Несостоявшийся флот конфедерации: клиперы

В начале Гражданской войны в Соединенных Штатах южане потеряли возможность купить флот ликвидируемой Ост-Индской компании. Одвременно с этим одна из английских судоходных компаний выставила на продажу семь металлических винтовых клиперов. Приобретение сходу целой флотилии готовых судов имела возможность существенно увеличить возможности южан на море, но договор так и не был подписан…

Во второй половине 40-ых годов XIX века судовладелец и британский предприниматель Джеймс Лэминг основал Судоходную компанию паровых винтовых судов (General Screw Steam Shipping Company). До этого Лэминг около тридцати лет обладал несколькими парусниками, совершавшими регулярные рейсы между Нидерландами и Англией. Для 1848 года мысль заменить парусники винтовыми пароходами была если не революционной, то в полной мере новаторской.

В середине XIX века информация перемещалась по миру со скоростью парусного корабля и находилась в простой бумажной переписке. Деловых и личных бумаг циркулировало так большое количество, что ими возможно было загружать трюмы судов, а доставка документов была ответственным и удачным делом. Появление пароходов увеличивало скорость и надёжность доставки почты, а при неэкономичности первых паровых автомобилей лишь дорогие почтовые перевозки имели возможность обеспечить пароходным компаниям хорошую прибыль.

Почтовые пароходы мистера Лэминга

В конце 1849 года на маршрут Ливерпуль — Гибралтар — Мальта — Константинополь вышел первый 500-тонный металлический винтовой пароход «Босфор». Скоро к нему присоединились однотипные «Геллеспонт», «Пропонтида» и «Предвестник». Годом позднее компания Лэминга взяла договор на почтовые перевозки между Кейптауном и Плимутом с условиями оплаты в 30 тысяч фунтов каждый год.

Бизнес процветал и "настойчиво попросил" расширения. Судостроителю Чарльзу Мэйру из Блэквелла (пригород Лондона), выстроившему первые четыре парохода, компания заказала ещё более большие и замечательные суда: «Королева Юга», «Леди Джоселин», «Индиана», «Калькутта», «Маврикий» и «Гидасп».

Несостоявшийся флот конфедерации: клиперы

Парусно-винтовой клипер «Леди Джоселин».
historic-shipping.co.uk

В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века новые пароходы стали на почтовые маршруты между Англией, Калькуттой и Мадрасом, став индиаменами — судами, совершающими плавания в Индию. В первой половине 50-ых годов XIX века ещё одно новое судно компании («Арго») начало осуществлять почтовые рейсы между Австралией и Англией. Практически это первенствовал пароходный маршрут между метрополией и её самыми отдалёнными колониями.

В первой половине 50-ых годов XIX века и без того большой флот Лэминга пополнили винтовые клиперы «Золотое руно» (Golden Fleece), «Ясон» (Jason), «Принц» (Prince) и «Крез» (Croesus). В среднем любой из почтовых маршрутов приносил компании от 10 000 до 30 000 фунтов в год (без учёта сопутствующих пассажиров и грузов), а средняя цена постройки одного судна на все той же судоверфи в Блэквелле составила 90 000 фунтов.

Парусно-винтовой клипер «Золотое руно». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

На протяжении Крымской войны 1854–1855 годов все суда компании были зафрахтованы английским правительством для перевозки воинов, припасов и вооружения из Англии в Крым. Три корабля были утрачены: в ноябре 1854 года на протяжении урагана погиб «Принц», в феврале 1855 года на протяжении докования в Саутгемптоне сгорел «Маврикий», в апреле того же года был стёрт с лица земли пожаром «Крез».

Всего под флагом компании действовало 15 судов, а также 4 маленьких парохода водоизмещением около 500 т и 11 больших винтовых клиперов водоизмещением около 2500 т. Как упоминалось выше, три больших клипера были утрачены на протяжении Крымской войны. «Босфор» во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века перешёл в руки частного обладателя Уильяма Инмана. «Предвестник» был реализован в Россию 14 октября 1856 года. «Геллеспонт» реализовали с торгов группе частных лиц 22 января 1856 года. «Пропонтида» была реализована во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века и принимала участие в прокладке трансатлантического телеграфного кабеля.

Из рук в руки

Во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века все оставшиеся восемь судов компании были реализованы новой Европейской и Американской пароходной судоходной компании (EuropeanAmerican Steam Shipping Company). В соответствии с записям реестра, новые обладатели взяли шесть однотипных пароходов водоизмещением по 1850 т («Королева Юга», «Леди Джоселин», «Ясон», «Индиана», «Золотое Руно» и «Арго»), и два парохода больше («Гидасп» — 2243 т, «Калькутта» — 2260 т). Приведённые цифры отличаются от построечных черт, что связано с различиями в методиках оценки размеров.

Парусно-винтовой клипер «Калькутта».
historic-shipping.co.uk

Новые обладатели занимались перевозками между Гавром, Нью Йорком и-Бременом, доставляя в Соединенных Штатах эмигрантов из Европы, и снабжали сообщение с Южной Америкой. С началом восстания сипаев в Индии все суда были зафрахтованы Английской Ост-Индской компанией по 17 тысяч фунтов за любой. В этом случае речь заходит как раз о широко известной компании, которая применяла пароходы для прочих грузов и доставки военных из Англии в Индию.

Во второй половине 50-ых годов XIX века в кораблекрушении был потерян «Арго», но на этом неприятности не закончились. Денежное состояние компании было плачевным, а долги росли. Балансовая цена оставшихся семи судов оценивалась в 564 тысячи фунтов. К декабрю 1860 года обладателям не оставалось ничего иного, как реализовать Ост-Индской и Английской судоходной компании (East India and London Shipping Company Limited) целый собственный флот за 250 тысяч фунтов.

Новый обладатель не имел ни вторых судов, ни осуждённых контрактов на перевозки. До получения в июле 1861 года английских правительственных заказов на перевозку припасов и солдат из Англии в Канаду флотилия фактически бездействовала. В то время в её состав входили следующие суда:

  • «Ясон» водоизмещением в 2668 т, построен 6 августа 1853 года. Единственное судно в серии с паровой машиной компании «Джеймс Уатт и Компания» (другие пароходы снабжались автомобилями компании Модсли).
  • «Золотое руно» водоизмещением в 2768 т, на протяжении Крымской войны употреблялся как специальный транспорт для перевозки лошадей (около 500 голов за один рейс). 12 мая 1862 года с этим пароходом случился примечательный инцидент. Отношения между Англией и США были такими враждебными, что, в то время, когда в открытом море к «Золотому руну» начал приближаться громадный пароход, принятый за американский, капитан английского клипера приготовился к бою. Канониры поднялись к шести длинноствольным 24-фунтовым пушкам а также сделали пара выстрелов, но в то время, когда расстояние между судами сократилась, то стало известно, что это французский транспорт.
  • «Индиана» водоизмещением в 2365 т, построена 8 апреля 1852 года. Чтобы выяснить, откуда в Российской Федерации появился столь громадный интерес к грузу однотипного «Принца», погибшего на протяжении Крымской войны, стоит подметить, что лишь в одном из рейсов в сентябре 1857 года в трюмах «Индианы» было 65 тысяч долларов монетами.
  • «Калькутта» водоизмещением в 2261 т, вместимость — до 100 пассажиров при полной загрузке трюмов.
  • «Гидасп» водоизмещением в 2249 т, построен 30 августа 1852 года. Как и все другие клиперы серии, он был парусным кораблём со вспомогательной паровой машиной. При применении в один момент машины и парусов разгонялся до 14–15 узлов.
  • «Леди Джоселин» водоизмещением в 2242 т, оценочная цена — 80–90 тысяч фунтов. Спроектирован как запасной армейский корабль (был полностью готов к установке зарезервированного оружия), офицеры числились в резерве Королевского флота. В собственности компании — с 18 декабря 1860 года, грузоподъёмность — до 100 тюков и 3000 пассажиров груза. Был зафрахтован английским правительством, в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века перевозил солдат из Индии в Англию, годом позднее — из Англии в Новую Зеландию. Фактическая скорость под парами составляла только 7 узлов (согласно данным на 1863 год).
  • «Королева Юга» водоизмещением в 2221 т, построена 29 октября 1851 года. Построечная цена — 70 тысяч фунтов. В салоне на верхней палубе размещались 130 пассажиров. В Крымскую войну употреблялась в качестве войскового транспорта, перевозя до 800 воинов за рейс.

Потерянный шанс

Гражданская война в Соединенных Штатах началась в апреле 1861 года, а в мае посредник ливерпульской торговой фирме «Фрейзер, Тренхольм и Компания» Чарльз Приоло уже готовься предложить южанам приобрести личный Индийский флот ликвидированной английской Ост-Индской компании (не путать с Ост-Индской судоходной компанией) за 2 млн фунтов. Рассчитаться планировалось хлопком.

Парусно-винтовой клипер «Арго». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

С учётом того что сделка по продаже клиперов Ост-Индской судоходной компании была заключена за пять месяцев до начала войны, южане либо их представители не имели возможность приобрести суда за 250 тысяч фунтов. Но у них было три месяца (с апреля по июнь 1861 года), дабы попытаться перекупить их у нового обладателя. Само собой разумеется, сумма сделки была бы куда выше, чем на аукционе в декабре 1860 года, но кроме того при необходимости оплаты наличными деньгами это не должно было стать проблемой.

В начале войны Конфедерация располагала большими средствами в жёсткой валюте и при наличии политической воли имела возможность бы позволить себе приобретение всех семи судов.

При приобретения конфедераты имели возможность бы применять клиперы для перевозки хлопка из Америки в Европу — доходы от таких рейсов весьма не так долго осталось ждать покрыли бы все затраты на приобретение судов.

Тяжело сообщить, из-за чего президентской администрации Конфедерации Джефферсона Дэвиса не были предложены более современные и доходившие южанам винтовые клиперы. Быть может, в этом не был денежно заинтересован главный коммерческий партнёр южан в Англии — «Фрейзер, Тренхольм и Компания». А возможно, представитель данной компании Чарльз Приоло попросту не имел достаточной информации.

Весьма нужные суда

Любой из пароходов, главные характеристики которых приведены в таблице в конце статьи, был выстроен с учётом возможности оружия, и южанам не требовалось бы никаких переделок. Достаточно было легко поставить пушки на основную палубу и загрузить в погреба порох и снаряды. Первоначально оружием каждого из пароходов имели возможность бы стать 32-фунтовые либо 64-фунтовые гладкоствольные пушки (до 20 и 12 штук соответственно).

Этого было бы достаточно, дабы вступить в бой с любым федеральным кораблём из состава эскадры, блокировавшей тот либо другой порт Конфедерации. Стоит напомнить, что первые месяцы войны заявленная северянами блокада была «бумажной»: для активных действий у янки просто не хватало судов. Из боевых судов федералов лишь огромные винтовые фрегаты были непременно посильнее индиаменов. К счастью для южан, пять этих великанов были поодиночке разбросаны по всем блокадным станциям.

Что же касается винтовых и колёсных шлюпов северян, то по боевым возможностям и размерам они равнялись либо уступали английским клиперам. Помимо этого, южане имели возможность функционировать группами судов.

Парусно-винтовой клипер «Гидасп». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

Не считая функций прорыва блокады, индиамены существенно лучше колёсных пароходов доходили на роль истребителей торговли Альянса. Проанализировав действия собственных первых крейсеров, южане заключили , что рейдером должен быть быстроходный парусник со вспомогательной приводом и паровой машиной на гребной винт. Таких судов было заказано шесть (четыре во Франции и два в Англии), но ни один из них так ни при каких обстоятельствах и не поднял флаг Конфедеративных Штатов.

Водоизмещение строившихся крейсеров составляло около 2000 т, оружие — до 14 нарезных пушек. Что же касается винтовых клиперов, то любой из них возможно было перевооружить двенадцатью-четырнадцатью 6-дюймовыми либо тремя-четырьмя 8-дюймовыми нарезными пушками. В целом для успешных крейсерских операций хватило бы и трёх нарезных пушек на поворотных платформах.

Помимо этого, экипаж армейского корабля на 60% складывался из артиллеристов, исходя из этого уменьшение их количества серьёзно повысило бы возможности южан по найму экипажей, и автономность крейсеров.

Наконец, винтовые суда стали бы донорами механизмов для постройки броненосцев. Как мы знаем, что наличие готовых механизмов было стартовой точкой для постройки большинства броненосцев Конфедерации. В большинстве случаев, эти механизмы были изношены и маломощны, автомобили же собственной постройки являлись большой редкостью и имели очень низкие характеристики.

Набор из семи качественных и надёжных английских механизмов дал бы южанам шанс выстроить больше броненосцев и лучше обезопасисть собственные гавани.

Парусно-винтовой клипер «Королева Юга». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

Доподлинно неизвестно, из-за чего флотилия из семи хороших винтовых пароходов не попала в поле зрения английских партнёров правительства Конфедерации. Эти суда были бы удачным приобретением и имели возможность бы стать костяком океанского флота южан. Взяв флот «под ключ», конфедераты причинили бы множество проблем своим неприятелям.

Клиперы имели возможность бы стать трансатлантическими транспортами, судами охраны гаваней, океанскими крейсерами либо в крайнем случае донорами механизмов для броненосцев. Однако этого не произошло, и флот Конфедерации был обречён вести неравную борьбу в условиях подавляющего превосходства северян.

Характеристики судов, предложенных Конфедерации
(все суда выстроены в Блэквелле, материал корпуса — железо)

Наименование

Год

Водоизмещение, т

Машина

Размеры, м

Резерв под оружие

«Золотое руно»

1853

2768

350 л. с., 9 узлов

85 ? 12,8 ? 9,4

нет данных

«Ясон»

1853

2668

350 л. с., 9 узлов

85 ? 12,8 ? 9,4

нет данных

«Индиана»

1852

2365

300 л. с., 9 узлов

74 ? 8,8 ? 7,6

нет данных

«Калькутта»

1852

2261

300 л. с., 10 узлов

74 ? 11,6 ? 7,6

20 ? 32 фнт, 2 ? 10 дм

«Гидасп»

1852

2249

300 л. с., 10 узлов

75 ? 11,3 ? 7,6

20 ? 32 фнт, 2 ? 10 дм

«Леди Джоселин»

1851

2242

300 л. с., 9 узлов

82 ? 11,6 ? 7,6

20 ? 32 фнт, 2 ? 10 дм

«Королева Юга»

1851

2221

300 л. с., 10 узлов

72 ? 9,14 ? 7,6

26 ? 32 фнт, 2 ? 10 дм

литературы и Список источников:

  1. Foster, Kevin J. National Archives Trust Fund Board 2001. The diplomats who sank a fleet: the Confederacy’s undelivered European fleet and the Union Consular Service. ISSN: 0033–1031.
  2. Parker, Captain H. and Frank C. Bowen. Mail and passenger steamships of the nineteenth century. — Sampson Low, MarstonCo. ЛТД, London, 1928.
  3. Sullivan, D. M. Phantom Fleet: The Confederacy’s Unclaimed European Warships. — Warship International. Toledo, OH: International Naval Research Organization. XXIV (1): 12–32. ISSN 0043–0374.
  4. http://www.historic-shipping.co.uk.
  5. http://www.theshipslist.com.
  6. http://www.abrandonjones.com.

Клим Жуков про чайные и опиумные клиперы


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: