Несостоявшиеся советские авианосцы: проект 71

Предварительное проектирование советских авианесущих судов, проводившееся в 1936–1937 годах, обрисовало их неспециализированный вид. В феврале 1938 года авианосец наконец-то вошёл в третий вариант «Громадной судостроительной программы», по окончании чего глава Главного морского штаба Л. М. Галлер утвердил официальное тактико-техническое задание на его проект.

На базе лёгкого крейсера

Работа над авианосцем была поручена ЦКБС-45 Народного комиссариата судостроительной индустрии — бывшему Центральному научно-исследовательскому университету кораблестроения и вооружения (ЦНИИВК). Проект взял номер 71 и был обозначен как «авианосец малого водоизмещения». В октябре 1938 года тактико-техническое задание на него было снова рассмотрено в Главном морском штабе (ГМШ), по окончании чего Народный комиссариат судостроительной индустрии взял задание на разработку предэскизного проекта.

Применяя сделанные ранее наработки, ЦКБС-45 уже к маю 1939 года создало предэскизный проект и изготовило модель в масштабе 1:200 для продувки в аэродинамической трубе. 19 июля данный проект был направлен в Управление кораблестроения Народного комиссариата ВМФ.

Действительно, работа над проектом 71 велась скорее в инициативном порядке: управление Наркомсудпрома продолжительно не желало включать проектирование авианосца в собственный внутренний замысел работ 1939 года и сделало это только 29 ноября — уже по замыслу на 1940 год.

Несостоявшиеся советские авианосцы: проект 71

Лёгкий крейсер «Железняков» скорректированного проекта 68 (1950 год)
Источник — «Морская кампания», 2010, №1

За базу был принят крейсер проекта 68 («Чапаев») — позднее таким же образом поступят американцы, перестроив девять уже заложенных корпусов лёгких крейсеров типа «Кливленд» в авианосцы типа «Индепенденс». Это разрешало унифицировать элементы корабля с уже существующим проектом и очень сильно упростить работу, потому, что силовая установка, теоретический чертёж и целый корпус до основной броневой палубы остались неизменными.

Легко поменялась только компоновка: для компенсации веса надстройки на правом борту три котельных отделения носовой группы были пара смещены влево. Помимо этого, мало увеличили толщину бортовой брони по левому борту.

Характеристики и неспециализированное устройство проекта 71

Однако кроме того в предэскизном варианте проект авианосца очень сильно отличался от крейсера проекта 68. Не обращая внимания на то что при повышении веса корпуса (с 4412 до 5732 т) снизился вес брони (с 2393 до 1650 т), вес оружия кроме этого уменьшился (с 1670 до 743 т). топлива и Вес механизмов остался неизменным (1774 и 700 т соответственно).

В итоге при том же обычном водоизмещении (11 300 т) авианосец взял пара больший запас водоизмещения — 400 т против 165 у крейсера-«прародителя».

Став тяжелее, корпус стал и прочнее, в нем показались дополнительные продольные связи: ангар включался в комплект, наряду с этим выше основной палубы шпангоуты приобретали громадной развал, дабы обеспечить большую ширину и прочность полётной палубы. Исходя из этого было решено для удешевления конструкции отказаться от применения спецсталей (как в проекте 68) и делать корпус из простой судостроительной стали. Артиллерия, шлюпки и второе оборудование размещались ниже полётной палубы на особых выступах-спонсонах, расположенных чуть ниже полётной палубы (в передней и задней части корабля с обоих бортов).

Американский лёгкий авианосец «Рейнджер» (1934) с откидывающимися дымовыми трубами
Источник — usndazzle.com

По правому борту корабля размешалась семиярусная надстройка высотой 17 м — так называемый «остров», где пребывала ходовая рубка, посты управления авиагруппой и кораблём, и совокупности управления огнём. Тут же разместилась часть зенитных автоматов. Трубы в надстройку уже не вписывались, исходя из этого их вывели горизонтально на правый борт корабля в первых рядах и сзади «острова», чуть наклонив вниз, к воде.

Воздухозаборники для котельных отделений размешались по левому борту.

Главные параметры корпуса предполагались следующими:

«Водоизмещение: стандартное — 10 600 тысячь киллограм; полное — 13 150 тысячь киллограм.

Протяженность: по конструктивной ватерлинии — 195 метров; по полётной палубе — 215 метров

Ширина: по ватерлинии — 18,7 метра; по полётной палубе — 24 метра.

Средняя осадка (при обычном водоизмещении) — 5,88 метра».

Силовая установка повторяла таковую у крейсера проекта 68: шесть основных котлов в двух отделениях, два турбозубчатых агрегата мощностью по 55 000 л. с. при скорости вращения валов 290 оборотов в 60 секунд (в перегрузку — 63 250 л. с. и 315 оборотов). Предполагалось, что они обеспечат кораблю большую скорость в 33,75 узла, а при форсировании автомобилей она превысит 34 узла. Запас горючего составлял 2550 т — его должно было хватить на 3800 миль при перемещении экономическим ходом (при скорости 18 узлов).

Авианосец проекта 71
Источник — Гангут, №3 (1992)

Защита корабля складывалась из броневого пояса, расположенного между 38-м и 213-м шпангоутами. Ширина пояса составляла 3,3 м, из которых 1,15 м при обычном водоизмещении уходили под воду. Пояс защищал не только машинно-котельные отделения, но и погреба боезапаса. С правого борта его толщина составляла 75 мм, с левого — 100 мм (для уравновешивания надстройки). В оконечностях пояс замыкался 75-мм броневыми траверзами, а сверху прикрывался броневой палубой толщиной 50 мм.

Боевая рубка кроме этого защищалась 50-мм броней, раздельно 30-мм страницами бронировались хранилище и румпельное отделение авиационного бензина. Полётная палуба, стены острова и «ангара» прикрывались лёгкой 12-мм бронёй, посты управления огнём и универсальные артиллерийские установки — 14-мм бронёй. В целом такое бронирование надёжно защищало борта корабля от огня 130-мм орудий, а на громадных расстояниях — и от 152-мм снарядов.

Горизонтальная броня неспециализированной толщиной 62 мм имела возможность обезопасисть лишь от фугасных бомб весом до 100 кг. Но само по себе наличие бронирования палубы ограничивало её повреждения довольно маленькими участками — другими словами оставалась посадки самолётов и возможность взлёта кроме того по окончании попадания в палубу нескольких бомб.

Авианосец проекта 71, продольные сечения
Гангут, №3 (1992)

Артиллерийское оружие если сравнивать с техзаданием было существенно ослаблено. Оно складывалось из восьми одноствольных 100-мм универсальных установок Б-34 (таких же, как на крейсерах типа «Киров»), четырёх закрытых счетверённых 37-мм автоматических установок (ещё не спроектированных) и двадцати 12,7-мм пулемётов. Посты управления огнём универсальной и малокалиберной артиллерии были стабилизированными.

Авиагруппа корабля кроме этого существенно уменьшилась. Стало известно, что одноярусный ангар длиной 146 м, шириной 18 м и высотой 6 м может вместить всего 30 автомобилей со складывающимися крыльями: 10 двухместных разведчиков-бомбардировщиков и 20 одноместных истребителей. Для их доставки на палубу предназначались два электрических самолётоподъёмника, а для запуска в атмосферу — две 24-метровые пневматические катапульты в носовой части палубы.

Предполагалось, что они имели возможность придать четырёхтонному самолёту взлётную скорость до 110 км/ч. Забегая вперёд, отметим, что именно проблемы с созданием замечательной катапульты стали одной из серьёзнейших неприятностей советского флота.

Палуба оснащалась шестью тросовыми аэрофинишерами, расположенными в 10 см над палубой на расстоянии десяти метров друг от друга. По расчётам, для посадки самолёта должно было хватить тридцати-сорока метров, другими словами два аэрофинишера были как бы запасными. Любой из двух лифтов должен был снабжать подъём самолёта на полётную палубу за 15 секунд, а неспециализированное время взлёта всей авиагрупы должно было составлять не более получаса.

Погреба авиационного боезапаса рассчитывались на 20 фугасных либо бронебойных бомб по 250 кг, 110 фугасных бомб по 100 кг и 340 фугасных или химических бомб по 50 кг.

Изменение состава авиагруппы говорит о смене задач для корабля: сейчас его главной функцией становилась ПВО. По всей видимости, этим разъясняется и ослабление зенитного оружия: вместо артиллерии вражеским бомбардировщикам сейчас противостояли истребители.

Авианосец проекта 71, поперечные сечения
Гангут, №3 (1992)

Самолёты для авианосца до тех пор пока спроектированы не были, исходя из этого их характеристики определялись примерно. Истребитель-моноплан должен был иметь полётный вес 2140 кг, большую скорость 500 км/ч на высоте 5000 м, посадочную скорость 100 км/ч, длину разбега 125 м, длину пробега по окончании посадки — 142 м. Вооружался он одной 20-мм пушкой и двумя пулемётами винтовочного калибра, в перегруз имел возможность брать две 50-кг бомбы. Бомбардировщик-биплан при полётном весе в 3900 кг имел большую скорость 440 км/ч и посадочную скорость 90 км/ч, разбег 136 м и пробег 115 м, вооружался тремя 7,62-мм пулемётами (два курсовых, один турельный) и нёс 500 кг бомб.

Разумеется, бипланная схема была выбрана для бомбардировщика, дабы до минимума сократить его разбег, и добиться большой манёвренности, нужной для атак малоразмерных целей, в первую очередь с пикирования. Но к 1939 году бомбардировщики данной схемы очевидно устарели, а скорости в 440 км/ч достигали не все истребители-бипланы.

Сравнение с американским «родственником»

Для оценки проекта 71 оптимальнее сравнить его с американскими лёгкими авианосцами типа «Индепенденс». В их базу легли крейсера типа «Кливленд», ближайшие аналоги советского проекта 68: они имели схожее оружие, бронирование, размеры и силовую установку. Действительно, для увеличения остойчивости американцы оснастили корпуса авианосцев дополнительными булями, увеличив их ширину на полтора метра.

Эти були играли роль противоторпедной защиты, которой в проекте 71 не было.

Иначе, из-за того что приходилось перестраивать уже готовые корпуса, протяженность ангара была практически в два раза меньшей — всего 78,6 м при схожих высоте и ширине. Однако американский авианосец вмещал те же 30 самолётов, что и проект 71. Это разъяснялось более рациональной конструкцией американских палубных самолётов: их крылья складывались не вверх, а назад, с поворотом плоскостей вертикально.

Более маленькой была и полётная палуба — 169,2 м, на 20 с лишним метров меньше большой длины корпуса. Катапульта была всего одна, универсальной артиллерии не имелось вовсе: уже по окончании ходовых опробований две 127-мм двухорудийные башни, установленные на головном корабле серии (в оконечностях за пределами полётной палубы), заменили на счетверённые 40-мм «бофорсы». Другая ПВО складывалась из восьми спаренных «бофорсов» и двадцати двух одноствольных 20-мм «эрликонов».

Надстройка по правому борту была совсем небольшой и вмещала лишь посты управления кораблём. Дым выводился в четыре откидных трубы по тому же правому борту. Из-за наличия булей большая скорость корабля составила всего 32 узла.

Американский авианосец «Индепенденс» (1943 год), созданный с применением корпуса лёгкого крейсера типа «Кливленд». 127-мм башни ещё установлены
Norman Friedman. U.S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. Naval Institute Press, 1983
Война на пороге

Авианосцы проекта 71 должны были строиться на тех же стапелях, каковые предназначались для постройки крейсеров проектов 26 и 68. В записке, направленной в Управление кораблестроения, проектировщики давали предупреждение о том, что для постройки корабля в 1941–1942 годах нужно срочно приступить к эскизному проектированию, уделив особенное внимание конструкции полётной палубы, особому оборудованию, и созданию самих самолётов.

В сентябре 1939 года Научно-технический комитет ВМФ разглядел представленный ему проект 71 и в целом остался доволен, отметив, что по глубине проработки он приближается к эскизному. Приводила к только малая вместимость ангаров и очевидно недостаточная авиагруппа. Предлагалось расширить размеры ангара, авиагруппу довести до 40–45 автомобилей и сделать её сугубо истребительной.

Так, главной задачей авианосца становилась ПВО быстроходного соединения. Помимо этого, было выдвинуто требование повысить колличество 100-мм орудий до двенадцати и проработать возможность их замены восемью спаренными универсальными 130-мм установками (в итоге такие установки были созданы лишь по окончании войны).

В рамках устранения замечаний Научного комитета в ЦНИИ-45 начали работу над проектом тяжёлого авианосца, известного как 71б. Подобно тому, как проект 71 основывался на корпусе крейсеров проекта 68, в новом авианосце должен был употребляться последовательность механизмов и узлов строившихся линейных кораблей типа «СССР» и тяжёлых крейсеров типа «Кронштадт».

Стандартное водоизмещение корабля составляло около 24 000 т, полное перевалило за 30 000 т; скорость должна была составить 32 узла при мощности силовой установки в 210 000 л. с. Артиллерийское оружие складывалось из восьми спаренных 130-мм универсальных установок и четырёх счетверённых 37-мм автоматов, авиационное насчитывало 70 автомобилей (30 торпедоносцев и 40 истребителей). Схема бронирования в целом повторяла проект 71.

Но в Европе уже гремели битвы, и промышленность страны спешно переводилась на армейские рельсы. Сейчас советским судостроителям было не до закладки новых судов — главной их заботой стала достройка уже заложенных. В январе 1940 года неожиданно стало известно, что Народный комиссариат судостроительной индустрии явочным порядком отказался включать в собственный замысел одиннадцать уже утверждённых пунктов из заказа на 1940 год.

В их числе был и заказ на проектирование лёгкого авианосца проекта 71. Работа над авианосцами возобновилась только в первой половине 40-ых годов XX века…

Продолжение направляться.

Литература:

  1. История отечественного судостроения. Том IV. Судостроение во время первых пятилеток и ВОВ. 1925–1945. — СПб: Судостроение, 1996.
  2. Кузнецов Н. Г. Незадолго до. — М.: Воениздат, 1969.
  3. Кузнецов Л. А. Не исключалась и постройка авианосца… // Гангут, №3, 1992.
  4. Платонов А. В. Авианосцы проекта 72. // Гангут, №7, 1994.
  5. Платонов А. В. Несостоявшиеся авианосные державы. — СПб: Галея-Принт, 1999.
  6. Платонов А. В. авианосцы и Советские линкоры. — СПб: Галея-Принт, 2006.

Проект Авианосец. Специальный репортаж Артема Потемина


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: