Несостоявшийся флот конфедерации: «китайская» флотилия

В первой половине 60-ых годов XIX века дипломатические представители Соединённых Штатов в Европе были очень обеспокоены информацией, пришедшей с Дальнего Востока. Целая флотилия британских боевых судов, ранее предназначавшаяся для работы китайскому императору, осталась бесхозной. Оптимизма северянам не додавали и сведения о том, что известный крейсер конфедератов «Алабама» тенью следовал за флотилией от Южной Африки до Малаккского пролива.

Вправду ли южане собирались приобрести эти суда и из-за чего этого не произошло?

Таможня дает разрешение

Одним из последствий заключения в первой половине 40-ых годов XIX века Нанкинского соглашения было открытие пяти наибольших китайских портов для интернациональной торговли. Для её регулирования и обслуживания в Шанхае была создана Императорская морская таможня. Персонал данной работы набирался из европейцев, а сбор налогов и неспециализированный контроль осуществляли власти Китая.

Максим Ферапонтов
/
Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы
Как южане потеряли шанс приобрести флотилию вооружённых пароходов

  • флот
  • США
  • Англия
  • XIX век

В первой половине 60-х годов девятнцадцатого века главой Императорской морской таможни был волевой, амбициозный и энергичный британец Горацио Нельсон Лей, дальний родственник известного адмирала. В первой половине 60-ых годов XIX века Лей по состоянию организма был должен возвратиться в Англию, и его временно подменил второй британец — Роберт Харт. Сейчас в Китае длилась гражданская война, и повстанцы-тайпины всё ещё воображали большую опастность для страны.

На фоне активных действий европейских цинских войск и наёмников, каковые были обязаны многими собственными победами британским пароходам, приобретённым в Шанхае, для властей Китая было бы логичным попытаться заполучить большее количество судов. пираты и Тайпины мешали морской торговле Европы с Китаем, соответственно, и работе морской таможни. Помимо этого, по окончании сражений с европейцами на протяжении Второй опиумной войны 1856–1860 годов китайцы прекрасно уяснили преимущества вооружённых паровых судов для их огневой и перевозки войск помощи.

Временно руководя таможенной работой, Роберт Харт сумел заручиться помощью брата императора — князя Гуна, весьма влиятельного маньчжурского аристократа. Данный человек управлял китайский аналог МИДа и являлся приверженцем политики ограниченной модернизации Китая. князь и Харт Гун решили воспользоваться тем, что Горацио Лей находится в Англии. В первой половине 60-ых годов девятнадцатого века Харт взял формальное поручение от князя, которое должно было быть направлено Лею.

Тот должен был организовать маленькую флотилию канонерских лодок для работы в китайских водах (на эти потребности выделялось около 250 тысяч английских фунтов). Потому, что в то время у Китая не было официального диппредставителя в Англии, все хлопоты по реализации замысла очертя голову взял на себя Горацио Лей.

Несостоявшийся флот конфедерации: «китайская» флотилия

Брат китайского императора князь Гун.
metmuseum.org
Пароходы для Китая

Лей сумел взять у английского правительства согласие на приобретение судов, закупку припасов и вооружения и, самое основное, вербовку персонала (благо желающих было даже больше чем нужно). 2 сентября 1862 года разрешение дала и королева Виктория.

Для работы Лей скооперировался с капитаном английского королевского флота Шерардом Осборном, что руководил британскими канонерками в Китае на протяжении войны 1857–1860 годов, соответственно, был знаком с предполагаемым театром действий будущей флотилии. С лёгкой руки газетчиков отряд судов для китайской работы был назван флотилией Лея — Осборна.

Капитан Шерард Осборн.
pinterest.com

Три корабля Лей приобрел у английского флота. 670-тонная винтовая канонерская лодка «Могавк» был переименован в «Пекин». Винтовую канонерскую лодку «Африка» водоизмещением в 669 тысячь киллограм переименовали в «Китай», а 300-тонный винтовой шлюп «Джаспер» начал называться «Амой».

Помимо этого, у частного лица была приобретена винтовая яхта «Туле», которая сохранила собственное наименование и была выяснена в качестве тендера. Быть может, приобретение яхты стало необычной признательностью её обладателю за помощь в получении правительственного разрешения на организацию флотилии. Для перевозки припасов предназначался пароход «Балларат», что кроме этого сохранил собственное изначальное наименование.

Судостроительная верфь Лэрда взяла заказ на два парохода: винтовой «Тиетцин» (водоизмещением 448 т) и колёсный «Квантун» (водоизмещением 552 т). Наконец, флагманом флотилии стал колёсный пароход «Киангсу» (судостроитель — Уайт) водоизмещением 1000 строительных тысячь киллограм, выстроенный для турецкого правительства, но так и не оплаченный им.

Винтовой шлюп «Китай» (бывшая «Африка»).
nmrn.org.uk

Дабы избежать неприятностей с идентификацией принадлежности флотилии, новые суда должны были нести китайский флаг. В соответствии с императорскому рескрипту, национальный флаг должен был быть треугольной формы с голубым драконом на круглом красном поле. Но в руководствах князя Гуна об этом сообщено не было, а потому Лею было нужно самому придумывать флаг для собственной флотилии.

В январе 1863 года Лей и Осборн заключили между собой соглашение, по которому капитан выполнял распоряжения конкретно Лея при условии, что он сам согласен с ними. Тем самым флотилия, приобретённая на деньги китайской таможни, выводилась из подчинения властей Китая. Ни английские, ни власти Китая не были поставлены в известность о содержании соглашения.

Бесхозная флотилия

13 февраля 1863 года флотилия под руководством капитана Осборна отправилась в плавание, держа курс на Китай. Лей выехал в Китай по суше. В сентябре 1863 года, по прибытии судов в Китай, цинская провинциальная администрация не смогла применять их ни против тайпинов, ни для борьбы с бессчётными пиратами, поскольку Осборн отказывался делать её распоряжения, хотя функционировать самостоятельно.

Со своей стороны, китайский наместник Ли Хунчжан отказался сотрудничать с Осборном на его условиях, но исправно снабжал англичан провизией и деньгами.

Флагман флотилии — колёсный пароход «Киангсу».
Иллюстрация из книги «The Chinese Steam Navy 1862–1945»

В итоге китайцы отказались признавать контракт между Леем и Осборном. Такое положение не имело возможности продолжительно оставаться неизменным, тем более что заинтересованные стороны стали опасаться, что бесхозные суда попадут в руки мятежников, пиратов либо японцев. Обстановка разрешилась, в то время, когда английский посланник в Пекине приказал Осборну как возможно стремительнее послать суда в Индию либо Англию.

Флотилия «вампиров» (так именовали себя команды пароходов под руководством Осборна) была распущена. Сам Осборн получил от китайцев 10 тысяч серебряных мексиканских долларов на дорожные затраты и возвратился в Англию, где потом дослужился до адмиральского чина. Горацио Лей утратил собственный пост начальника морской таможни, а его место занял Роберт Харт.

Капитан Осборн с «Киангсу», «Квантуном», «Амоем» и «Туле» направился в Бомбей, где и он сам, и его суда попали под арест английских правительства до конца Гражданской войны в Соединенных Штатах. «Китай», «Тиетсин» и «Балларат» возвратились в Англию. «Балларат» был реализован, дабы оплатить прочие расходы и жалованье экипажей на возвращение из Китая. На этом часть истории флотилии, которая связана с Гражданской войной в Соединенных Штатах и Конфедерацией, заканчивается.

«Алабама» следует за англичанами

Обратимся к более ранним событиям, происходившим на палубе крейсера южан «Алабама». В соответствии с воспоминаниям капитана корабля Рафаэля Сэммса, 27 июля 1863 года «Алабама» двинулась от южноамериканских берегов к мысу Хорошей Надежды на встречу со своим кораблём снабжения «Агриппиной». 29 июля крейсер кинул якорь в бухте Салданья к северо-западу от Кейптауна.

9 августа «Алабама» перешла в гавань города Саймонстауна, где пребывали база и угольная станция английского флота в южноафриканских водах. Тут и произошла встреча южан с англо-китайской флотилией, шедшей из Англии в Китай. В судовом издании капитан воображает эту встречу как случайную, а обмен визитами — как норму поведения в аналогичных событиях:

«Понедельник, 10 августа. Погода красивая. Был у адмирала (командующего английской эскадрой адмирала Уокера) и был представлен его семейству. Обедал на китайском корвете “Кванг-Тунг” (“Квантун”) у начальника, Юнга.

Это один из лэрдовских колёсных пароходов, выстроенный для эскадры капитана Шерарда Осборна. С нами совместно обедали капитан (английского) фрегата “Нарцисс”, Бикфорд и флаг-офицер, лейтенант Вуд».

Запись, датированная следующем днём:

«Посетил (английский) флагманский корабль, позже был на “Кванг-Тунге”. Конопачу судно и починяюсь. Большое количество визитёров».

Так, тяжело заподозрить некую интригу на основании записей судового издания. Иначе, между британскими владениями и Лондоном в Южной Африке, у берегов которых Сэммс крейсировал до 25 сентября, была установлена постоянная сообщение (действовала почтовая пароходная линия), по которой капитан южан «приобретал известия из дома» и «отправлял корреспонденцию в Англию». До Января этого года «Алабама» охотилась на торговые суда северян в Индийском океане, доходя до Сингапура.

24 декабря в Сингапуре Сэммс опять видится с пароходом «Квантун»: «В половину девятого утра снялся с якоря “Кванг-Тунг”; последовал его примеру.Через пара мин. от подъёма якоря перегнал его». Но до самого вечера оба корабля двигались рядом. Потом «Квантун» направился в Индию, а «Алабама» опять ушла в Южную Африку — сведений о каких-либо новых контактах между Сэммсом и флотилией капитана Осборна не имеется.

Винтовая канонерка «Амой» (бывший «Джаспер»).
nmrn.org.uk

Как бы то ни было, дипслужба Альянса предпринимала действия, дабы исключить переход готовой флотилии под флаг мятежников-южан. По окончании настоятельных требований северян английские колониальные власти в Индии задержали флотилию, возвращавшуюся из Китая. Правительство Великобитании вычисляло, что в Бомбей и Шанхай находятся агенты Конфедерации, каковые собственными действиями смогут скомпрометировать английский нейтралитет.

Примечательно, что никаких сведений о таких агентах в документах дипслужбы либо флота самой Конфедерации не зафиксировано. Вероятнее, англичане и «янки» перестраховывались либо попросту ошибались.

Если бы «китайская» флотилия служила южанам…

Какие конкретно же выводы возможно сделать из всей данной истории? Из разрозненных фактов складывается неспециализированное представление о том, что американцы-британцы и северяне больше опасались перехода судов на работу к конфедератам, чем сами южане прилагали упрочнения, дабы заполучить флотилию. Кроме того в случае если представить, что в Шанхае либо Бомбее вправду пребывали агенты Конфедерации, то наличие у них средств, достаточных для найма экипажей и покупки кораблей, приводит к большим сомнениям.

Отметим, что речь заходит об огромной сумме в 250 тысяч английских фунтов, не считая текущих затрат на содержание флотилии. Быть может, сопоставимые средства имели возможность иметься на борту «Алабамы» — по крайней мере, в начале путешествия крейсера в капитанском сейфе лежало 100 тысяч фунтов.

Значительной проблемой для южан стало бы да и то, что большая часть британцев из экипажей «китайской» флотилии служило в английском королевском либо резервном флотах. Все эти люди имели правительственное разрешение на работу в Китае. Стали бы они наниматься к конфедератам без аналогичного разрешения — неизвестно.

Под командой капитана Осборна пребывали два быстроходных колёсных парохода, каковые возможно было удачно применять в качестве блокадопрорывателей. Но, в отличие от начального этапа войны, в первой половине 60-ых годов XIX века потребность конфедератов в готовых судах для перевозки армейских грузов была минимальной. Десятки быстроходных английских блокадопрорывателей систематично курсировали между блокированными английскими базами и портами южан на Бермудах, Кубе и в Нассау.

Неприятность с армейскими поставками для южных армий лежала в плоскости контроля и организации за стороны правительства Конфедерации, а не тоннажа флота блокадопрорывателей.

Неспециализированный вид на флотилию Лея и Осборна в китайских водах, слева направо: «Киангсу», «Квантун», «Амой», «Пекин», «Тиетсин» и «Китай».
Иллюстрация из книги «The Chinese Steam Navy 1862–1945»

Три винтовой пароход и канонерские лодки из состава флотилии возможно было бы применять в качестве крейсеров, но направляться не забывать, что канлодки проектировались для действий в крупных реках и прибрежных водах, а не для многомесячных океанских рейдов. Тем более что для противодействия торговле северян конфедераты уже заказали в Европе постройку более больших крейсеров, приспособленных для аналогичных задач.

Маленькая вспомогательный корабль и яхта и подавно не могли стать действенными истребителями торговли. Само собой разумеется, любой из винтовых судов теоретически имел возможность бы стать донором механизмов для новых броненосцев, но в первой половине 60-ых годов XIX века доставить их в места потенциальной постройки уже было практически нереально.

Быть может, если бы конфедераты приложили должные упрочнения, то дипслужба северян не имела возможность помешать им купить «китайскую» флотилию. Но непохоже, дабы сами южане были в этом заинтересованы.

Литература:

  1. Merli, F. J. The Alabama, British Neutrality, and the American Civil War. — Indiana University Press 2004. ISBN-10: 0253344735 ISBN-13: 978–0253344731.
  2. Foster, Kevin J. National Archives Trust Fund Board 2001. The diplomats who sank a fleet: the Confederacy’s undelivered European fleet and the Union Consular Service. ISSN: 0033–1031.
  3. Sullivan, D. M. Phantom Fleet: The Confederacy’s Unclaimed направляться Warships. — Warship International. Toledo, OH: International Naval Research Organization. XXIV (1): 12–32, 1987. ISSN 0043–0374.
  4. Wright, R. N. J. . The Chinese Steam Navy 1862–1945. — Chatham Publishing (February 1, 2001). ISBN-10: 1861761449 ISBN-13: 978–1861761446.
  5. G. M. Spence. A Forgotten Flotilla. On the «Lay-Osborn» Flotilla Sent to China in 1863. — Bromley, 1948.
  6. Wilson, W. E., McKay G. L. James D. Bulloch: Secret Agent and MasterMind of the Confederate Navy, McFarland 2012, ISBN-10: 0786466596, ISBN-13: 978–0786466597.

Андрей Комаров \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: