компании «Гиббс энд Кокс». Вариант «С»
Источник – «Бриз», 1997, №3 (15)

Вторым вариантом корабля-гибрида стал проект крейсера «Х», разрабатывавшийся в ЦКБС-1 В первую очередь 1935 года. Это был необычный коммунистический аналог «карманного линейного корабля»: предполагалось, что корабль будет самостоятельно функционировать в открытом море и у берегов соперника, исходя из этого наровне с 240-мм артиллерией он должен был нести авиационное оружие – до 12 гидросамолетов, и… две малые подлодки «Блоха». Самолеты должны были взлетать с катапульты, а приниматься обратно – посредством особого посадочного тента.

Но достаточно не так долго осталось ждать стало известно, что столь бессчётное и разнообразное оружие, к тому же при скорости 38 узлов и поясной броне в 115 мм, никак не втискивается в стандартное водоизмещение чуть более 15 000 т. Проект «громадного крейсера» начал расти, попутно утратив собственную замечательную авиагруппу, и в итоге превратился в крейсер проекта 69 «Кронштадт».

Крейсер-гидроавианосец «Готланд»
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой войны. М.: Яуза, Эксмо, 2012

направляться подчернуть, что мысль крейсеров-гидроавианосцев была не нова: незадолго до обрисовываемых событий, в декабре 1934 года, в Швеции вступил в строй крейсер «Готланд», имевший водоизмещение всего в 4750 т, вооруженный шестью 150-мм пушками и несший восемь гидросамолетов. В один момент в Японии были заложены крейсера «Тоне» и «Тикума», вступившие в строй в 1938–1939 годах; кроме восьми 203-мм орудий и четырех трехтрубных 610-мм торпедных аппаратов, любой из них нес две катапульты и шесть гидросамолетов.

В начале 1943 года в такой же гидроавианосец был переоборудован японский тяжелый крейсер «Могами»: на нем сохранилось шесть 203-мм орудий и полное торпедное оружие (12 труб), но показались восемь поплавковых разведчиков-бомбардировщиков «Аити» E13A1. В следующем году они были заменены на модель «Аити» E13A1, предназначенную для бомбометания с пикирования – так, крейсер стал ударным авианосцем.

Тяжелый крейсер «Тоне» по состоянию на 1944 год
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой войны. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Тяжелый крейсер «Могами» по окончании переоборудования в гидроавианосец
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой войны. М.: Яуза, Эксмо, 2012
Решение принято

С 1936 года работы над проектом авианосца водоизмещением в 17 750 т в инициативном порядке велись в Центральном университете армейского кораблестроения (ЦНИИВК); во второй половине 30-ых годов XX века, по окончании передачи в Народный комиссариат судостроительной индустрии, он был переименован в ЦНИИ-45.

Тактико-технические требования к авианосцу «Громадной судостроительной программы» были утверждены главой только что созданного Главного морского штаба флагманом 2-го ранга Л. М. Галлером практически в один момент с принятием третьего варианта данной программы – 6 февраля 1938 года. Главной задачей корабля ставилось использование палубной авиации в открытом море и у берегов соперника, и противовоздушная оборона и разведка.

Л. М. Галлер
Источник – С. А. Зонин. Адмирал Л. М. Галлер. М.: Воениздат, 1991

Примечательно, что ПВО расценивалась только как второстепенная функция авианосца – об этом говорит и планируемый состав авиагруппы: 45 автомобилей, из них 30 одномоторных истребителей и 15 бомбардировщиков. Неспециализированное время всей авиагруппы оценивалось в 45 мин. при подъеме из ангара и в 20 мин. – при нахождении автомобилей на палубе.

При стандартном водоизмещении в 10 000–11 000 т, скорости в 30 дальности и узлов хода не меньше 4000 миль корабль должен был нести шесть-восемь 130-мм орудий и четыре-шесть открытых спаренных 100-мм универсальных установок; допускался кроме этого вариант лишь с универсальными орудийными установками – при таких условиях их число возрастало до двенадцати. Малокалиберная зенитная артиллерия была довольно не сильный – всего восемь 37-мм автоматов и пара 12,7-мм пулеметов. Броневая защита предполагалась только для самые важных частей корабля и должна была соответствовать защите новых легких крейсеров.

Сложным был вопрос о силовой установке корабля и устройстве дымоходов. В тактико-техническом задании, сформулированном на базе требований Галлера и направленном в Управление кораблестроения РККФ 27 июня 1938 года, предлагалось проработать вариант с дизельной установкой, но все же в качестве главного ответа рассматривалась паротурбинная эшелонированная установка.

Дым выводился или через дымоходы в обоих бортах, или через надстройку-«остров» по правому борту корабля (необходимость аналогичной надстройки все еще приводила к). Но скорость авианосца решено было расширить до 34 узлов при повышении водоизмещения до 13 000 т (на опробованиях). Оружие кроме этого было усилено: шесть 130-мм орудий в трех спаренных башнях; шестнадцать спаренных 100-мм открытых палубных универсальных установок; столько же счетверенных 37-мм автоматов; двадцать 12,7-мм пулеметов. Неприятность пребывала в том, что указанные в задании типы артиллерийских установок к этому времени ещё кроме того не начали проектировать…

Продолжение направляться

Литература:

  1. Н. Г. Кузнецов. Незадолго до. М.: Воениздат, 1969
  2. История отечественного судостроения. Том IV. Судостроение во время первых пятилеток и ВОВ. 1925–1945. СПб, Судостроение, 1996
  3. А. В. Платонов. Несостоявшиеся авианосные державы. СПб, Галея-Принт, 1999
  4. А. В. Платонов. авианосцы и Советские линкоры. СПб, Галея-Принт, 2006
  5. А. В. Платонов. Авианосцы проекта 72. // Гангут, №7 (1994)
  6. Л. А. Кузнецов. «Не исключалась и постройка авианосца…» // Гангут, №3 (1992)

Советские авианосцы фильм 1


Темы которые будут Вам интересны: