Несостоявшийся флот конфедерации: пароходофрегаты

С началом Гражданской войны в Соединенных Штатах американские центры военного и морские силы судостроения остались под полным контролем Альянса. Опираясь на полное господство в море, северяне собирались установить блокаду побережья Конфедерации. Появлявшись в непростом положении, южане были вынуждены заказывать постройку судов в Европе и хватались за любой шанс приобрести готовые боевые единицы.

В мае 1861 года генерал Конфедерации Пьер Борегар волей случая определил о возможности купить десять судов-индиаменов при посредничестве английского торгового дома «Фрейзер, Тренхольм и компания». Такая возможность казалась очень заманчивой, и генерал начал функционировать.

Подробности данной истории мы знаем только по воспоминаниям не всегда объективных очевидцев — к сожалению, никаких иных документальных свидетельств, не считая мемуаров, не сохранилось. По окончании войны экспрезидент Конфедерации Джефферсон Дэвис утверждал, что не имеет возможности отыскать в памяти аналогичной ситуации. Одновременно с этим другие действующие лица оставили в своих воспоминаниях в полной мере отчётливую картину событий.

Удачное предложение

В мае 1861 года на протяжении собственной поездки из Чарльстона в Монтгомери генерал Конфедерации Пьер Борегар встретил некоего Уильяма Тренхольма, папа которого Джордж Тренхольм был партнёром большой торговой фирме «Фрейзер, Тренхольм и компания» из Ливерпуля (в Чарльстоне она имела собственное представительство). Тренхольм-младший сказал генералу о ответственном предложении к правительству Конфедерации.

Его сущность сводилась к следующему: Ост-Индская компания при посредничестве названного выше торгового дома готова реализовать южанам десять собственных новых замечательных пароходов, в которых она более не испытывает недостаток. Обладатели желали взять за собственный флот 2 млн фунтов (эквивалент 10 миллионов долларов). В мемуарах Уильяма Тренхольма выговор сделан на том, что обращение шла о только что достроенных судах, тип которых указывался как ост-индиамены либо легко индиамены.

В то время индиаменами именовали суда английской Ост-Индской компании либо каждые суда, выстроенные либо совершавшие регулярные рейсы из Англии в индийские владения компании.

Несостоявшийся флот конфедерации: пароходофрегаты

Президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.
civil-war.net

Оплату планировалось произвести не деньгами, а хлопком по рыночной цене в Англии (40 тысяч тюков, приблизительно 9 млн кг). Ввиду того, что хлопок на рынках Конфедерации стоил впятеро дешевле, чем в Европе, южане должны были израсходовать на его приобретение всего 400 тысяч фунтов.

В Англии пароходы планировалось снарядить всем нужным для трансатлантического перехода, при необходимости загрузить припасами и оружием для армии южан, по окончании чего послать их в любой из дешёвых портов Конфедерации. После этого англичане должны были забрать оплату в виде хлопка и возвратиться в Европу.

Дэвис и Борегар: такие различные воспоминания

Генерал Борегар был впечатлён массой возможностей, каковые раскрывались перед Конфедерацией при одобрения этого проекта, и давал слово Тренхольму приложить все вероятные упрочнения, дабы оказать помощь в принятии правительством столь удачного предложения. В собственном письме Борегару, датированном 18 сентября 1878 года, Уильям Тренхольм писал:

«Я прекрасно не забываю, что Вы горячо поддерживали мои суждения (по этому вопросу) и применяли Ваше влияние перед правительством для хорошего решения вопроса».

Но ни помощь генерала, ни убедительные аргументы Тренхольма не дали результата. В том же письме Тренхольм упоминает о том, что никакого дискуссии проекта в его присутствии не велось, но по заданным ему вопросам у него сложилось чувство, что президент и министры просто не воображают всей важности дела. Правительство Конфедерации было уверенный в том, что война на долгое время не затянется, а потому на большом растоянии идущих замыслов стоить не требуется.

Борегар же в первой половине 60-ых годов XIX века высказывал вывод о том, что война будет продолжительной и страшной, а по окончании её окончания заявлял, что была потеряна наиболее значимая военная поставка и эту неудачу не смогли исправить ни выносливость, ни героизм воинов на полях сражений.

Генерал Конфедерации Пьер Борегар.
civil-war.net

В собственной книге «падение и Взлёт Конфедерации» экспрезидент Дэвис кроме того не упоминает о вышеописанных событиях. По воспоминаниям Дэвиса, в феврале 1861 года (уже на третий сутки по окончании вступления в должность президента) он направил капитана Рафаэля Семмса на Север в качестве тайного агента, дабы тот приобрел оружие, снаряды, оборудование, и суда для военно-морских целей. По возвращении Семмс отчитался о том, что не смог отыскать подходящих судов.

В мемуарах Дэвис сокрушается, что южане, помогавшие до войны флотскими офицерами, не смогли повести за собой собственные команды и угнать суда на Юг, тем самым лишая Конфедерацию её «законной» доли общеамериканского флота. Дэвис продолжает:

«Параллельно с отечественными попытками обзавестись судами дома мы отправили в Англию компетентного и заслуживающего доверия офицера отечественного флота, дабы в том месте приобрести либо выстроить суда, каковые возможно было бы применять как армейские».

Разумеется, президент Конфедерации осознавал важность наличия полноценных ВМС, не смотря на то, что попытка приобрести суда в стане неприятеля выглядит как минимум необычной. Отсутствие же решительной национальной помощи новообразованных ВМС основывалось на негативном предвоенном отношении южан к общеамериканскому флоту.

До начала конфликта как раз Север был заинтересован в военно-торговом флоте и морских силах для перевозки товаров из южных штатов (в первую очередь, табака и хлопка) на европейский и другие рынки. На Юге же фактически отсутствовали морские традиции, а потому президент Дэвис не осознавал важности ВМС для защиты армейских поставок из Англии и Франции, и роли рейдеров в нанесении урона торговле северян.

Чарльз Приоло: патриотизм и бизнес

Ещё одним ответственным фигурантом этого запутанного дела был Чарльз Приоло — влиятельный торговец и богатый хлопком и постоянный партнёр торгового дома «Фрейзер, Тренхольм и компания». Именно он игрался важную роль в предложенной сделке.

Пароходофрегаты Ост-Индской компании активно учавствовали в Крымской войне 1853–1856 годов.
nmrn.org.uk

Вот выдержка из письма Чарльза Приоло, посланного Пьеру Борегару через много лет по окончании войны (25 сентября 1880 года):

«Мой дорогой Генерал! С самого начало борьбы я осознавал огромную важность морских портов. Я разглядывал их как лёгкие государства, по окончании перекрытия которых последовало бы удушение.

Исходя из этого я попытался как возможно стремительнее появляться в Лондоне, дабы начать собственные поиски судов, каковые имели возможность бы долгое время пребывать в открытом море и быть большими и замечательными, дабы нести оружие равное армейским судам, либо, по крайней мере, совладать с вражескими судами, занятыми блокадой побережья. Мне повезло отыскать именно то, что и требовалось. Флот высококлассных индиаменов был доступен для клиента меньше чем за половину цены.

Они были выстроены, дабы нести оружие, и употребляться как войсковые транспорты. Четыре из них — громадные суда первого класса, а ещё шесть — мельче, вместе с тем нужны для нужных целей. По соображениям денежного характера суда более не были необходимы хозяину.

Посредством специалиста я осмотрел их и сходу вступил в переговоры довольно их приобретения. Посредничество в сделке я внес предложение почтенному мистеру Тренхольму, что, как я полагаю, связался с правительством Конфедерации в Монтгомери».

Приоло думал, что в то время не было никаких трудностей в приобретении судов, их выходе в море и достижении портов Юга. «Фрейзер, Тренхольм и компания» направили собственное предложение представителям Конфедерации перед тем, как блокадные мероприятия северян развернулись в полную силу. В то время Англия ещё не мешала подобным сделкам и, как нейтральная страна, в полной мере имела возможность реализовать невооружённое судно воюющей стороне — стоило только приложить хватает усилий и помнить об осторожности.

Время на подготовку судов к выходу в море оценивалось в шесть месяцев. К сожалению, нам неизвестно, на чём основывалась уверенность Приоло, что на суда конфедератов завербуется достаточное количество английских моряков, но сам предприниматель не видел в этом неприятности.

Прототипами индиаменов помогали пароходофрегаты Королевского флота — такие как «Тигр» 1849 года постройки.
nmrn.org.uk

Приоло так и не дождался прямого ответа от правительства Конфедерации, но был уверен, что его предложение рассмотрено и отклонено. Он был уверенный в ценности судов, а потому затягивал переговоры с продавцами как возможно продолжительнее, дабы не допустить продажу третьим лицам. Помимо этого, Приоло сохранял надежду на то, что со дня на сутки от правительства придут хорошие вести и сделка состоится.

Всё изменилось с ухудшением взаимоотношений Соединенными Штатами и Англией в связи с так называемым делом «Трента», в то время, когда две державы были на грани войны между собой. Английскому правительству срочно пригодились суда для снаряжения и транспортировки войск в Канаду, и оно зарезервировало индиамены для этих потребностей. Сделка была сорвана, никаких переговоров по ней более не велось.

Вооружённые пароходы

О каких же судах шла обращение и как соответствовало действительности предложение от «Фрейзера, Тренхольма и компании»?

По окончании подавления восстания сипаев во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века в Индии началась административная реформа, на протяжении которой страна переходила под прямое управление английской короны, а Ост-Индская компания ликвидировалась. Вследствие этого Индийский флот компании терял обладателя и выставлялся на продажу. В случае если обобщить все данные, предоставленную конфедератам, то делается ясно, что обращение шла о четырёх громадных и шести менее больших колёсных пароходах новой постройки.

Характеристики этих судов приведены в отдельной таблице в конце статьи.

«Виктория» — вооружённый колёсный пароход Индийского флота.
nmrn.org.uk

Все четыре «громадных» парохода имели большие водоизмещение и длину. К 1861 году они прослужили от 7 до 15 лет, соответственно, не могли именоваться новыми судами. Все они были выстроены из дерева (те, что сошли со стапелей бомбейских доков — из тика). Необходимо подчеркнуть, что тиковое дерево — хороший материал для корабельных корпусов и может выдерживать долгое нахождение в солёной воде без негативных последствий.

Тик долговечен, прочен, легко обрабатывается и устойчив к гниению. Благодаря столь полезным особенностям тикового дерева до наших дней в качестве корабля-музея сохранился английский фрегат «Тринкомали», построенный ещё в 1817 году.

Шесть менее больших пароходов владели достаточной мореходностью, дабы перевозить солдат и поддерживать их собственными пушками в бессчётных колониальных войнах, в которых принимали участие суда Индийского флота.

«Береника» — вооружённый колёсный пароход Индийского флота.
nmrn.org.uk

Уровень качества английских паровых котлов и машин для колёсных пароходов было эталонным, а своевременный ремонт и правильное обслуживание разрешали применять механизмы списанных судов при постройке новых. Действительно, расход угля при ходе под парами был ужасным, но пароходофрегаты были, в первую очередь, парусниками со запасными паровыми установками.

С целью проведения колониальной «политики канонерок» колёсные пароходы доходили превосходно, а вот для армейского корабля огромные гребные колёса в центре корпуса и паровая машина над ватерлинией были не сильный стороной. Достаточно было нескольких успешных попаданий, дабы вывести пароход из строя. Примером может служить бой между крейсером Конфедерации «Алабама» и колёсной канонерской лодкой Альянса «Гаттерас».

Одним из попаданий в корпус «Гаттераса» был разбит цилиндр паровой машины, и всё машинное отделение наполнилось паром. Один-единственный боеприпас вывел корабль из строя: он утратил управление и утратил шанс функционировать помпами, пламя в топках начал меркнуть.

Что касается мощности паровых автомобилей индиаменов, то для 1861 года она была уже недостаточной: громаднейшая скорость под парами не превышала 8–10 узлов. Для сравнения, колёсные блокадопрорыватели конфедератов разгонялись до 13–14 узлов, что было весьма хорошим показателем кроме того для боевых судов. Оружие индиаменов (от пяти до десяти восьмидюймовых гладкоствольных дульнозарядных пушек) возможно оценить как страшное для любого небронированного корабля.

Паровой колёсный шлюп (пароходофрегат) флота США «Саскуэханна» 1850 года постройки.
civil-war.net

Дабы более объективно оценить боевые характеристики индиаменов, возможно сравнить их с возможными противниками и аналогами в довоенном американском флоте. С 1841 по 1850 год в строй вошли четыре пароходофрегата водоизмещением от 2489 до 3825 т, скоростью от 8 до 10 узлов и с оружием от 9 до 20 восьмидюймовых гладкоствольных пушек. За годы гражданской войны, неся блокадную работу, эти ветхие суда захватили 14 судов южан.

Осадка всех четырёх «американцев» была такой же большой, как и у индиаменов, и не разрешала функционировать на мелководье.

Наконец, самая основная неприятность пребывала в вербовке экипажей. В мае 1861 года в Англии пребывали лишь два из десяти судов Индийского флота: «Асаи» и «Пенджаб». Успели бы конфедераты взять остальные пароходы и навербовать практически полторы тысячи моряков перед тем, как федеральный флот перейдёт от «бумажной» к настоящей блокаде?

Однозначного ответа на данный вопрос нет, но при заключения сделки эта история имела возможность бы иметь далеко идущие последствия.

В целом предложенные суда не являлись ни новыми, ни замечательными, но могли быть в полной мере нужными для южан — особенно в начале войны, в то время, когда под контролем Конфедерации оставались глубоководные гавани. Пароходы под флагом южан имели возможность бы успеть совершить пара удачных рейсов в Европу, а после этого стать неотъемлемой частью активной обороны некоторых портов. Применять вооружённые пароходы в качестве крейсеров было бы затруднительно из-за изюминок их конструкции, огромного расхода и большого экипажа угля, но цена в 400 тысяч фунтов за целый флот была в полной мере оправданной.

Характеристики судов, предложенных Конфедерации

Наименование

Год

Водоизмещение

Строитель

Корпус

Машина

Размеры

Оружие

«Асаи»

1854

2430 т

Бомбей*

дерево

650 ном. л. с.

76 ? 12 ? 6,5 м

10 ? 68-фунт. ГД**

«Пенджаб»

1854

2355 т

Бомбей*

дерево

650 ном. л. с.

76 ? 12 ? 6,5 м

10 ? 68-фунт. ГД**

«Астаха»

1846

1944 т

Блэквелл

дерево

500 ном. л. с.

67 ? 11 ? 7 м

8 ? 68-фунт. ГД**

«Феруз»

1848

1957 т

Бомбей*

дерево

500 ном. л. с.

67 ? 11 ? 7 м

8 ? 68-фунт. ГД**

«Окленд»

1840

1277 т

Нэпир

дерево

220 ном. л. с.

нет данных

6 ? 68-фунт. ГД**

«Семирамида»

1837

972 т

Ривер Темз

дерево

300 ном. л. с.

нет данных

6 ? 68-фунт. ГД**

«Зенобия»

1851

951 т

Бомбей*

дерево

280 ном. л. с.

59 ? 10 ? 6,4 м

6 ? 68-фунт. ГД**

«Виктория»

1839

963 т

Бомбей*

дерево

230 ном. л. с.

54 ? 8,5 ? 3 м

5 ? 68-фунт. ГД**

«Береника»

1836

896 т

Нэпир

дерево

220 ном. л. с.

52 ? 8,8 ? ? м

5 ? 68-фунт. ГД**

«Леди Каннинг»

1857

711 т

Бомбей*

дерево

160 ном. л. с.

53 ? 7,6 ? 4,3 м

4 ? 68-фунт. ГД**

* Бомбейские доки.

** ГД — гладкоствольные дульнозарядные пушки.

Литература:

  1. Nepveux, Ethel S. George: Alfred Trenholm and the Company that went to war, 1861–1865. Charleston SC, 1973.
  2. Roman, Alfred: The Military Operation of General Beauregard in the War between the States 1861 to 1865, New York, 1884.
  3. Jefferson Davis, constitutionalist: his letters, papers, and speeches / collected and edited by Dunbar Rowland. Jackson, Printed for the Mississippi Dept. of Archives and History, 1923.
  4. Basso, Hamilton, Beauregard, the ниссан блюберд. New York, 1933.
  5. Dodd, W. E., Jefferson Davis, Philadelphia, 1907.
  6. Meade, Robert D. Judah P. Benjamin, Confederate Statesman. New York, 1943.
  7. David Lyon and Rif Winfield, The Sail and Steam Navy List: All the Ships of the Royal Navy, 1815–1889, US Naval Institute Press (December 31, 2003), ISBN-10: 1861760329 ISBN-13: 978–1861760326.
  8. Charles Rathbone Low, History of the Indian Navy 1613–1863, 1877.

Ку-клукс-клан: 150 лет террора по-американски


Темы которые будут Вам интересны: